Маркетинговая стратегия фирмы (на примере ОАО «НИК»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что маркетинг играет ключевую роль в деятельности компании. Во-первых, обеспечивает руководящие методологические принципы - маркетинговую концепцию, которая предполагает ориентацию стратегии компании на нужды важнейших групп потребителей. Во-вторых, маркетинг предоставляет исходные данные для разработчиков стратегического плана, помогая выявить привлекательные возможности рынка и позволяя оценить потенциал фирмы. Наконец, в рамках каждого отдельного подразделения компании маркетинг помогает разрабатывать стратегию выполнения задач.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ 6
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «НИК» 16
3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СТРАТЕГИЯ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «НИК» 25
4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ФИРМЕ 34
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Работа состоит из  1 файл

1 Курсовая работа_Маркетинговая стратегия фирмы.doc

— 333.50 Кб (Скачать документ)

       г) функциональными - аппарат может  как предложить, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции.

     В фирме ОАО «НИК» линейные полномочия делегирования следующим отделам: отделу продаж, отделу закупок и  снабжения коммерческого отдела, управляющему магазином. При этом штабные  полномочия делегированы коммерческому отделу (функциональные полномочия); финансовому отделу (параллельные штабные полномочия), отделу кадров и труда (рекомендательные штабные полномочия). Такие штабные аппараты имеют линейную структуру, а их менеджеры обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным.

     Обязанности, задачи, полномочия каждой управленческой должности определяются в должностной  инструкции.

     Для фирмы ОАО «НИК» с целью  повышения эффективности ее работы подходят следующие основные элементы рациональной бюрократии:

     1) четкое разделение труда на  основе должностных инструкций.

     2) иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий  руководитель контролируется вышестоящим  и подчиняется ему.

     3) наличие обобщенных формальных  правил и стандартов работы, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей. Например, правила обслуживания клиентов и выполнения заказов, предоставление отчетов о ежедневных оборотах магазина, правила регистрации заказов и т.п. 

3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СТРАТЕГИЯ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «НИК»

 

     На  рассматриваемом предприятии отсутствует  отдел маркетинга как специализированное подразделение, занимающееся маркетинговыми исследованиями для определения  рыночного положения предприятия и удовлетворения потребностей потребителей.

     Такими  маркетинговыми задачами как формирование спроса на новые товары, организацией рекламной деятельности, формированием  внешнего имиджа предприятия занимаются директор предприятия и зам. директора  по коммерческим вопросам.

     Однако  они не справляются с разработкой  маркетинговой стратегии предприятия, соответствующей современным требованиям  организации бизнеса. Это обусловлено  тем, что, во-первых, они не являются специалистами в данной области, во-вторых, вследствие загруженности своими основными профессиональными обязанностями для основательной организации маркетинговой деятельности, отвечающей потребностям предприятия, у них наблюдается дефицит времени.

     На  рассматриваемом предприятии применяется  стратегия удержания доли рынка.

     Анализ  товарной и ценовой  политики. Грамотно составленный ассортимент товаров в магазине - это залог его успешной деятельности. Специалисты компании по сбыту, учитывая повышающиеся требования посетителей к ассортименту, пытаются создать такую совокупность товаров в магазине, которая удовлетворила бы всех и каждого в отдельности. Для этого необходимо правильно изучить и проанализировать имеющийся на данный момент ассортимент продукции.

     В своем ассортименте магазин имеет  около 240 наименований продукции. При этом ассортимент часто обновляется 1-2 раза в неделю (см. Приложения 3).

     Динамика  продаж сведена в табл. 6. 

     Таблица 6 - Динамика продаж по группам товаров 

Наименование  группы товара 2006 2007 2008
Строительные  материалы 30% 35% 40%
Чистящие и моющие средства 15% 20% 10%
Бумажная  продукция 10% 8% 5%
Средства  гигиены 8% 8% 10%
Хозяйственные товары 25% 15% 20%
Косметические средства 8 % 17% 12%
Репелленты 4% 2% 1%

     Устойчивый  спрос (см. табл. 6) наблюдается на чистящие и моющие средства.

     Неустойчивый  спрос наблюдается на строительные материалы и косметические средства.

     Спрос на остальные товары также является неустойчивым.

     Рассматривая  объем продаж, можно сказать, что  он нестабилен. Так с 2005 по 2006 годы наблюдается  увеличение объема продаж, затем с 2006 по 2007 следует снижение объема продаж, в период 2007-2008 г.г. за первоначальным увеличением объема продаж следует спад.

     На  наш взгляд, такое положение вещей  обусловлено внешними и внутренними  факторами. А именно: наступившими кризисными явлениями в экономике страны, и, соответственно, падением покупательского  спроса, отсутствием маркетинговых  исследований ОАО «НИК», недостаточно высокой квалификацией специалистов в данной области, отсутствием четкого распределения обязанностей, прав и ответственности по организации системы маркетинга.

     На  основе проведенных исследований выявлен  ряд проблем, важных для развития организации:

  • нет достаточной информированности сотрудников ОАО «НИК» о перспективах развития рынка стройматериалов, товаров бытовой химии. Информация поступает отрывками от клиентов, зачастую с большим опозданием. Вследствие этого организация следует в форватере других фирм по обновлению ассортимента.
    • затруднен прямой контакт и быстрая передача информации между отделами по причине удаленности друг от друга;
    • слабый контроль за организацией продаж (особенно анализ статистических данных);
    • отсутствует мониторинг конкурентов.

     За  последний период объем продаж розничной  торговли ОАО «НИК» сильно снизился, вследствие активного развития торговых комплексов, а также общих кризисных  явлений в экономике. Соответственно возникает риск задержки оплаты дебиторской задолженности, возникновение нестабильности в работе с поставщиками. Компания предприняла меры по снижению риска. При несвоевременной оплате, компания снижает процент скидки клиенту и уменьшает время отсрочки платежа. Последствием такой процедуры явилось сокращение клиентской базы. С одной стороны компания получила выгоду, сократив количество неплатежеспособных клиентов, с другой стороны она сократила рынок сбыта. В компании снижается общее количество клиентов и в то же время практически не ведется поиск новых. Необходимо найти оптимальный канал сбыта. Для этого необходима информация о рынке, конкурентах в новом направлении, потребителях. Чтобы обеспечить оперативность и достоверность требуемой информации необходимо:

  • исследование рынка и его элементов специалистами-маркетологами;
  • полноценная оптимизация торгово-сбытовой деятельности;
  • дополнительные меры по стимулированию сбыта.

     Каждая  из этих функций имеет большое  практическое значение, а в совокупности они обеспечивают успешную работу.

     Необходимо  взять направление на организации, предприятия, муниципальные учреждения, сферу услуг. Эти компании с постоянным спросом и предоплатной системой расчета, что сводит риск неоплаты к нулю.

     Одна  из основных задач системы системы  маркетинга на предприятиях - защита от предпринимательского риска. В оптовой торговле эту защиту целесообразно осуществлять путем заключения специальных контрактов-сделок, предусматривающих возмещение упущенной прибыли вследствие инфляционных процессов при поставках продукции «вперед» с последующей их оплатой, а также специальных, положений, предусматривающих компенсацию упущенной прибыли за счет виновной стороны в случае нарушения заключенных договоров.

     Для осуществления основных функций  маркетинга и координации работы всех остальных служб предприятия необходимо создать специальное подразделение, численность и структура которого будет зависеть от характера товара, финансовых и кадровых возможностей и др.

     Анализ  существующих систем распределения и  продвижения товара. Ассортимент товара ориентирован на покупателей разного достатка, постоянно расширяется и может меняться в зависимости от спроса потребителя. Продукция реализуется не только в Челябинске, но и по области. Материально- техническое снабжение осуществляется посредством оптовой торговли. ОАО «НИК» реализует товар по договорам, через оптовую и розничную торговлю.

     Продвижением  является любая форма информирования потребителей о товарах и деятельности анализируемого предприятия, которое  передает нужные ей сообщения через  фирменное название, упаковку, товарные выставки, средства массовой информации, наружные объявления, стенды, журналы и другие формы. Эти сообщения могут делать упор на информацию, убеждение или сравнение с конкурентами.

     Кроме того, перед отделом сбыта стоят  цели по сохранению доли фирмы на местном и региональных рынках; продвижение новых видов товаров; выявление продукции, не пользующейся спросом у покупателей и ведение статистики объемов продаж. В своей программе коммуникаций предприятие в основном сочетает следующие основные виды продвижения: рекламу и стимулирование сбыта.

     Реклама. Реклама ОАО «НИК» особо не выделяется среди рекламы фирм – конкурентов, рекламирующие те же товары. Печатные рекламные объявление продолжительное время остаются неизменными по форме и содержанию без всякой модификации.

     Реклама деятельности фирмы на телевизионном  экране обеспечивается «бегущей строкой» с максимально информативным, но в то же время кратким и лаконичным текстом, который рекламирует группу товаров предлагаемых компанией услугу с указанием адреса и телефона. Однако, этот вид рекламы не всегда дает желаемый эффект, т. к.:

     1) скорость «бегущей строки» не совпадает со скоростью восприятия информации у телезрителя;

     2) ошибки оператора телевидения при наборе текста приводят к искажению рекламной информации;

     3) реклама туристских услуг дается вперемежку с рекламой продаваемых товаров и другими объявлениями.

     Приходится  констатировать, что организация  рекламной деятельности на фирме  ОАО «НИК» оставляет желать лучшего.

     Прямая  почта. Этот способ является одним из основных используемых в ОАО «НИК». Почтой рассылаются прайсы, каталоги, буклеты, информация о новинках, календари, подарки и т.д.

     Internet. Этот вид продвижения представлен, во-первых, сайтом ОАО «НИК», а во-вторых, используется при рассылке коммерческих предложений и иной электронной информации на E-mail интересующихся организаций.

     Встреча с оптовиками. Как минимум, два раза в год компания устраивает встречи оптовиков, куда приглашаются потенциальные клиенты ОАО «НИК» и возможные перспективные клиенты. Выбор приглашаемых осуществляется каждым менеджером по своему усмотрению и по своему региону. Как показывает практика, этот способ довольно эффективен и в большей степени позволяет сблизиться со своими потенциальными клиентами.

     Персональные  продажи. Как правило, это устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными оптовыми покупателями, является ежедневной работой менеджеров торгового отдела. Эффективность этого метода напрямую зависит от способностей менеджера работать с клиентами и поддерживать с ними отношения.

     Стимулирование  сбыта. Это довольно часто используемое предприятиями и наиболее простое средство продвижения товара. В ОАО «НИК» этот метод используется, и представлен в виде:

     - Скидок на товар, варьирующихся  от объёма покупаемой партии;

     - Накопительных скидок. По результатам  года по каждому клиенту делается  анализ покупок за год, и  при наборе определённой суммы,  предоставляется дополнительная  скидка:

Информация о работе Маркетинговая стратегия фирмы (на примере ОАО «НИК»)