Мотивация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие мотивационных процессов
1.1. Понятие и функции мотивации………………………………………….6
1.2. Методы мотивации……………………………………………………….11
1.3. Принципы мотивации……………………………………………………15
1.4. Теории мотивации…………………………………………………….….16
Глава 2. Мотивы в общей системе потребностей, интересов, стимулов
2.1. Понятие о мотиве……………………………………………………...…23
2.2. Потребность как составляющая мотива……………………………...25
2.3. Стимулы и стимулирование как средства мотивирования………..26
Глава 3. Опыт мотивационной политики в управлении корпорации IBM……………………………………………………………..…31
Заключение………………………………………………………………….….38
Список использованной литературы…………………………………….…43
Приложение ……………………………………………………………..……..44

Работа состоит из  1 файл

Введениемотив.docx

— 127.17 Кб (Скачать документ)

  Принцип уважения к личности

Для многих компаний уважение к личности - лишь броский  лозунг, но для IBM  - основа ее успехов.

Под “уважением к  личности” понимается прежде всего  максимальное развитие инициативы,талантов,профессиональных навыков,творческих способностей и  умения найти себя в новой обстановке,поощрения  достижений сотрудников и их личного  вклада,создание возможностей для творческого  роста,обеспечение таких условий,когда  голос каждого будет услышан,защита прав и достоинств,гарантия личной защищенности.

Это не просто условия  хорошей работы,это возможность  более полной самореализации,это  те факторы,благодаря которым IBM удается  достичь высокопроизводительного  труда,а значит и высоких прибылей компании.

Согласно “Теории-Z”.подобные убеждения являются первой ступенью к завоеванию доверия людей,столь  необходимого для достижения компанией  успеха.Это означает необходимость  их пропаганды и доведения до каждого  работника,необходимость сделать  их достоянием общественного сознания.

Главная роль в проведении кадровой политики отводится руководителям.Это  объясняет их высокую долю в общей  численности занятых.

Система аттестаций и собеседований.

САС-ключевой формальный момент во взаимоотношениях сотрудника и его руководителя.Главная цель САС - контроль за индивидуальной производительностью,а  также выяснения потребности  в повышении образования.

Деятельность каждого  сотрудника оценивается по пятибальной  шкале {5,c.56}.Высшая оценка - “1”.Получивший “единицу” должен быть немедленно повышен.Большинство работников попадает в группу с оценками “2” и “3”.

Для получивших “5”,т.е. “неудовлетворительно” руководитель определяет краткосрочные цели и  аттестовает их еще минимум два  раза.В случае повторения этого результата работник может быть уволен.

Результатом САС  является подпись работника на документе,в  котором содержатся цели на предстоящий  год и дается оценка работы последнего года.Зарплата работника в будущем  году непоредственно зависит от результатов  работы  в предыдущем.Поэтому переговоры по поводу заданий могут длится бесконечно долго.Так что САС - ответственная и тяжелая процедура как для руководителей,так и для подчиненных.

САС  - процесс,гарантирующий  справедливую оценку труда.Несправедливая оценка исключается,поскольку руководитель,выставляя оценку,должен получить согласие на нее своего руководителя и самого подчиненного.Поэтому он должен быть готов к справедливому обоснованию своего решения.

Благодаря САС работник точно знает ,чего он стоит.Он расчитывает  на справедливое к себе отношение  и его получает.

Система “уровней”

Уровень сотрудника - технический показатель,связанный  как непосредственно с работником,так  и с занимаемой им должностью.

Уровень представляется в виде двухзначного числа,где первый знак определяет тип выполняемой  работы(5-отдел сбыта,6-высшее руководство,7-торговый агент и т.д.) и также влияет на тип вознаграждения.Вторая цифра  измеряет статус работника,независимо от вида выполняемой им работы.Она  характеризует работника от “рядового  исполнителя”(1-3) до “руководителя”(7-9).Однако работник может достигнуть “профессионального уровня”(например 8) ,но при этом не стать руководителем.

Система уровней  обеспечивает гибкость рабочей силы,а  значит сохраняет способность IBM к  изменению и обновлению.Благодаря  этой системе у работников появилась  возможность сравнивать различные  виды деятельности,в результате чего они не боятся менять работу.Зная свой будущий уровень сотрудник может  быть уверен,что зарплата и статус на новом месте будут отвечать его желаниям.

Система уровней  ведет к равноправию руководителей  и подчиненных.Подчиненный-профессионал может иметь больший уровень,чем  его начальник,а значит и больший  “вес” для компании.Это способствует исключительной мобильности структуры IBM.С другой стороны здесь часто  невыгодно вести борьбу за власть,которая  в других компаниях отнимает много  сил,а следовательно сказывается  на производительности.

Сетка заработной платы  в IBM привязана к системе уровней.Но размер денежного вознаграждения,получаемого  работником зависит также от его  оценки по САС и размера прежней  зарплаты.

Стимулы

Важнейший элемент  стимулирования,побуждающий работника  к труду - это САС.Вместе с тем IBM применяет другие,в том числе  материальные формы стимулирования но лишь в качестве косвенных рычагов.Это  означает что такие стимулы вводятся post factum,а значит не могут дать непосредственного  эффекта в виде ускоренного выполнения нормативов.

То есть все построено  так,чтобы работник сам всегда стремился  достичь поставленных ему целей,причем скорее для самоутверждения,чем  для получения материального  поощрения.А стимул в этом случае полезен для создания особой атмосферы  увлеченности.

  Принцип пожизненной занятости

Пожизненную занятость  следует понимать как обязательство IBM обеспечивать всеми возможными средствами постоянную занятость для тех  сотрудников,которые работают хорошо.Этот принцип  - всего лишь намерение и юридической силы не имеет,однако в IBM действительно пытаются всячески поддерживать занятость работников.И работники верят,что у них есть надежные гарантии занятости.Это дает преданность работников в сочетании с гибкостью рабочей силы {6,c.402}.

Поддержание пожизненной  занятости IBM рассматривает как особого  рода инвестиции которые окупаются  в период экономических под’емов,когда  преданные работники готовы выполнять  дополнительную работу.

Согласно “Теории-Z”  гарантия занятости служит той основой,на которой строится вера работника  в свою компанию,которая в свою очередь явилась,по мнению многих,движущей силой “японского чуда” и сравнимых  с ним успехов IBM.

Возможности карьеры.

Помимо гарантии занятости,сотрудники IBM видят перспективу  личного роста,которая не обязательно  связана с получением руководящей  должности.Любой работник вправе расчитывать  на получение такой подготовки и  образования,которые помогут ему  раскрыть личный потенциал,причем в  гораздо большей степени,чем он смог бы это сделать в другой компании.В  любом случае он может расчитывать  на поднятие уровня,а при этом он будет иметь высокий статус,не занимая руководящего поста.

Однако перспектива  занять руководящий пост все же заманчива.И  она реальна практически для  любого сотрудника.Ведь все кандидаты  на эти должности подбираются  из числа работниов IBM.Людей со стороны  приглашают лишь в том случае,когда  требуемыми качествами не обладает ни один собственный сотрудник.

 Принцип единого статуса

IBM предоставляет всем  работникам равные возможности.  Повышение должно быть связано  исключительно с личными заслугами  работника.В компании нет ни  рассовой ни половой дискриминации.

Однако в последние  годы в IBM появились граждане “первого”  и “второго” сорта - т.е. постоянные и временные.Отношение фирмы к  тем и другим весьма различно.Штатные  сотрудники служат об’ектом постоянной заботы,временные же нанимаются через  посреднические агенства,по принципу низшей платы за услуги - т.е. это  дешевая рабочая сила со всеми  вытекающими последствиями.

Но долго закрывать  глаза на проблему не возможно и  ее решение IBM видит в переходе на новую организационную структуру,которая  уменьшит потребность в административном и секретарском персонале.А именно эта категория работников и составляет большую часть временных.

 Каналы связи

Для постоянных работников есть несколько каналов обратной связи с руководством.Отдел кадров следит за тем чтобы данная связь  не нарушалась.

Программа “Говори!”

В рамках этой программы  каждый сотрудник может написать анонимную жалобу и направить  ее в ту инстанцию,которая отвечает за решение данной проблемы.Ответ  на нее дается в срок до 10 дней.Благодаря  анонимности канал очень популярен  и эти жалобы встречают самое  серьезное отношение со стороны  руководства.

Программа открытых дверей.

Эта программа предусматривает,что  любой сотрудник может лично  обратиться к руководителю любого ранга,пока не получит удовлетворяющий его  ответ. Она предназначена для  предотвращения злоупотребления руководящей  властью.

Несмотря на то что  данная программа предоставляет  работнику большие возможности,чем  программа “Говори!”,она менее  популярна.Это связано с тем,что  в ней отутствует анонимность.Боязнь повредить карьере останавливает  работника,уверенного что факты  злоупотребления были.Но и руководство  видит в этой программе определенную угрозу своему положению.

Программа собеседования  “через голову” руководства.

Согласно этой программе  каждый сотрудник раз в год  должен обязательно побеседовать с  руководителем своего руководителя.Инициатива подобных встреч исходит сверху.Это  заставляет непосредственного руководителя внимательнее прислушиваться к мнению подчиненных.

Проведение данной программы - эффективное средство решения  многих вопросов ведения кадровой политики,но отнимает много времени.В связи  с этим в последние годы она  не применяется.

Опросы общественного  мнения

Среди каналов обратной связи самое важное место по праву  принадлежит опросам общественного  мнения. Периодичность опросов - раз  в два года.Опросы анонимны.

Анкета,используемая в опросах очень объемная.Вопросы  охватывают самые разные стороны  жизни IBM- от оценки кадровой политики и дел фирмы в целом до зарплаты и условий труда на рабочем  месте.

По результатам  нескольких таких опросов прослеживаются определенные тенденции,расчитывается  некий индекс настроений,отражающий моральный климат в коллективе(его  еще называют барометром производительности) и т.д.Результаты опроса руководитель доносит до каждого своего подчиненного.

Назначение опросов - дисциплинировать руководство.Иначе  максимум через два года руководителю придется отвечать перед подчиненными.Опрос - главный способ для IBM предотвратить  отрыв руководства от реальной жизни.

Опросы могут  с большой пользой проводиться  и в других компаниях.А в крупных  компаниях опросом должно сопровождаться проведение любых социальных и производственных программ {7,c 67}.

Не существует единых методов  мотивации персонала,эффективных  в все времена и при любых  обстоятельствах.Однако ,любой метод ,применяемый руководителем основан  на выбраной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами.Полярные стратегии (“Теория X” и “Теория Y”) были сформулированы Д.Макгрегором.У.Оучи добавил к ним “Теорию Z”.Большинство  популярных методов рациональной мотивации  основано на принципах одной из этих теорий.Это означает ,что выбор  конкретного метода мотивации должна ,в первую очередь, определять общая  стратегия управления персоналом ,которой  следовала или желает следовать  фирма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В современной науке (по Кузнецову) мотивации отводится ведущая роль. Существует множество различных теорий и моделей мотивации, которые порой противоречат друг другу. Среди них можно выделить Теорию потребностей Абрахама Маслоу, Теорию ожиданий Виктора Врума, Теорию X и Y Дугласа МакГрегора, Теорию двух факторов Фредерика Герцберга и другие. Однако руководителям организаций не стоит искать в этих работах готовых рецептов по мотивированию персонала, но, усвоив для себя их основные положения, необходимо выработать для себя свою программу мотивации персонала. Следует также понять, что на каждом конкретном предприятии должна быть своя специфическая программа, в которой бы учитывались все особенности деятельности компании.

Итак, в первую очередь, следует  определить, что хочет получить от работы тот или иной человек. Это  может быть не только денежное вознаграждение, но и социальная защищенность, принадлежность к известной компании, хорошая  рабочая обстановка, удовлетворение от интересной для него работы, высокое  качество жизни, возможность продвижения  по карьерной лестнице, принадлежность к определенной социальной группе, желание приносить пользу людям. Перечень этих факторов можно продолжать.

Определение потребностей работника  должно происходить до его приема на работу и постоянно корректироваться по ходу трудовой деятельности. Однако задача эта не столь проста, чтобы  можно было уложить ее в определенную схему. Дело в том, что далеко не все  потребности человека проявляются  явно.

Если работник испытывает скрытую потребность в чем-либо, он будет искать возможность для  ее удовлетворения. Если же она так  и будет оставаться неудовлетворенной, то это будет отражаться на поведении  сотрудника и явится серьезным демотивирующим фактором. Поэтому необходимо пытаться выявить все потребности работника, а так же понять, какие из них  являются доминирующими. Для этого  при приеме на работу следует использовать специальные методики тестирования  и собеседования. Здесь большую помощь может оказать знание Теории потребностей Абрахама Маслоу. Его "Пирамида потребностей" дает достаточно четкое представление об иерархии потребностей. Правильно применив ее, можно определить наиболее важную группу потребностей человека, то есть найти именно те рычаги, на которые следует воздействовать. Однако не следует забывать, что "Пирамида потребностей" Маслоу представляет собой обобщенную модель и не учитывает индивидуальные отличия  людей. В процессе работы руководители должны внимательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы понять какие активные потребности движут  ими сейчас. Однажды выявленные потребности человека могут со временем удовлетворяться и уходить на второй план. И в тоже время будут появляться новые. В общем, мотивы, движущие работником, не являются постоянными, и их необходимо постоянно отслеживать. Таким образом, первым этапом мотивационной стратегии компании должна быть выработка системы мероприятий, направленных на изучение потребностей персонала.

Информация о работе Мотивация персонала