Маркетинг в российских банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 05:15, курсовая работа

Описание

Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого
предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид
предпринимательской деятельности не составляет исключения. Целью
политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение
клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в
конечном счете, — увеличение получаемой прибыли.

Содержание

Введение.
Глава 1 Теоретические основы маркетинга в российских банках
Сущность маркетинга в банке
Организационная структура банка и маркетинговая служба
Особенности банковского маркетинга
Глава 2 Управление маркетинговой деятельностью в Сбебанке РФ
2.1 Общая характеристика банка
2.2 Организация маркетинга в Сбербанке РФ
2.3 Анализ средств рекламы, применяемых в Сбербанке РФ
Заключение
Список источников

Работа состоит из  1 файл

маркетинг в российских банках.docx

— 72.86 Кб (Скачать документ)

· Определение целей развития банка;

· Подготовка и обеспечение реализации стратегической программы;

· Выявление новых перспективных  сфер и направлений деятельности банка;

· Разработка нормативной документации;

· Обеспечение банка необходимыми кадрами с учетом перспектив его  развития.

Функции других подразделений и  служб определяются нормативными документами  банка.

Структура банка не представляет нечто  застывшее, а постоянно модернизируется  в соответствии с его новыми целями и задачами. В то же время на организационное  строение банка большой отпечаток  накладывает его внутренняя культура, наличие традиций, определяющих основы поведения руководителей и сотрудников. Здесь очень многое зависит от уровня руководства.

Любые изменения в структуре  банка, которые обусловлены: внедрением в практику новых услуг, изменениями  в характере обслуживания клиентов, намерением руководства расширить  степень охвата рынка, использованием более совершенной техники, новых  методов работы - порой коренным образом изменяют требования к персоналу  банка, его сотрудникам. Это еще  более обостряет проблему банковских кадров - их квалификации, столь болезненную  для многих коммерческих банков России.

Служба маркетинга в банках.

Для успешной деятельности банка ему  необходима служба маркетинга. Следует  выделить особенности деятельности маркетологов в банке. Конкретным сотрудникам  поручают отдельные участки - маркетинговые  исследования, реклама и стимулирование сбыта, ценообразование и т.д.

Крупные банки, как правило, создают  фундаментальные отделы маркетинга, занимающиеся всем спектром проблем. Для  российских маркетологов в банковском бизнесе особенно характерны следующие  направления деятельности:

· обеспечение рынка сбыта банковских услуг;

· определение характера функционирования банка на рынке;

· налаживание партнерских отношений  с клиентурой;

· создание условий для конкурентоспособности  банка;

· формирование ценовой политики.

Российские банки уделяют много  внимания и денежных средств рекламе, изучению стратегии и тактики  конкурентов. В некоторых банках маркетинговые службы обеспечивают анализ рыночной ситуации, изучают  ее динамику, подготавливают для руководства  предложения по совершенствованию  маркетинговой политики.

Если маркетинговая программа  банка направлена на более эффективное  использование тех услуг, которые  банк уже оказывает клиентуре, то служба маркетинга работает над тем, как увеличить долю рынка, расширить  клиентуру, что достигается соответствующей  политикой цен благодаря снижению издержек и форсированной рекламе. Нередко в этом случае происходит расширение комплекса предоставляемых  услуг за счет внедрения в практику сопутствующих услуг. С расширением  сети филиалов появляется возможность  включить в орбиту пользователей  услуг банка новых клиентов. Но большинство крупных и даже средних  банков в политике маркетинга постоянно  развивают круг банковских продуктов, расширяют их ассортимент, внедряют новые виды услуг. Это позволяет  поддерживать высокие темпы развития и повышение эффективности деятельности банка.

Особое внимание маркетингу уделяется  банками, развивающими международные  связи. Некоторые банки стремятся  создать и расширить сеть своих  филиалов за рубежом, включая государства  СНГ. Опыт показывает, что последнее  направление маркетинга - весьма перспективное, открывает для российских рынков новые возможности.

Для того, чтобы работать в сфере  банковского маркетинга, необходимо обладать широким кругом познаний, иметь фундаментальную экономическую  подготовку. В противном случае из-за рыночных просчетов банк может потерять очень многое, и российская практика дает немало тому примеров. Поэтому  уточним, какие требования должны предъявляться  к специалистам по маркетингу.

1. Наличие глубоких макроэкономических  познаний

2. Детальное знание рынка, законов  его развития.

3. Доскональное освоение узкой  маркетинговой специальности.

4. Свободная ориентация во всей  совокупности экономических отношений  в области рынка.

Кроме того, обязательны такие качества, как предприимчивость, ответственность, честность, принципиальность, скромность, физическое здоровье.

 

 

 

 

1.3 Особенности  банковского маркетинга.

Основные  концепции маркетинга.

Маркетинг должен начинаться с принятия концепции, которая характеризует  не виды деятельности банка, а его  цель, идеологию, стратегию. Если банк принял концепцию, он может использовать самые разные формы организации  работы в области маркетинга в  зависимости от конкретных внутренних обстоятельств и тех внешних  условий, в которых осуществляет свою деятельность.

В зависимости от вида банков (размера, специфики деятельности, учредителей), согласно их целям и задачам и  разрабатывается концепция маркетинга, которой они будут придерживаться на протяжении всей своей истории. Это  могут позволить себе только крупные, сильные банки с большим уставным капиталом и высоким авторитетом  учредителей. Другие меняют свою основную концепцию в зависимости от динамики внешних внутренних факторов, имея одну основную и несколько альтернативных. Но большая часть банков придерживается нескольких концепций одновременно в зависимости от специфики различных  предлагаемых ими услуг и (или) контролируемых рынков.

Основные концепции маркетинговой  деятельности следующие:

Производственная - самая старая из всех существующих концепций. Согласно ей потребитель ориентируется на доступные для себя услуги, имеющие  невысокую цену.

Продуктовая - состоит в ориентации клиентов на те услуги, которые по своим  характеристикам и качествам  превосходят аналоги, и тем самым  дают потребителям большие выгоды.

Торговая - основывается на том, что  если дать возможность потребителю  выбирать, то он бы пользовался меньшим  количеством услуг данного банка. Поэтому необходимо использовать все  возможности торговой техники и  рекламы, все рычаги и элементы маркетинга, чтобы обеспечить необходимый уровень  реализации услуг.

Традиционная - цели маркетинговой  деятельности могут быть достигнуты только путем анализа потребностей и мотивации спроса отдельных  социальных групп и контактных аудиторий, т.к. предложение услуг более конкурентоспособно для определенных социальных слоев  или определенного рынка.

Социальная - маркетинговая политика, особенно банков, обязана давать приоритет  общечеловеческим, а не узковедомственным  интересам.

В 80-е годы на Западе возникло понятие  стратегического маркетинга. Стратегическая концепция маркетинга означает смещение акцента с потребителя (клиента) или продукта на внешнее окружение  фирмы. Всестороннее знание потребителей становится недостаточным. Чтобы достичь  успеха, маркетолог должен знать потребителя  в контексте, который включает конкуренцию, правительственную политику и регулирование, более широкие экономические, политические и социальные факторы макросреды, которые и определяют эволюцию рынка  и маркетинга.

Стратегии управления маркетинговой  деятельностью.

Сбор информации, анализ и прогноз  каждого из элементов системы  маркетинга в банке, выявление его  конкурентных преимуществ должны найти  своё отражение в стратегии управления маркетинговой деятельностью. Стратегия  показывает, как достигнуть поставленных целей; она определяет, где, когда  и как банк будет предоставлять  услуги клиентам.

При формировании банковской стратегии  пользуются подходами, основанными  на построении двумерных матриц, в  котором каждому сектору матрицы  соответствует определенная типовая  стратегия. В частности, матрица  «товары и рынки» И. Ансоффа предполагает использование таких четырех  альтернативных стратегий для сохранения или увеличения сбыта, как проникновение  на рынок, развитие рынка, разработка товара, диверсификация.

Стратегия проникновения на рынок  предполагает, что банк проникает  на уже сложившийся рынок и  предлагает на нем тот же самый  продукт (услугу), что и конкуренты. Она предпочтительна в том  случае, когда целевой рынок растет или еще не насыщен.

Стратегия развития рынка означает, что банк стремится расширить  рынок сбыта своих продуктов, но не за счет проникновения на существующие рынки, а за счет создания новых рынков или рыночных сегментов.

Стратегия разработки товара осуществляется путем создания принципиально новых, но чаще всего посредством модификации  имеющихся банковских продуктов  и их реализации на старых рынках. Данный тип стратегии особенно активно  используется банками в условиях превалирования неценовой конкуренции, когда на первый план выходят качественные параметры (например, при разработке банками новых видов вкладов  населения).

Стратегия диверсификации означает, что банк стремится выйти на новые  для него рынки и для этого  вводит в свой ассортимент новые  банковские продукты.

Выбор стратегии зависит от степени  насыщенности рынка банковскими  продуктами и возможности банка  обновлять свой ассортимент. Характерно, что матрица «товары и рынки» позволяет применять одновременно несколько стратегий.

В отличие от матрицы И. Ансоффа  модель, разработанная специалистами  Бостонской консультативной группы, делит все реализуемые на рынке  продукты на такие, как «звезда», «дойная  корова», «трудный ребенок» и «собака». В этом случае типы продуктов определяются в зависимости от темпов роста  отрасли и относительной доли компании на этом рынке. Каждому из этих типов продуктов соответствует  та или иная стратегия.

Тип продукта «звезда» характеризуется  его лидирующим положением в развивающейся  отрасли банковского продукта. Поэтому  типовой рыночной стратегией банка  по отношению к нему является интенсификация маркетинговых усилий для поддержания  или увеличения своей доли на рынке. По мере того как развитие данной отрасли  банковского продукта замедляется, «звезда» превращается в «дойную  корову».

Тип продукта «дойная корова» занимает лидирующее положение в относительно зрелой или отрасли, имеющей тенденцию  к сокращению. Поэтому стратегия  в данном случае состоит в использовании  прибыли для поддержания доли банковского продукта на рынке и  помощи растущим подразделениям. Поскольку  в данном случае сбыт продукта является относительно стабильным и не требует  значительных затрат на маркетинг, то «дойная корова» дает прибыли  больше, чем необходимо для поддержания  ее доли на рынке. Поэтому дополнительная прибыль может быть использована для финансирования развития, например, товара типа «звезда».

Тип продукта «трудный ребенок» («теленок»  или «вопросительный знак») занимает незначительную долю на развивающемся  отраслевом рынке. При наличии в  ассортименте такого товара банку необходимо сделать выбор из двух альтернативных стратегий, т.е. расширение инвестиций и интенсификация маркетинговых  усилий (поступательная стратегия) или  сокращение инвестиций и уход с рынка (дезинвестиционная стратегия). Принятие оптимального решения зависит от того, насколько велики шансы банка  на улучшение своих конкурентных позиций и превращения товара в «звезду», а также от наличия  достаточных финансовых ресурсов, например, в лице «дойной коровы».

Тип продукта «собака» занимает незначительную долю рынка и малоперспективной  отрасли банковского продукта. Поэтому  стратегия в отношении такого товара может быть только одна: уход с неперспективного рынка (дезинвестиционная  стратегия).

Одна из целей банковского маркетинга состоит в привлечении новых  клиентов, которые до этого не пользовались услугами банка. Для тех же клиентов, которые уже пользуются услугами банка, должен делаться упор на предложение  новых видов услуг. Этот метод  перекрестной продажи применяется  в практике современного маркетинга и позволяет оценить возможности  банка, а в конечном счете сбалансировать возможности с рыночными запросами, выработать обоснованные программы  развития и поведения банка, создать  соответствующую основу для принятия правильных управленческих решений.

Анализ возможностей банка.

Анализ возможностей банка должен проводиться с точки зрения исследования внешних и внутренних условий  его деятельности. Анализ рыночных возможностей банка позволяет выявить  его маркетинговые возможности  и тем самым составляет основу для отбора целевых рынков, который  является важным этапом маркетинговой  деятельности, проводимой в целях  сосредоточения усилий на удовлетворении потребностей только отобранных групп  клиентов. Отбор целевых рынков включает изучение спроса, сегментирование рынка, отбор целевых сегментов, позиционирование продуктов на рынке.

Процесс изучения спроса сводится к  изучению текущего уровня спроса и  прогнозированию спроса.

Сегментирование рынка связано  с тем, что банковский рынок неоднороден  и подразделяется на сегменты, в  каждом из которых банк решает задачи по продаже своих продуктов. Сегментирование  происходит по группам потребителей и по характеристикам предлагаемых услуг.

При сегментировании по группам  потребителей различают:

Информация о работе Маркетинг в российских банках