Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:21, курсовая работа
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара. Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство, необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно работать. Ведь все тоже самое может быть и у конкурентов. И тогда остается последнее, человеческие ресурсы. Способность человека к рационализации и творчеству может проявиться в оптимизации издержек производства, нестандартного подхода к решению проблем, в кардинальной мере изменить приложение труда и построить новые схемы функционирования предприятия, это в свою очередь и определяет уникальность человеческого фактора.
Введение……………………………………………………………………… 4
1 Роль и значение мотивации и стимулирования труда работников предприятия………………………………………….…………………......…
5
1.1 Сущность мотивации и стимулирования персонала…………….…......... 5
1.2 Теории мотивации персонала, используемые в организации ………… 8
1.3 Основы стимулирования труда ……………………………….………… 11
1.4 Зарубежный опыт мотивации и стимулирования персонала ………… 14
2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия ОДО «Птицефабрика«Вишнёвка»……………………..……..
16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОДО «Птицефабрика«Вишнёвка» …………………………………………………
16
2.2 Стратегия развития ОДО «Птицефабрика«Вишневка»………………... 21
2.3 Анализ организации стимулирования труда на предприятии ……….... 24
3 Предложения в области мотивации и стимулирования с целью привлечения высококвалифицированных работников ……...……………..
26
Заключение……………………………………………………………………. 36
Список использованных источников……………………………………….. 37
Приложение А План карьеры специалиста в организации………………. 39
Приложение Б Схема факторов вл
После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирмы, уже не стоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресует его не только тем, кто ищет работу, но и занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.
Особенность товара «труд» заключается также в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а, следовательно, и средств для удовлетворения своих потребностей. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.
Существенная особенность товара «труд» заключается также в его полезности после начала использования. Он не уничтожается при использовании, а напротив, создает или участвует в создании благ.
Основным стимулирующим фактором работников на рынке труда является заработная плата. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
Обычно под заработной платой
понимают ставку заработной
Цены
на факторы производства, в том
числе на труд, определяются на основе
закона спроса и предложения. Классическая
теория занятости предполагает построение
функции совокупного спроса на труд
и совокупного предложения
1.2 Теории мотивации персонала на предприятии
Теория мотивации подразделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Этому посвящены работы: А. Маслоу, Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга.
Процессуальные теории мотивации более современны, основываются на представлениях о том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории – это теории ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера – Лоулера и В. Врума.
Содержательные теории мотивации.
Теории
потребности Маслоу. Физиологические
потребности, удовлетворение которых
необходимо для выжидания. К ним
относятся потребности в еде,
воде, убежище, отдыхе. Потребности
в безопасности и уверенности
в будущем. К ним относятся
потребности в защите от физических
и психологических опасностей со
стороны окружающего мира и уверенность
в том, что физиологические
Потребность в уважении
Социальные потребности
Физиологические потребности
Рисунок
1.1 - Пирамида потребностей
Маслоу
Согласно Маслоу, среди физиологических потребностей на первый план выходит потребность в безопасности, когда человек стремится защитить себя от возможных телесных повреждений, а также от неблагоприятных экономических условий или угрожающего поведения людей. Следующая потребность – потребность в духовной близости и любви. Удовлетворение ее требует от человека установления товарищеских взаимоотношений и определения своего места в группе. Удовлетворение этих потребностей выдвигает потребности в уважении и самоуважении. Часто важными для человека являются именно эти потребности, ему необходимо чувствовать собственную значимость, подтверждаемую признанием окружающих. Завершается иерархия потребностей Маслоу потребностями человека реализовать себя, претворить в деятельность запас своих сил, способностей, исполнить свое предназначение.
По мере того как частично удовлетворяются потребности на одном уровне, доминирующими становятся потребности следующего уровня. При этом важно иметь в виду, что мотивирующими являются только те стимулы, которые удовлетворяют доминирующую потребность. Например, очень распространенным является мнение, что основным фактором эффективной работы являются деньги: чем больше получает человек, тем лучше он работает. Такое убеждение не является истинным, потому что, если у человека доминирует, к примеру, потребность в близких отношениях или потребность в самореализации, то он предпочтет деньгам место, где сможет удовлетворить эту потребность.
МакКлелланд
делает основной акцент на потребности
высших уровней. Д. МакКлелланд считал,
что людям присущи три
Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей. При потребности власти в чистом виде у людей, по этой теории, отсутствует склонность к авантюризму или тирании, основной является потребность к проявлению своего влияния.
Потребность успеха удовлетворяется не провозглашение успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно.
Мотивация
на основании потребности в
Двухфакторная теория Герцберга основывается на представлениях о том, что следует выделять гигиенические факторы и мотивацию.
Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. Отсутствие или недостаточность гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой. Но и достаточность этих факторов сама по себе не вызывает удовлетворения работой и не может мотивировать человека на что-либо. К этим факторам можно отнести заработок, условия работы, политику администрации, степень контроля, отношения с коллегами, руководителем, подчиненным.
Мотивация связана с самим характером и сущностью работы. Отсутствие или неадекватность мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но ее наличие вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности.
К мотивации могут быть отнесены успехи, продвижение по службе, признание результатов работы, возможность творческого роста, высокая ответственность.
Теория ожиданий связана с работами В. Врума и основывается на том, что наличие активной потребности – не единственное условие мотивации человека к достижению определенной цели. Человек, кроме того, должен верить тому, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.
Ожидание
– это оценка данной личностью
вероятности определенного
Если люди не чувствуют прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами, то мотивация будет ослабевать.
Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.
Восстановить
чувство справедливости можно, изменив
уровень затрачиваемых усилий или
уровень получаемого
Модель
Портера - Лоулера включает элементы
теории ожиданий и теории справедливости.
В их модели фигурирует пять переменных:
затраченные усилия, восприятие, полученные
результаты, вознаграждение, степень
удовлетворения. Согласно этой модели,
достигнутые результаты зависят
от приложенных сотрудником
Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Они полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности.
Исследования подтверждают точку зрения Портера и Лоулера о том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не его следствием.
В случае снижения уровня заработной платы по сравнению с ее равновесным уровнем, спрос на рынке труда будет превышать предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.
Как
в первом, так и во втором случаях
равновесие на рынке труда восстанавливается,
и этот рынок приходит в состояние
полной занятости. Но размер заработной
платы зависит не только от колебаний
спроса на труд и предложения труда,
но и от качества труда, квалификации
и профессионализма работников. Различные
виды работ могут быть в разной
мере привлекательными для человека,
требовать разных затрат на профессиональное
образование, поэтому заработная плата
должна стимулировать, например, выполнение
менее престижных видов работ
или компенсировать материальные затраты
на образование. Такая дифференциация
в заработной плате называется «уравнивающими
различиями».
1.3 Основы стимулирования труда
Однажды в цехе чествовали работников, досрочно справившихся с годовым
заданием. Среди передовых рабочих был известный на заводе человек. Не в
первый раз он удостаивался этой высокой чести. Неоднократно о нем писали в
прессе, премировали. На этот раз всем передовикам, в том числе и тому, о ком
идет речь (назовем его Н), были приготовлены подарки. Но когда руководитель,