Мерчандайзинг как инструмент стимулирования сбыта: визитный мерчандайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:05, дипломная работа

Описание

Осуществляемое в комплексе коммуникаций стимулирование сбыта посредством мерчандайзинга, является одним из средств продвижения товара, дополняющих рекламу и личную продажу. Оно оказывает кратковременное воздействие на рынок и призвано способствовать совершению покупок. В процессе реализации мероприятий по стимулированию сбыта стимулирующее воздействие оказывается на работников отделов сбыта, изготовителей продукции, продавцов, покупателей, а также торговых посредников. Эти стимулирующие воздействия призваны способствовать эффективному продвижению товара от его производителя к покупателям.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты мерчандайзинга как инструмента стимулирования сбыта: визитный мерчандайзинг
1.1 Цели, задачи и методы стимулирования сбыта
1.1 Основные этапы развития мерчандайзинга в России
1.2 Инструментарий стимулирования сбыта
1.3 Специфика мерчандайзинга как инструмента стимулирования сбыта новых товаров
1.4 Особенности визитного мерчандайзинга
Глава 2 Мерчандайзинг как инструмент стимулирования сбыта: визитный мерчандайзинг в практике ООО «Молния»
2.1 Анализ влияния микро и макрофакторов на мерчандайзинговую деятельность ООО «Молния»
2.2 Анализ стимулирования сбыта на основе мерчандайзинга в ООО «Молния»
2.3 Анализ эффективности мерчандайзинга в ООО «Молния»
2.4 Анализ возможностей использования визитного мерчандайзинга в целях повышения эффективности сбытовой деятельности в ООО «Молния»
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

диплом мерчен.docx

— 2.08 Мб (Скачать документ)

Анализ  эффективности мерчандайзинга на основе линейного тренда в ООО «Молния» проводился по основным ассортиментным группам на протяжении четырех месяцев:

Группа 1 - кисло-молочная продукция;

Группа 2 -  колбасные изделия;

Группа 3-  вино-водочные изделия;

Группа 4 -  кондитерские изделия.

В качестве основных переменных рассматривались  приращение сбыта товара в каждой товарной группе и их суммарная составляющая.

Так, суммарное  приращение сбыта А0 состоит из А1 и А2 , причем группа 1 обеспечивает положительный  прирост сбыта а группа 2 –  отрицательный, то есть тянет сбыт вниз (рисунок 13).

 

Рисунок 13  -  Приращение сбыта двух групп  товаров и их суммарная составляющая

 

Параметр D характеризует вклад каждой группы продукта в изменение суммарного темпа объемов сбыта и вычисляется  по формуле:

 

D= Ai/A0 (1),

 

где

Ai – коэффициент  тренда I-ой группы продукта в  течение базового периода; 

A0- коэффициент  тренда суммарного сбыта в  течение базового периода. 

Полученные  в результате анализа данные представлены в таблице 4

Таблица 4

Данные, характеризующие  изменения сбыта продукции в  ООО «Молния» на основе анализа внутренней информации предприятия

Период наблюдения

Объем сбыта, тыс.руб. (D)

Июль

Группа 1

4237

Группа 2

7495

Группа 3

11815

Группа 4

1233

Итого по магазину:

24780

Август

Группа 1

4017

Группа 2

7593

Группа 3

9672

Группа 4

1338

Итого по магазину:

22620

Сентябрь

Группа 1

4799

Группа 2

7883

Группа 3

11420

Группа 4

1407

Итого по магазину:

25509

Октябрь

Группа 1

5343

Группа 2

8583

Группа 3

10836

Группа 4

1423

Итого по магазину:

26185


 

Вычисляя  эти значения для группировок  разных уровней, получаем данные, характеризующие  изменения сбыта продукции в  магазине (ах) на основе анализа внутренней информации предприятия. Если параметр D принимает отрицательное или  нулевое значение по сравнению с  показателями базового периода, то это  говорит о неэффективности мероприятий  по мерчандайзингу и необходимости  их корректировки. Наоборот, положительное  значение – об эффективности этих мероприятий.

Таким образом, анализируя эффективность мерчандайзинга в ООО «Молния» по первой группе критериев можно сделать вывод  о том, что в целом по магазину эффективность мероприятий по мерчандайзингу за рассматриваемый период является положительной и по такой группе продуктов как колбасные изделия на протяжении всего рассматриваемого периода сохраняет положительную динамику. Эффективность мерчандайзинга по виноводочным изделиям не имеет ярко выраженной тенденции на к росту, ни к снижению и в рамках рассматриваемого периода находится примерно на одном уровне. Тенденция стабильного роста наблюдается у молочной продукции и кондитерских изделий. В целом же по ООО «Молния» можно сказать что эффективность мерчандайзинговых мероприятий неуклонно повышается.

Вторая  группа критериев оценки эффективности  мерчандайзинговых мероприятий  – это критерии, основанные на потребительской  оценке. По своей сути мерчандайзинг  создает визуально-информационную модель, способствующую продажи товара, повышая его ценность в потребительской  оценке.

Норма потребительной стоимости (НПС) представляет собой  соотношение, микробаланс между  совокупностью фактических свойств  товара и совокупность желаемых свойств:

НПС= 1

Она может  быть представлена следующим образом:

Совокупность фактических свойств        оптимально


  Совокупность  желаемых свойств

 

Сущность  этого показателя заключается в  том, что визуально-информационная модель товарного дисплея, состоящая  из ряда факторов, в идеале должна быть близкой к визуально-информационной модели потребителя, так как только в этом случае происходит процесс  покупки товара. Если же расхождения  между числителем и знаменателем велики, то покупатель уходит из магазина неудовлетворенным. Иными словами, процесс покупки возможен при  условии, что показатель НПС стремится  к единице:

Опрос покупателей, проведенных в ООО «Молния» позволил выявить основополагающие параметры  характеризующие эффективность  мерчандайзинговой деятельности на отснове НПС:

  • полнота информации о товаре – характеризует достоверность, полноту и доступность для потребителя информации о товаре, его свойствах и технических характеристиках;
  • скорость нахождения товара – показывает степень удачного позиционирования товара на торговой площади;
  • удобство доступа к товару – характеризует уровень комфорта для потребителя при доступе к товару;
  • соответствие цены предлагаемому ценовому диапазону – максимальный уровень реализации данного фактора показывает на соответствии цены выбранному ценовому диапазону при позиционировании товара;
  • возможность быстро найти сопутствующие товары – характеризует быстроту поиска сопутствующих товаров;
  • дизайн и эстетико-этические составляющие созданного дисплея – показывает, на сколько общая концепция реализованного товарного дисплея соответствует требованиям потребителей к дизайнерско-эстетическим свойствам.

Потребителям  в ООО «Молния» предлагалось выбрать  наиболее значимые для них факторы, а затем оценить их фактические  свойства.

Данные  факторы не являются постоянными  критериями так как они могут  меняться при изменении потребностей и изменениях в конкурентной среде  розничной торговли, следовательно  для розничной торговли, в частности  ООО «Молния» целесообразно проводить  мониторинг указанных факторов.

Необходимо  отметить, что потребительскую оценку продукта в целом, так же как и  значимость ее отдельных параметров, определяют способ и условия личного  потребления. Ранжирование параметров этой оценки, т. е. разграничение ее по рангам, только внешне выглядит чисто расчетной технической операцией. По природе своей потребительская оценка достаточно объективна, так как является общественной операцией и определяется особенностями действующих в тот или иной момент социально-экономических факторов, формирующих условия потребления.

Следующим шагом методики применяемой  в  ООО «Молния» явилась оценка значимости отдельных составляющих мерчандайзинговой  услуги, определить удовлетворенность  потребителя составляющими услуги и услугой в целом.

А в последующем  сравнивать варианты визуально-информационной модели. Измерение уровня характеристик  удобно делать на базе модели “МКОТС” [3с 28]. Модель позволяет:

  • определить значимость для потребителя отдельных составляющих торговой услуги;
  • определить составляющие торговой услуги и внимание, которое необходимо уделить каждой из них;
  • рассчитать степень удовлетворенности потребителя составляющими торговой услуги и всей услугой в целом;
  • определить составляющие, которые необходимо скорректировать в торговой услуге;
  • оценить эффективность мероприятий по корректированию составляющих торговой услуги.

При проведении опроса в ООО «Молния», во-первых, задавались вопросы с целью определения  значимости параметров – визуально-информационной модели потребителя. Во-вторых, вопросы  о степени реализации составляющих услуги для опрашиваемого клиента  в визуально-информационной модели товарного дисплея (опрос по данному  методу осуществлялся в ООО «Молния» только после оказания клиенту торговой услуги).

Результаты  исследования, проведенного в в ООО  «Молния» представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результат расчета  удовлетворенности отдельными составляющими  мерчандайзинговой услуги в ООО  «Молния».

Компоненты

(потребности)

Модели

Группа 1

Группа 2

Вес компонента услуги

Потребительская удовлетворенность  услугой

Приоритетность корректирования  компонента услуги

Вес компонента услуги

Потребительская удовлетворенность  услугой

Приоритетность корректирования  компонента услуги

Полнота информации о товаре

0,87

0,40

0,46

0,87

0,72

0,83

Скорость нахождения товара

1,00

0,35

0,35

1,00

1,00

1,00

Соответствие цены предлагаемому  ценовому диапазону

0,53

0,20

0,38

0,53

0,42

0,79

Удобство доступа к товару

0,71

0,22

0,31

0,71

0,70

0,99

Возможность быстро найти сопутствующие  товары

0,50

0,10

0,20

0,50

0,46

0,92

Дизайн и эстетико-этические составляющие созданного дисплея

0,30

0,08

0,27

0,30

0,30

1,00

 

НПСтд

0,33

НПСтд

0,92


 

Для определения  потребительского свойства торговой услуги, требующего наибольшего внимания при  корректировке, выделяют свойства с  минимальным значением потребительской  удовлетворенности компонентом  и максимальным значением веса компонента мерчандайзинговой услуги.

Как показывают данные в 1-ой группе товаров (кисло-молочная продукция), удачно были реализованы  все компоненты товарного дисплея, а в отношении "цены" и “полноты информации” произошел некоторый  сбой, объясняемый неконтролируемыми  факторами системы розничной  торговли.

 В  целях общей оценки НПС анализируется  в сравнении с НПСторговых  услуг-конкурентов или  рассматривается  значение показателя в динамике, так как показатель НПС - сравнительный.  Он дает возможность определить  рейтинг торговой услуги среди  услуг-конкурентов; определить, насколько  влияние ООО «Молния» на состав  торговой услуги было эффективным  в течение определённого времени;  сравнить показатель НПС в  рамках предлагаемого ООО «Молния»  ассортимента торговых услуг,  установив их "рейтинг". Если  значение НПС меньше, чем значение  НПС конкурента, то необходима  корректировка потребительских  свойств торговой услуги. ООО  «Молния» необходимо стремиться, чтобы показатель НПС был близок  или равен 1, что является идеальным  вариантом. При снижении или  стагнации тренда сбытовых параметров, необходимо проанализировать причины.

Таким образом, проведя оценку эффективности мерчандайзинговых  услуг по второй группе критериев  получаем следующее: мерчандайзинг  по второй группе товаров – колбасные  изделия – близок к идеальному и был максимально оценен по обоим  критериальным группам. Мерчандайзинг  по первой группе – кисло-молочная продукция – имеет положительную  динамику, но, вместе с тем находится  на достаточно низком уровне.

 

2.4  Анализ  возможностей использования визитного  мерчандайзинга в целях повышения  эффективности деятельности в  ООО «Молния»

 

Как показал  анализ литературных источников современные  ученые-экономисты сходятся в мнении о визитном мерчандайзинге, как о  приоритетном и наиболее эффективном направлении в данной сфере деятельности на ближайшие несколько лет.

В рамках данной выпускной квалификационной работы была провен анализ возможностей внедрения визитного мерчандайзинга с целью повышения эффективности  мерчандайзинговой деятельности в  ООО «Молния».

Информация о работе Мерчандайзинг как инструмент стимулирования сбыта: визитный мерчандайзинг