Как учебную дисциплину, менеджмент стал впервые преподавать
в одном из колледжей США Джозеф Вартон
в 1881 году. В настоящее время на Западе
менеджмент существует как одно из самых
распространенных направлений высшего
и среднего профессионального образования,
как важнейший элемент подготовки любого
специалиста, наконец, как совокупность
научных знаний и практического опыта
междисциплинарного характера из таких
областей знаний, как экономика, организация,
социология, психология, педагогика, право
и некоторых других.
В толковом словаре терминов рыночной экономики В.А.
Новикова дается следующее определение
менеджмента. Менеджмент (management) - научно-практическая
форма управления предприятием в условиях
рыночной экономики, ориентированная
на наивысшую эффективность деятельности
производства или сферы услуг. Современный
менеджмент означает, прежде всего, группу
лиц, осуществляющих в рамках организации
предпринимательские и управленческие
функции. Само же слово "менеджмент"
пришло к нам из английского языка и в
переводе примерно означает "объезжать
лошадей", а в свою очередь восходит
к латинскому manus - рука. В русском языке
эквивалентом этого понятия является
слово "руководство".
Менеджмент - это тип управления, необходимый организациям
в условиях рыночной экономики и представляющий
собой:
- систему экономического управления, позволяющую своевременно перестраиваться и быстро реагировать на конъюнктуру рынка и условия конкурентной борьбы;
- систему человеческого (гуманитарного) управления, которая основывается на знании и использовании личностных характеристик и особенностей.
Кроме того, практическая
реализация управленческих и предпринимательских функций также называется
менеджментом и может рассматриваться
в двух аспектах:
- с одной стороны, это - управление организацией, действующее в условиях рынка в автономном режиме и связанное с необходимостью принимать самостоятельные управленческие решения в любых неожиданных обстоятельствах;
- с другой стороны, это управление самостоятельным видом деятельности, например? проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий, причем не обязательно предполагающее создание организации и руководство подчиненными.
Основные
виды менеджмента, свойственные современным организациям
и связанные с различными процессами,
протекающими внутри них:
- Организационное управление, объектом которого являются процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею, механизма реализации управленческих функций, выработки регламентов и инструкций для нормального функционирования организации.
- Перспективное управление (стратегический менеджмент), в рамках которого ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения и таким образом обеспечивается ее будущая жизнеспособность.
- Текущее управление связано с постановкой конкретных задач, координацией процесса их решения, обеспечением предприятия (организации) всеми необходимыми ресурсами (материальными, людскими, информационными и финансовыми), контролем и оценкой достигнутых результатов, а также осуществлением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.
Объекты
текущего и перспективного у правления.
Текущее и перспективное
управление имеет несколько объектов,
к которым можно отнести следующие:
- производство;
- материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции;
- инновации, то есть нововведения;
- маркетинг;
- кадры;
- финансы;
- эккаунтинг, то есть деятельность по учету и анализу хозяйственных процессов в организации.
Управление
производством направлено на выбор основных параметров
технологического процесса; определение
объема текущего выпуска продукции или
оказания услуг, загрузки оборудования;
расстановку людей; организацию подачи
материалов, сырья, комплектующих деталей
и информации к местам их использования;
своевременный ремонт оборудования и
техники, оперативное устранение сбоев
и неполадок в технологическом процессе;
контроль качества.
Управление
материально-техническим снабжением
и сбытом готовой продукции состоит в организации заключения хозяйственных
договоров; закупки, доставкой хранения
сырья, материалов, комплектующих изделий,
а также произведенных товаров и их отправки
покупателям.
Объектом управления инновациями является процесс научных исследований,
прикладных разработок; создание опытных
образцов и внедрение новинок в производство.
Управление
маркетингом занимается вопросами изучения рынков;
существующей и перспективной конъюнктуры;
формирования каналов сбыта, выработки
ценовой политики; рекламы и некоторых
других.
Управление
кадрами в настоящее время рассматривается более
широко - как социальное управление,
решает задачи подбора, расстановки, обучения,
повышения квалификации кадров; вознаграждения
и стимулирования труда; создания благоприятного
морально-психологического климата; улучшения
условий труда и быта работников; поддержания
контактов с профсоюзной организацией
и разрешения трудовых споров и конфликтов.
Сущность финансового управления заключается в составлении бюджета и
финансового плана организации; формировании
и распределении ее финансовых ресурсов,
портфеля инвестиций; оценке текущего
и перспективного финансового состояния
и принятии необходимых мер по их укреплению.
Управление
эккаунтингом связано с процессом сбора, обработки
и анализа данных о работе организации,
их сравнением с исходными и плановыми
показателями, результатами деятельности
других организаций с целью своевременного
выявления проблем, вскрытия резервов
для обеспечения более полного использования
имеющегося потенциала.
5. Методы управленческой деятельности
и принципы их реализации.
Методы управления - это
способы воздействия управляющей подсистемы - субъекта управления
- на управляемую подсистему - объект управления
(работник, коллектив, организационно-экономический
объект управления) для достижения поставленных
целей. Различают методы управления и
методы процесса управления. Методы управления
характеризуют законченный процесс воздействия
на объект управления; методами, процесса
управления выполняются лишь отдельные
работы. Различают также методы прямого
и косвенного воздействия, формальные
и неформальные. При использовании методов
прямого воздействия предполагается получить
непосредственный результат воздействия:
методами косвенного воздействия создаются
условия для достижения высоких результатов.
Соотношение методов формального и неформального
воздействия отражает характерные черты
стиля управления.
В менеджменте принято
выделять четыре группы методов управленческой
деятельности:
- с помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным методам. Это пассивные методы, которые создают так называемые рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации. Они способствуют проектированию и учреждению предприятия (организации) во времени и пространстве; с их помощью создают нормы, регламенты, необходимые инструкции поведения в различных ситуациях. К ним относятся: методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и др.
- на основе административных методов (методов властной мотивации) происходит вмешательство в саму деятельность организации. Это активные методы, получившие наибольшее распространение в армии, на транспорте, и ориентированы либо на прямое принуждение людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создание возможности такого принуждения. На практике они реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Причем, их применение может сопровождаться поощрениями или санкциями в отношении исполнителей за выполненную работу. Основной недостаток административных методов состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на инициативу и рост.
- экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект управления, когда непосредственным исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они самостоятельно ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами, которые в отличие от административных методов являются не просто заслуженными, а заработанными (например, за счет экономии или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленной личной инициативы). Так как размер выплат прямо пропорционально зависит от достигнутого результата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении. Основным недостатком этих методов является ограниченность в стимулировании действий работника (например, применительно к людям интеллектуальных профессий, поскольку для них деньги - важный, но зачастую не самый главный стимул работы).
- социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности:
- они нацелены на формирование благоприятного морально-психоло-гического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя из "диктатора" в "отца семейства";
- направлены на раскрытие личных способностей каждого работника, помощи в его совершенствовании, что в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей повседневной деятельности, а следовательно – к повышению ее эффективности.
Впервые
термин «принципы управления» ввел
инженер-технолог Ф. Тейлор, который
в 1911 г. опубликовал
работу под названием «Принципы научного
менеджмента». На основе изучения способов
"выполнения работ и трудовых операций
он сформулировал четыре принципа управления
индивидуальным трудом рабочих:
- научный подход к выполнению каждого элемента работы:
- научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
- кооперация с рабочими;
- разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
Другой
известный специалист в области
менеджмента Анри Файоль в 1916 г.
в книге «Общее и промышленное управление»,
предложил формализованное описание работы
управляющих в организациях и сформулировал
14 принципов управления, которыми предлагалось
руководствоваться при решении управленческих
задач при выполнении функций менеджмента.
Социолог
М. Вебер на основе обобщения прусского
опыта управления административными
организациями разработал так называемые
универсальные правила, которыми, по его
мнению должны руководствоваться любые
органы управления. Изучение принципов
управления было в дальнейшем продолжено
рядом отечественных и зарубежных ученых.
Принципы
управления отражают теоретический
идеал управления,
к достижению которого необходимо стремиться.
Реализация этих принципов является критерием
эффективности и научности управления
на всех его уровнях.
Следует отметить, что
перечисленные выше методы управления
на практике реализуются в соответствии с определенными принципами (правилами):
- Принцип научности в сочетании с элементами искусства, который означает использование данных и выводов множества наук, требует от руководителей большого опыта, владения искусством межличностного общения и т.д.
- Принцип целенаправленности, согласно которому процесс управления должен быть ориентированным на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.
- Важным принципом менеджмента является его функциональная специализация в сочетании с универсальностью, сущность которого состоит в том, к каждому объекту управленческой деятельности существует индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям его функционирования.
- Принцип руководства людьми заключается в том, что действия, предпринимаемые по отношению к различным категориям людей, должны иметь в основе нечто общее, универсальное (независимо от того, кто эти люди - солдаты или академики, артисты или чиновники).
- Принцип последовательности означает, что действия, из которых состоит любой управленческий процесс, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени. Причем, в ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, например: планирование, контроль, составление бухгалтерских отчетов и др.
- Непрерывность осуществления хозяйственных процессов в организации требует соответственно и непрерывности управления ими, контроля и координации деятельности персонала. Это позволяет своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы.
- Принцип оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации позволяет обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации.
- Так как само управление осуществляется людьми, то оно, в свою очередь, невозможно без соблюдения такого принципа, как учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Соблюдение этого принципа обеспечит нормальный морально-психологический климат в организации и принятие взвешенных решений, которые будут надлежащим образом исполняться.
- Принцип обеспечения единства прав и ответственности в каждом его звене необходим для нормального протекания управленческого процесса, так как избыток прав по сравнению с ответственностью приводит на практике к управленческому произволу; а недостаток парализует деловую активность и инициативу.
10.Принцип состязательности
участников управления на основе личной заинтересованности
в успехе должен способствовать поддержке
и развитию на предприятии разнообразных
мотиваторов (материальное поощрение,
возможность продвижения по службе), самореализации,
получения новых знаний и навыков.
11 Максимально широкое
вовлечение исполнителей в процесс подготовки
решений, причем на самых ранних его стадиях означает,
что решения, в которые вложен собственный
труд и идеи, будут реализовываться с большей
активностью и заинтересованностью, чем
"спущенные сверху".
ЛЕКЦИЯ 2
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОЙ
МЫСЛИ В СФЕРЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Рассматривая развитие теории и практики управления,
выделяют несколько исторических периодов.
I. Древний период 9-7 тыс. лет до н. э., примерно
до XVIII в.
II. Индустриальный период (1776-1890 гг.).
III. Период систематизации (1856-1960 гг.).
IV. Информационный период (1960 г. — по настоящее
время).
Прежде чем выделиться
в самостоятельную область знаний,
человечество по крупицам тысячелетиями
накапливало опыт управления.
Управление в той
или иной форме бытовало всегда там,
где люди осуществляли совместную деятельность.
Даже в самых древних обществах требовались
личности, которые бы координировали и
направляли деятельность группы (сбор
пищи, строительство жилья, защита и т.
п.).
Первые, самые простые,
формы упорядочения совместной деятельности
возникли на стадии первобытно-общинного строя. Первые «управленцы»
— старейшины и вожди родов и племен.
Примерно в 9-7 тыс. до н.
э. в ряде мест Ближнего Востока произошел
переход от присваивающего хозяйства (сбор плодов, охота
и т. п.) к производящей экономике (производство
продуктов). Это событие явилось точкой
отсчета зарождения нового вида специфической
деятельности — управления.
В Древнем Египте (3000-2800
гг. до н. э.) был накоплен богатый
опыт управления государственным хозяйством.
Сформировался достаточно развитый для того
времени государственный аппарат и структура
по его обслуживанию (чиновники-писцы
и т. п.).
Одним из первых, кто дал
характеристику управления как особой
сферы деятельности, был Сократ (470-399
гг. до н. э.). На основе анализа различных
форм управления он провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 гг. до н. э.) дал
классификацию форм государственного
управления, предпринял попытку разграничить
функции органов управления.
Приведенные исторические
примеры дают представление о
том, какие проблемы были актуальными на ранних стадиях
развития древнего искусства управления
и современной науки — менеджмента.