Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:06, реферат
Цель работы - проведя системный анализ проблем миграции, выявить региональные
характеристики миграции и выработать рекомендации по осуществлению
перспективной политики в этой области.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
§ рассмотреть общетеоретические понятия проблемы миграции;
§ определить показатели динамики вынужденной миграции, сравнить их в
историческом аспекте;
Введение.......................................................................2
Глава I. Проблема миграции и ее современное состояние..........................6
1.1 Теоретические основы проблемы миграции.....................................6
1.2 Миграционные процессы в современной России................................11
1.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов 19
Глава II. Службы миграции и их роль в реализации государственной
социальной политики...........................................................24
2.1 Основы государственной политики в области миграции.................... 24
2.2 Организация федеральной миграционной службы.............................. 30
2.3 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году. 37
Глава III. Анализ миграционных проблем и путей их решения
в Курской области.............................................................41
3.1 Характеристика миграционных процессов в Курской области........... 41
3.2 Деятельность региональной миграционной службы............................ 46
Заключение....................................................................56
Библиографический список......................................................59
Приложение....................................................................62
которые часто трудно разделить
(переселения в поисках
сельскохозяйственных земель, работы, более высоких доходов, переселения с целью
перемены образа жизни — сельского на городской, приобретения более высокого
социального статуса и т. п.). Немалую роль играют также политические
(бегство от политических
преследований, расовых,
репатриация в связи с изменением политических условий или государственных
границ), военные (эвакуация и реэвакуация, депортация) и прочие
причины.
4. По формам реализации
миграция делится на
осуществляемую при участии
государственных или
экономической помощью, и неорганизованную, которая производится силами и
средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со
стороны каких-либо учреждений.
5. В зависимости от того, предпринимается перемещение людей по их
собственному решению или независимо от него, миграция делится на добровольную
и принудительную (вынужденную).
В данной работе дадим характеристику нескольким видам миграции, но особенное
внимание будем уделять вынужденной миграции.
Вынужденная миграция является одной из характерных черт современности: во
всем мире насчитывается в настоящее время около 18 миллионов беженцев.
Масштабность и острота проблемы вынужденной миграции предопределила ее
превращение из национальной в интернациональную. Соответственно, участие в ее
решении принимают не только национальные правительства, но и все мировое
сообщество в лице международных и межправительственных, а также
неправительственных организаций.
Вынужденная миграция - перемещение людей, происходящие по независящим от них
причинам. При вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция
человека, из одной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая
социальные связи и искусственно создавая такие связи на новом месте.
Отсутствие или несовершенство законодательства государств- бывших республик
СССР в области защиты основных прав и свобод граждан, создающее возможность
дискриминации лиц некоренной национальности по признаку расы,
вероисповедания, языка способствовало возникновению проблемы вынужденной
миграции на их территориях.
Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации,
оставившее страну прежнего проживания, из-за преследований по признакам
расовой, национальной, этнической принадлежности, вероисповедания,
гражданства, политических убеждений и т.п., и прибывшее на территорию России
([2]).
Вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, покинувший
место жительства (как на территории иностранного государства, так и на
территории одного из субъектов Российской Федерации) как вследствие
совершенного в отношении него или членов его семьи насилия либо преследования
в иных формах, так и вследствие реальной опасности подвергнуться
преследованию, если таковое преследование связано с его расовой или
национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, принадлежностью к
определенной социальной группе или политическими убеждениями (например, в
случае увольнения и невозможности устройства на работу по одной из указанных
выше причин) ([3]). Следует иметь в виду, что лица, покинувшие место своего
постоянного жительства по
обстоятельствам
техногенного характера, а также в связи с эпидемиями и голодом, не могут
претендовать на статус вынужденного переселенца, так как причины, вынудившие
их покинуть свое жилье, не
соответствуют указанным в
переселенцах».
Итак, основное отличие между
понятиями «беженец» и «
заключается в принадлежности к гражданству Российской Федерации. Однако в
определенных случаях
закон допускает признание
не граждан российской Федерации. Так, вынужденным переселенцем может быть
признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее
на законных основаниях на территории России и в силу указанных выше
обстоятельств вынужденное сменить место жительства в пределах Российской
Федерации (п.3 ст.1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах»).
В Законе «О вынужденных
переселенцах» предусмотрены
Первую составляют лица, совершившие преступления против мира, человечности и
другие тяжкие преступления,
предусмотренные Уголовным
Федерации. К числу таких преступлений относятся планирование, подготовка,
развязывание или ведение агрессивной войны; публичные призывы к развязыванию
агрессивной войны; производство или распространение оружия массового
поражения; применение запрещенных средств и методов ведения войны; геноцид;
нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой
помощь в индивидуальном жилищном строительстве, при вступлении в жилищный
кооператив, приобретении земельного
участка под строительство
также приобретении строительных материалов, содействие в организации
компактных поселений), получением социальной помощи, устройством детей в
государственные школы и детские дошкольные учреждения.
Следует помнить, что, будучи гражданами Российской Федерации, лица,
ходатайствующие о предоставлении статуса вынужденного переселенца, и
вынужденные переселенцы имеют право на получение бесплатной медицинской и
лекарственной помощи в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения, на получение пособий, безвозмездных субсидий на
строительство или приобретение жилья.
Статус этой категории
вынужденных мигрантов
беженцах". Неоднородность беженцев предполагает деление их на следующие
группы:
· беженцы временные транзитные, предполагающие вернуться в места
прежнего проживания;
· беженцы безвозвратные, предполагающие поселение на территории России.
Беженцы имеют право на оказание следующих видов помощи:
а) Организация и обеспечение деятельности пунктов первичного приема контроля;
б) Обеспечение перемещения и обустройства в центры временного размещения;
в) Осуществление адаптационных программ: социальное обслуживание, включающие
консультирование по различным вопросам в сфере социальной ориентации;
г) Оказание помощи в социальной адаптации в местах постоянного расселения;
д) Обеспечение соблюдения основных прав человека.
1.2 Миграционные процессы в современной России
Распад СССР и падение «железного занавеса» активизировали принципиально новые
для нашей страны массовые перемещения людей стрессового характера, затмившие
и по масштабам, и по остроте
порождаемых ими проблем
миграции, мотивированные преимущественно экономическими (смена работы, поиск
лучшей жизни) либо личными причинами (учеба, брак). Конечно, «нормальность»
при анализе миграций — понятие очень растяжимое; весьма редко люди ищут
«добра от добра» и в большинстве случаев действует классическая модель
выталкивания-притяжения. Что касается стрессовых миграций или, как их принято
сейчас называть, вынужденных, их особенностью является явный перевес
выталкивающих факторов над факторами притяжения. Еще больше это относится к
так называемым насильственным миграциям, когда люди в экстренном порядке
покидают насиженные места, спасаясь от погромов и вооруженных конфликтов.
В конкретных постсоветских условиях еще одной важной особенностью вынужденных
миграций стала их этническая подоплека, что позволило ряду ученых выдвинуть
термин «этническая миграция» в противовес все еще распространенным трактовкам
постсоветских миграций как экономических. Этническая миграция — это
совокупность миграционных потоков, в каждом из которых численно преобладают
лица с общей этнической принадлежностью, перемещающиеся из одного крупного
этнокультурного ареала в другой по причине того, что они ощущают свою
отчужденность от отпускающего общества и/или это общество само отторгает
мигрантов из-за их этнической принадлежности.
Не нуждается в специальных разъяснениях то, что оба названных выше типа
недобровольных миграций — насильственные и вынужденные, имеют яркую
этническую окраску. Именно с жертвами насильственных перемещений Россия
впервые столкнулась еще до распада СССР — это люди, бежавшие от армянских
погромов в 1988 г. в Сумгаите и в 1990 г. в Баку, турки-месхетинцы,
спасавшиеся от погромов в Фергане (1989 г.); потом был Нагорный Карабах,
чечено-ингушский конфликт,
гражданская война в
в Приднестровье, война в Абхазии, война в Чечне. Одновременно
активизировались начавшиеся еще задолго до распада СССР передвижения
русскоязычных жителей бывших советских республик в Россию, поскольку
образование новых независимых государств привело к резкому ухудшению
положения русских и представителей других этнических групп, считающих родным
русский язык. «Старший брат» оказался в роли дискриминируемого этнического
меньшинства в чужих государствах, приобретающих с разной степенью
интенсивности этнократическую окраску.
В силу исторической специфики колонизации периферийных территорий бывшей
Российской, а затем советской империи, русскоязычное население
концентрировалось в крупных городах (преимущественно столичных) и
индустриальных центрах. Так, под данным последней Всесоюзной переписи
населения 1989 г., городскими жителями были 70% русскоязычного населения в
Киргизии, 77% — в Казахстане, 85-95% — в Армении, Грузии и Азербайджане, 94-
97% — в Таджикистане, Узбекистане и Туркмении.
Таким образом, в Россию приезжают люди со специфическим менталитетом
«среднеазиатских русских»; отсюда возникновение социо-культурных барьеров
между «местными» и «приезжими», особенно заметных и болезненных в сельской
местности. Кроме того, отмеченные обстоятельства обуславливают особую
социально-профессиональную структуру мигрирующего населения, что затрудняет
трудоустройство на новом месте жительства.
На территории бывшего Советского Союза после его распада по достаточно
скромным оценкам около 5 миллионов человек по разным причинам покинули свои
дома ([21], c. 122). В частности
вооруженные конфликты в
Кавказе породили более 2-х миллионов мигрантов.
Распад огромного государства сделал проблему миграции одной из самых
актуальных. От серьезности государственного подхода к ее решению во многом
зависит не только экономика, но и нравственный климат в новых независимых
государствах, и в первую очередь, в России - правопреемнице Советского Союза.
Однако эта проблема до сих пор не была осознана как приоритетная российскими
властями, наивно пытавшимися репрессивными мерами по отношению к мигрантам