Модели и методы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание

Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем в процессе управления, - принятие решений. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а, следовательно, и эффективность производства.
В развитии интенсивной экономики часто приходится идти неизвестными путями, экспериментировать. Поэтому особую важность приобретает умение вырабатывать управленческие решения с неизбежным риском.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…..3
Глава 1.
Организационные решения…………………………………………………...…4
Этапы решения проблем………………………………………………...………5
Модели и методы принятия решений………………………………………..…8
Процесс принятия решений………………………………………………..…..10
Шаги процесса принятия решения…………………………………….………11
Методы и способы принятия решений……………………………………..…16
Организация и контроль выполнения решений………………………………24
Глава 2.
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ТГС-Оберон»…………27
2.2 Анализ финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности………...32
Глава 3.
3.1 Практическая часть…………………………………………………………………..39
3.2 Заключение…………………………………………………………………………...44
Список используемой литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

модели и методы принятия управленческих решений, готов.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…..3

Глава 1.

    1. Организационные решения…………………………………………………...…4
    2. Этапы решения проблем………………………………………………...………5
    3. Модели и методы принятия решений………………………………………..…8
    4. Процесс принятия решений………………………………………………..…..10
    5. Шаги процесса принятия решения…………………………………….………11
    6. Методы и способы принятия решений……………………………………..…16
    7. Организация и контроль выполнения решений………………………………24

Глава 2.

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ТГС-Оберон»…………27

2.2 Анализ финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности………...32

Глава 3.

3.1 Практическая часть…………………………………………………………………..39

3.2 Заключение…………………………………………………………………………...44

Список используемой литературы……………………………………………………...45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одна из основных и наиболее ответственных функций, выполняемых руководителем в  процессе управления, - принятие решений. От правильности  и своевременности  управленческих решений зависит  эффективность  управления, а, следовательно, и эффективность производства.

В развитии интенсивной   экономики  часто приходится  идти   неизвестными  путями, экспериментировать. Поэтому  особую важность  приобретает  умение вырабатывать управленческие решения  с неизбежным  риском.

Решения по управлению  производством в этих  условиях  отличаются  особой  ответственностью, и сложность их выработки возрастает.

Управленческое  решение - это директивный документ, организующий, направляющий и стимулирующий  совместную деятельность коллектива (или коллективов).

Решения группируются по нескольким признакам: по содержанию (экономические, информационные, политические, организационные, технические), по уровню управления (решение мастера, начальника цеха, директора, генерального директора, министра), по форме,  срокам и т.д. Решения могут быть общими, затрагивающими все предприятие, его производственную и хозяйственную деятельность, и частными, касающимися какой-либо подсистемы или ситуации. Некоторые решения обращены к внешним организациям.

Решения бывают оперативными и стратегическими. В  оперативных решениях меняются  в основном сроки, отдельные количественные параметры, конкретные исполнители, в  то время как общие задачи, технология, кадры в целом остаются теми же. Такие решения принимаются быстро, без большой дополнительной подготовки. Стратегические решения носят творческий характер. Они предусматривают не только количественные, но и качественные изменения в структуре производства и соответственно в его результатах. Такие решения являются следствием анализа, поиска, расчетов, споров и размышлений большой группы людей. Стратегические решения - это согласованная программа взаимосвязанных мероприятий, обязательная для выполнения трудовым коллективом и направленная на преодоление возникающих противоречий в производстве.

Еще решения  классифицируются на решения принятые индивидуально и коллективно.

 

1.1 Организационные решения

 

Человека можно  назвать менеджером тогда, когда  он принимает организационные решения  и реализует их через других людей, учитывая при этом их собственные цели и интересы. Принятие решения, как и обмен информацией, является основной составляющей любой управленческой деятельности.

Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов.

Организационное решение - это выбор, который делает руководитель, чтобы выполнить свои обязанности, определенные его должностью. Цель организационного решения - обеспечение  последовательного движения организации  к намеченным целям.

Организационные решения бывают запрограммированными и незапрограммированными. Запрограммированными решениями являются те, которые сопутствуют получению результата, и определены некоторой, уже отработанной последовательностью шагов, решений или действий. Незапрограммированные решения - те, которые возникают вследствие новой необычной ситуации.

Компромисс - соглашение, достигнутое путем приемлемых взаимных уступок.

Интуитивное решение - выбор, сделанный только на основе ощущения, озарения.

Решения, основанные на суждениях - это выбор, основанный на знаниях или в соответствии с накопленным опытом.

Существует  несколько разновидностей решений, типичных для сферы управления:

  • В процессе планирования принимаются следующие решения: решение о сверхзадаче и природе бизнеса; о целях; о взаимодействии с внешним окружением; о стратегии и тактике, которые выбираются организацией для достижения поставленных целей.
  • В процессе организации деятельности компании принимаются следующие решения: о структурировании работы организации; о координации функционирования различных блоков; о распределении полномочий между руководителями подразделений; о структуре организации при изменении внешнего окружения.
  • В процессе мотивации персонала принимаются следующие решения: о потребностях подчиненных; об удовлетворении их потребностей; о производительности работы подчиненных и об их удовлетворенности работой.
  • В процессе контроля принимаются следующие решения: об измерении результатов работы; об оценке этих результатов; о том, насколько достигнуты цели организации; о корректировке целей.

Рациональное  решение - это решение, которое основывается на базе аналитического процесса, и часто не зависящее от предшествующего опыта.

 

1.2 Этапы решения проблем

 

Диагностирование  сложной проблемы - это осознание  и установление причин затруднений и имеющихся возможностей их преодоления. К признакам наличия проблем в организации относятся: низкая прибыль; относительно малый сбыт продукции; низкая производительность труда и качество продукции; чрезмерные издержки в производственном процессе, различные конфликты в организации и большая текучесть кадров. Выявление этих симптомов позволяет определить общие проблемы в данной организации. Для более детального анализа существующих проблем необходимо собрать предварительную информацию, касающуюся состояния внешней и внутренней среды организации.

Причины затруднений  чаще всего зависят от конкретной ситуации и конкретных руководителей: возможно, это недостаточное количество работников необходимой квалификации; отсутствие прогрессивной технологии как руководства различными процессами, связанными с функционированием организации, так и непосредственно производственным процессом; острая конкуренция; иногда даже действующие законы и нормативные акты в данной стране.

Формулировка  набора альтернатив или альтернативных решений является принципиально важным моментом. Очень часто непродуманные немедленные действия приводят к усугублению данной проблемы. Желательно выявить максимум возможных действий, которые помогли бы решить данную проблему, а затем проран жировать возможные действия по своей эффективности и реализуемости.

Рассмотрим  процесс анализа альтернатив:

    • а) если проблема была определена правильно, альтернативы тщательно взвешены, и им дана обоснованная оценка, принять решение относительно просто.
    • б) если проблема оказалась весьма сложной, и возможные альтернативы не отвечают оптимальному (желательному) результату, в этом случае значительную роль играет имеющийся опыт в данной области деятельности.

Решение окажется более оптимальным , если оно будет  согласовано с теми, кого непосредственно затрагивает, или с теми, кто помогал в подготовке принятия данного решения. В связи с этим, для успешной реализации любого значимого решения целесообразно привлекать к его выработке наибольшее количество сотрудников организации.

После того, как  решение принято, и начало осуществляться, обязательно необходимо установление обратной связи. Система контроля необходима для обеспечения оптимального исполнения данного процесса или действия. Обратная связь позволяет руководителю частично корректировать принятое решение, и способствовать его лучшей реализации.

Оценка результатов  реализации решений позволяет учесть имеющийся опыт просчетов и недостатков  в последующей работе.

Существуют  другие факторы, влияющие на принятие решений.

Личностные  оценки руководителем важности данной проблемы часто содержат субъективные суждения. Каждый человек обладает своей системой оценки, которая определяет его действия, и влияет на принимаемое  решение. Подход к принятию управленческих решений чаще всего основано на определенной системе ценностей. В связи с этим, руководитель, который во главу своей деятельности ставит максимизацию производительности труда любыми средствами, часто забывает о проблемах организации оптимального, эффективного процесса работы сотрудников. Это может выражаться в отсутствии должных условий труда, возможностей для отдыха, хорошего дизайна рабочих помещений.

На принятие решений влияют поведенческие ограничения, то есть факторы, затрудняющие межличностные  и внутриорганизационные коммуникации. Например, часто руководители по-разному воспринимают существование и серьезность проблемы. Они могут по-разному воспринимать ограничения и альтернативы. Нередко это ведет к возникновению различных конфликтов между ними в процессе принятия и реализации решений.

В организации  все решения, как правило, взаимосвязаны. Часто важное решение базируется на предшествующих нескольких решениях, и в свою очередь, создает альтернативы для принятия последующих решений. Эта способность видеть взаимосвязь решений является одним из главных критериев выбора и назначения руководителей высшего звена. Менеджеры, обладающие такой способностью, часто являются кандидатами на повышение по службе.

 

1.3 Модели и методы принятия решений

Менеджер в своей  работе должен различать принятие решений за видами, а организация должна иметь свой определенный процесс подход к  принятию решений. Рассмотрим несколько из них.

Централизованный – это процесс, который призывает, чтобы большее число принятий решений принадлежало главному управлению (например, менеджер среднего звена может отвечать за минимизацию очереди, которая формируется в сберегательных кассах).

Децентрализованный – передает ответственность за принятие решений на низший управленческий уровень.  Пример (менеджер, который следит за движением у кассах, может иметь больше свободы действий, при решении специфических проблем, что возникают).

Групповой подход – работаю несколько сослуживцев вместе над одной проблемой.

Индивидуальный подход  - это принятие решения только одним человеком (менеджером). Имеет преимущество тогда, когда нет времени на раздумье, а принятие решения необходимо немедленно, когда времени на принятие решения физические невозможно, или не хватает.

Групповой подход - имеет шанс собрать больше информации и группируется на двух:

- группа принимает  решение легче, чем один человек;

- групповое решение  – это управленческое решение,  т.е. менеджеру необходимо принять  решение в каждом конкретном  случае, привлекать подчиненных  к принятию решения или нет.

Система участия. При системе участия в принятии решения участвуют больше одного человека (пример, менеджеры проводят опрос людей, которые, работают на производстве за определенным графиком: удобен ли этот график, а также привлекают работников в высказывании собственного мнения по этому вопросу). Разрешать работникам принимать решения в вопросах, касающихся их заинтересованности – это успех  в том, что этот вопрос часто решается быстрее. Но если принятие решения не касаются работников, то их участие – это трата времени зря. Система участия связана с групповым подходом в том, что группа принимает решение, а в системе участия менеджер оставляет за собой право сказать последнее слово. Одной самой простой форм системы участия есть «ящик предложений», в который сослуживцы бросают письменные предложения (подписанные или нет) с конкретной проблемой, которые рассмотрит позже менеджер. Эти люди будут частью системы участия. Они знают, что привлечены для принятия решения, но они не несут ответственности за принятие решения.

Демократический подход - это подход, где решения принимается за счет большинства. Этот подход имеет «победителей» и «побежденных». Кроме того, демократический подход имеет приверженность к конфликтам с иерархическим строительством большинства организаций.

Альтернативой этому подходу существует подход, который привлекает много людей в принятии решения, и ищет компромисс между всеми мыслями. А потом центром привлечения всех точек мысли есть точки зрения большинства людей, которые были к этому причастны, а потом формируется общая мысль

(пример – голосование, метод, как найти консенсус).

Менеджеры должны знать, что использование группового подхода  и системы участия есть существенные преимущества:

1. решают проблемы  в группе, потому что понимают  шире и глубже проблему

2. может выбрать случайный  вариант

3.энтузиазм группы  необходимо мотивировать

4. недоверие к нововведениям  сокращается, так как они знают  организационные изменения.

Но также эти системы  имеют недостатки

1.где взять больше  времени на принятие решения

2.как оторвать людей,  которые принимают решение от  своих подчиненных

Информация о работе Модели и методы принятия управленческих решений