Мотивация труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 14:57, курсовая работа

Описание

Цель исследования состояла в обнаружении и изучении взаимосвязи между мотивационной компонентой деятельности субъекта, в частности, мотивацией к достижению успеха, и склонности субъекта к рискованным действиям и поступкам.

Исходя из цели исследования были поставлены следующие его задачи:

1) выявить и проанализировать у участников эксперимента мотивацию к достижению успеха;

2) исследовать их склонность к рискованным действиям, поступкам и к принятию рискованных решений в различных сферах деятельности;

3) проанализировать взаимосвязь и взаимовлияние склонности участников исследования к риску и их мотивации к достижению успеха.

Содержание

Введение. 3

1 Теоретическая часть. 5

1.1 История изучения мотивов и мотивации. 5

1.2 Мотивационные теории. 7

1.3 Мотивационный процесс и методы мотивации. 12

1.4 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях. 17

1.5 Мотивация: зарубежный опыт. 18

1.6 Исследования Я. Л. Эдельмана и Ю. Н. Лапыгина. 25

2 Практическая часть. 27

2.1 Цель исследования. 27

2.2 Задачи исследования. 27

2.3 Описание выборки. 27

2.4 Объект и предмет исследования. 28

2.5 Методы исследования. 28

2.6 Гипотеза исследования. 28

2.7 Результаты исследования и их обсуждение. 29

2.8 Выводы. 29

2.9 Рекомендации. 30

3 Список литературы. 31

Работа состоит из  1 файл

Мотивация труда.docx

— 65.27 Кб (Скачать документ)

Потребности невозможно непосредственно наблюдать  или измерять. Об их существовании  можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом  к действию. Когда потребность  ощущается человеком, она пробуждает в нём состояние устремлённости. Побуждение является поведенческим  проявлением потребности и сконцентрированы на достижении цели.

Цели  в этом смысле – это нечто, что  осознаётся как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает  такой цели, его потребность оказывается  удовлетворённой, частично удовлетворённой  или неудовлетворенной. Степень  удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение  человека в сходных обстоятельствах  в будущем. В общем случае, люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них  с удовлетворением потребности  и избегать такого, которое ассоциируется  с недостаточным удовлетворением (закон результата).

1.2 Теория мотивации  А. Маслоу

Первая  из рассматриваемых теории называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность её сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Её сторонники, в том числе и  Абрахам Маслоу, считали, что предметом  психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения  лежат потребности человека, которые  можно разделить на пять групп:

• физиологические  потребности, необходимые для выживания  человека: в еде, в воде, в отдыхе и т. д.;

• потребности  в безопасности и уверенности  в будущем – защита от физических и других опасностей со стороны окружающего  мира и уверенность в том, что  физиологические потребности будут  удовлетворяться и в будущем;

• социальные потребности – необходимость  в социальном окружении. В общении  с людьми, чувство «локтя» и  поддержка;

• потребности  в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;

• потребность  самовыражения, т. е. потребность в  собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Первые  две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности  можно расположить в строгой  иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой  лежат первичные потребности, а  вершиной являются вторичные.

 
 
 

ПОТРЕБНОСТИ

1. В самовыражении

2. В уважении

3. В общении с людьми

4. В безопасности  и социальной 

защищённости

5. Физиологические

 
 
 

     Смысл такого иерархического построения заключается  в том, что приоритетны для  человека потребности более низких уровней и это сказывается  на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала более низких уровней, а  затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких  уровней.

     Самая высокая потребность – потребность  самовыражения и роста человека как личности – никогда не может  быть удовлетворена полностью, поэтому  процесс мотивации человека через  потребности бесконечен.

     Долг  руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчинёнными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения  по их реализации с целью повышения  эффективности работы сотрудников.

1.3. Клейтон Алдерфер  и теория СВР

К. Алдерфера  прежде всего интересовала проблема первичных потребностей человека, то есть природных потребностей живого организма. Удовлетворение связано  с внутренним состоянием индивида, который получил то, к чему стремился.

Потребности существования, отражая индивидуальные требования человека к обмену энергией с её источниками во внешней среде, включают в себя различные формы материальных и физиологических желаний.

Потребности взаимосвязей включают в себя отношения человека с другими индивидами и группами – членами семьи, коллегами, начальниками, подчинёнными и т. д. Человек удовлетворяет свои потребности, когда он делится с другими людьми своими мыслями и чувствами, причём процесс этот должен быть обоюдным.

Потребности роста побуждают индивида к творчеству или воздействиям по отношению к самому себе или внешней среде.

В таблице 1 приведено сравнение концепций  А. Маслоу и К. Алдерфера.

Таблица 1

Сравнение концепций А. Маслоу и К. Алдерфера

Потребности, выделяемые А. Маслоу Потребности, выделяемые К. Алдерфером
Физиологические

Безопасности  – материальные

Существования
Безопасности  – межличностные

Любви (принадлежности)

Уважения  – межличностные

Взаимосвязей
Уважения  – самоутверждения

самоактуализации

Роста

Основное  отличие теории К. Алдефера от концепции  А. Маслоу – отказ от идеи иерархии потребностей. Учёный выдвигает гипотезу, согласно которой в случае неудовлетворения потребностей более высокого уровня на первый план выходят потребности  более низкого уровня, даже если они были насыщены до предела. А. Маслоу же считал, что удовлетворение потребности  означает, что она перестаёт быть мотивом человеческой деятельности.

Основные  положения теории СВР К. Алдерфера:

• чем  меньше степень удовлетворения потребностей существования, тем более они  настоятельны;

• чем  ниже степень насыщения потребностей взаимосвязей, тем более настоятельны потребности существования;

• чем  выше степень удовлетворения потребностей существования, тем более настоятельны потребности взаимосвязей;

• чем  менее удовлетворены потребности  взаимосвязей, тем более они настоятельны;

• чем  ниже степень насыщения потребностей роста тем более настоятельны потребности взаимосвязей;

• чем  выше степень удовлетворения потребностей взаимосвязей, тем более настоятельны потребности роста;

• чем  выше степень удовлетворения потребностей роста, тем более они настоятельны.

1.4 Тория потребностей  МакКлелланда

Обобщая результаты исследований процессов  мышления и реакции людей в  различных ситуациях, Дэвид МакКлелланд  и его коллеги разработали  модель мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней и  объединили их в три категории: присоединения, власти и достижения.

потребность присоединения (причастности) – потребность в установлении и поддержании межличностных отношений. Мотивация на основании потребности причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Люди с развитой потребностью присоединения будут привлечены такой работой, которая будет давать им возможности социального общения. Их руководитель должен сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.

потребность власти – потребность в навыках влияния и установления контроля за поступками других людей, в воздействии на ход событий.

потребность достижения (успеха) – потребность принимать на себя личную ответственность и добиваться успешного выполнения заданий.

В рамках иерархической структуры Маслоу потребности власти и достижения находятся где-то между потребностями  в уважении и самоактуализации.

1.5. Двухфакторная теория  Ф. Герцберга

Во второй половине 1950-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал ещё одну модель мотивации, основанную на потребностях. Они выделили следующие факторы, влияющие на отношение человек к  работе – таблица 2:

Таблица 2

Факторы теории Ф. Герцберга.

«Мотиватоы»,вызывающие положительные по отношению к работе эмоции и связанные деятельностью, которую выполняют индивиды: «Гигиенические  факторы», вызывающие негативные эмоции и имеющие отношение к обстоятельствам, сопутствующим работе:
• Достижения;

• Признание;

• Работа сама по себе;

• Ответственность;

• Продвижение  по карьерной лестнице.

• Политика компании и администрирование;

• Инспекции  и контроль;

• Заработная плата;

• Межличностные  отношения;

• Условия  работы.

Ф. Герцберг сделал вывод о том, что предопределяющие удовлетворение выполняемой работой  факторы могут быть выделены и  сгруппированы, поскольку они существенно  отличны от факторов неудовлетворённости  трудом.

«Гигиеническая» внешняя среда и построенная  на принципах справедливости политика менеджмента могут предотвратить  недовольство и неудовлетворённость, но сами по себе не будут мотивировать работников. Для того чтобы добтьься мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов.

Герцберг  считал, что работник начинает обращать внимание на гигиеничекие факторы лишь тогда, когда сочтёт их реализацию неадекватной или несправедливой. Маслоу же полагает, что если менеджер даёт рабочему удовлетворить  одну из таких потребностей, то рабочий  в ответ на это будет работать лучше.

В таблице 3 представлены соотношения теорий потребностей А. Маслоу и Ф. Герцберга.

Таблица 3

Соотношение теорий потребностей А. Маслоу и Ф. Герцберга

Теория  А. Маслоу Тория Ф. Герцберга
Самоактуализация

Уважение

Мотивирующие  факторы
Социальные  потребности

Потребности в безопасности

Физиологические потребности

Гигиенические факторы

1.3 Мотивационный процесс и методы мотивации.

Мотивацию, анализируемую как процесс, можно  представит в виде ряда последовательных этапов, изображённых на рисунке 1:

 
 
 

Возникновение потребностей

 
 
 

Поиск путей  устранения потребностей

 
 
 

Определение направления действия

 
 
 

Реализация  действия

Информация о работе Мотивация труда