Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:05, дипломная работа
Осуществляемое в комплексе коммуникаций стимулирование сбыта посредством мерчандайзинга, является одним из средств продвижения товара, дополняющих рекламу и личную продажу. Оно оказывает кратковременное воздействие на рынок и призвано способствовать совершению покупок. В процессе реализации мероприятий по стимулированию сбыта стимулирующее воздействие оказывается на работников отделов сбыта, изготовителей продукции, продавцов, покупателей, а также торговых посредников. Эти стимулирующие воздействия призваны способствовать эффективному продвижению товара от его производителя к покупателям.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты мерчандайзинга как инструмента стимулирования сбыта: визитный мерчандайзинг
1.1 Цели, задачи и методы стимулирования сбыта
1.1 Основные этапы развития мерчандайзинга в России
1.2 Инструментарий стимулирования сбыта
1.3 Специфика мерчандайзинга как инструмента стимулирования сбыта новых товаров
1.4 Особенности визитного мерчандайзинга
Глава 2 Мерчандайзинг как инструмент стимулирования сбыта: визитный мерчандайзинг в практике ООО «Молния»
2.1 Анализ влияния микро и макрофакторов на мерчандайзинговую деятельность ООО «Молния»
2.2 Анализ стимулирования сбыта на основе мерчандайзинга в ООО «Молния»
2.3 Анализ эффективности мерчандайзинга в ООО «Молния»
2.4 Анализ возможностей использования визитного мерчандайзинга в целях повышения эффективности сбытовой деятельности в ООО «Молния»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Основные этапы внедрения визитного мерчандайзинга в ООО «Молния» были выделены следующие:
1.Зонирование торгового пространства
Первое, на что нужно направить усилия ООО «Молния» – правильное расположение зон торгового пространства. «Холодные» и «теплые» зоны, «маяки», «уровень глаз» - это общеизвестные и всеми используемые понятия мерчандайзинга. Как показал проведенный анализ данные приемы в ООО «Молния» используются иногда неверно, с нарушением общей стратегии, в результате чего не оказывают должного эффекта. Так, стратегией зонирования ООО «Молния» является достижение комфорта покупателя. Соответственно, необходимо сделать широкие проходы, уделить внимание стилю и единообразию торгового оборудования, учесть музыкальное оформление и освещение. У ООО «Молния» «гуляющий покупатель», поэтому важно построить чередование товарных групп в связи с внутренней логикой их соседства, основная задача – показать все товары и стимулировать клиента к совершению покупки.
Зонирование обязательно должно отражать специфику технологий и акций, происходящих в ООО «Молния». Эти технологии служат для привлечения покупателей и зачастую играют решающую роль в выборе магазина. В ООО «Молния» это могут быть циклические промо акции, сезонные зоны (аккумулирующие актуальные для данного периода товары), зоны распродаж, тематические выкладки (школьный базар, новый год) и т.д. Размещение этих зон в ООО «Молния» должно служить цели затягивания покупателя и формирования мнения о магазине как «интересном» и «выгодном». Поскольку сама суть и яркое оформление этих зон делают их заметными, логично располагать их в «холодных зонах», а в «горячих» размещать стратегически продвигаемые товарные группы.
2. Составление ассортиментной матрицы.
Как показал
анализ, в ООО «Молния» ассортиментная
матрица имеется, но ее аналитические
данные не используется в той мере,
в какой это должно приносить
ощутимый результат. Вместе с тем, ее
преобразование в ротируемую ассортиментную
матрицу является необходимым условием
внедрения визитного
Первый этап создания ротируемой ассортиментной матрицы:
1. Анализ ассортимента дает группы:
2. Аутсайдеры
выводятся из ассортиментной
матрицы, давая возможность
3.Кандидаты
в аутсайдеры, возможно, неправильно
позиционируются или на них
установлены неверные цены. Если
попытки исправить ситуацию с
помощью мерчандайзинга, промо и
ценообразования не дают
4. Затягивающие
товары – товары привлекающие
покупателя, они необходимы. Это
индикаторы определения «
5. Нишевые
товары дают «своего» клиента,
это уникальное предложение
6. Основные и привлекательные товары, в силу их высокой индикативности, должны все время мониториться на предмет конкурентных цен.
7. Лидер–
понятие внутреннее (основанное
на марже), для покупателя это
могут быть основные и
Сформированная таким образом ассортиментная матрица даст ООО «Молния» возможность получения максимальной прибыли от правильного их размещения.
Второй этап создания ротируемой ассортиментной матрицы - расчет процентного соотношения товарных категорий ООО «Молния» по основаниям:
Производим соответствующий расчет товарных групп в товарных категориях ООО «Молния» и получаем четкую процентную матрицу, согласно которой товарные группы должны занимать соответствующий объем торгового пространства. Затем необходимо наложить эту матрицу на торговое пространство ООО «Молния».
Третий этап создания ротируемой ассортиментной матрицы - замеры соответствий: производятся замеры торгового зала ООО «Молния» и плоскостей размещения товаров в результате чего выявляется соответствие требуемого торгового оборудования товарным группам и товарным категориям. В этом случае показательным становится использование фейсинга, то есть ООО «Молния» имеет возможность расширить выкладку продаваемого товара, если он имеет хорошие продажи и небольшое количество наименований. Здесь учитывается принцип получение максимальной прибыли с квадратного метра торговой площадии появляются возможности использовать ООО «Молния» наиболее оперативную методику оценки мерчандайзинговой деятельности: каждый товар занимает в магазине выделенную под него торговую площадь и/или место на соответствующем торговом оборудовании. При изменении (или определении оптимальной) торговой площади под товар рассчитываются такие показатели как: товарооборот с 1 кв.м. торговой площади (в том числе сравнительный по разным товарам), товарооборот с 1 погонного метра выкладки, коэффициент эффективности использования торговых площадей (Доля в товарообороте/Доля в выкладке), эластичность площади.
Рисунок 14 - Модели ротируемой ассортиментной матрицы
Сравнивая величины товарооборота до/во время/и после проводимых мерчандайзинговых мероприятий, можно оценить их эффективность.
Четвертый этап создания ротируемой ассортиментной матрицы - зонирование торгового зала и построение схемы: анализируем торговое пространство ООО «Молния» по основаниям:
После того, как четко установится, что, где и как в ООО «Молния» будет размещено, необходимо создать планограммы товарных групп, без них ассортимент будет «плавать». С учетом принципов размещения товаров, ООО «Молния» необходимо рассчитать планограмму, в которой каждому артикулу принадлежит свое уникальное место и фейсинг (повторение артикула в выкладке), в соответствии с продаваемостью.
Принципы размещения товаров:
1. Расположение по цене: товары в товарных группах имеют четкое расположение по увеличению цены слева направо и снизу вверх.
2. Размещение по размеру/объему: габаритные/тяжелые товары размещаются внизу.
3. Расположение в соответствии с ценовым сегментом
Пятый этап создания ротируемой ассортиментной матрицы - создание планограмм товарных категорий.
ООО «Молния» нужна ассортиментная матрица с учетом продаж в штуках (для определения фейсинга), ценовых сегментов (высокий средний и низкий) и четкого артикула (SKU)/ Также понадобятся данные замеров торгового оборудования в погонных метрах. На основании вышеуказанных данных строится планограмма, где четко определено место каждого артикула в соответствии с принятым стандартом размещения ценовых сегментов (60%(низкий) - 30%(средний) - 10%(высокий).
Ассортиментная матрица ООО «Молния» должна постоянно пересматриваться, это создает условия для ее оптимизации и улучшения. Так в нее вводятся новые товары и выводятся аутсайдеры и товары неустойчивой поставки. Планограмма – это живой инструмент, он меняется вместе с ассортиментной матрицей в соответствии с установленным циклом ротации.
Планограмма
также является механизмом выявления
скрытых проблем, например нечеткой
работы поставщиков, трудностей работы
внутренней и внешней логистики,
работы персонала в торговом зале.
«Дыры» в планограмме ООО «Молния»,
когда находящийся в ней
3. Третьим этапом внедрения визитного мерчандайзинга в ООО «Молния» следует выделить промоакции.
Следующая важная сфера для ООО «Молния» - разработка технологии проведения промоакций:
Необходима четкая структура организации промо.
1. Товары
KVI (Key value indicator) должны быть заметны
(но не выделены специально), поскольку
именно по ним покупатель
2. Постоянно проводимая промопрограмма, имеющая цикл, равный одному обращению лояльного покупателя в магазин. Товары по промопрограмме должны иметь постоянное место выкладки или находиться на своем месте согласно планограмме и выделяться специальным ценником. Второй способ заставляет покупателя искать промотовар и стимулирует импульсные покупки, что предпочтительнее в случае существования хороших товарных предложений.
3. Технология управления сезонами. ООО «Молния» необходимо иметь постоянное место, на котором представлена гамма наиболее востребованных по сезонному принципу товаров. Выкладка меняется с частотой – 1 раз в месяц.
4. Спецакции
по товарам. Внутренние акции,
имеющие целью повышение
5. Распродажи. Могут быть сезонные (новогодний базар, летняя распродажа) и постоянные (из бюджет аmarkdown)
6. Акции по инициативе поставщиков. Могут быть источником получения дополнительного дохода, специальных цен или ретро бонусов. Варианты разнообразные, главное – товар выделяется по какому-либо основанию.
7. Выделение собственных проектов, наприме рrivate label. Логично выпускать расходные материалы, мелкие аксессуары и проч. как товары под Собственной Торговой Маркой. Это позволяет закладывать высокую маржу, повышает лояльность покупателя к торговой сети и дает свободу в отношениях с поставщиками. Главное – выбрать правильныйbenchmark и качественного производителя.
8. Определение лидеров продаж и фиксация их в TOP 100, TOP 50, TOP 10 и т.д. Выделение их спецценниками. Постоянный мониторинг этих товаров у конкурентов.
Таким образом,
как показал проведенный анализ
для внедрения визитного
1. Четкое зонирование товарных групп.
Для того, чтобы создать устойчивую мотивацию к покупке, необходимо произвести зонирование торгового зала, что создает внутреннюю логику магазина и приучает к этой логике покупателя.
2. Определение порядка размещения товарных групп в соответствии со стратегией продаж и на основании чередования «холодных» и «теплых» зон. Учитывая специфику восприятия покупателем отдельных зон торгового зала ООО «Молния», нужно расположить в «горячих» (повышенного внимания) зонах стратегически продвигаемые и высокомаржинальные товары, а в «холодных» – самые популярные и продаваемые.
3. Внедрение ценового принципа размещения товаров в зонах выкладки ООО «Молния». Логика размещения товаров в зоне выкладки должна быть: слева направо и снизу вверх - увеличение цены. Выкладка формируется без учета брендов, но с учетом упаковки. Например: зона выкладки «Моторные масла синтетические» включает литровую, четырех и пятилитровые упаковки. Здесь цена растет только слева – направо, снизу вверх действует другой принцип – уменьшение упаковки.
4. Построение планограмм ООО «Молния». Планограммы строятся на основе принципов выкладки и жестко фиксируют размещение товарного артикула. В случае продажи последней единицы товара выкладка не растягивается (как сейчас), ценник остается, но, на пустое место вешается табличка: «Извините, товар временно отсутствует». Наличие таких дыр в магазине является индикатором работы собственной логистики и поставщиков, что позволяет оптимизировать эту работу. Поставщики, допускающие срыв графика поставок штрафуются или заменяются на других, путем оптимизации решаются проблемы с внутренней логистикой.
Внедрение планограмм обязательно предполагает товарный запас, основанный на ритме продаж. Постоянное наличие товара в магазине – очень важный фактор, поскольку не нашедший необходимого товара покупатель уходит к конкуренту. В случае повторения ситуации он в 90% случаев уходит к конкуренту навсегда.
5. Внедрение стандартов оформления ценниками. Ценник должен иметь четкое место расположения: по левой границе товара и размещается под единицей товара. Если артикул товара представлен фейсингом больше одного – ценник все равно располагается слева внизу. Не сбоку, справа, слева и вверху от товара, как это происходит сейчас.
6. Внедрение стандартов оформления товаров по акциям и промо. Это стандарты выкладки и размещения POSM. Возможно четкое формирование выкладки на основе планограмм к каждой акции, оформленное в виде распоряжения, доводимого до управляющих в соответствующий срок до начала акции.
7. Формирование промозоны.Определение места выкладки по промоакциям и жесткая его фиксация. Традиционно, для этого используются торцы стеллажей (энды), но это может быть и специальная промовитрина. Для промозоны создается планограмма выкладки на каждую промоакцию. Параллельно идет выделение спецценниками товаров по TOP 50 на местах регулярной выкладки – это сильный мотиватор к покупке (большинство не может ошибаться).
Информация о работе Мерчандайзинг как инструмент стимулирования сбыта: визитный мерчандайзинг