Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:02, дипломная работа
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы мотивационного управления инновационными процессами в учреждении…..…………………
1.1 Понятие об инновациях в образовании и их классификация…….………….7
1.2 Роль инноваций в развитии учреждения …………..………………………....23
1.3 Возможности мотивационного управления в формировании и развитии инновационных процессов в учреждении ……………………………………...28
Глава 2. Организация мотивационного управления инновационными процессами в учреждении ….................................................................................31 2.1 Характеристика инновационных процессов в системе образования города Омска ……………………………………………………….……………………....31
2.2 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» как один из участников инновационной деятельности в системе образования города…..…………………………………45
Заключение……………………………………………………………...…………..52
Список литературы………………………………………………………..………..55
Опираясь на описанные выше исследования, выделим действия и операции, составляющие содержание деятельности руководителя школы по управлению инновационными процессами (см. табл. 7).
Таблица 7.
Содержание деятельности заместителя директора школы по управлению инновационными процессами
Действия |
Операции |
Осуществление замены субъектно-объектных отношений на субъектно-субъектные |
|
Управление образовательным процессом с учетом индивидуальных особенностей личности его участников (отбор содержания, форм и методов) |
|
Развитие педагоги-ческого |
|
Определение основных направлений инновационных преобразований |
|
Создание системы методичес- кой учебы учителей по развитию педагогических инноваций |
|
Обеспечение учебно-методическими комплексами инновационных преобразований |
|
Разработка механизма |
|
Из вышерассмотренного можно сделать вывод:
Ссылаясь на исследования Н.В.Кузьминой, В.П. Симонова, И.К. Шалаева, Л.А. Шипилиной, необходимо отметить, что мотивационное управление является системой особого рода и подчеркинуть необходимость расположения в определенной последовательности ее компонентов: таких условий, при которых участники процесса управления могут добиться желаемого результата.
Эти положения позволили нам выявить следующие компоненты мотивационного управления инновационными процессами в условиях общеобразовательной школы:
-мотивационно-стимулирующий (создание ситуации критической самооценки педагогических работников);
-компетентностно-развивающий (активизация научно-методической поддержки и сопровождения инновационных процессов, рекламы педагогических инициатив и достижений, личностно-мотивированное сопровождение субъектного опыта, проектирования и реализации инновационной деятельности учителей);
-организационно-деятельностный (совокупность действий руководителя, обеспечивающих мониторинг учебно-методической работы и экспертизу профессиональной компетентности учителей в межаттестационный период).
В соответствии с этим мотивационное управление мы рассматриваем как специфическую деятельность руководителя школы (менеджера образования), направленную на мотивирование учителей к инновационной деятельности, их самореализации в профессиональной сфере.
Исследования, раскрывающие сущность и особенности мотивационного управления, на наш взгляд, могут быть успешно использованы для организации мотивационной среды, выступающей условием формирования и развития инновационных процессов в образовательном учреждении.
Глава 2. Организация мотивационного управления инновационными процессами в учреждении
2.1 Характеристика инноваций в системе образования города Омска
Новое качество образования
– главная цель реформирования современной
школы. Совершенствование или
Несомненна тенденция
формирования целостной системы
городского образования с единым
образовательным и
Экспериментальная площадка «Единое информационное пространство в рамках крупного города» объединяет 54 образовательных учреждения города Омска. Цель деятельности площадки: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.
Задачи:
- развитие познавательных интересов;
- формирование умения ориентироваться
в современном информационном пространстве;
- формирование умения самообразования;
- представление результатов
проектной деятельности на
Средние общеобразовательные учреждения, участники экспериментальной площадки, являются не только участниками предлагаемых телекоммуникационных проектов, но и авторами собственных. В 2003-2004 учебном году было запущено 14 городских телекоммуникационных проектов, в 2006-2007 учебном году 71 проект, а в 2009-2010 учебном году их число достигло 90, т.е. увеличилось в 4,7 раз. Число внешних проектов, всероссийского и международного уровня, в 2003-2004 учебном году составило 0, в 2006-2007 учебном году-14, а в 2009-2010 учебном году-36. Усиливается внимание к телекоммуникационным играм и олимпиадам.
Основные
направления эксперимента
Министерством образования и Российской академией образования разработана "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования". В ней отмечается, что в процессе массового введения профильного обучения на старшей ступени образования могут проявиться существенные противоречия, в частности, между потребностью увеличивать число профилей обучения, необходимых для полного удовлетворения индивидуальных интересов, способностей и склонностей старшеклассников, запросов рынка труда в квалифицированных кадрах соответствующего профиля и реальными возможностями системы образования обеспечить такую широкую дифференциацию обучения из-за действия ряда факторов, сдерживающих эти процессы.22
В отличие от общеобразовательной (непрофилирующей) школы, содержание образования в школах (классах) с профильной дифференциацией обучения имеет более высокую идейно-теоретическую основу: программы и учебники по профилирующим предметам включают в себя дополнительно на соответствующем уровне сложности те разделы научных знаний, которые являются теоретическим фундаментом изучаемого профиля.
Кроме того, в элективных курсах учащиеся, углубляя теоретическую профильную подготовку, овладевают более широкими знаниями практического и прикладного характера по профилирующим предметам, овладевают элементами профессионально важных качеств по избранному профилю, повышают уровень сформированности универсальных общеучебных умений, закрепляют навыки владения ключевыми гражданскими компетенциями.
В современных общеобразовательных учреждениях
города Омска идет процесс активного включения
в программу профилизации школ, поэтому
они поставили перед собой определенные
задачи, исходя из цели. Например, Муниципальное
образовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №7»: «Система
профильного обучения создавалась с целью
индивидуализации и социализации обучения».
Профильное обучение направлено на реализацию
личностно-ориентированного обучения.
Для реализации поставленной цели решаются
следующие задачи:
Профильная подготовка осуществляется на двух ступенях образования. В основной школе - 8, 9 класс и в старшей школе. Данный подход на данном этапе обоснован, так как в существующем базисном учебном плане для старшей школы 2/3 от общего количества часов отведено для инвариантной части и только 1/3 вариативная, за счет которой еще реализуется региональный компонент, соответственно количество учебных часов для реализации профильного обучения недостаточно.
Основными направлениями учебно-воспитательного процесса являются:
В целом же, среди более 1 тыс. выпускников из 24 сетевых школ города только 5 выпускников получили справки установленного образца (что составляет 0,6 %, это в два раза ниже, чем общий негативный показатель по городу). Результаты по русскому языку и математике у омских выпускников соответствует среднему баллу по региону. В 2010 году с медалями «За особые успехи в учении» школу окончили 403 выпускника (150 «золотых» медалей и 253 - «серебряных»). Это достойная награда выпускникам, которые в условиях профильной школы продемонстрировали одинаково высокий уровень знаний по всем предметам. Отрадно отметить, что 14 выпускников набрали максимальный балл по предметам (100 баллов). По-прежнему лидирующие позиции занимает «русский язык» – (8 блестящих результатов, в прошлом году их было 6), появилось 2 лидера по литературе и 1 по информатике (хотя эти предметы вызывают больше всего методических разногласий в новом формате оценки результатов). К сожалению, не радуют итоги по химии, географии, немецкому и французскому языку.23Поэтому, профили и элективные курсы по этим предметам необходимо организовать более эффективно.
Стратегической задачей системы образования является создание безбарьерной образовательной среды для обучающихся разных возрастных категорий со специальными потребностями, что позволит предоставить каждому, вне зависимости от состояния его здоровья, права выбора типа образовательного учреждения, условий, которые считаются приемлемыми для обучения. В связи с этим появляются новые формы оказания образовательных услуг и коррекционно-педагогической помощи детям со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья; разрабатываются и внедряются инновационные технологии обучения ребёнка с нарушенным развитием в соответствии с его возрастом, индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Повышаются требования к профессиональной компетентности педагогов и взрослых, ответственных за воспитание и обучение детей «особой заботы».
Целью инновационного комплекса является создание в Омской области условий, обеспечивающих повышение качества образования и успешную социализацию детей «особой заботы».
Деятельность инновационного комплекса направлена на решение следующих задач:
Информация о работе Мотивационное управление инновационными процессами в учреждении