Мотивационное управление инновационными процессами в учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:02, дипломная работа

Описание

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы мотивационного управления инновационными процессами в учреждении…..…………………
1.1 Понятие об инновациях в образовании и их классификация…….………….7
1.2 Роль инноваций в развитии учреждения …………..………………………....23
1.3 Возможности мотивационного управления в формировании и развитии инновационных процессов в учреждении ……………………………………...28
Глава 2. Организация мотивационного управления инновационными процессами в учреждении ….................................................................................31 2.1 Характеристика инновационных процессов в системе образования города Омска ……………………………………………………….……………………....31
2.2 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» как один из участников инновационной деятельности в системе образования города…..…………………………………45
Заключение……………………………………………………………...…………..52
Список литературы………………………………………………………..………..55

Работа состоит из  1 файл

диплом Мамонтова.doc

— 353.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Омский государственный  педагогический университет»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования

Кафедра управление развитием образования

 

                                                                                                  Допустить к защите 

зав. кафедрой УРО

                                                                                       доцент, к.х. н.

                                                                                                                          В.А. Шелонцев


                                                                                                                                                2011 г.


 

 

 

Мотивационное управление инновационными процессами  в учреждении

(на примере  Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7»)

 

Выпускная работа по специальности

080504.65 – Государственное и муниципальное  управление

 

Выполнила:

слушатель гр. ГиМУ -10/3 

Мамонтова Нина Александровна,

Зам. директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Омска

_________________________________

 

Научный руководитель: 

Рыбакова Наталья Николаевна

к.п.н., доцент кафедры

управления развитием образования

___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические основы мотивационного управления инновационными процессами в учреждении…..…………………

1.1 Понятие об инновациях в образовании и их классификация…….………….7

1.2 Роль инноваций в развитии  учреждения …………..………………………....23

1.3 Возможности  мотивационного управления в формировании и развитии инновационных  процессов в учреждении ……………………………………...28

Глава 2. Организация мотивационного управления инновационными процессами в учреждении ….................................................................................31 2.1 Характеристика инновационных процессов  в системе образования города Омска ……………………………………………………….……………………....31

2.2 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  № 7» как  один из участников инновационной деятельности в системе образования города…..…………………………………45

Заключение……………………………………………………………...…………..52

Список литературы………………………………………………………..………..55

Приложения

 

 

Введение

В настоящее время  в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом  на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

         Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.  Многие образовательные учреждения стали вводить  некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Чтобы научиться грамотно развивать школу, нужно свободно ориентироваться в таких понятиях, как «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Необходим иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования, права и др.

Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с  анализом имеющихся результатов  исследования сущности, структуры, классификации  и особенностей протекания инновационных  процессов в сфере образования. 
На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева,  В.И Загвязинского с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений.

Сегодня инновационный  поиск вошёл в «спокойное русло», стал частью имиджа любой уважающей  себя школы, элементом «штатной ситуации»  в системе жизнедеятельности  многих образовательных учреждений региона. Но существует огромное множество нововведений, применимых к образованию вообще и в частности к школе. Они играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы.

Изучение состояния  мотивационной функции управления в массовой практике позволило нам выявить интуитивный характер ее  реализации  в деятельности руководителей   и ограниченность средств мотивации и стимулирования инновационной деятельности учителей. Отсутствует система изучения потребностей субъектов образовательного процесса,  эффективные способы и средства,  влияющие на их изменения. Работа с целями в деятельности руководителей образовательных учреждений ведется в отрыве от анализа ситуации,  результатов,  процесса,  условий. Это затрудняет развитие мотивационной среды в школе, снижает возможности мотивационного управления развитием инновационных процессов.

Таким образом,   в  настоящее время объективно существуют следующие противоречия между:

  • необходимостью   обновления образовательной практики и низким уровнем мотивации  инновационной деятельности педагогических работников;
  • необходимостью мотивирования  инновационной деятельности  учителей  и неразработанностью механизмов управления этим процессом  в деятельности руководителя общеобразовательной школы;
  • возрастающими требованиями к деятельности заместителя директора школы по мотивированию  учителей на инновационную деятельность и неразработанностью содержания и  форм организации этого процесса с учетом  мотивационного программно-целевого  управления.

Проблема исследования состоит в поиске способов реализации мотивационного управления,  разработке содержания деятельности заместителя директора школы,  обеспечивающих развитие инновационных процессов в учреждении.

Актуальность проблемы,  ее теоретическая и практическая значимость  обусловили выбор темы выпускной работы «Мотивационное управление инновационными процессами в учреждении (на примере  Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7»)».

Объект: управление инновационными процессами в учреждении

Предмет: Мотивационное управление инновационными процессами в МОУ  «СОШ№7» .

Цель работы: изучить и охарактеризовать мотивационное управление инновационными процессами в системе образования города Омска на примере Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» и предложить рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности.

Исходя из понимания   цели работы, сформулируем задачи исследования:

  • Провести междисциплинарное исследование понятий новшество, инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным учреждением.  инновационными процессами.
  • На основе изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать научные подходы к мотивационному  управлению инновационными процессами в учреждении и определить стратегию его совершенствования.
  • Проанализировать  программу развития городской системы образования;
  • Рассмотреть направления деятельности Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа  № 7» как  одного из участников инновационной деятельности в образовании.
  • Составить рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности.

Практическая  значимость исследования заключается в том,  что разработано содержание мотивационного управления, которое позитивно влияют на развитие инновационных процессов в образовательной практике.

Опытно-экспериментальная  база исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»

 

Глава 1. Теоретические аспекты  инновационных процессов

1.1 Понятие об инновациях в образовании, их классификация

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому  естественно становятся предметом  изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.1 Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Понятие «инновация»  в переводе с латинского языка  означает «обновление, новшество или  изменение». Это понятие впервые  появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому  процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.2

Об инновациях в российской  образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это  время в педагогике проблема инноваций  и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инновация  –  нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.3

Таким образом, инновационный  процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации  нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия «новация» и «инновация». Для выявления сущности этих понятий составим сравнительную таблицу 1.

Таблица 1. 

Соотношение понятий «новация» и «инновация»

Критерии

Новация

Инновация

Масштаб целей и задач

Частный

Системный

Методологическое обеспечение

В рамках существующих теорий

Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст

Относительно легко вписывается  в существующие «нормы» понимания и объяснения

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Характер действий (качество)

Экспериментальный (апробирование  частных нововведений)

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Характер действий (количество)

Ограниченный по масштабу и времени

Целостный, продолжительный

Тип действий

Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества

Проектирование новой системы  деятельности в данной практике

Реализация

Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Результат, продукт

Изменение отдельных элементов  в существующей системе

Полное обновление позиции субъектов  практики, преобразование связей в системе и самой системы

Новизна

Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики

Открытие новых направлений  деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов  деятельности

Последствия

Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Информация о работе Мотивационное управление инновационными процессами в учреждении