Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:06, реферат
Цель работы - проведя системный анализ проблем миграции, выявить региональные
характеристики миграции и выработать рекомендации по осуществлению
перспективной политики в этой области.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
§ рассмотреть общетеоретические понятия проблемы миграции;
§ определить показатели динамики вынужденной миграции, сравнить их в
историческом аспекте;
Введение.......................................................................2
Глава I. Проблема миграции и ее современное состояние..........................6
1.1 Теоретические основы проблемы миграции.....................................6
1.2 Миграционные процессы в современной России................................11
1.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов 19
Глава II. Службы миграции и их роль в реализации государственной
социальной политики...........................................................24
2.1 Основы государственной политики в области миграции.................... 24
2.2 Организация федеральной миграционной службы.............................. 30
2.3 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году. 37
Глава III. Анализ миграционных проблем и путей их решения
в Курской области.............................................................41
3.1 Характеристика миграционных процессов в Курской области........... 41
3.2 Деятельность региональной миграционной службы............................ 46
Заключение....................................................................56
Библиографический список......................................................59
Приложение....................................................................62
местном уровне дает положительные результаты как при обмене информацией, так
и при проведении мероприятий, касающихся контроля за пребыванием иностранных
граждан, а также за привлечением и использованием иностранной рабочей силы и
выявления каналов незаконной миграции.
Заключение
На рубеже у XXI века население мира перешагнуло шестимиллиардный порог. Но у
скольких людей предки жили в той же стране, в том же регионе, говорили на том
же языке?
Россия большая малонаселенная страна, вне территории которой находится около
20 миллионов соотечественников.
Следует радушно принимать
Россию родиной и для этого разрабатывать серьезные программы их приема, не
строя препон в расселении. Миграция в Россию порождена во многом ее
собственной политикой и политикой СССР, правопреемницей которого РФ себя
объявила.
Несмотря на то, что за
последнее десятилетие
серьезные шаги, направленные на решение отечественной проблемы миграции, она
так и не была решена. Сегодня на повестке дня – коренная реконструкция
государственной политики в \той области.
Представляется, что приоритеты должны быть отданы следующим насущным задачам:
- обеспечения крыши над головой для всех беженцев;
- создания рабочих мест для вынужденных переселенцев в соответствии с их
квалификацией и потребностями России;
- оптимальному использованию трудовых мигрантов из стран СНГ исходя из
интересов обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми
ресурсами;
- прекращению нелегальной миграции.
Только после этого можно будет вплотную приступить к реализации второго этапа
миграционной политики - привлечению новых переселенцев в Россию. При этом
надо иметь в виду, что в первую очередь следует содействовать переезду в
страну
Анализ многоаспектности процессов миграции позволяет высказать следующие
рекомендации:
1 .Разработать специальную
программу о предотвращении
дифференцированной помощи, наиболее нуждающимся регионам, прежде всего
областям центральной России, сельским районам Северного Кавказа, Поволжья и
Сибири, арктическим аборигенным народам.
2. Тщательно изучить проблемы оттока русских из республик Российской
Федерации, возможности улучшения их социальных условий и политического
представительства в общественной жизни страны.
3. Поддержать принятие
новой редакции Закона «О
механизма предоставления статуса беженцев в соответствии с международными
обязательствами Российской Федерации.
4. Добиваться аннулирования
всех актов субъектов
миграции, противоречащих Конституции и Федеральным законам.
5. При проведении политики
поддержки «зарубежных
определить, что под соотечественниками подразумеваются граждане России. В
отношении других категорий бывших граждан СССР следует придерживаться
принципа защиты прав этнических меньшинств и дискриминируемых групп. Россия
имеет право строить свою политику в отношении постсоветских государств в
зависимости от соблюдения ими прав человека.
6. Из общего миграционного истока в Россию целесообразно выделить категорию
репатриантов из «ближнего зарубежья» и разработать соответствующий правовой
механизм - Закон Российской Федерации «О репатриации». Для выработки такого
механизма в странах СНГ и Балтии необходимо создать под государственным
контролем структуры, оказывающие услуги в распоряжении оставляемым жилым
фондом и иным имуществом возможностью зачета их стоимости при обустройстве на
территории России.
Политический фактор по-прежнему остается основной причиной вынужденной
миграции. Стала более
тесной его взаимосвязь с
причинами. Вместе они инициируют и поддерживают миграционные настроения. В
результате сохраняется устойчивая тенденция к абсолютному сокращению
численности русскоязычного населения в странах СНГ. Для изменения ситуации к
лучшему в данной области нужны более активные дипломатические шаги Российской
Федерации как в рамках СНГ, так и на уровне двусторонних отношений. Такие
шаги желательны и на уровне многосторонних отношений, ибо миграционные потоки
способны, перейдя в неуправляемое состояние, стать серьезным фактором
дестабилизации мирового порядка, но они же могут служить источником
формирования нового духовного богатства, заключающегося в творческом развитии
человеческого потенциала.
Применительно к миграционной ситуации в Курской области можно отметить
следующее. Несмотря на прилагаемые государством усилия, ситуация с мигрантами
и вынужденными переселенцами остается напряженной. Одной из причин такого
положения дел является, безусловно, недостаточное финансирование
соответствующих программ из федерального бюджета. И все же представляется,
что функционирование областных миграционных служб до сего момента являлось
недостаточно результативным. Хочется надеяться, что осуществляемая
правительством страны реорганизация государственной миграционной политики и
соответственное изменение структуры миграционных органов на местах ускорит
интеграцию мигрантов и вынужденных переселенцев в российское общество.
Библиографический список
1. Конституция РФ. М., 1993.
2. Федеральный Закон от 19.02.1993 «О беженцах».
3. Федеральный Закон от 19.02.1993 «О вынужденных переселенцах».
4. Концепция внешней политики Российской Федерации. М., 2000.
5. Ежегодный
отчет Курской областной
6. Андриченко Л.В., Белоусова Е.В. Комментарий законодательства о
вынужденных переселенцах и о беженцах. - М.: Юрид. лит., 1998. - 543 с.
7. Барсукова
С.Ю. Проблемы беженцев и
идеологий // Полис. - 1999. - № 5. - С.31-42.
8. Витковская Г.С. Российские диаспоры в Центральной Азии: миграционный
потенциал // Социс. - 1999. - № 2. - С.45-53.
9. Воробьева
О., Скоробогатько О. Научное
миграцией // Миграция. 1997. - № 2. С.18-19.
10. Гаврилова И. Бич миграции // Свободная мысль. 1997. - № 7. - С.93-98.
11. Горбунов Н. Миграция: плюсы и минусы // Человек и труд. - М., 1995. - №
11. - С.36-37.
12. Зайончковская Ж.А.
Прогресс, 1999.
13. Зайончковская Ж.А. Миграция
населения как индикатор
постсоветском пространстве // Проблемы прогнозирования. - М., 1997. - Вып.3.
- С.119-128
14. Ионцев В.А. Международная миграция населения. Россия и современный мир.
// Социс. 1995. № 3. С. 7-11.
15. Калинин В. Синдром отторжения. // Курская правда. – 2002. 30 февр. С. 4;
1 марта. С. 4.
16. Костаков В. Миграция: беда или благо? // Экономист. - 2000. - № 2. -
С.34-39.
17. Костин Р.А., Лухнов А.Ю.
Современные миграционные
в современном обществе // Регион: Политика. Экономика. Социология. - 1999. -
№ 3. - С.29-33.
18. Миграционные процессы в трансформируемом обществе / РАН. Ин-т междунар.
экон. и полит. исслед.; Ред. Чудакова Н. - М.: Эпикон, 1997.
19. Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и
международное сотрудничество. М.: Валент, 1998.
20. Моисеенко В.М. Миграция
населения как объект
Народонаселение: современное
состояние и перспективы
знания. М., 1997. С.23-30.
21. Молодикова И.Н., Ноздрина Н.Н. Миграционные потоки в Россию и их влияние
на территориальное
1998. - Вып.6. - C.121-133.
22. Нарушение международных
норм и российского
прав беженцев и вынужденных переселенцев М.: Звенья, 1998.
23. Основы социальной работы. Учебник / Под ред. Павленко П.Д. М.: Владос, 1997.
24. Пергаменщик Л.А.
1996. - 152 с.
25. Попов А.Н., Суворова
Н.Н., Попова Е.А. Программно-
миграционными процессами: сущность и рациональность: - М.: ФМС, 1998. - 31 с.
26. Правовые проблемы социальной защиты вынужденных мигрантов в России. М.:
Валент, 2000.
27. Правовые проблемы
мигрантов на территории РФ. М/: УРАО, 1999.
28. Регент Т. Государственное
регулирование миграционных
Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. - 1999. - № 1. - С.88-93.
29. Решение проблем беженцев
и вынужденных переселенцев
законодательную, судебно-правовую и административную системы. М.: Звенья,
1997.
30. Теория и методика социальной работы. / Под ред. Зайнышева И.Г. М.:
Владос, 1994.
31. Феоктистова С.Е. Варианты и пути реабилитации. М.: Координационный совет
помощи беженцам и вынужденным переселенцам, 2000.
32. Филиппова Е.И. Роль
культурных различий в
русских переселенцев. М.: Озон, 1997.
33. Шабанова Т. Парень с темной кожей – кто ему поможет? // Мы – куряне.
2001. – 11 окт. С. 3.
Приложение
Основные направления миграции
и переселения населения
Регион-донор
Регион-реципиент Примечания