Методы мотивации и стимулирования персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 13:13, контрольная работа

Описание

Целью работы является совершенствование стимулирования и мотивации труда ОАО "ВПЗ".
Объектом дипломной работы выступает система мотивации и стимулирования персонала в современной организации.
Предмет дипломной работы являются методы мотивации и стимулирования персонала на примере ОАО "ВПЗ".

Содержание

• Введение
• 1. Теоретические аспекты совершенствования системы стимулирования труда персонала предприятия
• 1.1 Сущность и содержание стимулирования и мотивации труда
• 1.2 Характеристика методов стимулирования труда и мотивации персонала
• 1.3Критерии оценки эффективности стимулирования и мотивации труда персонала
• 1.4 Факторы, влияющие на эффективность мотивации и стимулирования труда персонала
• 2. Анализ эффективности деятельности ОАО "ВПЗ" в области стимулирования и мотивации труда
• 2.1 Краткая характеристика предприятия
• 22.2 Анализ финансового состояния предприятия
• 2.3 Анализ качественного состава работников предприятия и уровня их дисциплинированности
• 2.4 Характеристика существующей системы стимулирования труда на предприятии
• 2.5 Динамика показателей оценки системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия
• 2.6 Анализ факторов, влияющих на эффективность стимулирования и мотивации труда персонала предприятия
• 3. Пути совершенствования системы стимулирования труда на ОАО "ВПЗ" и их экономическое обоснование
• 3.1 Мероприятия по внедрению новой системы стимулирования и мотивации труда
• 3.2 Оценка влияния предложенных рекомендаций на финансовые результаты деятельности предприятия
• Выводы
• Список использованной литературы
• Приложения

Работа состоит из  1 файл

Методы мотивации и стимулирования персонала.docx

— 135.61 Кб (Скачать документ)

Выявление соответствия условий премирования задачам и целям предприятия.

Существующие условия применения стимулов и задачи предприятия выявляются также для того, чтобы сопоставить  их между собой и определить, соответствуют  ли условия применения стимулов задачам  предприятия. Зная задачи предприятия, на этапе разработки мы сможем привести условия применения стимулов в соответствие этим задачам.

На ОАО "ВПЗ" премирование рабочих  производится по результатам работы за месяц. Премии каждой группе рабочих  выплачиваются в одинаковом размере  в процентах к тарифным ставкам  за фактически отработанное время. Здесь  можно отметить, на отсутствует взаимосвязь  между результатами работы каждого  работника и предприятия в  целом.

Корректировка методов стимулирования и мотивации труда с целью  повышения их эффективности.

Структура заработной платы отдельных  групп работников.

Выбор базовой формы оплаты (сдельная, повременная) для данной категории  сотрудников. Существуют две основные формы оплаты труда: сдельная, когда  размер вознаграждения определяется пропорционально  объему выполненной работы. Несомненным  преимуществом такой системы  оплаты труда является то, что вознаграждение напрямую зависит от результата работы, то есть полностью выполняется одно из условий эффективного стимулирования - соответствие условий применения стимулов задачам предприятия.

Но сдельная форма оплаты труда  имеет ограниченное применение. Во-первых, результаты труда работников некоторых  категорий просто невозможно выразить количественно или дать им обоснованную денежную оценку. Во-вторых, при использовании  сдельной формы оплаты труда руководству  необходимо обеспечить определенную загрузку работника, гарантирующую ему нормальный уровень дохода. При использовании  сдельной формы оплаты труда работники  могут вступить в конфликт с руководством и коллегами на предмет загрузки, появляется конкуренция за работу, что отрицательно влияет на морально-психологический  климат в коллективе.

Второй вид оплаты труда - это  повременная, когда размер вознаграждения определяется пропорционально объему затраченного на работу времени. Достоинством данной системы является простота ее использования. Но у повременной  формы оплаты труда существует существенный недостаток, который редко позволяет  использовать ее в чистом виде: на размер вознаграждения не никак не влияет изменение производительности, то есть система оплаты труда не реагирует  на то, сколько работы выполнено  за промежуток времени. В таких условиях эффективность использования повременной  формы полностью зависит или  от моральных качеств сотрудников (наличия у них мотива отождествления целей), или от системы ограничений  и наказаний.

В чистом виде сдельная и повременная  формы оплаты труда используется крайне редко. Обычно таким способом определяется только один из компонентов  заработной платы - ее базовая часть.

Учитывая указанные достоинства  и недостатки рассмотренных форм оплаты труда, представляется целесообразным использования для выбранной  группы работников повременной формы  оплаты. Базовая оплата при повременной  форме определяется окладами и тарифными  ставками. Тарифная ставка - размер оплаты труда работника за час или  за день. Оклад - размер оплаты труда  работника за месяц. Оклады и тарифные ставки определяются различными характеристиками труда:

сложность выполняемых задач (работ);

нервно-психические и физические нагрузки;

влияние на работника факторов окружающей среды;

ответственность за средства труда, за результаты труда, за сотрудничество и  кооперацию с другими работниками, за безопасность;

образование;

необходимые способности работника (коммуникационные, мыслительные, творческие);

опыт работы; стаж работы на данном предприятии;

количество подчиненных (для руководителей  и бригадиров);

уровень в иерархии управления (для  руководителей) и другими характеристиками.

Премии (переменная часть оплаты труда) могут быть следующих видов:

премии за индивидуальные результаты труда. Достоинства и недостатки данного вида премии те же, что у  сдельной формы оплаты труда. С одной  стороны, такая премия хорошо мотивирует работника к труду, поскольку  непосредственно связана с результатом  его работы. С другой стороны, результат  труда зачастую очень сложно измерить (то есть объективно оценить чей-то труд). Кроме того, может возникнуть нездоровая конкуренция между работниками;

премии за результаты работы группы (бригады, участка, цеха, производства, группы, бюро, отдела, службы и т.д.). Такой вид премии стимулирует  отождествление работниками целей  коллектива, в котором они работают. Данный вид премии хорошо мотивирует работника в том случае, если он осознает, что результат труда  группы зависит от его индивидуальных усилий, и понимает, что именно в  его труде важно для получения  требуемых результатов коллективной деятельности. Следовательно, чтобы  данный вид премии имел большую стимулирующую  силу, необходимо добиться от работников осознания личной ответственности  за коллективные результаты. На практике, в силу различных причин, зачастую добиться этого бывает сложно. Кроме  того, премия за результаты деятельности группы может привести к функциональным конфликтам - производственным конфликтам с другими группами (подразделениями) в ущерб общим целям предприятия;

премии за результаты работы всего  предприятия (в том числе - участие  в прибылях).

Такой стимул способствует отождествлению целей предприятия в целом, вовлеченности  работников в дела фирмы, успешному  проведению организационных изменений. Недостаток данного вида премии - это  сложность восприятия работниками  связи своих личных усилий и общих  результатов. Известно, что на результаты деятельности предприятия существенно  влияют факторы внешней среды, не зависящие от усилий работников. Зачастую работники склонны объяснять  свои неудачи и неудачи предприятия  в целом воздействием факторов внешней  среды. Премии за выдающиеся заслуги  работника. Стимулирует не только производственные, но и другие значимые для предприятия  результаты и показатели (лояльность, инновационность, закрепление работников на предприятии, хороший морально-психологический  климат и др.). Количество премий каждого  вида в составе заработной платы  сотрудника может быть любым.

Указанная корректировка для ОАО "ВПЗ" будет представлена далее.

Критерии выполнения задач. Определяются с целью получения возможности  планировать и вести учет их выполнения. Показатели, характеризующие степень  достижения цели (выполнения задачи), называются критериями. У каждой задачи (цели), стоящей перед предприятием, существует четыре критерия, отражающие степень  ее выполнения: количество, качество, сроки, стоимость.

Выполнение задачи означает, что  фактические значения всех этих критериев  совпадают с плановыми значениями, либо отличаются от них в лучшую сторону. Однако на практике разработка критериев связана с рядом  трудностей. Во-первых, для определенного  типа задач невозможно установить плановые значения некоторых критериев. Например, при планировании работы ремонтных  служб предприятия невозможно предугадать, сколько станков выйдет из строя  в планируемом месяце, и, следовательно, установить плановое задание. Задача ремонтного подразделения должна заключаться  не в ремонте какого-то количества станков, а в неукоснительном  соблюдении ремонтных циклов, планомерном  контроле за соблюдением правил эксплуатации оборудования, строгом соблюдении технологий ремонта. Другими словами, выполнение задачи должно измеряться количеством  обязательных процедур, предусмотренных  различными ситуациями и описанных  в технологических инструкциях. Во-вторых, не всегда возможно заранее  точно определить стоимость задачи. Это касается задач творческих, с  высокой степенью неопределенности. Например, невозможно с высокой степенью точности определить, сколько будет  стоить разработка нового продукта или  внедрение продукта на рынок. В таких  случаях на выполнение работ необходимо определять лимиты денежных средств (бюджеты) и всемерно поощрять экономию средств. (Но при этом важно помнить, что  зачастую сама возможность получения  хоть какого-то результата при выполнении таких задач может потребовать  дополнительных вложений). В-третьих, для  определения плановых значений критериев  выполнения различных работ используют нормы их выполнения, показывающие либо количество работы, выполняемое  за единицу времени (нормы выработки), либо количество времени, необходимого для выполнения определенного объема работ (нормы времени). В-четвертых, для привязки величины вознаграждения необходимо выбрать только один из критериев выполнения задачи. Привязка вознаграждения ко всем критериям - слишком  сложное мероприятие, результат  которого может не оправдать затрат на его осуществление. Для привязки величины вознаграждения выбирается важнейший  из критериев для данной задачи.

Таким образом, можно сформулировать ряд правил, выполнение которых позволит увеличивать стимулирующую силу денежного вознаграждения.

Правило 1. Как было показано выше, как и любой стимул, денежное вознаграждение должно быть дифференцировано в зависимости  от результатов работы сотрудников, результатов выполнения ими своих  задач. Такая связь бывает непосредственной только при сдельной форме оплаты труда. В других системах оплаты труда функцию дифференциации заработной платы выполняет премия.

Правило 2. Дифференциация заработной платы в пределах менее 10% от общей  суммы вознаграждения неэффективна для стимулирования. Это означает, что правила определения величины премии должны быть такими, чтобы повышение  результативности труда работника  на определенное, существенное для  предприятия, значение, вознаграждалось  значительными денежными суммами, и наоборот, ощутимое для предприятия  снижение результативности труда работника  лишало его значительных денежных сумм.

Правило 3. Как и любой другой стимул, денежное вознаграждение должно быть тесно связано с работой  во времени (не должно проходить много  времени между работой и вознаграждением  за нее). Это означает, что премии, по всей возможности должны выплачиваться  ежемесячно, должно быть меньше премий, выплачиваемых по итогам работы за квартал, полугодие, год. С другой стороны, результаты многих действий работников могут быть определены только по истечении  большого периода времени. Такие  действия тоже важно поощрять.

Правило 4. Сотрудник не должен сталкиваться на своей работе с отрицательными явлениями, более весомыми, чем преимущества заработной платы. Такими явлениями  могут быть: отрицательные оценки окружающих, неприемлемый стиль руководства, используемый начальником, высокие  нервно-психические или физические нагрузки, слишком продолжительная  рабочая неделя, не оставляющая времени  на удовлетворение культурных потребностей и т.п. [16, с.103].

Правило 5. Количество составляющих заработной платы не должно быть слишком большим. Речь, конечно же, идет о переменной части денежного вознаграждения. Это означает, что должно быть ограничено количество задач, к которым привязан размер денежного вознаграждения

Правило 6. Среди составляющих заработной платы должны присутствовать вознаграждения за коллективные результаты. Это способствует сплоченности коллектива, слаженности  работы сотрудников, учету интересов  других подразделений. Эти факторы  все чаще играют решающую роль в  работе современных предприятий. Кроме  того, интересы структурных подразделений  объективно могут вступать в конфликт (например, сбытовики хотят быстрее  доставить товар, а транспортники - подождать, когда полностью загрузится машина, чтобы эффективнее ее использовать). Общекорпоративные премии снимают  подобные проблемы. В идеальном случае работник должен получать три премии:

за индивидуальные результаты, что  стимулирует его личную производительность труда;

за результаты работы его подразделения, что способствует хорошему климату  в подразделении и повышению  производительности труда;

за результаты работы предприятия  в целом, что способствует отождествлению работником целей предприятия.

Важно донести до сотрудников простую  истину: в отсутствие коллективных результатов у предприятия не будет денег, и нечем будет  вознаграждать высокие индивидуальные результаты труда.

Правило 7. При определении окладов  и тарифных ставок важно обеспечить объективный, непредвзятый и равный подход к оценке характеристик труда  различных рабочих мест. Справедливая оценка рабочих мест важна потому, что на трудовую мораль и производительность влияет не столько абсолютный размер зарплаты, сколько соотношения в  оплате различных видов работ.

Правило 8. Работник должен заранее  знать, сколько он может заработать, на сколько его зарплата зависит  от его усилий. Стимул является таковым  только при осведомленности работника  о всех требованиях, предъявляемых  к его работе, и всех правил, определяющих его вознаграждение. В противном  случае работник будет трудиться  в соответствии с собственными, субъективными  представлениями о целях своей  работы и порядочности своего руководства  при оценке его труда.

Правило 9. В заключение необходимо напомнить закон снижения стимулирующей  силы денежного вознаграждения по мере его роста: при определенном, достаточно высоком уровне дохода дополнительное денежное вознаграждение не стимулирует  работника к повышению объема, темпа и эффективности своего труда. После того как определены потребности работников и подобраны  соответствующие им формы стимулирования, разработана система целей, задач  и критериев их выполнения, налажена система определения плановых заданий  и учета труда, известны условия  применения стимулов, необходимо "запустить" разработанную систему оплаты труда  в действие.

6. Разработка правил расчета.  Для того чтобы "запустить"  новую систему оплаты труда,  ее необходимо зафиксировать  в организационных документах, имеющих  в организации статус закона. Такими документами для системы  оплаты труда могут являться  следующие нижеперечисленных документы:

положение об оплате труда является основным документом, определяющим правила  оплаты труда в организации;

положение о премировании - может  создаваться в дополнение к положению  об оплате труда;

тарифная сетка. В этом документе  определяется число разрядов, которые  присваиваются каждому работнику  организации, и разрабатывается  шкала, определяющая соотношение тарифных ставок работников разных разрядов;

Информация о работе Методы мотивации и стимулирования персонала