Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:06, реферат
Цель работы - проведя системный анализ проблем миграции, выявить региональные
характеристики миграции и выработать рекомендации по осуществлению
перспективной политики в этой области.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
§ рассмотреть общетеоретические понятия проблемы миграции;
§ определить показатели динамики вынужденной миграции, сравнить их в
историческом аспекте;
Введение.......................................................................2
Глава I. Проблема миграции и ее современное состояние..........................6
1.1 Теоретические основы проблемы миграции.....................................6
1.2 Миграционные процессы в современной России................................11
1.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов 19
Глава II. Службы миграции и их роль в реализации государственной
социальной политики...........................................................24
2.1 Основы государственной политики в области миграции.................... 24
2.2 Организация федеральной миграционной службы.............................. 30
2.3 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году. 37
Глава III. Анализ миграционных проблем и путей их решения
в Курской области.............................................................41
3.1 Характеристика миграционных процессов в Курской области........... 41
3.2 Деятельность региональной миграционной службы............................ 46
Заключение....................................................................56
Библиографический список......................................................59
Приложение....................................................................62
акции.
Около тысячи ребят из семей вынужденных переселенцев побывали этим летом в
оздоровительных лагерях за счет территориальных бюджетов. Дети из многодетных
семей получают в школе бесплатное питание. В текущем году, в летние
оздоровительные лагеря было закуплено 160 путевок для детей из семей
вынужденных переселенцев за счет территориального органа Минфедерации России.
15 детей прошли оздоровление в домах отдыха за пределами области. Для детей,
прибывших из Чеченской Республики,
за счет средств регионального
фонда социального страхования приобретено 66 путевок для отдыха в
оздоровительных лагерях. В соответствии с федеральной программой "Дети семей
беженцев и вынужденных переселенцев" в течение 2001 года оказана материальная
помощь более тысячи таким семьям, в составе которых свыше 2 тысяч
несовершеннолетних детей. Все вынужденные переселенцы, обратившиеся за
медицинской помощью, получают квалифицированные консультации и необходимое
лечение в медицинских учреждениях области.
Органы социальной защиты, как правило, начинают вплотную заниматься
мигрантами еще до получения ими статуса вынужденного переселенца. Через
службы срочной помощи обратившимся оказывается экстренная помощь одеждой,
обувью, продуктами питания, талонами в столовую и др. Во всех районах и
городах практикуются совместные выезды по обследованию жилищных условий
мигрантов. При необходимости решаются вопросы размещения нуждающихся в домах
ветеранов, центрах социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. В
настоящее время там проживают 40 таких одиноких граждан. По решению
администрации области 25 детей из Чеченской Республики весной 2001 г. прошли
реабилитацию, отдохнули, подлечились в медицинских и интернатских учреждениях
области.
Территориальным органом Минфедерации России совместно с региональной
организацией "Российское общество Красного Креста" до конца текущего года
утвержден график выездных акций по районам области. Нескольким сотням семей
вынужденных переселенцев по
их результатам оказана
Постоянное деловое
Минфедерации России и занятости населения по содействию в трудоустройстве
вынужденных переселенцев. Две трети из обратившихся в этом году в органы
службы занятости уже трудоустроены, часть направлена на переобучение,
остальные получили статус безработных и пособие.
Важное место в деятельности
администрации и
Минфедерации России занимает работа с переселенческими организациями.
Территориальный орган Минфедерации России поддерживает деятельность
общественных объединений вынужденных мигрантов, привлекает их к разработке и
реализации областной миграционной программы.
Однако, несмотря на приведенные положительные моменты, ситуация с вынужденной
миграцией в регионе остается сложной. Миграционные процессы оказывают немалое
негативное влияние на жизнь области, масштабы и темпы решения актуальных
социально-экономических проблем, обостряют криминогенную ситуацию, создают
межэтническую напряженность и т.д. Главным препятствием к радикальному
решению проблем размещения, обустройства мигрантов, их натурализации,
конечно, остается острая нехватка средств на эти цели в федеральном бюджете.
И даже те средства, которые там заложены, доходят до области далеко не в
полном объеме. Так, по линии территориального органа Минфедерации России
осуществляется финансирование двух общероссийских программ: "Федеральная
миграционная программа" и "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев".
Лимитом, предоставленным Федеральной миграционной службой на этот год,
предусмотрено выделение нам почти 55 млн. рублей.
Однако на сегодня на реализацию Федеральной миграционной программы поступило
только 45 % полагающихся средств. Возможности области по приему вынужденных
мигрантов очень ограничены, если не сказать больше: они практически
отсутствуют. Область не располагает временным жильем для их первичного
жилищного обустройства, в общежитиях нет свободных мест; на рынке труда
предлагаются свободные рабочие места и вакансии специалистов, как правило,
без предоставления жилья. Несмотря на то, что основную долю денежных средств,
выделяемых, составляют расходы на покупку и строительство жилья, это не
только не позволяет решить или хотя бы смягчить ситуацию, но даже
стабилизировать ее. Одной из основных форм помощи вынужденным переселенцам в
жилищном обустройстве является предоставление им долговременных беспроцентных
возвратных ссуд на строительство или приобретение жилья.
С лета 1997 года миграционная служба приступила к компенсационным выплатам
гражданам, пострадавшим в результате вооруженного конфликта в Чеченской
Республике. Выплачиваются они в полном объеме. Всего подобные компенсации
получили 198 семей на общую сумму 15,5 млн. руб. Немало трудностей в области
возникает с трудоустройством вынужденных переселенцев. В подавляющем
большинстве - это горожане, претендующие на работу в сфере квалификационного
труда. Но в нынешней экономической ситуации потребность в их профессиях,
специальностях, к сожалению не велика. Центр занятости населения, безусловно,
старается их трудоустроить. В основном это удается сделать на предприятиях
агропромышленного комплекса, стройиндустрии, в сфере торговли, общественного
питания, в медицинских учреждениях, жилищно-коммунальном хозяйстве. Однако не
все они получают моральное удовлетворение от труда, возможность полностью
реализовать свой потенциал. Но это, к сожалению, общая беда, которая не
обходит стороной и наши местные кадры. В этом смысле есть общее решение:
устойчивый, динамичный экономический подъем страны. Как известно, в свое
время ФМС России предпринимала попытки по созданию рабочих мест для
вынужденных переселенцев. К сожалению, они окончились неудачей из-за
отсутствия опыта, а также недобросовестности, непорядочности отдельных
руководителей предприятий.
Поэтому территориальный орган Минфедерации России предлагает, при выделении
федеральных средств на создание новых рабочих мест для вынужденных
переселенцев, наиболее рациональным было бы участие региональных
территориальных органов Минфедерации России в прибылях этих предприятий. Для
этого следует предусмотреть процедуру отчисления определенной части прибыли
самих предприятий на единый внебюджетный счет территориального органа, либо
Министерства по делам Федерации, с целью аккумулирования средств для создания
новых рабочих мест. Во - первых, это поднимет заинтересованность
руководителей территориальных миграционных органов в повышении эффективности
деятельности таких
нагрузку на федеральный бюджет, потребует от него меньших вливаний на
создание рабочих мест, так как этот процесс все больше будет опираться на
самофинансирование.
В связи с тем, что Курская область является приграничной областью, остается
актуальной проблема внешней трудовой миграции. В настоящее время на
территории области законно работает свыше 6 тыс. человек. Основная масса из
них - более двух третей - занята в сельском хозяйстве, 12% - коммерческой
деятельностью, соответственно в промышленности и строительстве - 6 и 7 %.
Остальные - в жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте и связи,
здавоохранении и образовании и других отраслях. Наиболее крупным экспортером
рабочей силы в область, как и прежде, является Украина - свыше 87 % от общей
численности привлекаемых иностранных работников. Необходимость их привлечения
зависит от положения на рынке труда.
Не менее сложным является
положение и в
течение последних десятилетий хозяйства области на период сезонных работ
ежегодно привлекали от 6 до 7 тысяч мигрантов из республик бывшего Союза с
переизбытком трудовых ресурсов. Эта потребность в рабочей силе, ставшая
"иностранной", сохраняется и в настоящее время.
Актуальной для нас проблемой остается нелегальная трудовая миграция. Если с
гражданами стран дальнего зарубежья, благодаря существующему порядку
регистрации, дело обстоит относительно благополучно, то о жителях государств
- участников СНГ этого сказать нельзя. Свободный въезд и выезд в Россию и из
нее, упрощенный порядок регистрации оставляет немало возможностей для
нелегальной работы.
Используется иностранная рабсила в Горшечснском, Конышевском, Курчатовском,
Лы овском, Обоянском, Пристенском и Фатежском районах. Однако руководители
этих районов просто проигнорировали запросы миграционной службы на
предоставление информации о своих "иностранцах". Районная исполнительная и
законодательная власти зачастую не желают наниматься жилищным обустройством
беженцев и вынужденных переселенцев, не желают обеспечивать их трудовую
занятость в законном порядке, создавать новые и поддерживать существующие
рабочие места. Около 80% переселенцев, прожинающих в Курской области, не
обеспечены жильем. Одни ютятся в общежитиях, другие - в приспособленных
помещениях, третьи снимают жилье или теснятся у родственников. Миграционная
служба в этом году помогла получить долговременную беспроцентную ссуду более
пятидесяти семьям на строительство или приобретение жилья. Конечно, это капля
в море, но хоть какая-то надежда у людей появилась. Федеральный бюджет
обеспечил жильем и того меньше мигрантов - всего 19 семей.
Повышенный спрос
обусловлен упрощенным порядком их регистрации. слабыми административными
санкциями за нарушение закона.
После распада Советского
Союза область стала
полноценной государственной границы Российская Федерация подвергается
бесконтрольному, обвальному и практически не уменьшающемуся наплыву
иностранцев. Наличие большого количества иностранных граждан и лиц без
гражданства с неопределенным правовым статусом порождает большое количество
негативных явлений: незаконный оборот наркотиков, оружия, валюты, переправки
живого "товара" за границу. Отдельные иммигранты прибывают в область с такими
распространенными в их странах заболеваниями как чума, холера, кожно-
венерологические, малярия, СПИД, брюшной тиф, туберкулез, что обостряет и без
того сложную санитарно-
территориальный орган Минфедерации России активно взаимодействовать с
силовыми территориальными структурами: Управлением внутренних дел области,
Управлением федеральной службы безопасности, таможней, пограничным отрядом и
т.д. Кроме того, при Совете безопасности администрации создана постоянно
действующая комиссия иммиграционного контроля. Тесное взаимодействие
территориального органа Минфедерации России с указанными ведомствами на