Методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание

«Методы принятия управленческих решений» - одна из спорных и актуальных тем в теории управления. В современной литературе можно встретить несколько подходов к изучению процесса принятия решения, но наиболее полно и точно можно об этом говорить, придерживаясь взглядов коллектива авторов под руководством М.Х. Мескона, который, обобщив труды ряда авторов и свой личный опыт, разработал свою теорию. Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем. На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды управленческих решений ………………………………….5
2. Способы принятия управленческих решений………………………………12
3. Использование методов принятия управленческих решений на примере предприятия ООО «Вятский торговый дом»…………………………………..23
Заключение ………………………………………………………………………27
Список использованной литературы ……………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

Методы принятия управленческих решений в организации1 - копия.docx

— 71.35 Кб (Скачать документ)

       Итак, последовательность действий аналитика такова (расчеты выполняются для каждого альтернативного варианта): 

  • рассчитывается величина требуемых инвестиций (экспертная оценка) , IC;
  • оценивается прибыль (денежные поступления) по годам Fi; 
  • устанавливается значение коэффициента дисконтирования , r; 
  • определяются элементы приведенного потока , Pi; 
  • рассчитывается чистый приведенный эффект (NPV) по формуле: 

                                            NPV= E Pi - IC2                                                        (2)

     ·     сравниваются значения NPV; 

     ·     предпочтение отдается тому варианту, который имеет больший NPV

(отрицательное  значение NPV свидетельствует об экономической  нецелесообразности данного варианта). 

       Методы, основанные на учетных оценках продолжают использование в расчетах прогнозных значений  F . Один из самых простых методов этой группы - расчет срока окупаемости инвестиции. Последовательность действий аналитика в этом случае такова : 

  • рассчитывается величина требуемых инвестиций , IC ; 
  • оценивается прибыль ( денежные поступления ) по годам , Fi ; 
  • выбирается тот вариант, кумулятивная прибыль по которому за меньшее 10число лет окупит сделанные инвестиции. 

б) Число  альтернативных вариантов больше двух : n>2 

       Процедурная сторона анализа существенно усложняется из-за множественности вариантов, техника  «прямого счета» в этом случае практически не применима. Наиболее удобный вычислительный аппарат - методы оптимального программирования ( в данном случае этот термин означает «планирование». Этих методов много ( линейное , нелинейное, динамическое и пр. ), но на практике в экономических исследованиях относительную известность получило лишь линейное программирование. В частности рассмотрим транспортную задачу, как пример выбора оптимального варианта из набора альтернативных. Суть задачи состоит в следующем .  
Имеется n пунктов производства некоторой продукции (а1,а2,...,аn) и k пунктов ее потребления (b1,b2,....,bk), где ai - объем выпуска продукции i - го пункта производства , bj - объем потребления j - го пункта потребления. Рассматривается наиболее простая, так называемая “закрытая задача ”, когда суммарные объемы производства и потребления равны. Пусть cij - затраты на перевозку единицы продукции . Требуется найти наиболее рациональную схему прикрепления поставщиков к потребителям , минимизирующую суммарные затраты по транспортировке продукции . Очевидно , что число альтернативных вариантов здесь может быть очень большим , что исключает применение метода «прямого счета».

             2 . Анализ и принятие управленческих решений в условиях риска.  
Эта ситуация встречается на практике наиболее часто. Здесь пользуются вероятностным подходом, предполагающим прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей. При этом пользуются:  
а) известными, типовыми ситуациями ( типа - вероятность появления герба при бросании монеты равна 0.5); б) предыдущими распределениями вероятностей    ( например, из выборочных обследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность появления бракованной детали );  
в) субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно либо с привлечением группы экспертов. 

       Последовательность действий аналитика в этом случае такова: 

·     прогнозируются возможные исходы Ak , k = 1 ,2 ,....., n; 

·     каждому исходу присваивается соответствующая вероятность pk , причем  
·  Е рк = 1 

·     выбирается критерий (например максимизация математического ожидания прибыли) ; 

·     выбирается вариант, удовлетворяющий выбранному критерию.  
Пример: имеются два объекта инвестирования с одинаковой прогнозной суммой требуемых капитальных вложений. Величина планируемого дохода в каждом случае не определенна и приведена в виде распределения вероятностей :
 

 
  Проект А 
 
Проект В 
Прибыль  Вероятность  Прибыль  Вероятность
3000  0. 10  2000  0 . 10 
3500  0 . 20  3000  0 . 20 
4000  0 . 40  4000  0 . 35 
4500  0 . 20  5000  0 . 25 
5000  0 . 10  8000  0 . 10 

      

       Тогда математическое ожидание дохода для рассматриваемых проектов будет соответственно равно: 

                   У (Да) = 0 . 10 * 3000 + ......+ 0 . 10 * 5000 = 4000                            (3)

                   У ( Дб ) = 0 . 10 * 2000 +.......+ 0 . 10 * 8000 = 4250                           (4)

       Таким образом, проект Б более предпочтителен. Следует , правда , отметить 11, что этот проект является и относительно более рискованным , поскольку имеет большую вариацию по сравнению с проектом А ( размах вариации проекта А - 2000 , проекта Б - 6000 ) . 

       Процесс принятия решения может быть выполнен в несколько этапов:  
Этап 1 . Определение цели. В качестве критерия выбирается максимизация математического ожидания прибыли. 

Этап 2 . Определение набора возможных действий для рассмотрения и анализа (контролируются лицом, принимающим решение) Управляющий может выбрать один из двух вариантов: 

                                             а1 = {покупка станка М1}                                     (7)

                                             а2 = {покупка станка М2} 12                                 (8)

Этап 3 . Оценка возможных исходов и их вероятностей (носят случайный характер). Управляющий оценивает возможные варианты годового спроса на продукцию и соответствующие им вероятности следующим образом:  
                               х1 = 1200 единиц с вероятностью 0 . 4                              (9)

                               х2 = 2000 единиц с вероятностью 0 . 6                            (10)

Этап 4 . Оценка математического ожидания возможного дохода:  
                          (Да) = 9000 * 0 . 4 + 25000 * 0 . 6 = 18600                           (11)

                          Е ( Дб ) = 7800 * 0 . 4 + 27000 * 0 . 6 = 19320                      (12)

      Таким образом, вариант с приобретением станка М2 экономически более целесообразен. .  
       3 . Анализ и принятие управленческих решений в условиях неопределенности.  Эта ситуация разработана в теории, однако на практике формализованные алгоритмы анализа применяются достаточно редко. Основная трудность здесь состоит в том, что невозможно оценить вероятности исходов.

       4 . Анализ и принятие управленческих решений в условиях конфликта. В таких случаях их пытаются свести к одной из первых двух ситуаций либо используют для принятия решения неформализованные методы .  Оценки, полученные в результате применения формализованных методов, являются лишь базой для принятия окончательного решения; при этом могут приниматься во внимание дополнительные критерии. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Принятие управленческих решений в ООО «Вятский торговый дом».

 
        Рассмотрим сначала организационно-распорядительные методы (ОРМ). 13 
ОРМ делятся на 2 вида: организационно-стабилизирующие и методы распорядительного воздействия. 

       Первые в свою очередь делятся еще на 3 вида:  
       1. Методы организационного регламентирования. К ним относятся различные документы, регламентирующие работу какой-либо фирмы, в нашем случае - ООО "Вятский торговый дом", т. е. устанавливают основные регламенты функционирования системы: соотношение между управляемой и управляющей подсистемами, определяют порядок функционирования самой системы и ее элементов, их подчиненность, закрепляет определенные функции.  Например, устав ООО. Положения об отделах закрепляют за ними определенные функции, а также обеспечивают соподчиненность одних служб другим. К этой же группе я бы отнес должностные инструкции, которые также закрепляют соподчиненность, связи и обязанности руководителей и рядовых исполнителей.  
        2. Методы организационного нормирования. Эти методы служат основой производственных процессов и процессов управления. Методы организационного нормирования также делятся на более мелкие группы.  
2.1. Номенклатурно-классификационные нормативы. К ним в ООО "Вятский торговый дом" можно отнести номенклатурно-классификационный справочник, применяемый в бухгалтерском учете. Основное его назначение - присвоение каждому виду сырья, комплектующих своего кода, что облегчает их учет. Другой пример - положение об обязательном ассортименте продовольственных продуктов в сети магазинов "Дешевизна". Его задача установить обязательный перечень продуктов питания, которые должны постоянно быть в продаже.  
2.2. Организационно-технические нормативы. В качестве организационно-технических нормативов можно выделить применяемые на предприятии  
ГОСТы, сертификаты соответствия качества продукции требуемому уровню качества.  
2.3. Оперативно календарные нормативы. Из оперативно-календарных нормативов применяются положение о схеме документооборота, порядок выписки, получения и оплаты товаров и т. д. 

2.4. Организационно-структурные  нормативы: положение об организационной  структуре компании, ОСУП, штатное  расписание. 

2.5. Административно-организационные.  К административно-организационным можно отнести правила внутреннего трудового распорядка, правила предоставления отпуска, выхода на пенсию и т.д.  
       3. Методы методического инструктирования. К методам методического инструктирования я могу отнести положение об учетной политике и ведении бухгалтерского учета на ООО, которое определяет порядок и перечень используемых счетов бухгалтерского учета, порядок определения объема реализации и т.д. Сюда же можно отнести отраслевые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в торговле, различные инструкции о порядке уплаты налогов, о безналичных расчетах, о порядке ведения кассовых операций в РФ и т.д.  
Методы распорядительного воздействия применяются дополнительно к методам организационно-стабилизирующего воздействия. Это оперативные методы с коротким временным лагом. Они действуют в динамике развития системы. Главная задача этих методов - приведение объекта управления в оптимальный режим функционирования при отклонениях от необходимого состояния.  
       К методам распорядительного воздействия я бы отнес различные приказы, например, о приеме на работу и увольнении в связи с сокращением штатов в ООО (вызывают определенные правовые и юридические последствия); распоряжение о переезде отдела сбыта в новое помещение или приказ о предоставлении отчета о проделанной работе в срок до 1.01.98 являются примерами документов обязывающего воздействия; запретительным целям в ООО служат, например, приказы о перечне документов составляющих коммерческую тайну, о запрете на курение в не отведенных для этого местах 
       Рассмотрим сейчас экономические методы управления. Это вторая крупный вид14 методов управления в нашей классификации. Под экономическими методами управления понимают совокупность способов воздействия на экономические (материальные) интересы объекта управления (работника). Эти методы в ООО «Вятский торговый дом» имеют следующие особенности:  
1.    Материальный интерес выступает как мотивационный фактор. 

2.     Косвенный характер воздействия (действуют через систему ограничений и стимулов). 

3.    Они вносят элемент саморегулирования в систему. 

4.    Самая демократичная форма воздействия на объект. 

5.    Дает возможность прогнозировать потенциальную реакцию объекта управления на управляющее воздействие субъекта управления. 

6.     Возможно количественное соизмерение результатов воздействия данной группы методов. 

7.    Стратегический характер. 

       Механизмы осуществления экономических методов могут быть различными. Одной из эффективных форм проведения этой группы методов жизнь могут быть хозрасчетные отношения. Но хозрасчет в ООО "Вятский торговый дом" не применяется. Из оставшихся методов  можно выделить систему премирования за результаты труда, а также выплату определенного процента от суммы проданного товара для стимулирования товароведов.  
Социально-психологические методы составляют третью и последнюю крупную группу методов в нашей классификации. Под ними понимают группу методов, направленную на совокупность социальных интересов и психологических особенностей личности (работника). Таким образом, эти методы воздействуют  на социальные процессы, протекающие в трудовых коллективах и межличностные отношения и связи. В ООО "Вятский торговый дом" эти методы представлены не так ярко. Из социальных методов управления большая их часть обусловлена государственными гарантиями (продолжительность труда, установление пенсионного возраста). На ООО социальные методы представлены в следующих формах:

- социально-экономические (нормирование труда, требование соблюдения 15техники безопасности, установление норм производительности, распределение людей в зависимости от интенсивности работы, гарантия минимальной ЗП, повышение производительности через внедрение новой техники);  
-         социальные (организация питания работников в ресторане "Хлынов" (конечно, по соответствующим ценам), регулирование труда женщин); 

-         социально-политические (равенство всех независимо от принадлежности

к партии, политических пристрастий); 

-         социально-личностные (выявление неформальных лидеров в коллективах, выявление способных работников, могущих занять в будущем руководящие посты и организация развития их управленческих навыков); 

Информация о работе Методы принятия управленческих решений