Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:46, курс лекций

Описание

Лекция 1: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.
ЛЕКЦИЯ 2: ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ В СФЕРЕ МЕНЕДЖМЕНТА
ЛЕКЦИЯ 3: Тема 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
ЛЕКЦИЯ 5: Лекция 5: «Планирование как функция менеджмента»

Работа состоит из  1 файл

Декция 1 полная.doc

— 789.00 Кб (Скачать документ)

Индустриальный период ознаменован появлением трудов А. Смита, который проанализировал различные формы разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства; Р. Оуэна, провозгласившего гуманизацию управления производством, необходимость обучения, улучшение условий труда.

По сути, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции  в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей привели к тому, что сами владельцы уже не могли контролировать деятельность всех работников. Появилась необходимость в управленцах, которые бы могли представлять интересы владельца на местах. Для этих целей обучали лучших работников. Они и стали первыми менеджерами.

Выделяют  несколько этапов становления науки  управления, которые отражают систему взглядов в определенный период времени.

1. Подход с позиций различных научных школ:

  • школа научного управления. Основоположник — Ф. Тейлор сформулировал основные принципы управления предприятием в своем главном труде «Принципы научного менеджмента» (1911 г.);
  • административная школа. Основоположник А. Файоль первым предложил формальное описание работы управляющих в организации по их функциональным признакам. М. Вебер создал классическую теорию бюрократии, ввел понятия «власти» и «авторитета»;
  • школа человеческих отношений (1930-е гг.). Э. Мэйо и его единомышленники в качестве основного фактора производительности рассматривали человеческий фактор, подчеркивая важность не только личностных характеристик индивида, но и взаимоотношений в группе (групповая динамика). Позднее (1950-е) на базе этой школы была создана школа поведенческих наук (А. Маслоу, МакГрегор и др.), основной вклад которой состоял в разработке и обосновании мотивационных теорий;

• количественный подход к принятию управленческих решений опирается на инженерные науки, математику, статистику и позволяет использовать количественные модели, методы и критерии оценки при принятии управленческих решений.

2. Процессный подход рассматривает управление как процесс, объединяющий основные функции менеджмента в серию непрерывных взаимосвязанных действий.

  1. Системный подход к управлению сформулировал понятие внешней среды предприятия и значение анализа внешней среды для предприятия.
  2. Ситуационный подход пытается увязать конкретные методы, технологии с конкретными ситуациями для достижения целей предприятия при рациональном использовании ресурсов, предполагает анализ ситуационных переменных.
  3. Новые подходы к управлению.

Каждая научная школа / научный подход, решая актуальные для своего времени проблемы, формулировали  принципы управления, большая часть которых применяется и сегодня. Многие принципы имеют универсальный характер, но эффективность их применения будет зависеть от профессионализма менеджеров в оценке конкретной ситуации (табл. 1).

То, что происходит сегодня  в теории и практике управления, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, бихевиоральному, нашедшему свое отражение в японской модели, приходит направление (неформальное, основанное на лидерстве), которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное».

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ШКОЛЫ «НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА» (ПРИНЦИПЫ Ф. ТЕЙЛОРА)

 

Первые попытки теоретического обобщения накопленного опыта были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производственных процессов, развитие инфраструктуры (железнодорожный транспорт, телеграфная и телефонная связь) способствовали росту размеров предприятий. В ситуации ненасыщенных рынков ключевым фактором успеха функционирования предприятия являлись объемы продаж и доступность цены. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб. Именно поэтому управление мощными корпорациями, ориентированными на рынки большой емкости, с позиций эффективного распределения и использования ресурсов, в том числе и человеческих, стало основной проблемой менеджмента на рубеже XIX и XX вв.

У истоков школы «научного  менеджмента» стояли Ф. Тей-тор, супруги  Ф. и Л. Гилберты, Г. Гант.

Первый крупный шаг  к рассмотрению менеджмента как научного управления был сделан американским инженером Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Областью профессиональных интересов стала проблема роста производительности труда в организации.

Основные труды Ф. Тейлора:

•«Управление фабрикой», 1903 г.

•«Принципы научного менеджмента», 1911 г.

В них были сформулированы методы научной организации труда, основанные на анализе рабочего времени  и рабочих движений, стандартизации приемов и орудий труда. Эффективность совместного труда в организации рассматривалась с позиций затрат времени и движения. Расчленение работы на автономные, полностью программируемые элементы и последующее оптимальное объединение их в единое целое — обязательные условия, которые в соответствии с концепцией школы научного управления формируют высокопроизводительную организацию.

Тейлор утверждал, что  менеджмент — это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование позволяет решить проблему роста производительности труда. Если на научной основе отобрать людей, обучить их, применяя прогрессивные методы, активизировать их деятельность с использованием различных стимулов и соединить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Его основная заслуга в том, что он:

  • разработал методологические основы нормирования труда;
  • стандартизировал рабочие операции;
  • внедрил в практику научные подходы подбора и расстановки кадров;
  • разработал методы стимулирования труда рабочих;
  • добился признания того, что работа и ответственность делятся между рабочими и менеджерами почти поровну.

1. Авторы теории «научного  менеджмента» полагали, что, используя  наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного более эффективного их выполнения (анализ содержания работы и определение ее компонентов).

  1. Учет человеческого фактора. Важным вкладом явилось систематическое использование стимулирования с целью заинтересованности работников в увеличении, производительности труда и объемов производства. Предусматривалась также возможность необходимого отдыха и неизбежных перерывов в производстве. Это давало руководству возможность устанавливать .нормы выработки и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум.
  2. Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от физического выполнения работы. Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению — это определенная специальность, и что организация выиграет, если каждая группа сотрудников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. Раньше рабочие сами планировали свою работу.

Благодаря концепции  научного менеджмента управление стало  широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители, практики и ученые увидели, что методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике реализации целей предприятия.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ (АДМИНИСТРАТИВНОЙ) ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Представители административной школы управления пытались взглянуть  на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности функционирования организаций. Основная цель школы — создание (описание) универсальных принципов управления, применение которых обязательно приведет организацию к успеху. Особенностью классической школы является то, что ее представители считали, что существует только один-единственный способ эффективного управления организацией, именно его поиски и представляли основной научный интерес.

Основателем классической (административной) школы является французский предприниматель Анри Файоль (1841-1925). Его основополагающий труд «Общий и промышленный менеджмент» был опубликован в 1916 г. Он первым предложил формализованное описание работы управляющих и сформулировал основные функции управления: «Управлять — это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Американцы назвали

А. Файоля отцом менеджмента.

Принципы управления

Принцип

Содержание принципов

1. Разделение  труда

Специализация работ  для эффективного использования  труда работающего

2. Полномочия и ответственность

Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы

3. Дисциплина

Выполнение условий  соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины

4. Единоначалие

Получение распоряжений и отчет только перед одним  непосредственным начальником

5. Единство действий

Объединение действий с  одинаковой целью в группы и работа по единому плану

6. Подчиненность интересов

Преимущество интересов  организации перед личных личными  интересами

7. Вознаграждение

Получение работниками справедливого вознаграждения за работу

8. Централизация

Достижение лучших результатов  при правильном соотношении между  централизацией и децентрализацией

9. Скалярная цепь

Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между  уровнями иерархии через непрерывную цепь команд («цепь начальников»)

10. Порядок

Рабочее место для  каждого работника и каждый работник на своем месте

11. Справедливость

Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи

12. Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность к организации  и долгосрочную работу

13. Инициатива

Поощрение работающих к  выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ

14. Корпоративный дух

Гармония интересов  персонала и организации («в единении — сила»)


 

Другим представителем классической школы является профессор  экономики из Германии Макс Вебер (1864-1920), который предложил концепцию  «рациональной бюрократии». Он выдвинул положение, согласно которому бюрократия — порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации. По М. Веберу, предприятие — это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Поэтому большое значение придается:

  • технико-экономическим связям и зависимостям различных факторов производства;
  • использованию аналитических методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно применить на практике;
  • стремлению к сохранению стабильности, всеобщему контролю и надзору за качеством и выполнением плановых заданий;
  • представлению высших руководителей как людей, которые «мудрее, чем рынок», и т. д.

Ключевым фактором успеха на рынке Вебер считал снижение издержек. Главное внимание уделяется внутренней экономичности, которая характеризует выпуск на единицу затрат. При этом должны быть обеспечены высокое качество, низкие затраты и цены, эффективное распределение. Выполнение этих условий гарантирует предприятию получение достаточного возврата на капитал, рост организации.

Мы видим, что теоретиков управления первой половины XX в. мало волновали проблемы делового окружения. Они придерживались взгляда на предприятие как на «закрытую систему», основными характеристиками которого являлись:

  • стабильность целей, задач, условий деятельности;
  • рост масштабов производства — как главный фактор успеха и конкурентоспособности;
  • рациональная организация производства, эффективное использование ресурсов — основная задача менеджмента;
  • производительность труда производственных рабочих — главный источник прибавочной стоимости;
  • контроль, функциональное разделение труда, нормы стандарты и правила, эффективное использование ресурсов — основа системы управления.

К такой системе научных  взглядов привела логика промышленного  развития, результатом которой явилось формирование крупных организаций, корпораций, где сосредоточились огромные ресурсы

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ШКОЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ  НАУК

 

Школа человеческих отношений  появилась на рубеже 20-30-х гг. В  ее основу были положены достижения психологии и социологии, именно поэтому проблема повышения производительности труда решалась посредством изучения поведения человека в трудовом процессе. Ученые понимали, что, сосредоточив свое внимание на человеке, они смогут предложить методы эффективного стимулирования труда.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"