Мотивационное управление инновационными процессами в учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:02, дипломная работа

Описание

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы мотивационного управления инновационными процессами в учреждении…..…………………
1.1 Понятие об инновациях в образовании и их классификация…….………….7
1.2 Роль инноваций в развитии учреждения …………..………………………....23
1.3 Возможности мотивационного управления в формировании и развитии инновационных процессов в учреждении ……………………………………...28
Глава 2. Организация мотивационного управления инновационными процессами в учреждении ….................................................................................31 2.1 Характеристика инновационных процессов в системе образования города Омска ……………………………………………………….……………………....31
2.2 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» как один из участников инновационной деятельности в системе образования города…..…………………………………45
Заключение……………………………………………………………...…………..52
Список литературы………………………………………………………..………..55

Работа состоит из  1 файл

диплом Мамонтова.doc

— 353.50 Кб (Скачать документ)

Опираясь на описанные  выше  исследования,  выделим действия и операции,  составляющие содержание деятельности руководителя школы по управлению   инновационными процессами  (см. табл. 7).

 

Таблица 7.

Содержание деятельности заместителя  директора  школы по управлению инновационными  процессами

 

Действия

Операции

Осуществление замены субъектно-объектных  отношений на субъектно-субъектные

  • изучение состояния психологического климата,  педагогической (образовательной) среды на основе научно обоснованных параметров его диагностирования;
  • анализ результативности общения,  прогнозирование последствий;
  • определение эффективных способов общения,  выбор оптимального их сочетания;
  • организация взаимодействия сотрудничества между участниками образовательного процесса,  коррекция.

Управление образовательным процессом с учетом индивидуальных особенностей личности его участников (отбор содержания,  форм и методов)

  • изучение уровня требований к обязательной подготовке учащихся (на основе стандартов образования,  государственных программ),  критериев оценки развития личности ученика,  методов оценивания;
  • определение научно обоснованных параметров диагностирования уровня базовой подготовки учащихся,  развития личности
  • обеспечение четкой и оперативной постановки педагогического диагноза о состоянии и результатах образовательного процесса,  эффективности управления им на основе данных внутришкольного контроля; разработка коррекционных мер по переводу образовательного процесса в новое более качественное состояние;
  • проведение диагностики профессиональных затруднений учителя с целью выявления причин их порождающих;
  • совместное определение системы мер по их устранению.

Развитие педагоги-ческого сотрудни-чества в системе «руководитель – учитель - ученик-родитель»

  • мотивация руководителей,  учителей,  учеников,  родителей на совместную деятельность;
  • создание условий для совместной деятельности посредством эффективных организационных форм и методов;
  • организация и проведение медико-психолого-педагогических  консилиумов.

Определение основных направлений инновационных преобразований

  • формирование банка инновации и нововведений  педагогического процесса;
  • определение готовности педагогов к инновационной деятельности и характера инновационных процессов;

Создание системы методичес-

кой учебы учителей по развитию педагогических инноваций

  • вооружение учителей методологией и методикой проведения педагогического исследования;
  • разработка индивидуальных программ педагогических исследований (на основе инновационных карт);
  • контроль  за  внедрением  инноваций в образовательном процессе;
  • коррекция и регулирование опытно-поисковой и опытно-экспериментальной работы;

Обеспечение учебно-методическими  комплексами инновационных преобразований

  • изучение и пропаганда научно-педагогической литературы в рамках нововведений;
  • изучение и распространение  инновационного опыта коллег;

Разработка механизма стимулирования качественного труда ученика,  учителя

  • изучение и определение оптимальных форм поощрения учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя;
  • разработка программы сбора информации о качестве образовательного процесса для осуществления обратной связи,  оценки труда учителя,  регулирования управленческих решений,  выработки коррекционных мер;
  • разработка оптимальной системы аттестации педагогических работников школы.

 

Из вышерассмотренного можно сделать вывод:

  • мотивационное управление (весь арсенал средств) является фактором формирования устойчивой мотивации на самореализацию,  развития  инновационного пространства,  успешности инновационной деятельности человека  (В.С.Лазарев, И.К.Шалаев);
  • мотивационная среда обеспечивает самореализацию ее субъектов,  их  активность в профессиональной деятельности за счет условий,  необходимых и достаточных для оптимального достижения социально и личностно значимых целей (Н.В Кузьмина, А.К.Маркова,  Н.В Немова, Л.М.Фридман).

Ссылаясь на исследования Н.В.Кузьминой, В.П. Симонова, И.К. Шалаева, Л.А. Шипилиной, необходимо отметить,  что мотивационное управление является системой особого рода и подчеркинуть необходимость расположения в определенной последовательности ее компонентов: таких условий,  при которых участники процесса управления могут добиться желаемого результата.


Эти положения позволили  нам выявить следующие  компоненты мотивационного управления инновационными процессами в условиях общеобразовательной школы:

-мотивационно-стимулирующий (создание ситуации критической самооценки педагогических работников);


-компетентностно-развивающий (активизация научно-методической поддержки и сопровождения инновационных процессов,  рекламы педагогических инициатив и достижений, личностно-мотивированное сопровождение субъектного опыта, проектирования и реализации инновационной деятельности учителей);

-организационно-деятельностный (совокупность действий руководителя, обеспечивающих мониторинг учебно-методической работы и экспертизу профессиональной компетентности учителей  в  межаттестационный период).

В соответствии с этим мотивационное управление мы рассматриваем как специфическую деятельность руководителя школы (менеджера образования), направленную на мотивирование учителей к  инновационной деятельности, их самореализации в профессиональной сфере.

Исследования,  раскрывающие сущность и особенности мотивационного управления,  на наш взгляд,  могут быть успешно использованы для организации мотивационной среды, выступающей условием формирования и развития инновационных процессов в образовательном учреждении.


 

 

Глава 2. Организация  мотивационного управления инновационными процессами в учреждении

2.1 Характеристика инноваций в системе образования города Омска

Новое качество образования  – главная цель реформирования современной  школы. Совершенствование или принципиальная перестройка содержания, форм и методов  обучения и воспитания, организация  образовательного процесса в соответствии с возрастающими традициями или переход в инновационный режим развития – всё это имеет смысл лишь в том случае, если в результате мы получим личность, способную жить в изменяющемся мире. Новая школа ориентируется, прежде всего, на развитие личности, отказываясь от массового подхода к формированию нового поколения – недавнего лозунга прошлого.

Несомненна тенденция  формирования целостной системы  городского образования с единым образовательным и информационным пространством. Несомненно и то, что образовательная система города  - инновационная по своей сущности и целям: и по содержанию, и по формам и методам организации обучения и воспитания. 20

Экспериментальная площадка «Единое информационное пространство в рамках крупного города» объединяет 54 образовательных учреждения города Омска. Цель деятельности площадки: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления. 

Задачи:

- развитие познавательных интересов;

- формирование умения ориентироваться в современном информационном пространстве;  
-   формирование умения самообразования; 

- представление результатов  проектной деятельности на разных  уровнях.

         Средние общеобразовательные учреждения, участники экспериментальной площадки, являются не только участниками предлагаемых телекоммуникационных проектов, но и авторами собственных. В 2003-2004 учебном году было запущено 14 городских телекоммуникационных проектов, в 2006-2007 учебном году 71 проект, а в 2009-2010 учебном году их число достигло 90, т.е. увеличилось в 4,7 раз. Число внешних проектов, всероссийского и международного уровня, в 2003-2004 учебном году составило 0, в 2006-2007 учебном году-14, а в 2009-2010 учебном году-36. Усиливается внимание к телекоммуникационным играм и олимпиадам.

     Основные  направления эксперимента сегодня  отражают давно назревшую потребность  школы в личностно-ориентированном  образовании, в том, чтобы сделать  ученика центром и главной  целью образовательного процесса.21Эту задачу призвано  решить профильное обучение, которое не только индивидуализирует образование и облегчает подготовку к единому государственному экзамену, но и обеспечивает связь с профессиональными образовательными учреждениями.

Министерством образования и Российской академией образования разработана "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования". В ней отмечается, что в процессе массового введения профильного обучения на старшей ступени образования могут проявиться существенные противоречия, в частности, между потребностью увеличивать число профилей обучения, необходимых для полного удовлетворения индивидуальных интересов, способностей и склонностей старшеклассников, запросов рынка труда в квалифицированных кадрах соответствующего профиля и реальными возможностями системы образования обеспечить такую широкую дифференциацию обучения из-за действия ряда факторов, сдерживающих эти процессы.22

В отличие от общеобразовательной (непрофилирующей) школы, содержание образования  в школах (классах) с профильной дифференциацией обучения имеет более высокую идейно-теоретическую основу: программы и учебники по профилирующим предметам включают в себя дополнительно на соответствующем уровне сложности те разделы научных знаний, которые являются теоретическим фундаментом изучаемого профиля.

Кроме того, в элективных курсах учащиеся, углубляя теоретическую  профильную подготовку, овладевают более  широкими знаниями практического и  прикладного характера по профилирующим  предметам, овладевают элементами профессионально важных качеств по избранному профилю, повышают уровень сформированности универсальных общеучебных умений, закрепляют навыки владения ключевыми гражданскими компетенциями.

  В современных общеобразовательных учреждениях города Омска идет процесс активного включения в программу профилизации школ, поэтому они поставили перед собой определенные задачи, исходя из цели. Например, Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»: «Система профильного обучения создавалась с целью индивидуализации и социализации обучения». Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного обучения. 
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  1. Выявление пожеланий учащихся и их родителей, анализ социального заказа.
  2. Создание рабочих учебных планов каждого профиля.
  3. Углубленное изучение отдельных предметов.
  4. Создание учебно-методических комплексов по образовательным областям учебного плана.
  5. Разработка рабочих программ курсов профессионального самоопределения для каждого профиля.
  6. Создание системы дополнительного образования.

 

     Профильная  подготовка осуществляется на двух ступенях образования. В основной школе - 8, 9 класс и в старшей школе. Данный подход на данном этапе обоснован, так как в существующем базисном учебном плане для старшей школы 2/3 от общего количества часов отведено для инвариантной части и только 1/3 вариативная, за счет которой еще реализуется региональный компонент, соответственно количество учебных часов для реализации профильного обучения недостаточно.

 Основными направлениями учебно-воспитательного процесса являются:

  • предпрофильная подготовка в 9 классах;
  • профильное обучение в 10-11 классах;
  • сотрудничество с учреждениями среднего и высшего профессионального образования.

         В целом же, среди более 1 тыс. выпускников из 24 сетевых школ города только 5 выпускников получили справки установленного образца (что составляет 0,6 %, это в два раза ниже, чем общий негативный показатель по городу). Результаты по русскому языку и математике у омских выпускников соответствует среднему баллу по региону. В 2010 году с медалями «За особые успехи в учении» школу окончили 403 выпускника (150 «золотых» медалей и 253 - «серебряных»).  Это достойная награда выпускникам, которые в условиях профильной школы продемонстрировали одинаково высокий уровень знаний по всем предметам. Отрадно отметить, что 14 выпускников набрали максимальный балл по предметам (100 баллов). По-прежнему лидирующие позиции занимает «русский язык» – (8  блестящих результатов, в прошлом году их было 6), появилось 2 лидера по литературе и 1 по информатике (хотя эти предметы вызывают больше всего методических разногласий в новом формате оценки результатов). К сожалению, не радуют итоги по химии, географии, немецкому и французскому языку.23Поэтому, профили и элективные курсы по этим предметам необходимо организовать более эффективно.

          Стратегической задачей системы образования является создание безбарьерной образовательной среды для обучающихся разных возрастных категорий со специальными потребностями, что позволит предоставить каждому, вне зависимости от состояния его здоровья, права выбора типа образовательного учреждения, условий, которые считаются приемлемыми для обучения. В связи с этим появляются новые формы оказания образовательных услуг и коррекционно-педагогической помощи детям со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья; разрабатываются и внедряются инновационные технологии обучения ребёнка с нарушенным развитием в соответствии с его возрастом, индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Повышаются требования к профессиональной компетентности педагогов и взрослых, ответственных за воспитание и обучение детей «особой заботы».

Целью инновационного комплекса является создание в Омской области условий, обеспечивающих повышение качества образования и успешную социализацию детей «особой заботы».

Деятельность инновационного комплекса направлена на решение  следующих задач:

  • развитие альтернативных форм организации помощи, обучения и воспитания детей «особой заботы» (инклюзивное, дистанционное обучение, профессиональные пробы, расширение возможностей получения дополнительного образования);
  • внедрение в коррекционно-образовательный процесс современных педагогических технологий, информационно-коммуникационных технологий, в том числе дистанционного обучения детей инвалидов;
  • разработка механизмов и содержания психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеобразовательную среду; детей, перешедших на воспитание в замещающие семьи; воспитанников и выпускников учреждений интернатного типа;
  • создание и реализация модели и содержания психолого-педагогического сопровождения детей с комплексными нарушениями в развитии, ранним детским аутизмом, выраженными нарушениями интеллекта и другими отклонениями в развитии;
  • создание модели постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ – интернатов;
  • организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей «особой заботы», а также кандидатов в замещающие родители и приёмных родителей;
  • совершенствование нормативно-правового сопровождения и методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе дифференцированной помощи детям «особой заботы».

Информация о работе Мотивационное управление инновационными процессами в учреждении