Менеджмент гостеприимства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:20, лекция

Описание

Рынок – это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Это взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами. Свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Чем ниже цена, тем выше спрос. Участнику рынка необходимо знать, на сколько спрос чувствителен к изменению цены.

Работа состоит из  1 файл

Блок 3 Гостеприимство.doc

— 307.00 Кб (Скачать документ)

      Раздел 3. Менеджмент гостеприимства

      Вопрос  №1 рынок услуг  предприятий сферы  гостиничного и ресторанного бизнеса

      Рынок – это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Это взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами. Свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Чем ниже цена, тем выше спрос. Участнику рынка необходимо знать, на сколько спрос чувствителен к изменению цены. Эластичность спроса – изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

      Экономисты  используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности  потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным. Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

      Спрос будет менее эластичным при следующих  обстоятельствах:

    • Продукту нет или почти нет замены или отсутствуют конкуренты
    • Покупатели не сразу замечают повышение цен
    • Покупатели медленно меняют свои покупательские привычки и не торопятся искать более дешевые товары
    • Покупатели считают, что повышенная цена оправдана повышением качества товара, естественным ростом инфляции.

Спрос на рынке гостиничных услуг связан с особенностью услуги, как товара на рынке. Поэтому он будет находиться под воздействием:

  • Цены
  • Сезонности
  • Качества предоставляемых услуг

    Кроме того, услуги сферы гостеприимства не относятся к товарам первой необходимости и они обладают достаточно эластичным спросом.

      Эластичность  предложения –  мера чувствительности изменения количества предлагаемого продавцами товара к изменению цены на этот товар или других, неценовых факторов предложения. Ценовая эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится предлагаемое количество товара в результате однопроцентного изменения его цены. Ценовая эластичность предложения – величина положительная (т.е. больше нуля), так как при увеличении цены объем предложения тоже возрастает и наоборот. Однако эластичность предложения по отношению к ценам на используемые в производстве ресурсы (сырье, материалы, оборудование, труд) является отрицательной величиной (меньше нуля), так как рост цен на ресурсы увеличивает издержки производства и приводит к сокращению предложения.

      Предложение гостиничных и ресторанных услуг  является неэластичным, так как при  росте цены, производители не смогут достаточно быстро обеспечить рост предложения.

      Сезонными циклами являются: высокий сезон, низкий сезон и межсезонье.

      Туристский  сезон характеризуется повышенным спросом на предложение туристских предприятий. Рост цен на услуги и  т.д. 

            Вопрос №2 Типы и характеристики предприятий размещения

      В таблице 2 дана сравнительная  характеристика 9-ти типов гостиничных предприятий по 7-ми различным категориям, являющимся типичными.

Современные гостиницы различаются по назначению, вместимости, этажности, типу конструкций, уровню комфорта, режиму эксплуатации (круглогодичные, сезонные), месту расположения (город, курорт и т. д.), их функциональному назначению, обеспеченности питанием, продолжительности проживания в них, уровню цен. Все эти факторы учитываются при проектировании и влияют на состав помещений гостиницы, архитектурно-планировочную структуру здания и пр. Основные признаки, характеризующие гостиницы: вместимость, этажность, назначение и уровень комфорта1.

  Таблица 2

Сравнительная характеристика

Тип Размеры Обслуживание Цена Потребитель Условия
Отель-люкс От неболь-шого до среднего

100-400

номеров

Высокое качество, хорошо обученный персонал для выполнения

любых  пожеланий  гостей

Очень высокая  цена номера,

включающая все  возможные виды обслуживания

Руководители

корпораций,

профессионалы, небольшие

конференции на высоком уровне

Элитарные, дорогая  отделка помещений,

рассчитанная

на знатоков

Гостиница -

средний

класс

Крупная, от 400 до 2000 номеров Широкий набор  услуг, персонал для всех видов услуг Общая цена размещения выше среднего, все удобства Предприниматели-индивидуалы,

конференции и  т. п.

Дорогая мебель и оборудование

большое фойе, рестораны

Гостиница - апартамент 
Небольшая

до средних

размеров,

100-400 номеров

Средний уровень.

Используется  в качестве временного жилья

Цена в зависимости  от сроков размещения Коммерсанты и  семейные туристы, временные проживающие Аналогично

полностью

меблирован-ной  квартире

Мотель 
Средних размеров 150-400 номеров Средний уровень  при меньшем количестве персонала  Средняя по

размерам между гостиницей и мотелем

экономического  класса цена за размещение

Аналогично  гостинице.

но с акцентом на  познавательный

автотуризм 

Аналогично

гостинице, но дешевле, фойе меньших размеров,

кафетерий, столовая

Гостиница экономического класса Небольших размеров

10-150

номеров

Ограниченный  уровень, ограниченное число персонала Невысокая цена размещения, что создает интерес  для клиентов Ночующие маршрутные автотуристы Простое и быстрое  обслуживание, фойе и пищеблока нет
Частная

гостиница (ночлег и завтрак)

Небольших размеров

10-150 номеров

Завтрак и ранний легкий ужин в домашней обстановке. Цены среднего уровня включают

закуски и завтрак

Коммерсанты и  маршрутные туристы, стремящиеся к  большему домашнему уюту. Уют, обилие зелени, декорирование специально для данного рынка
Курортная гостиница 
 
100-500 номеров  (возможны

значительные  различия)

Полный набор  услуг, в большем, чем гостиница, ассортименте ввиду отдаленности. Цена выше среднего частично из-за расположения широкого набора услуг и удобств. Возможна

комплексная цена.

Одиночный и  семейный отдых, групповые мероприятия: симпозиумы, конгрессы и т.п.        Большое количество спортивных сооружений, большое, привлекательное  фойе, дорогие рестораны, номера типа «апартамент»
Гостиница

типа

кондоминиум / таймшер

50-250 номеров  (возможны 

значительные  различия). Встречаются

отдельные

строения по

4-5 номеров

Аналогично  курортам, коллективное управление и  другие услуги 
Квартиры проданы  индивидуальным владельца, проживающим  или сдающим в аренду. Цены курортные. 
Владельцы -

индивидуалы

с целью вложения средств и Владения помещением для  отдыха.

Арендаторы - с  целью получения помещения •для отдыха.

Спортивные  сооружения аналогично курорту, меньшее  по размеру фойе, ресторан, помещения  для собраний, номера типа «апартамент»
Домовладение, принадлежащее организациям 
 
Крупнее, обычный  порядок распределения по номерам  отсутствуют Ограниченно,

преимущественно самообслуживание

Комплексная цена включает питание. Широкий спектр.

Удобства и  невысокая цена

Близко по характеру к традиционным комфортабельным кварталам.

Вопрос  №3 Характеристика систем классификации гостиниц

      Уровень комфорта – комплексный критерий, который включает в себя: площадь помещения, оснащение и мебелировка различных помещений, наличие современного оборудования, состояние здания и прилегающих к нему территорий, наличие парковки, категории номеров, кол-во доп. услуг, профессион. обслуж. персоналом.

       Существует более 30 систем классификаций,  связанных с национальными особенностями и традициями, наиболее известные 4 системы:

  1. Система букв – ABCD – Греция
  2. Система категорий и разрядов – часть европейских стран и другие (Италия)
  3. Система корона – Великобритания
  4. Французская национальная классификация представлена звездами.

       Гостиничная цепь – объединение 2 или 3х предприятий, занимающихся коллективным бизнесом и имеющие общие потребительские способности.

       Системы (деления) цепей:

  1. Независимые гостиничные цепи (консорциум) – Best Western International
  2. Гостиничная цепь, имеющая одного владельца
  3. Гостиничные корпорации: Tulip – один владелец; Accor – направления различных категорий.

В РФ Федеральное  Агенство по Туризму, Местные муниципальные  органы составляют комиссии.  Зарубежом  в Америке – Американская Автомобильная  Ассоциация, Великобритания – Британская Ассоциация турагенств.

Звезды  - Российская классификация.

     По  месторасположению гостиницы могут  быть:1) расположенные в черте  города (в центре, на окраине);2) расположенные  на морском побережье;3) расположенные  в горах.

     По  продолжительности работы гостиницы подразделяются на: работающие круглогодично; сезонные (работающие два сезона и односезонные).

     По  продолжительности пребывания гостей различают гостиницы: для длительного  пребывания клиентов; для кратковременного пребывания.

     По  уровню цен на номера гостиницы классифицируют на:- бюджетные; экономичные; средние; первоклассные; апартаментные; фешенебельные.

     Многие  страны используют следующий подход к классификации гостиниц по вместимости: малые; средние; большие; гиганты.

     Целевые гостиницы подразделяются на: А. Гостиницы делового назначения, обслуживающие лиц, пребывающих в деловых поездках и командировках. Б. Гостиницы для отдыха (курортные, туристские).

     Типология гостиничных предприятий, получившая распространение в мировой практике гостиничной индустрии, представлена следующим образом:

       Отель-люкс.  Гостиница (среднего  класса).  Гостиница-апартамент (апарт-отелъ).  Гостиница экономического класса.  Отель-курорт.  Мотель.  Кемпинг.  Частная гостиница (типа ночлег  и завтрак).  Отель-гарни.  Пансион. Гостиный двор.  Ротелъ.  Флотелъ.  Ботелъ.  Флайтель.  Алькасар (aHr.alkazar).  Хостел (aHra.Hotel).  Кондоминиум (от лат. condominium совместное владение).  Таймшер (от англ. timeshere разделение времени).  RCI (Record Condominium International).  
 

Вопрос  №4 Международные  гостиничные цепи. Таймшеринг

           Управляющий орган – штаб-квартира.

     Существуют  два основных вида гостиничных цепей: интегрированные цепи, которые созданы  из однородных единиц, и гостиничный  консорциум, который объединяет независимые отели.

     Формой  объединения в гостиничных и  ресторанных цепях является система  контрактных соглашений, или «франчайз». Суть ее состоит в том, что крупная  фирма заключает контрактное  соглашение с уже действующими самостоятельными мелкими предприятиями.

     Интегрированные гостиничные цепи производят и продают  продукт, который последователен и  однороден. Они управляются прямо  и косвенно через франчайзинговую  систему или по контракту на управление. Все гостиницы в цепи имеют  название и знак.

           Accor – штаб-квартира во Франции – более 3,5 тыс.

           Hilton – В США  - более 2тыс

Софитель, Наватель, Марриот – более 2 тыс (есть в Иркутске, Новосибирске).

Классификация гостиниц в цепи"Аккор":  Sofitel - 5 звезд;  Novotel - 4 звезды;  Mercury - 3 звезды; Ibis - 2 звезды; Etap - 1 звезда; Formula 1 - без звезд; 

     Таймшер (англ. timeshare, «разделение времени») — право использования одним из владельцев многовладельческой собственности саму собственность в отведённые ему или ей участки времени. Чаще всего применяется в недвижимом бизнесе, отчасти как международная система обмена отдыхом среди совладельцев курортных отелей клубного типа[1]. Время использования измеряется в неделях, которые сгруппированы в 3 цвета: красный (самый дорогой), белый, голубой. Система появилась в 1974 году, когда была зарегистрирована компания «Resort Condominiums International». Вторым крупнейшим участником рынка является компания «Interval International». Удобна высоким качеством отдыха, эксклюзивностью и фактической предоплатой, которая меньше, чем у отелей. Права на отдых приобретают на несколько лет и предусмотрена возможность обмена и даже наследования.  

Вопрос  №5 Понятие туристского  продукта. Тур, туристская услуга, товары

     На  рынке туристских услуг товаром является тур – комплекс услуг, правом воспользоваться которыми предлагается клиенту. Тур – это формируемый комплекс основных и дополнительных услуг, предоставленных туристу в зависимости от целей путешествия. Имущественное право на тур, предназначенное для реализации туристу, называется туристический продукт (турпродукт).

     Пэкидж-тур любой  тур (индивидуальный или групповой), включающий в себя некоторый набор  услуг (перевозка, размещение, питание, экскурсии и т.д.), общая продажная  стоимость которого равна стоимости его элементов.

     Туристская услуга - результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих.

     Качество  туристических услуг имеет 3 уровня: Техническое качество (состояние инфраструктуры); Социальное качество (уровень сервиса, профессионализм персонала); Качество окружающей среды (экология, уровень жизни местного населения, ЖКХ).

     Обязательные  требования к качеству тур услуг: безопасность жизни и здоровья; гарантия предоставления услуг, согласно путевке; сохранность имущества туристов; охрана окружающей среды.

     Критерий  качества выражается через систему  показателей, отражающих различные  виды деятельности по обслуживанию туристов. На качество тур обслуживания влияют факторы: природно-климатические; культурно-исторические; психологические; специфические потребности туристов; культура труда и поведения сотрудников; имидж предприятия.

     Туристский  маршрут — путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников, а также других мест, например, мест остановок на привал.

     Маршрут может разрабатываться туристической  компанией или самостоятельно туристами. В случае прохождения по маршруту организованному турфирмой, участники обеспечиваются услугами проводника, экскурсионными, а также иными услугами, например, транспортными.

Вопрос  №6 Сущность и содержание гостиничного продукта

      Гостиничный продукт – это продукт, позволяющий подчеркнуть комплексный характер гостиничного предложения.

Информация о работе Менеджмент гостеприимства