Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:20, лекция
Рынок – это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Это взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами. Свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Чем ниже цена, тем выше спрос. Участнику рынка необходимо знать, на сколько спрос чувствителен к изменению цены.
Раздел 3. Менеджмент гостеприимства
Вопрос №1 рынок услуг предприятий сферы гостиничного и ресторанного бизнеса
Рынок – это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Это взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами. Свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Чем ниже цена, тем выше спрос. Участнику рынка необходимо знать, на сколько спрос чувствителен к изменению цены. Эластичность спроса – изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.
Экономисты
используют концепцию ценовой эластичности
для определения
Спрос будет менее эластичным при следующих обстоятельствах:
Спрос на рынке гостиничных услуг связан с особенностью услуги, как товара на рынке. Поэтому он будет находиться под воздействием:
Кроме того, услуги сферы гостеприимства не относятся к товарам первой необходимости и они обладают достаточно эластичным спросом.
Эластичность предложения – мера чувствительности изменения количества предлагаемого продавцами товара к изменению цены на этот товар или других, неценовых факторов предложения. Ценовая эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится предлагаемое количество товара в результате однопроцентного изменения его цены. Ценовая эластичность предложения – величина положительная (т.е. больше нуля), так как при увеличении цены объем предложения тоже возрастает и наоборот. Однако эластичность предложения по отношению к ценам на используемые в производстве ресурсы (сырье, материалы, оборудование, труд) является отрицательной величиной (меньше нуля), так как рост цен на ресурсы увеличивает издержки производства и приводит к сокращению предложения.
Предложение
гостиничных и ресторанных
Сезонными циклами являются: высокий сезон, низкий сезон и межсезонье.
Туристский
сезон характеризуется
Вопрос №2 Типы и характеристики предприятий размещения
В таблице 2 дана сравнительная характеристика 9-ти типов гостиничных предприятий по 7-ми различным категориям, являющимся типичными.
Современные гостиницы различаются по назначению, вместимости, этажности, типу конструкций, уровню комфорта, режиму эксплуатации (круглогодичные, сезонные), месту расположения (город, курорт и т. д.), их функциональному назначению, обеспеченности питанием, продолжительности проживания в них, уровню цен. Все эти факторы учитываются при проектировании и влияют на состав помещений гостиницы, архитектурно-планировочную структуру здания и пр. Основные признаки, характеризующие гостиницы: вместимость, этажность, назначение и уровень комфорта1.
Таблица 2
Сравнительная характеристика
Тип | Размеры | Обслуживание | Цена | Потребитель | Условия |
Отель-люкс | От неболь-шого
до среднего
100-400 номеров |
Высокое качество,
хорошо обученный персонал для выполнения
любых пожеланий гостей |
Очень высокая
цена номера,
включающая все возможные виды обслуживания |
Руководители
корпораций, профессионалы, небольшие конференции на высоком уровне |
Элитарные, дорогая
отделка помещений,
рассчитанная на знатоков |
Гостиница
-
средний класс |
Крупная, от 400 до 2000 номеров | Широкий набор услуг, персонал для всех видов услуг | Общая цена размещения выше среднего, все удобства | Предприниматели-индивидуалы,
конференции и т. п. |
Дорогая мебель
и оборудование
большое фойе, рестораны |
Гостиница
- апартамент |
Небольшая
до средних размеров, 100-400 номеров |
Средний уровень.
Используется в качестве временного жилья |
Цена в зависимости от сроков размещения | Коммерсанты и семейные туристы, временные проживающие | Аналогично
полностью меблирован-ной квартире |
Мотель |
Средних размеров 150-400 номеров | Средний уровень при меньшем количестве персонала | Средняя по
размерам между гостиницей и мотелем экономического класса цена за размещение |
Аналогично
гостинице.
но с акцентом на познавательный автотуризм |
Аналогично
гостинице, но дешевле, фойе меньших размеров, кафетерий, столовая |
Гостиница экономического класса | Небольших размеров
10-150 номеров |
Ограниченный уровень, ограниченное число персонала | Невысокая цена размещения, что создает интерес для клиентов | Ночующие маршрутные автотуристы | Простое и быстрое обслуживание, фойе и пищеблока нет |
Частная
гостиница (ночлег и завтрак) |
Небольших размеров
10-150 номеров |
Завтрак и ранний легкий ужин в домашней обстановке. | Цены среднего
уровня включают
закуски и завтрак |
Коммерсанты и маршрутные туристы, стремящиеся к большему домашнему уюту. | Уют, обилие зелени, декорирование специально для данного рынка |
Курортная
гостиница |
100-500 номеров
(возможны
значительные различия) |
Полный набор услуг, в большем, чем гостиница, ассортименте ввиду отдаленности. | Цена выше среднего
частично из-за расположения широкого
набора услуг и удобств. Возможна
комплексная цена. |
Одиночный и семейный отдых, групповые мероприятия: симпозиумы, конгрессы и т.п. | Большое количество спортивных сооружений, большое, привлекательное фойе, дорогие рестораны, номера типа «апартамент» |
Гостиница
типа кондоминиум / таймшер |
50-250 номеров
(возможны
значительные различия). Встречаются отдельные строения по 4-5 номеров |
Аналогично
курортам, коллективное управление и
другие услуги |
Квартиры проданы
индивидуальным владельца, проживающим
или сдающим в аренду. Цены курортные. |
Владельцы -
индивидуалы с целью вложения средств и Владения помещением для отдыха. Арендаторы - с целью получения помещения •для отдыха. |
Спортивные сооружения аналогично курорту, меньшее по размеру фойе, ресторан, помещения для собраний, номера типа «апартамент» |
Домовладение,
принадлежащее организациям |
Крупнее, обычный порядок распределения по номерам отсутствуют | Ограниченно,
преимущественно самообслуживание |
Комплексная цена включает питание. | Широкий спектр.
Удобства и невысокая цена |
Близко по характеру к традиционным комфортабельным кварталам. |
Вопрос №3 Характеристика систем классификации гостиниц
Уровень комфорта – комплексный критерий, который включает в себя: площадь помещения, оснащение и мебелировка различных помещений, наличие современного оборудования, состояние здания и прилегающих к нему территорий, наличие парковки, категории номеров, кол-во доп. услуг, профессион. обслуж. персоналом.
Существует более 30 систем классификаций,
связанных с национальными
Гостиничная цепь – объединение 2 или 3х предприятий, занимающихся коллективным бизнесом и имеющие общие потребительские способности.
Системы (деления) цепей:
В РФ Федеральное Агенство по Туризму, Местные муниципальные органы составляют комиссии. Зарубежом в Америке – Американская Автомобильная Ассоциация, Великобритания – Британская Ассоциация турагенств.
Звезды - Российская классификация.
По
месторасположению гостиницы
По продолжительности работы гостиницы подразделяются на: работающие круглогодично; сезонные (работающие два сезона и односезонные).
По продолжительности пребывания гостей различают гостиницы: для длительного пребывания клиентов; для кратковременного пребывания.
По уровню цен на номера гостиницы классифицируют на:- бюджетные; экономичные; средние; первоклассные; апартаментные; фешенебельные.
Многие страны используют следующий подход к классификации гостиниц по вместимости: малые; средние; большие; гиганты.
Целевые гостиницы подразделяются на: А. Гостиницы делового назначения, обслуживающие лиц, пребывающих в деловых поездках и командировках. Б. Гостиницы для отдыха (курортные, туристские).
Типология
гостиничных предприятий, получившая
распространение в мировой
Отель-люкс. Гостиница (среднего
класса). Гостиница-апартамент (апарт-отелъ).
Гостиница экономического
Вопрос №4 Международные гостиничные цепи. Таймшеринг
Управляющий орган – штаб-
Существуют два основных вида гостиничных цепей: интегрированные цепи, которые созданы из однородных единиц, и гостиничный консорциум, который объединяет независимые отели.
Формой объединения в гостиничных и ресторанных цепях является система контрактных соглашений, или «франчайз». Суть ее состоит в том, что крупная фирма заключает контрактное соглашение с уже действующими самостоятельными мелкими предприятиями.
Интегрированные гостиничные цепи производят и продают продукт, который последователен и однороден. Они управляются прямо и косвенно через франчайзинговую систему или по контракту на управление. Все гостиницы в цепи имеют название и знак.
Accor – штаб-квартира во Франции – более 3,5 тыс.
Hilton – В США - более 2тыс
Софитель, Наватель, Марриот – более 2 тыс (есть в Иркутске, Новосибирске).
Таймшер (англ. timeshare, «разделение времени») —
право использования одним из владельцев
многовладельческой собственности саму
собственность в отведённые ему или ей
участки времени. Чаще всего применяется
в недвижимом бизнесе, отчасти как международная
система обмена отдыхом среди совладельцев
курортных отелей клубного типа[1]. Время использования
измеряется в неделях, которые сгруппированы
в 3 цвета: красный (самый дорогой), белый,
голубой. Система появилась в 1974 году, когда была зарегистрирована
компания «Resort Condominiums International». Вторым
крупнейшим участником рынка является
компания «Interval International». Удобна высоким
качеством отдыха, эксклюзивностью и фактической
предоплатой, которая меньше, чем у отелей.
Права на отдых приобретают на несколько
лет и предусмотрена возможность обмена
и даже наследования.
Вопрос №5 Понятие туристского продукта. Тур, туристская услуга, товары
На рынке туристских услуг товаром является тур – комплекс услуг, правом воспользоваться которыми предлагается клиенту. Тур – это формируемый комплекс основных и дополнительных услуг, предоставленных туристу в зависимости от целей путешествия. Имущественное право на тур, предназначенное для реализации туристу, называется туристический продукт (турпродукт).
Туристская услуга - результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих.
Качество туристических услуг имеет 3 уровня: Техническое качество (состояние инфраструктуры); Социальное качество (уровень сервиса, профессионализм персонала); Качество окружающей среды (экология, уровень жизни местного населения, ЖКХ).
Обязательные требования к качеству тур услуг: безопасность жизни и здоровья; гарантия предоставления услуг, согласно путевке; сохранность имущества туристов; охрана окружающей среды.
Критерий качества выражается через систему показателей, отражающих различные виды деятельности по обслуживанию туристов. На качество тур обслуживания влияют факторы: природно-климатические; культурно-исторические; психологические; специфические потребности туристов; культура труда и поведения сотрудников; имидж предприятия.
Туристский маршрут — путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников, а также других мест, например, мест остановок на привал.
Маршрут
может разрабатываться
Вопрос №6 Сущность и содержание гостиничного продукта
Гостиничный продукт – это продукт, позволяющий подчеркнуть комплексный характер гостиничного предложения.