Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:05, дипломная работа
Осуществляемое в комплексе коммуникаций стимулирование сбыта посредством мерчандайзинга, является одним из средств продвижения товара, дополняющих рекламу и личную продажу. Оно оказывает кратковременное воздействие на рынок и призвано способствовать совершению покупок. В процессе реализации мероприятий по стимулированию сбыта стимулирующее воздействие оказывается на работников отделов сбыта, изготовителей продукции, продавцов, покупателей, а также торговых посредников. Эти стимулирующие воздействия призваны способствовать эффективному продвижению товара от его производителя к покупателям.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты мерчандайзинга как инструмента стимулирования сбыта: визитный мерчандайзинг
1.1 Цели, задачи и методы стимулирования сбыта
1.1 Основные этапы развития мерчандайзинга в России
1.2 Инструментарий стимулирования сбыта
1.3 Специфика мерчандайзинга как инструмента стимулирования сбыта новых товаров
1.4 Особенности визитного мерчандайзинга
Глава 2 Мерчандайзинг как инструмент стимулирования сбыта: визитный мерчандайзинг в практике ООО «Молния»
2.1 Анализ влияния микро и макрофакторов на мерчандайзинговую деятельность ООО «Молния»
2.2 Анализ стимулирования сбыта на основе мерчандайзинга в ООО «Молния»
2.3 Анализ эффективности мерчандайзинга в ООО «Молния»
2.4 Анализ возможностей использования визитного мерчандайзинга в целях повышения эффективности сбытовой деятельности в ООО «Молния»
Заключение
Список использованных источников и литературы
По истечении некоторого периода (его продолжительность зависит от того, как часто в среднем типичный покупатель посещает торговую точку и как часто он приобретает данный тип товара), когда товар уже перестает быть новинкой, доля полочного пространства может быть скорректирована как в большую, так и в меньшую сторону. [22,c.256]
Как уже отмечалось выше, при "переустановке" марки, наоборот, новинка должна в одночасье встать на место старой продукции. "Переустановка" обычно сопровождается изменением цены и упаковки для того, чтобы изменить имидж марки. Если не вывести из ассортимента торговой точки и дистрибьютора старый товар, то покупатель не увидит разницы или не поймет, почему известный товар стоит дороже. Успешным примером является недавняя "переустановка" марки сигарет "Кэмэл". Сигареты в новой упаковке, направленной на смену имиджа и привлечение других групп покупателей, моментально заменили старые упаковки в торговых точках.
Так же огромное значение имеет и эффективное расположение. От эффективного расположения товара на полке зависит дальнейшее позиционирование товара, как быстро покупатели узнают новинку, как скоро товар станет популярным.
Существует два принципиальных подхода к расположению новинки в торговом зале. Однако цель у них одна – поместить новинку в поле зрения потенциальных покупателей.
1.Замещение жертвы.
Производитель предлагает новый товар, аналогов которого нет у него в ассортименте. Но подобные товары есть в ассортименте конкурентов, и вывод новинки – это шаг, чтобы отнять у них часть покупателей. После того как новинка станет известной покупателям, можно перенести этот товар в корпоративный блок компании, если есть такая необходимость. Так, компания "Вимм-Билль-Данн" после запуска проекта по мерчандайзингу в большинстве торговых точек добилась размещения йогуртов и молочных десертов единым корпоративным блоком. Однако новый товар – "живые" йогурты под маркой "Чудо" в стаканчиках – компания начала размещать около продукции конкурента – живых йогуртов компании "Данон" в стаканчиках. Почему же компания не использовала известность своей марки и удобство размещения в корпоративном блоке?
Существует как минимум две причины. Во-первых, имидж марки "Чудо" на тот момент можно было описать так: российский качественный продукт, большой набор вкусов, средняя ценовая категория. У десертов "Данон" был немного другой имидж – большой набор разнообразных необычных десертов, иностранное название, более высокая цена. Во-вторых, упаковка стаканчик использовалась только компанией "Данон" и своим удобством завоевала лояльных покупателей. Чтобы успешно продавать йогурт под маркой "Чудо" по более высокой цене компания выбрала стратегию "замещения жертвы". Безусловно, мерчендайзеры компании "Данон" воспротивились такому шагу конкурента и стали убирать товар подальше от своего корпоративного блока. Но целевой покупатель уже попробовал новый "Чудо-йогурт". После этого живой "Чудо-йогурт" в стаканчиках занял приоритетное место в корпоративном блоке компании.
2.Заимствование популярности.
Производитель расширяет ассортиментный ряд либо предлагает новую марку в сегменте, где уже представлена его продукция. В этом случае новинка размещается около самых продаваемых своих позиций. Лидер продаж "делится популярностью" с новинкой. В частности при выводе молочных продуктов под маркой "Био Макс" компания "Вимм-Билль-Данн" поступила именно таким образом. Каждый продукт этой мраки размещался около соответствующего продукта марки "Домик в деревне" или "Чудо".
Существует еще одна ситуация – вывод товара-новинки, аналога которому нет на рынке вообще. В этом случае возможен вариант расположение товара в торговом зале в отделах, где располагаются товары наиболее близкие по потреблению.Так, продукт сок с молоком "Мажитель" серии "Био Макс" размещался и в соковой, и в молочной секциях. После того как продукт стал известен покупателю, появилась возможность располагать его на отдельной точке продажи в торговом зале. [34,c.38]
Если товар размещается в нестандартном торговом канале, то аналогичных товаров в торговой точке, скорее всего, нет по определению. В этом случае товар размещается в приоритетных местах торгового зала или точки продажи – только так можно привлечь внимание покупателей (если не использовать труд продавца-консультанта).
Таким образом, товар-новинка должен располагаться в том месте торгового зала и точек продажи, где наиболее вероятно он будет обнаружен целевым покупателем.
Стоит так же уделять
серьезное внимание и
Данный недостаток может быть устранен несколькими приемами:
Продавец-консультант эффективен в том случае, если вы продаете специфический товар, о котором есть что рассказать. Чаще всего это относится к серьезным покупкам (мебель, строительные материалы, техника и т.д.) Покупатель приходит в магазин с некоторой потребностью. Продавец-консультант, узнав потребность, может рассказать о товаре и его уникальных свойствах внимательному слушателю.
Пример.
Человек решил купить подушку. В отделе продажи подобных товаров появилась новинка – подушки "Комфорель" с уникальным антиаллергическим наполнителем, который к тому же великолепно сохраняет форму подушки. Если никто не заострит внимание покупателя на этой новинке, то, скорее всего, покупатель даже не узнает о таком товаре. Вот здесь и начинается работа продавца-консультанта, поставленного в этот отдел компанией-поставщиком. [32,c.18]
Самплинг или демонстрация. Эти рекламные акции рассчитаны на всех покупателей в торговом зале – организаторы привлекают внимание покупателей, приглашая их что-то попробовать или посмотреть демонстрацию. Существует одно очень важное правило при организации подобных акций – товар должен быть представлен достаточным ассортиментом и в достаточном количестве. Это очевидное правило, к сожалению, не всегда выполняется и ведет к снижению эффективности акции. Безусловно, помимо этого момента, необходимо обратить внимание на навыки общения самих организаторов.[32,с.19]
Рекламные материалы имеют одно ощутимое преимущество – они ПОСТОЯННО находятся в торговом зале и информируют покупателя. К тому же покупатель не чувствует давления со стороны продавцов – он волен спокойно изучить информацию и дать свою оценку, не опасаясь никого "обидеть", как это может быть с консультантом или организатором акции.
Что дают рекламные материалы при выводе товара-новинки?
Для того чтобы рекламный
материал помогал продавать товар-
1.5 Особенности визитного мерчандайзинга
В современной литературе
в настоящее время выделяется
две формы мерчандайзинга в торговле:
традиционный и визитныйй. Традиционный
мерчандайзинг, по сути, является наложением
на российскую действительность основных
принципов представления
Визитныйй мерчандайзинг – гуманный способ взаимодействия между производителями, дистрибьюторами и розничными торговыми точками, основанный на регулировании этих взаимоотношений мерчедайзинговым агентством. Целью визитного мерчандайзинга является заключение соглашения торговой сети с поставщиками, в которых четко оговариваются правила выкладки их продукции, а магазины занимаются только контролем выкладки и сфокусированы на поддержании эффективного ассортимента в торговых залах. [12,c.98]
Данный подход назвали визитныйм мерчандайзингом, поскольку это проект по разработке, внедрению и поддержанию единой, открытой, эффективной мерчандайзинговой системы в торговой сети, основанную на категорийном маркетинге.
Появление визитного мерчандайзинга связано с тем, что торговые сети, достигнув определенной границы роста, начинают испытывать жесткую необходимость в централизованном управлении ассортиментом. Соответственно, рождается визитный менеджмент, где управление товарной категорией целиком зависит от ответственного менеджера и не распыляется на отделы закупок, продаж, маркетинга и т.д. Четко построенная система управления ассортиментом требует стандартов зонирования торговой площади, выкладки и оформления товаров в зависимости от постоянно ротируемой и улучшаемой ассортиментной матрицы. Этим и занимается визитный мерчандайзинг: магазин превращается в каталог – библиотеку, где покупатель четко знает, как ему найти нужный товар и где его искать.
Это становится возможным благодаря внутренней логике выкладки и оформления, например, покупатель твердо знает, что цена на товары увеличивается слева направо и снизу вверх, желтые ценники означают, что цена на товар снижена, распродажу надо искать недалеко от входа на паллетах и так далее. Здесь каждый товар имеет свое место и покупатель уверен, что нужный ему сегодня товар находится там же, где вчера и позавчера. Конечно, такая политика требует устойчивого ассортимента, поставщики должны работать четко, персонал магазина не допускать халатности, вовремя заказывать и выкладывать товар. Это тоже является сферой деятельности визитного мерчандайзинга. Таким образом, визитный мерчандайзинг – это система управления представлением ассортимента в торговой точке. [38]
Как показывает опыт, в России эта система действует не очень эффективно по понятным всем причинам: сбои в работе работа поставщиков, недостаточно квалифицированный персонал, частые изменения в законодательстве, приводящие к авральному изменению в ассортименте и многое другое. Тем не менее, за визитный мерчандайзингом будущее и даже те несколько лет, которые прошли с момента начала внедрения этой технологии в передовых торговых сетях, показывают значительные успехи в его развитии. Может показаться, что визитный мерчандайзинг – технология только для торговых сетей. Это не так, особенность визитного мерчандайзинга заключается в том, что подход к представлению товара осуществляется комплексно и этапно. Нельзя ждать увеличения продаж от применения принципов мерчандайзинга, если в магазине нет просчитанной ассортиментной матрицы или она ошибочна. Поэтому, любой мерчандайзинг должен начинаться с ассортимента, а ассортимент определяется в соответствии со стратегией или проще говоря – «value proposition».
«Value proposition» – это термин, используемый на Западе и обозначающий буквально «ценное предложение», то есть то, чем магазин отличается от других, предлагающих подобные товары и услуги. Естественно, что это отличие должно быть интересным для покупателя и заключать в себе конкурентное преимущество. На практике мы видим, что этим часто пренебрегают, что отрицательно сказывается на результатах деятельности магазинов. Сегодня, пожалуй, только крупные продуктовые сети и гипермаркеты электроники действуют в соответствии с четко определенной стратегией позиционирования и используют “value proposition” как базу для своей деятельности. Остальные продают «то же, что и все», «все всем», «по самым низким ценам» - что неэффективно, а зачастую является прямой дезориентацией.
«Мерчандайзинг в розничной практике проходит несколько стадий развития. Первая, назовем ее первобытной стадией, – выкладка продукции согласно планограмме поставщика, которая не всегда учитывает интересы торгового предприятия. На втором этапе поставщик и розничная компания разрабатывают планограмму совместно. Третий этап, на котором сейчас находится российский рынок, характеризуется созданием индивидуальных стандартов мерчандайзинга для каждой торговой сети. Выкладка модифицируется поставщиком не только от сети к сети, но и в зависимости от покупательской аудитории отдельных магазинов, расположения товарных групп и размещения продукции конкурентов в торговом зале. Поставщик стремится максимально выделить свой продукт и привлечь, таким образом, внимание покупателей. Четвертый этап – визитныйй мерчандайзинг. Он осуществляется торговой сетью самостоятельно или при помощи специализированного агентства. Акцент ставится на мерчандайзинге всей категории продукции, соответственно, влияние производителей на выкладку в магазине сводится к минимуму.
Визитныйй мерчандайзинг
– это система управления ассортиментом,
при котором каждая товарная категория
рассматривается как
Исследование, проведенное
в США, показало, что в среднем
использование методов
Информация о работе Мерчандайзинг как инструмент стимулирования сбыта: визитный мерчандайзинг