Мотивационное управление инновационными процессами в учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:02, дипломная работа

Описание

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы мотивационного управления инновационными процессами в учреждении…..…………………
1.1 Понятие об инновациях в образовании и их классификация…….………….7
1.2 Роль инноваций в развитии учреждения …………..………………………....23
1.3 Возможности мотивационного управления в формировании и развитии инновационных процессов в учреждении ……………………………………...28
Глава 2. Организация мотивационного управления инновационными процессами в учреждении ….................................................................................31 2.1 Характеристика инновационных процессов в системе образования города Омска ……………………………………………………….……………………....31
2.2 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» как один из участников инновационной деятельности в системе образования города…..…………………………………45
Заключение……………………………………………………………...…………..52
Список литературы………………………………………………………..………..55

Работа состоит из  1 файл

диплом Мамонтова.doc

— 353.50 Кб (Скачать документ)

6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);

7) Гибкость мышления, способность  к переключению от одной умственной  операции к другой, свобода от  сковывающего влияния шаблонов  и трафаретов;

8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;

9) Способность к пространственным  представлениям, которая прямым  образом связана  с наличием такой отрасли математики как геометрия;

Рассматривая развитие математических способностей  младших школьников в классах коррекции при помощи компонентов математических способностей Крутецкого В.А., можно сказать, что:

У детей младшего школьного возраста в классах коррекции наблюдается более простой вид обобщений – движение от частного к известному общему, подвести частный случай под общее правило. Абстрагирование у этих детей выражено гораздо слабее, чем у их сверстников, которые учатся в простых классах.

Большое влияние на их рассуждения  оказывают несущественные признаки. Поэтому с такими детьми нужно  работать тщательнее, усерднее. Способность  к оперированию числовой и знаковой символикой детям группы риска даётся нелегко, дети с большим трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений. Путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают названия некоторых цифр. Свернутость мышления в младшем школьном возрасте проявляется лишь в самой элементарной форме. Детям же классов коррекции это даётся ещё труднее.

Говоря о гибкости мыслительных процессов, можно сказать, что у  детей классов коррекции она  развита на самом низком уровне. Им очень трудно переключаться от одной умственной операции к другой, нужен отдых. Утомляемость этих детей повышена. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми в основном пользуются учителя классов коррекции, детям

труднее воспринимать материал.

Проявление математической памяти в её развитых формах, когда помнятся только обобщения и мыслительные схемы, у школьников классов коррекции не наблюдается. Дети запоминают цифры, операции с трудом. Математическая память находится на низком уровне.

Именно поэтому возникла необходимость  в использовании  специальной  методики проведения уроков математики.

    Психолого-педагогические  особенности детей группы риска,  отличающие их  от сверстников,  требуют пересмотра подхода к  обучению в этих классах,     используя специфические методики  обучения.

   Учебная деятельность в  классах коррекции организуется в форме  дифференцированного подхода к учащимся. Обучение в таких классах с   учётом сохранных интеллектуальных возможностей группы риска ведётся по   действующим в классовой школе программам, с опорой на действующие       учебники.

   На изучение математики в учебном плане начальной школы отводится четвёртая часть всего времени. Математика является одним из предметов, который вызывает значительные затруднения у большого количества учащихся.

Формирование математических понятий, установление связей между ними, с которыми встречаются дети как в школе так и вне её – выработкой вычислительных навыков.

   Ориентация  на формирование  вычислительных навыков, как самоцели, приводят к тому, что учащиеся  овладевают ими не на основе  сформировавшихся математических представлений и понятий, а механически, опираясь, в основном, на память.

   Именно отсутствием ориентации  на уяснение математических понятий  и отношений можно объяснить  такие парадоксальные явления  в построении программ и учебников,  как знакомство со знаками действий сложения и вычитания до знакомства с самими действиями, или знакомство с единицами длины (сантиметром, дециметром, метром), непосредственно связанные с понятием отрезка, в первом классе, а с самим отрезком – во втором. Случаев

подобного рода несоответствий можно привести много.

   Такое построение обучения  математики тяжело сказывается  на всех детях. Однако учащиеся, поступившие в школу с высоким  уровнем школьной зрелости, в  значительной степени компенсируют  возникающую трудность за счёт  собственного высокого интеллектуального потенциала, уровня математических представлений, сложившихся в дошкольный период.

   Дети же «группы риска»  оказываются в крайне тяжелом  положении, т.к. им по существу, не на что опереться в том  потоке различных приёмов, направленных на выработку вычислительных навыков, который на них обрушивается. В результате большинство из них оказываются  стойконеуспевающими в математике.

 

1 класс.

Курс математики первого класса подразделяется на темы:

   1) Пропедевтический период  - 14 ч.

   2) Числа от 1 до 10 и число 0.  -68 ч. 

   -Нумерация чисел  (28 ч.)

  -Сложение и вычитание (40 ч.)

   3) Числа от 1 до 20.  -36 ч.

- Нумерация (14 ч.) -16 ч.

- Табличное сложение и вычитание  (20 ч.) – 20 ч.

   4) Повторение – 10 ч.

 Курс математики первого  класса для детей с ЗПР начинается  с пропедевтического периода.  В нем выделяется несколько  тем: выявление знаний детей  по математике; уточнение признаков  предметов, пространственных и  временных представлений; размер предметов; действия с группами предметов; количество и счет.

   Следующей темой в курсе  математики первого класса является  «нумерация чисел (в пределах  десятка)». Изучение начального  уровня математических представлений  учащихся классов коррекции показывает, что большая их часть не обладает отчётливыми представлениями о реальных множествах, которые скрываются за названиями чисел, не различают порядковые и количественные числительные (например, вместо четырёх кубиков показывают четвёртый).

   Такой уровень математических представлений свидетельствует о том, что изучение этой темы курса должно быть построено иначе. Необходимо ввести значительно большее число заданий, специально направленных на формирование исходных для усвоения математических представлений как соотношение между множеством предметов, различение порядковых и количественных, умение устанавливать взаимно-однозначное соответствие между элементами множеств реальных предметов и их изображений и на основе результата этой операции

делать выводы о соотношении между числами.

   Организовать всю эту  большую работу целесообразно,  опираясь на три вида задания,  построенные  на основе действий  с реальными предметами, которые  дети могут брать в руки, на  основе действий с изображениями  (рисунками, чертежами), на которых перемещения невозможны, но могут использоваться различные приёмы, заменяющие реальные перемещения (зачёркивание, закрашивание, соединение линиями и т.д.); задания,  построенные на действиях

с числами, как характеристикой  множеств. В процессе выполнения  заданий дети познакомятся и со всеми однозначными числами, узнают цифры, при помощи которых они записываются.    Далее переходят к упорядочению действительных чисел, к установлению основных свойств натурального ряда чисел.

   Следующая  важная  тема первого класса: «Сложение и вычитание (в пределах десятка)». Одним из важных моментов этой темы является составление таблицы сложения. Учитывая то, что учащиеся классов коррекции нуждаются в постоянном обращении к действиям с реальными предметами, должны каждый шаг пропустить «через руки», более естественно опираться при составлении таблицы сложения на состав чисел, а не на принцип прибавления к числам,  сначала числа 1, потом 2 и т.д., как это разработано в учебнике.

Одновременно нужно полностью  исключить как объект для заучивания таблицу вычитания.

 

 

                                                                2 класс

2 класс. (170 часов, 5 часов в неделю)

1. Числа от 1 до 20.  20 ч.

-Табличное сложение и вычитание  (20 ч.)

2. Числа от 1 до 100.  120 ч.

-Нумерация  (30 ч.)

- Сложение и вычитание (90 ч.)

3. Умножение и деление. 20 ч.

4. Повторение 10 ч.

 

   Следующая тема «Сложение  и вычитание двузначных чисел». Введение письменного сложения  и вычитания двузначных чисел  позволяет с самых первых шагов  целенаправленно работать над основными принципами выполнения этих действий.

   Следует отметить, что письменное  выполнение действий не исключает  их устного выполнения. Однако  и устное выполнение должно  базироваться на тех же принципах,  не вступая с ними в противоречие.

Завершает курс математики тема «Умножение и деление».

                   

3 класс.

(170 часов, 5 часов в неделю)

1. Числа от 1 до 100.  80 ч.

-Табличное умножение и деление  (50 ч.)

-Доли (10 ч.)

-Деление с остатком (20 ч.)

2. Числа от 1 до 1000.  80 ч.

-Нумерация (15 ч.)

-Арифметические действия (45 ч.)

(сложение, вычитание столбиком,  умножение, деление на однозначное  число)

- Внетабличное умножение и деление. (20 ч.)

3. Повторение 10 ч.

 

      Поскольку учащиеся  классов коррекции обучаются с большим трудом и более медленно осваивают учебный материал, у них дольше вырабатываются вычислительные навыки, им нужно больше времени для запоминания изученного. Поэтому непродуктивным является изучение этими детьми подряд табличного и внетабличного умножения и деления в пределах сотни, как это предусматривается действующими пособиями. И.И.Аргинская считает, что большую рациональность дает другой подход, когда после изучения табличного умножения и деления учитель переходит к изучению нумерации трёхзначных чисел и выполнению действия сложения и вычитания на этом множестве чисел. Если работа над сложением и вычитанием двузначных чисел строится в соответствии с данными рекомендациями, изучение этого материала не вызовет затруднений.

   Параллельно с изучением нового материала будут совершенствоваться и навыки табличного умножения и деления. После завершения темы, связанной с трехзначными числами. Учитель приступает к изучению табличного умножения и деления, рассматривая выполнение этих действий на однозначное число не только на множестве двузначных чисел,  но и на множестве трехзначных, начиная с самых простых случаев перехода через разряд, а при делении удобные слагаемые совпадают с разрядными.

   Желательно рассмотрение  не только случаев деления  двузначных чисел на двузначные, но и трехзначных на двузначные в случаях, когда получается однозначное частное.   Умножение и деление на однозначное число необходимо вначале сопровождать подробной записью. Только тогда, когда алгоритм решения будет освоен учащимися и будут понятны основные принципы выполнения действий, вводится запись решения в столбик. Далее дети переходят к более сложным случаям, где возникает переход через разряд. Эта операция является объективно трудной для всех учащихся, для детей с ЗПР в силу большей инертности их мыслительных процессов она особенно сложна. Только неторопливая и длительная работоспособность помогает детям освоить переход от разрядных слагаемых к удобным, научиться различать случаи, когда последние совпадают, а когда – нет.

 

4 класс.

(170 часов, 5 часов в неделю)

1. Числа от 1 до 1000. 20 ч.

- Арифметические действия (20 ч.)

2. Многозначные числа. 135 ч.

-Нумерация (в пределах миллиона) 20 ч.

- Величины  15 ч.

-Сложение и вычитание (20 ч.)

-Умножение и деление (80 ч.)

3. Повторение 15 ч.

 

В результате осуществления предложенных изменений в порядке прохождения  учебного материала значительно  облегчается программа четвертого года обучения, за счёт создания прочной  базы обобщённого восприятия многих вопросов, составляющих содержание учебного материала четвертого года обучения.

   Обоснованный подход к  структурированию материала высвобождает  дополнительное время для изучения  таких трудных для детей вопросов, как деление на многозначное  число, а также для возвращений  к тем вопросам программы начальной школы, которые оказались усвоены недостаточно полно и глубоко.

        Основные положения  данной рекомендации, разработанные  автором И.И.Аргинской, должны  быть положены в основу работы  учителя классов коррекции, но  учитель должен осуществлять  к организации учебного процесса своего класса творческий подход и структурировать учебный материал в соответствии с особенностями своих учеников (физиологических, психических, психолого-педагогических).

 

1 класс. (128 часов, 4 часа  в неделю)

Курс математики первого класса подразделяется на темы:

   1) Пропедевтический период    -14 ч.

   2) Числа от 1 до 10 и число 0. - 68 ч. 

   -Нумерация чисел  (28 ч.)

Информация о работе Мотивационное управление инновационными процессами в учреждении