Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:06, реферат
Цель работы - проведя системный анализ проблем миграции, выявить региональные
характеристики миграции и выработать рекомендации по осуществлению
перспективной политики в этой области.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
§ рассмотреть общетеоретические понятия проблемы миграции;
§ определить показатели динамики вынужденной миграции, сравнить их в
историческом аспекте;
Введение.......................................................................2
Глава I. Проблема миграции и ее современное состояние..........................6
1.1 Теоретические основы проблемы миграции.....................................6
1.2 Миграционные процессы в современной России................................11
1.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов 19
Глава II. Службы миграции и их роль в реализации государственной
социальной политики...........................................................24
2.1 Основы государственной политики в области миграции.................... 24
2.2 Организация федеральной миграционной службы.............................. 30
2.3 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году. 37
Глава III. Анализ миграционных проблем и путей их решения
в Курской области.............................................................41
3.1 Характеристика миграционных процессов в Курской области........... 41
3.2 Деятельность региональной миграционной службы............................ 46
Заключение....................................................................56
Библиографический список......................................................59
Приложение....................................................................62
исполнительной власти по миграционной службе.
По новому закону на Министерство внутренних дел РФ возложены следующие функции:
а) подготовку предложений по основным направлениям государственной
миграционной политики;
б) подготовку и представление
в установленном порядке
совершенствованию правового регулирования миграционных отношений;
в) координацию деятельности
федеральных органов
органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации государственной
миграционной политики;
г) исполнение в пределах его полномочий законодательства РФ по вопросам
беженцев и вынужденных переселенцев;
д) участие в реализации установленного порядка предоставления политического
убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;
е) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и
международными договорами РФ мер по регулировании процессов внешней трудовой
миграции, привлечению иностранной рабочей силы на территорию Российской
Федерации и трудоустройству граждан РФ;
ж) разработку и реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной
миграции, осуществление иммиграционного контроля в отношении иностранных
граждан и лиц без гражданства;
з) подготовку предложений по выделению в установленном порядке средств
федерального бюджета и по использованию иных источников финансирования на
реализацию государственной миграционной политики, осуществление контроля за
расходованием указанных средств;
и) участие в подготовке и реализации в пределах его полномочий международных
договоров РФ в области миграции.
В структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ образована
Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел РФ.
Преобразованы территориальные органы упраздненного Министерства по делам
федерации, национальной и миграционной политики РФ в подразделении по делам
миграции министерств внутренних дел, управлений, главных управлений
внутренних дел субъектов РФ.
Преобразованы представительства упраздненного Министерства по делам
федерации, национальной и миграционной политики РФ в Республике Армения,
Киргизской Республике, Латвийской Республике, Республике Таджикистан и
Туркменистане в представительства Министерства внутренних дел Российской
Федерации по делам миграции в Республике Армения, Киргизской Республике,
Латвийской Республике, Республике Таджикистан и Туркменистане.
Установлена штатную численность
федеральных государственных
Федеральной миграционной службы Министерства внутренних дел РФ в количестве
280 единиц
Установлена предельную численность
федеральных государственных
подразделений по делам миграции министерств внутренних дел, управлений,
главных управлений внутренних дел субъектов РФ в количестве 2935 единиц, без
персонала по охране и обслуживанию зданий.
Руководство Федеральной миграционной службой Министерства внутренних дел РФ
осуществляет заместитель Министра внутренних дел РФ – начальник Федеральной
миграционной службы Министерства внутренних дел РФ.
Распространено на Министерство внутренних дел РФ действие:
· нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ в
области государственной миграционной политики впредь до издания
соответствующих нормативных правовых актов Президента РФ;
· нормативных правовых актов упраздненных Министерством по делам
федерации, национальной и миграционной политики РФ и Федеральной миграционной
службы России по вопросам исполнения законодательства РФ в области
государственной миграционной политики впредь до издания соответствующих
нормативных правовых актов Министерства внутренних дел РФ.
Министр внутренних дел РФ имеет право:
· решать в соответствии с законодательством РФ о государственной
службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в
Министерстве внутренних дел РФ;
· назначить на должность и освобождать от должности работников
представительств Министерства внутренних дел РФ по делам миграции за рубежом
по согласованию с Министерством иностранных дел РФ.
Начальником Федеральной миграционной службы МВД России Президент Путин
назначил генерал-лейтенанта А. Г. Черненко, сделав его одновременно и
заместителем министра внутренних дел.
В структуру входят департаменты иммиграционного контроля, внешней трудовой
миграции, правовое управление, отдел международных связей, управление
кризисных ситуаций, управление ресурсного обеспечения, финансово-
экономическое управление и другие подразделения. Деятельность центрального
аппарата должны обеспечивать 280 федеральных государственных служащих и 30
офицеров МВД России, передает.
Работу региональных подразделений ФМС МВД России должны осуществлять около 3
тысяч госслужащих. Утверждение структуры этих звеньев ФМС МВД России будет
проходить в индивидуальном порядке, исходя из миграционной специфики
регионов. Оно должно завершиться к концу апреля 2002 г.
Следует отметить, что данная инновация неоднозначно была оценена обществом,
особенно различного рода правозащитными организациями и движениями. Работа с
вынужденными переселенцами, помощь беженцам – материя тонкая. Не возобладают
ли у людей в погонах «рефлексы пресечения» там, где презумпция невиновности
должна быть принципом, умение беседовать с людьми, близкими порой к отчаянию
– профессиональным навыком, а сопереживание и стремление помочь – качествами
личности?
Представляется, что на этот непростой вопрос ответ даст время. Однако
очевидно, что дело в конце концов не в министерствах и чиновниках, а скорее в
том, сумеет ли Россия преодолеть своеобразный «синдром отторжения»,
представляющий, ко всему прочему, угрозу демографической ситуации в стране.
Глава III. Анализ миграционных проблем и путей их решения в Курской
области 3.1 Характеристика миграционных процессов в Курской
области
Экономический кризис, разразившийся в августе 1998 года, достаточно заметно
повлиял на темпы эмиграции курян за рубеж. В период с августа 1998 года по
март 1999 года поток лиц, покидающих территорию Курской области ради того,
что постоянно поселиться за пределами России увеличился по официальным данным
в 1,6 раза ([5]). Интересно, что эта "экономическая эмиграция" практически не
затронула страны СНГ и Прибалтики (бывшие республики СССР). В основном это
были страны более благополучные в смысле уровня жизни: Германия, США, Италия,
Испания, Израиль и др.
Сегодня поток эмигрантов вошел в привычное русло. А это - определенный
индикатор внутренней стабильности. На протяжении последних четырех лет
Курскую область ежегодно покидают около двухсот человек. Похоже, никакие
политические катаклизмы в нашей непредсказуемой России не могут оторвать
курян от родных корней.
Регулирование процессов миграции на территории Курской области, включая въезд
и выезд, позволяет выделить пять основных миграционных потоков: вынужденная
миграция; внешняя миграция; внешняя трудовая миграция; незаконная миграция;
внутренняя (социально-экономическая) миграция.
Первые беженцы (31) на территории области появились в 1989 году из республики
Узбекистан. Более 2,5 тысяч турок-месхетинцев были в организованном порядке
размещены и обеспечены работой в сельских районах. В 1990-1992 гг. в область
прибыло около пяти тысяч человек из Армении, Азербайджана и республик
Прибалтики. С 1992 по 1995 гг. основной поток мигрантов прибывал из республик
Таджикистан, Грузия, Киргизия и составляет около девяти тысяч человек.
Общий поток беженцев в области, как и в целом по России, в последнее время
слабеет. В 1999 г. приехали 435 человек, в 2000 году – 361 человек. На фоне
того, что население области уменьшается в среднем на тысячу человек в месяц,
эти цифры вызывают определенную тревогу.
Итого с 1991 по 2001 гг. в службу миграции Курской области суммарно
обратилось около 11 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев. Только две
тысячи из них полностью натурализовались и сняты с учета.
Главными причинами, порождающими миграцию беженцев и вынужденных переселенцев
в области, являются: социально-этническая напряженность, принятие
государствами - бывшими республиками СССР законов о гражданстве и
национальных языках.
С учетом вероятного продолжения обострения социально-экономической ситуации в
ближайшем будущем можно ожидать дальнейшего увеличения миграционных потоков
на территорию области.
Дальнейшее переселение в сочетании с нерешенностью проблем жизнеобеспечения
значительной части граждан, уже переехавших на территорию области, может еще
более усугубить и без того напряженную ситуацию, затруднить осуществление
экономических реформ в области.
Как видно из данных таблицы
3.1, прирост трудоспособного
числе высококвалифицированных
кадров, создает благоприятные
для улучшения демографической ситуации, так и для активизации хозяйственного
развития ряда трудодефицитных территорий. Благодаря миграционным процессам,
область в течение последних двух лет имеет положительное механическое сальдо
по трудовым ресурсам.
На сегодняшний момент ситуация в области складывается следующим образом, в
соответствии с Законом РФ "О вынужденных переселенцах" №202-ФЗ от 20.12.95
года, в период с 1 июля 1992 года по 1 января 2001 года статус вынужденного
переселенца был предоставлен 10490 российским гражданам, прибывшим из
республик бывшего СССР, в том числе за 2000 год — 361 человеку.
Половозрастной состав вынужденных мигрантов в Курской области ([5])
кол-во чел. трудоспособный возраст старше трудоспособного дети до 15 лет Мужчины 164 94 22 48 Женщины 197 105 50 42
Отказано в регистрации ходатайства о предоставлении статуса вынужденного
переселенца и в предоставлении статуса вынужденного переселенца в 2000 году -
31 семье / 66 человекам.
Поток мигрантов за 2000 год по национальному признаку характеризуется
следующими показателями: русские - 306 чел., украинцы -24 чел., татары - 8
чел., белорусы - 4 чел. и др. Таким образом, подавляющее большинство
вынужденных переселенцев русские.
По регионам выхода основной
поток представлен
Казахстан -178 чел., Республики Узбекистан - 88 чел., Чеченской Республики -
21 чел., Таджикистана - 25 чел., Азербайджана - 16 чел., Молдавии -17 чел.
Расселение семей вынужденных переселенцев в городской и сельской местности
происходит неравномерно: 148 и 213 семей соответственно (2000 г).