Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:06, реферат
Цель работы - проведя системный анализ проблем миграции, выявить региональные
характеристики миграции и выработать рекомендации по осуществлению
перспективной политики в этой области.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
§ рассмотреть общетеоретические понятия проблемы миграции;
§ определить показатели динамики вынужденной миграции, сравнить их в
историческом аспекте;
Введение.......................................................................2
Глава I. Проблема миграции и ее современное состояние..........................6
1.1 Теоретические основы проблемы миграции.....................................6
1.2 Миграционные процессы в современной России................................11
1.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов 19
Глава II. Службы миграции и их роль в реализации государственной
социальной политики...........................................................24
2.1 Основы государственной политики в области миграции.................... 24
2.2 Организация федеральной миграционной службы.............................. 30
2.3 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году. 37
Глава III. Анализ миграционных проблем и путей их решения
в Курской области.............................................................41
3.1 Характеристика миграционных процессов в Курской области........... 41
3.2 Деятельность региональной миграционной службы............................ 46
Заключение....................................................................56
Библиографический список......................................................59
Приложение....................................................................62
Размещение вынужденных переселенцев по территории области имеет
нерегулируемый характер, сказывается влияние следующих факторов:
· возможность проживать или прописаться у родственников;
· возможность трудоустроиться по специальности (на постоянную или
временную работу) в областном или районном центре;
· возможность
трудоустройства в
районах области;
· наличие свободных земель и дешевый рынок вторичного жилья,
возможность ведения подсобного хозяйства и обеспечение семьи продуктами
питания.
Наряду с некоторым улучшением демографической ситуации, продолжалось
укрепление базы для активизации хозяйственного развития ряда трудодефицитных
районов, так как около 57 % прибывших в трудоспособном возрасте и
значительным профессиональным потенциалом.
По уровню образования вынужденных переселенцев в возрасте от 16 лет и старше
-271 человек, в том числе имеют образование:
· высшее
· незаконченное
высшее и среднее специальное
· среднее
общее
Для вчерашних заводских экономистов, преподавателей вузов, специалистов иных,
преимущественно «городских», профессий, остающихся невостребованными, переезд
в сельскую местность является вынужденным компромиссом. При этом на «чужих»
пытаются беззастенчиво нажиться «коренные» строители, чиновники, местные
руководители. Подобный синдром в разное время проявлялся в Железногорске и
Щиграх, Касторном и Медвенке. Во всех этих случаях по подобным фактам были
возбуждены уголовные дела. Однако подобный саботаж правительственной
программы государственной политики в отношении мигрантов и вынужденных
переселенцев является, увы, в области вещью обыденной.
Еще одна проблема - незаконное проживание беженцев в наших краях. Есть и
такие мигранты, которые, используя туристические визы, пытаются "инкогнито"
пересечь российско-украинскую границу и транзитом через Курскую область
выехать в европейские страны. Многие попадают в разряд "нелегалов", пользуясь
услугами так называемых фирм по трудоустройству граждан в других странах.
Выехав за рубеж по рекомендации таких «трудоустроителей», человек оказывается
не только без средств к существованию, но и без правовой защиты. Кроме того,
в предоставлении статуса вынужденного переселенца могут отказать и в том
случае, если человек в течение года со дня выбытия с основного места
жительства не зарегистрировался в миграционной службе.
По статистическим данным, у нас более двух тысяч "нелегалов". Нелегальные
мигранты чаще всего занимаются далеко не безобидным бизнесом: продажей
наркотиков, оружия, грабежами и мародерством. А порой и "работорговлей", то
есть поставкой мигрантов на сезонные работы.
Вот совсем свежие факты. В январе этого года в Миграционную службу обратилась
группа вьетнамских граждан на ООО СП "Лотос" с просьбой защитить их от
вымогательства крупной преступной группировки. возглавляемой их же
соотечественником, некогда уже выдворенным из России. С подобным заявлением
немного позднее обратился еще один потерпевший из вьетнамской общины с явными
признаками побоев.
Другой случай еще более парадоксален. На территории одной из курских воинских
частей проживали граждане Украины и незаконно трудились на объектах этой
воинской части. Кроме того, незаконные мигранты содержались в ужасных,
антисанитарных условиях, без права выхода за пределы воинской части. По всем
этим фактам в настоящее время ведется расследование.
Суммируя вышесказанное, можно утверждать: процесс интеграции переселенцев в
российское общество не устраивает не только самих мигрантов, но и
государство. В этом отношении ситуация с мигрантами и вынужденными
переселенцами в Курской области является типичной, характерной для
большинства регионов страны.
3.2 Деятельность
региональной миграционной
Территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и
миграционной политики Российской Федерации в Курской области образован
Приказом Минфедерации РФ № 82 от 1 августа 2000 года. В структуре
территориального органа 6 отделов: отдел иммиграционного контроля и по делам
беженцев; отдел обустройства
и учета вынужденных
экономический отдел; отдел развития федеральных, национальных отношений и по
делам трудящихся мигрантов; отдел по работе и координации деятельности с
территориальными службами области; отдел госслужбы, режима, документации и
обеспечения деятельности территориального органа. Территориальный орган
Минфедерации России реализует государственную политику в области федеративных
и национальных отношений, местного самоуправления и миграции населения на
территории Курской области совместно с территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти, органами государственной власти Курской
области и органами местного самоуправления. Качественный состав
государственных служащих, замещающих должности федеральной государственной
службы характеризуется следующими показателями.
Территориальным органом Минфедерации России и органами власти области
принимаются меры для создания благоприятных условий приема и размещения семей
вынужденных переселенцев, их адаптации на новом месте жительства, защиты их
прав и свобод.
Администрация области и
территориальный орган
большое внимание миграционным процессам, имеющим место на территории области.
В области накоплен положительный опыт взаимодействия администрации,
общественных организаций, миграционных органов по обустройству и социальной
адаптации вынужденных переселенцев.
В области сложилось тесное взаимодействие территориального органа
Минфедерации России с
органами законодательной и
местного самоуправления,
общественными организациями
последние три года областной Думой приняты три закона, а администрацией -
более десяти постановлений и распоряжений по проблемам миграции.
Администрации городов и районов осуществляют льготное выделение этой
категории граждан земельных участков для строительства жилья. Все квартиры,
построенные или приобретенные за счет федеральных средств, переданы на баланс
и техническое обслуживание в РЭУ и ЖЭУ без каких-либо отчислений. Все
активнее включается в сотрудничество с миграционными органами по решению
жилищной проблемы переселенцев областной фонд развития жилищного
строительства и социальных инвестиций.
С точки зрения пополнения квалифицированными специалистами и возможности
получения финансовой поддержки из федерального бюджета, процесс миграции
рассматривается местными администрациями как положительный фактор, а
отсутствие собственных финансовых ресурсов и продолжающийся экономический
спад создает дополнительные трудности по приему и обустройству вынужденных
переселенцев. Однако при этом следует отметить, что органами ни
исполнительной, ни законодательной власти, на территории области не вводились
какие-либо ограничения по приему и обустройству мигрантов. Вся работа
строится в соответствии
с законодательной базой
В соответствии с порядком
выплаты единовременного
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.97 года №724, лицам,
получившим свидетельства о регистрации ходатайства о признании вынужденными
переселенцами, выплачено 34 481 руб..
Выделение средств на поддержку остро нуждающейся категории вынужденных
переселенцев, имеющих детей осуществляется только за счет средств
федерального бюджета.
Организация отдыха «Лето - 2000» прошла на хорошем уровне. Совместный отдых
детей из семей вынужденных переселенцев и местных жителей способствовал
адаптации к новым условиям жизни вновь прибывших детей, решению проблем
эстетического и творческого воспитания, изучению культурного наследия Курской
области. Интересен опыт организации отдыха детей в лагере им. В. Терешковой
ЗАО «Курскрезинотехника»: одновременно отдыхали школьники в отрядах
«Магистр», объединенных по принципу игры и познавательной деятельности, и
дети вынужденных переселенцев, для которых подобное общение было
запоминающимся, весьма полезным, способствующим гармоничному развитию каждого
ребенка.
Работа по улучшению положения
детей семей вынужденных
провести лишь частично из-за недостаточного объема финансирования. На учете в
Территориальном органе Минфедераций России в Курской области состоит 1959
несовершеннолетних детей, в том числе 1451 детей школьного возраста.
К сожалению, принять меры по оказанию материальной помощи остро нуждающимся
пенсионерам и инвалидам не представлялось возможным в связи с отсутствием
финансирования данной статьи расходов.
В Центр медико-психологической реабилитации и оздоровления вынужденных
переселенцев «Ватутинки - 1» в 2000 году согласно распоряжению ФМС России
направлены на отдых 20 человек из четырнадцати семей, из них на детский заезд
- 8 человек (5 детей) из
трех семей. В Центре медико-
реабилитации и оздоровления вынужденных переселенцев «Магри» отдохнули 7
человек из 3 семей.
В соответствии с Приказом руководителя ФМС с июля 1999 года в миграционной
службе Курской области создан Консультативный совет, в который вошли
представители общественных
организаций и объединений
Красного Креста, органов социального обслуживания населения, органов
образования, службы занятости.
13 июля 1999 года миграционная служба и Курское региональное отделение
Российского общества Красного Креста заключили соглашение об объединении
усилий для совместной реализации одного из основных направлений Федеральной
миграционной программы на 1999 - 2000 гг. - оказание помощи вынужденным
мигрантам. В рамках сотрудничества с Региональным отделением Российского
общества Красного Креста на территории области - открыта Региональная
Приемная РОКК для вынужденных мигрантов.
Около 1000 человек особо
нуждающейся категории
получили гуманитарную помощь, консультации специалистов (психолога, юриста).
Сотрудниками территориального органа Минфедерации России совместно с
представителями общества Красного Креста были проведены выездные акции по
отделенным районам области, которым предшествовали составление списков
нуждающихся семей с учетом
предложений администраций
оповещение получателей помощи о дате, месте, времени проведения выездной