Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:02, дипломная работа
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.
Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы мотивационного управления инновационными процессами в учреждении…..…………………
1.1 Понятие об инновациях в образовании и их классификация…….………….7
1.2 Роль инноваций в развитии учреждения …………..………………………....23
1.3 Возможности мотивационного управления в формировании и развитии инновационных процессов в учреждении ……………………………………...28
Глава 2. Организация мотивационного управления инновационными процессами в учреждении ….................................................................................31 2.1 Характеристика инновационных процессов в системе образования города Омска ……………………………………………………….……………………....31
2.2 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» как один из участников инновационной деятельности в системе образования города…..…………………………………45
Заключение……………………………………………………………...…………..52
Список литературы………………………………………………………..………..55
Необходимо продумывать
весь организационный механизм выбора
идей, включающий сбор предложений
учителей, детей и родителей с
помощью собеседования и
Анализ специальной
литературы и опыта деятельности
школ свидетельствует о недостаточно
Чёткое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.
Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды – определённой морально-психологической обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.19 Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогическим инновациям.
Главным фактором инновационной подготовки педагогов является развитие его личностного потенциала, индивидуального стиля и способности быть субъектом инновационной деятельности, которые формируются средствами управления. Поэтому представляется важным рассмотреть понятие «управление», выявить его особенности и возможности в развитии инновационныхпроцессов.
Термин «управлять» в словарях трактуется как «править, давая ход, направления, распоряжать», «руководить, направлять деятельность, действия кого-чего–нибудь».
В философии управление рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы (биохимических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.
В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, которое характеризуется тем, что субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (управление команды), а объект управления получает их и функционирует в соответствии с ними.
Теоретические основы и методы управления школой наиболее полно представлены в работах Ю.В. Васильева, Ю.А. Конаржевского, А.А. Орлова, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и других.
Опираясь на их исследования можно выделить три позиции в рассмотрении понятия “ управление”.
Согласно первой, управление
рассматривается как воздействи
Исследователи, представляющие вторую позицию, считают, что управление - активное взаимодействие руководителей школы и других участников педагогического процесса по его упорядочению и переводу в новое качественное состояние, более отвечающее выполнению поставленных задач (П.И.Третьяков, Т.К.Чекмарева, Т.И.Шамова и др.).
Согласно третьей позиции, управление определяется как деятельность по реализации целей организации, целенаправленная деятельность управляющего по согласованию субъектно-субъектных отношений и действий для поддержания системы и приведения ее в заданное (программированное) состояние. В нем фиксируются признаки специфической деятельности: функциональный состав (планирование, организация, контроль и руководство), целевое назначение (организованность совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность ее на достижение образовательных целей и целей развития школы) и субъект деятельности (В.С. Лазарев, М.М. Поташник и др.).
Толкование управления в последнем варианте, на наш взгляд, в большей степени соответствует реальной управленческой практике. Согласно методологии современного менеджмента, управлять - приводить других к достижению ясной цели, а не заставлять их делать то, что считаешь правильным сам, управлять - приводить к успеху других. Менеджмент рассматривает успех с позиции удовлетворения у человека потребностей высшего уровня, в уважении значимыми для личности людьми, в самовыражении через профессиональную творческую деятельность.
В связи с этим возникла
необходимость проведение анализа
становления понятия «мотивацио
Исходным началом понятия «
-механизм, определяющий
возникновение и способы
-процесс выбора между
различными, возможными действиями,
складывается из разнородных
функций саморегуляции на
-процесс психической
регуляции конкретной
-совокупная система
процессов, отвечающих за
-совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К.Мадсен, Ж.Годфруа);
-динамический процесс формирования мотива, как основания поступка (Е.П.Ильин);
-процесс, в результате
которого определенная
Обобщая вышесказанное, приходим к следующему выводу: мотивацию следует понимать как процесс действия мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
Термин «мотивационное
программно-целевое управление»
Исследователь предлагает рассматривать мотивационное управление как социально-психологический алгоритм опережающего управления», который характеризуется разработкой целевой программы, ориентированной на конечный результат выполнения социального заказа: аналитико-прогнозирующий (прогностический анализ в соответствии с поставленной целью, а на его основе диагноз и прогноз); моделирующий (материализация моделей и оценка конечных результатов достижения программных целей); регулирующий (реализация моделей и оценка конечных результатов достижения программных целей.
В дальнейшем предметом исследования Ю.А. Конаржевского, В.С.Лазарева, Н.В.Немовой, Ю.И.Рудиновой, Т.Э.Сизиковой, О.М.Симановской, Л.А. Церникель и других были отдельные аспекты содержания мотивационного управления.
Наиболее полный анализ разработанности проблем мотивационного управления образовательными системами сделан Л.А.Шипилиной. Исследователь освещает проблемы развития и использования человеческого фактора через применение средств и возможностей мотивационного менеджмента, выделяет основные понятия и теории мотивации в психологии, механизмы мотивации в управлении.
Раскрывая сущность мотивационного управления, исследователь уточняет это понятие, предлагает понимать его как механизм мотивирования и выделяет компоненты: цель, механизмы, результат, подчеркивает важность создания мотивационной среды, описывает правила, обеспечивающие положительную мотивацию.
Анализ исследований инноватики и менеджмента убедительно доказывает педагогическое, стимулирующее, научно-методическое влияние мотивационного управления на развитие инновационных процессов в учреждении.
Педагогическое влияние связано с «информационной деятельностью», обеспечивает взаимодействие членов педагогического коллектива, освоение ими конкретных профессиональных знаний и умений, осознание, принятие нравственных норм служебного общения, актуализацию у них интереса к личному совершенствованию, формирование «внутренней самостоятельности учителя», актуализирует «его стремление к самосовершенствованию» (С.Б. Елканов, В.И. Зверева, В.М. Шепель и др.).
Установление эмоционального контакта учителя и руководителя, ощутимые успехи в практическом овладении учителем более совершенными методами и приемами работы за счет активизации методов управления, положительного примера самого руководителя, предъявления им разумных требований к людям обеспечивают стимулирующее и научно-методическое воздействия (Л.М. Митина, Н.В.Немова, Р.Х.Шакуров и другие).
В исследованиях В.С. Лазарева, А.М.Моисеева, М.М.Поташника, подчеркивается особое значение функции руководства в школе, главное содержание которой – мотивационная деятельность руководителя в процессе управления качеством образования, инновационной деятельностью учителей.
Эти положения позволили сформулировать следующий вывод: мотивационное управление будет успешным лишь в том случае, если:
-оно учитывает как актуальные,
-дифференцировано в
-субъекты мотивационного
Таким образом, содержание мотивационного процесса отражает психологические механизмы обобщенного процесса управления, мотивация характеризует поведенческую активность человека на определенном уровне, а мотивированность выступает интегральным качеством личности, включающим направленность (хочу), готовность (могу) и степень активности (надо, делаю) в деятельности.
Из вышерассмотренного можно сделать вывод, что мотивационное управление инновационными процессами в учреждении – это процесс мотивирования, включающий совокупность взаимосвязанных методов, средств управления и условий, необходимых и достаточных для формирования мотивов саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности педагогов.
Авторы многих работ
по управлению (Т.М. Давыденко, В.И.Зверева, Ю.А. Конаржевский, Н.А.Рогачева, В.П. Симонов, П.И. Третьяков,
Т.К.Чекмарева, Т.И.Шамова и др.) считают
развитие инновационных процессов содержанием
деятельности руководителя школы. Ее особенности
характеризуют логически построенным
чередованием функций: информационно-аналитической,
мотивационно-целевой, планово-прогностической,
организационно-
В последние годы появились исследования, в которых рассматриваются отдельные аспекты мотивационного управления инновационными процессами в деятельности руководителя школы.
Так, Т.И. Шамова отмечает, что профессиональный руководитель (менеджер) - человек, профессионально осуществляющий функции управления. Его профессионализм заключается в знании рынка и его законов; в умении прогнозировать развитие организации и создавать необходимые условия для достижения ее целей; в способности управлять ресурсами и их развитием путем постоянного обновления содержания и технологии управления.
Информация о работе Мотивационное управление инновационными процессами в учреждении