Мотивационное управление инновационными процессами в учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:02, дипломная работа

Описание

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы мотивационного управления инновационными процессами в учреждении…..…………………
1.1 Понятие об инновациях в образовании и их классификация…….………….7
1.2 Роль инноваций в развитии учреждения …………..………………………....23
1.3 Возможности мотивационного управления в формировании и развитии инновационных процессов в учреждении ……………………………………...28
Глава 2. Организация мотивационного управления инновационными процессами в учреждении ….................................................................................31 2.1 Характеристика инновационных процессов в системе образования города Омска ……………………………………………………….……………………....31
2.2 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» как один из участников инновационной деятельности в системе образования города…..…………………………………45
Заключение……………………………………………………………...…………..52
Список литературы………………………………………………………..………..55

Работа состоит из  1 файл

диплом Мамонтова.doc

— 353.50 Кб (Скачать документ)

Деятельность инновационного комплекса осуществляется по следующим  актуальным направлениям:

  • стимулирование и поддержка инновационных форм организации обучения детей «особой заботы»;
  • проектирование технологий сопровождения детей, интегрированных в учреждения общего типа;
  • реализация современных технологий в процессе образования детей «особой заботы»;
  • разработка и внедрение методического обеспечения процесса образования детей «особой заботы»;
  • психолого-педагогическое сопровождение детей «особой заботы»;
  • развитие профессиональной компетентности взрослых, работающих с детьми «особой заботы». 24

       В ходе деятельности инновационного комплекса предполагается внедрить современные педагогические технологии в активную практику педагогов, работающих с детьми «особой заботы»; разработать и апробировать альтернативные формы организации помощи, обучения и воспитания детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями (инклюзивное, дистанционное обучение); разработать и внедрить различные модели психолого-педагогического сопровождения детей «особой заботы»; провести профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей «особой заботы»; повысить уровень профессиональной компетентности замещающих родителей; разработать методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса в системе дифференцированной помощи детям с ограниченными потребностями здоровья; улучшить качество образования детей «особой заботы» в регионе в целом.25

Таким образом, в городе Омске разворачиваются пилотные проекты по основным направлениям модернизации – примкнуть к ним - это задача каждого дальновидного руководителя учреждения образования.26

 

 

 

 

 

2.2 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» как один из участников инновационной деятельности в образовании

Муниципальное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная  школа №7» было открыто 1 сентября 1967 года, а с 2007 является активным участником экспериментальных площадок города и области.  Структура школы традиционна, она опирается на три первоначальных возрастных этапа: детство, отрочество, юность.

Содержание обучения в каждом возрастном этапе реализует  свои специфические задачи. На каждой ступени оно состоит из двух взаимосвязанных частей: обязательного (базового) компонента и вариативного. Содержание обязательной части определяется требованием  объективно необходимого для каждого человека уровня общего образования. Именно обязательная часть гарантирует эквивалентность документов об образовании. Вариативная часть отражает региональные особенности школы, а также индивидуальные способности, склонности, потребности и запросы детей.

В ходе выполнения Программы  реализуются:

  • функциональная зависимость вертикально-возрастного (начиная с дошкольников) образовательного пространства и профильного обучения старшеклассников;
  • средства и способы диагностики профильных наклонностей учеников к определённым видам деятельности и к изучению определённых областей знаний;
  • использование диагностики в проектировании индивидуально-личностного пространства растущего человека;
  • использование образовательного маркетинга для выявления индивидуального и общественного образовательного заказа;
  • вхождение дополнительного образования в основное как вид профиля и как основы культурного насыщения образовательной среды;
  • демонстрация исследования информационных технологий и исследовательской деятельности учащихся как необходимых условий  интексикации профильного образования.

Основное назначение школы – подготовка учащихся к  самореализации личности в семейной, трудовой и гражданской жизни. Такое  понимание сущности школы означает, что она ориентируется на каждого  ученика независимо от его природных  задатков, склонностей и интересов, образовательного потенциала семьи, её материально-бытовых условий. А это уже является главной задачей профильного обучения.

        Профильная подготовка осуществляется на двух ступенях образования. В основной школе - 8, 9 класс и в старшей школе. Данный подход на данном этапе обоснован, так как в существующем базисном учебном плане для старшей школы 2/3 от общего количества часов отведено для инвариантной части и только 1/3 вариативная, за счет которой еще реализуется региональный компонент, соответственно количество учебных часов для реализации профильного обучения недостаточно.

Основными направлениями учебно-воспитательного процесса являются:

  • предпрофильная подготовка в 9 классах;
  • профильное обучение в 10-11 классах;
  • сотрудничество с учреждениями среднего и высшего профессионального образования.

В Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №7» осуществляется внутришкольная профилизация и сетевое взаимодействие. В период предпрофильной подготовки учащимся предлагаются следующие курсы:

  • Элективный курс «Черчение-язык техники»
  • Элективный курс «Теория вероятности вокруг нас»
  • Элективный курс «Законы государства Российского»
  • Элективный курс «Физика- веселая наука»
  • Элективный курс « По следам Дарвина»
  • Элективный курс "Вспомогательные исторические дисциплины"

              Сеть профильного обучения объединяет следующие образовательные учреждения: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7», Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8», Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 63», Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 133».

     Одним из современных путей интенсификации и оптимизации учебного процесса в школе является информатизация образования, и в частности, использование компьютерных технологий. Экспериментальная площадка «Единое информационное пространство в рамках крупного города» действует на базе Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» с 2008 года. За это время было создано и запущено три образовательных проекта: «Место банков в мировой экономике» в 2008-2009 учебном году, «Кем быть?» в 2009-2010 учебном году, «Война 1812 года. Сабель звон и свист картечи…» в 2010-2011 учебном году. Изменились количественные и качественные показатели участия в сетевых коммуникационных проектах: в 2007-2008 учебном году- 14 проектов, из них 5 победители , в 2008-2009 учебном году- 18 проектов, из них 5 победители, в 2009-2010 учебном году-24 проекта, из них 14 победители.

        В муниципальной общеобразовательной школе «Средняя общеобразовательная школа № 7» обучаются дети, имеющие нормальное психическое и интеллектуальное развитие, а также дети с отклонениями в развитии, индивидуальные особенности которых предполагают обучение по различным видам  образовательных программ на основании заключений медико–психолого - педагогической комиссии: коррекционно-развивающие (VII вида). А так же дети, обучающиеся на дому и воспитанники детских домов. Последняя категория сформировалась  с 2002 года. Достаточно сложный контингент обучающихся.

  Инклюзивные школы – это школы, в которых процесс обучения и условия работы учитывают потребности всех детей. Инклюзивные школы помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться. Инклюзивные школы – это такие школы, в которых: «каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и другими членами школьной общины в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей». Но существует проблемы,  такие как:

-Большинство учителей  и директоров массовых школ  недостаточно знают о проблемах  инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах

-Когда основной направленностью  услуг является обучение программе,  а не удовлетворение индивидуальных  образовательных потребностей ребенка.  Мы знаем, что наши дети по  окончании 9 классов получают такой же аттестат, что и дети общеобразовательных, гимназических и лицейских классов, сдают те же экзамены.

- Отсутствие программно-методического  обеспечения по обучению таких  детей, создание индивидуальных  программ с помощью которых  каждый учитель мог бы работать с ребенком, учитывая именно индивидуальные особенности развития памяти, мышления.

      Анализ  имеющейся программно-методической  литературы показал, что нет  учебных пособий и учебников  для начальной школы и основного  звена, позволяющих решать задачи не только вопросы коррекции, но и развития этой категории детей.

       Главная  задача школы обеспечить выполнение  государственного стандарта образования,  подготовить обучающегося к итоговой  аттестации и выдать аттестат  об основном общем образовании, позволяющий ребятам адаптироваться, войти в окружающий мир наравне с домашними детьми.

      Работа в рамках регионального образовательного комплекса «Дети особой заботы»  и предполагает:

- разработку программно-методического  обеспечения для учителей;

- углубление инновационных педагогических практик, обеспечение их учебно-методическими комплексами, системой повышения квалификации, методическим сопровождением деятельности педагога;

- более высокий уровень  результатов обучения, измеряемый, в том числе, и общепринятым инструментарием (итоговое оценивание по ступеням обучения, школьные экзамены, ЕГЭ), в сравнении со средним уровнем соответствующей массовой практики;

- сохранение здоровья детей и взрослых в процессе обучения, улучшение объективных показателей самочувствия.

Предполагаемые результаты  интеграции в массовую школу:

1. Обучение ребенка  в общеобразовательной школе. 

2. Ребенок не исключается  из семейного воспитания, в нашей школе 30% обучающихся – воспитанники детских домой,  находясь во внеурочное и каникулярное время дома.

3. Включенность ребенка  в микросоциум повышает его  опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности ребенка.

4. Опыт взаимодействия  нормально развивающихся детей  и окружающих взрослых с детьми, имеющими какие-либо проблемы  в развитии (инвалидность, отклонения  в интеллектуальном и психическом развитии), способствует формированию у «нормы» альтруистичного поведения, эмпатии и гуманности. Происходит переоценка значимости собственного поведения, ценностей жизни. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества.

        В ходе экспериментальной работы предполагается:

- апробировать обучение  детей с особыми образовательными  потребностями (задержкой психического  развития VII вида)  как в обычном классе с получением индивидуальной помощи только от учителя общеобразовательного класса, так и обучение в общеобразовательном классе с получением помощи специалистов коррекционного образования (учителя-логопеда, учителей – олигофренопедагогов, педагога-психолога);

- скорректировать учебно-коррекционную  и воспитательную работу как  систему комплексных мер педагогического  воздействия на различные стороны  психофизического и интеллектуального  развития ребенка;

- создать систему работы  с педагогическим составом через:

*проведение семинаров  по проблеме обучения детей  с особыми образовательными потребностями в начальной школе;

* организацию консультирования  психолога, заместителя директора,  научного руководителя;

* формирование диагностирования  педагогов по обозначенной проблеме;

*систему мотивирования  и стимулирования педагогов;

*материально-техническое  оснащение;

- разработать программно-методический  материал для учителей и учебное  пособие для обучающихся.28

     На сегодняшний  день подготовлена программа и проведена апробация для начальной школы по математике, идет работа над программой по русскому языку. (см. Приложение 2).

     Таким образом,  на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» действует три экспериментальных площадки, деятельность которых разнопланова и требует высокого уровня педагогического мастерства, а так же грамотной управленческой деятельности.

      Учитывая  опыт управленческой деятельности  в инновациях, были составлены следующие рекомендации:

  • Анализировать данные школьных мониторингов;

 

______________________

28 Мамонтова Н.А., Программно-методическое сопровождение образовательного процесса классов ЗПР в начальной школе. Материалы научно-практической конференции. – Омск: ИРООО. – 2010. – с.48

  • Повысить роли мотивации исполнителей к предстоящей работе по выполнению принятых решений;
  • Разработать систему критериев оценки образовательного процесса;
  • Отобрать адекватные формы стимулирования работников;
  • Составить программу самообразования членов администрации ОУ по повышению управленческой культуры.

Информация о работе Мотивационное управление инновационными процессами в учреждении