Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 14:57, курсовая работа
Цель исследования состояла в обнаружении и изучении взаимосвязи между мотивационной компонентой деятельности субъекта, в частности, мотивацией к достижению успеха, и склонности субъекта к рискованным действиям и поступкам.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие его задачи:
1) выявить и проанализировать у участников эксперимента мотивацию к достижению успеха;
2) исследовать их склонность к рискованным действиям, поступкам и к принятию рискованных решений в различных сферах деятельности;
3) проанализировать взаимосвязь и взаимовлияние склонности участников исследования к риску и их мотивации к достижению успеха.
Введение. 3
1 Теоретическая часть. 5
1.1 История изучения мотивов и мотивации. 5
1.2 Мотивационные теории. 7
1.3 Мотивационный процесс и методы мотивации. 12
1.4 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях. 17
1.5 Мотивация: зарубежный опыт. 18
1.6 Исследования Я. Л. Эдельмана и Ю. Н. Лапыгина. 25
2 Практическая часть. 27
2.1 Цель исследования. 27
2.2 Задачи исследования. 27
2.3 Описание выборки. 27
2.4 Объект и предмет исследования. 28
2.5 Методы исследования. 28
2.6 Гипотеза исследования. 28
2.7 Результаты исследования и их обсуждение. 29
2.8 Выводы. 29
2.9 Рекомендации. 30
3 Список литературы. 31
Было проведено исследование эффективности методов стимулирования работников. Используемые компаниями формы поощрения можно разделить на несколько групп:
Первая группа:
• ценные подарки – в 64 компаниях;
• моральные поощрения (благодарности, почётные грамоты и т. п.) – в 58 компаниях;
• отгулы и дополнительные отпуска – в 40 компаниях.
Вторая группа менее распространена:
• внесение имени сотрудника в анналы истории;
• вывешивание портрета наиболее отличившихся на доску почёта;
• награждение памятными значками – в 11 компаниях.
В целом вторая группа известна нам по ст. 131 КЗоТ РФ.
Третья группа выглядит несколько экзотично:
• компании в качестве поощрений берут у своих сотрудников в долг под проценты;
• 3 – предлагают сотрудникам участие в прибыли;
• 2 компании даже продают сотрудникам акции.
Если применить комплексную оценку по признаку «эффективно – дёшево», то на первом месте, по оценкам респондентов, стоят медицинское обслуживание и выдача ссуд. На втором – оплата проезда. Далее, в порядке убывания, -- страхование, питание, обучение и др.
Обращает
на себя внимание и то, что оценка
эффективности и затратности
компенсационных пакетов
Доля респондентов, затруднившихся с оценкой иных форм поощрения персонала гораздо ниже (от 17 до 33%, практикующих ту или иную форму поощрения), чем попавших в это же положение при оценке компенсационного пакета (от 39 до 67%%).
Снова применив комплексную оценку по признаку «эффективно – дёшево», получим следующий рейтинг. Самое сильное мотивирующее воздействие оказывают (в порядке убывания):
• привлечение средств персонала под %%;
• моральные поощрения;
• занесение в книгу истории организации или на доску почёта;
• награждение туристическими путёвками, памятными значками и т. п.;
• отгулы, дополнительные отпуска и ценные подарки.
Особого внимания требуют случаи долевого участия персонала в прибыли и продажи сотрудникам акций компании. Количество компаний, реализующих подобные программы, невелико, и судя по распределению оценок, использование этих форм мотивации и поощрения только апробируется. Как следствие, у компаний нет однозначного мнения на этот счёт.
Можно прогнозировать успешность этих программ и их распространение, если они будут подкреплены реальным участием персонала в компании, рекрустуризацию доходов персонала и т. п.
Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и при всех обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами. Выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма.
1.5 Мотивация: зарубежный опыт.
В практике
американских фирм «Форд», «Дженерал
Моторс» и других используются различные
методы мотивации и гуманизации
труда. Многие из них связаны с
материальным поощрением. Часто применяют
так называемые аналитические системы
заработной платы, особенность которых
– дифференциальная оценка в баллах
степени сложности выполняемой
работы с учётом квалификации исполнителей,
физических усилий, условий труда
и другие. При этом переменная часть
заработной платы, которая выступает
в качестве оплаты за повышение качества
продукции, рост производительности труда,
экономию сырья достигает 1/3 зарплаты.
Используются различные формы участия
рабочих в распределении
Материальное поощрение практикуется в различных видах. Большое распространение в британских фирмах получило поощрение в форме подарков. Так, в компании «British Telecom» награждают ценными подарками и туристическими путёвками. Процедура награждения проводится в соответствии с достигнутыми успехами: на рабочих местах, на публичных мероприятиях и празднованиях. Это позволяет популяризовать достижения в области эффективности работы, её качества, которые прежде оставались незамеченными.
Применяемые промышленными фирмами системы мотивации работников путём продвижения их по службе можно свести к ротации с учётом личных качеств и стажа работы. Первое чаще применяется на предприятиях США, второе характерно для Японии.
Одной
из форм мотивации, нашедшей широкое
применение в практике зарубежных и
отечественных предприятий
В государственных учреждениях графства Оксфордшир (Великобритания) в начале 90-хх годов в экспериментальном порядке введена новая форма организации труда, дающая служащим значительную степень свободы – возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома, в зависимости от конкретных обязанностей сотрудника и договорённости между ним и его руководителем. В некоторых случаях количество часов, проводимых в учреждении, оговаривается заранее. Могут быть назначены конкретные часы сбора всех сотрудников подразделения для обмена информацией, ознакомление с некоторыми заданиями. Такой режим рекомендуется и руководителям. Так, контракт начальника бухгалтерии одного из учреждений предполагает следующее распространение рабочего времени: 75% (30 часов в неделю) – в учреждении, 25% (10 часов в неделю) – в домашних условиях. Начальник бухгалтерии дома в основном работает на компьютере, проверяет цифровые данные финансовых документов, а в учреждении участвует в совещаниях и занимается другой работой, требующей контакта с сотрудниками.
Работа, которая выполняется только дома на компьютере, называется телеработой. Основной её недостаток – изоляция, однако, для некоторых категорий работников, к тому же обременённых семейными обязанностями, предпочтительнее именно такая форма организации труда.
Эксперимент оправдал ожидания и был подхвачен другими компаниями. Фирма «Бритиш Телеком» прогнозирует, что к 2007 году телеработой будет занято около 15% рабочей силы. Если этот прогноз оправдается, будет получен колоссальный эффект: количество автомобилей на дорогах сократится на 1,6 млн. единиц, а бензина будет сожжено на 7,5 млрд. литров меньше, фирмы сэкономят по 20 тыс. фунтов стерлингов (около 33 тыс. долларов) в год на каждом сотруднике, а сами сотрудники будут в среднем экономить по 750 фунтов стерлингов в год на бензине и дорожных расходах.
Один из действенных методов мотивации – создание самоуправляемых групп. В качестве примера можно сослаться на опыт американской фирмы «Digital Equipment», где такие группы сформированы в управлении общего учёта и отчётности, входящим в один из 5 центров управления финансовой деятельностью. Группы самостоятельно решают вопросы планирования работ, приёма на работу новых сотрудников, проведения совещаний, координации с другими отделами. Члены групп поочерёдно участвуют в совещаниях менеджеров компаний.
Способы улучшения мотивации труда.
Рассмотрим способы улучшения мотивации труда. Они объединяются в пять относительно самостоятельных направлений: материальное стимулирование, улучшение качества рабочей силы, совершенствование организации труда, вовлечение персонала в процесс стимулирования и неденежное стимулирование.
Первое
направление отражает роль мотивационного
механизма оплаты труда в системе
повышения производительности труда.
Оно включает в качестве элементов
совершенствование систем заработной
платы, предоставление возможности
персоналу участвовать в
Оплата труда – экономическая мотивация
Согласно
посылок «Теории Х» люди работают,
главным образом для
Задача
менеджера, в случае применения экономической
мотивации, заключается в разработке
премиальной схемы выплат за производительность,
системы сдельной оплаты или трудовых
соглашений. Эта задача отнюдь не проста,
так как ситуация в каждой фирме
уникальна и, следовательно, премиальная
система должна быть уникальной для
каждого случая. Она также зависит
от специализации персонала. Так
совершенно неэффективно вводить сдельную
премиальную систему
Не все
способы экономического поощрения
могут оказать мотивационное
воздействие на сотрудников, однако,
существует несколько основных положений
о премиях, которые не затрагивают
специфику фирмы и являются универсальными.
Ими должен руководствоваться менеджер
при внедрении методов
• премии не должны быть слишком общими и распространёнными, поскольку в противном случае их будут воспринимать как часть обычной зарплаты в обычных условиях.
• премия должна быть связана с личным вкладом работника в производство, будь то индивидуальная или групповая работа.
• должен существовать какой-либо приемлемый метод измерения этого увеличения производительности.
• работники должны чувствовать, что премия зависит от дополнительных, а не нормативных усилий.
• дополнительные усилия работников, стимулированные премией, должны покрывать затраты на выплату этих премий.
Как уже отмечалось, способы экономического стимулирования должны зависеть не только от специфики фирмы в целом, но варьироваться в зависимости от специализации работников. В приведённой ниже таблице 5 показаны возможные способы экономического стимулирования различных групп персонала:
Таблица 5
Персонал | Вознаграждения |
Торговая группа | • Индивидуальные
комиссионные с объёмов продаж
• Индивидуальная премия за вклад в общую прибыль • Групповые комиссионные с увеличения объёмов продаж за прошлый год • Групповая система долевого участия в прибыли • Продвижение на более престижные должности с более высокой зарплатой |
Производственные рабочие | • Групповая
сдельная система оплаты труда
• Премии за досрочное завершение работы • Премии за сверхурочную работу • Общая схема долевого участия в прибыли |
Секретарь | • Вознаграждение
за сверхурочную работу
• Общая схема долевого участия в прибыли • Повышение до управляющего офисом |
Управляющий производством | • Вознаграждение
за сверхурочную работу
• Часть групповой производственной премии • Общая схема долевого участия в прибыли • Предложение о долевом участии в бизнесе |
Приведённый
список не является исчерпывающим (такой
список по отмеченным выше причин составить
практически невозможно). Однако, он
демонстрирует принципиальную разницу
подхода в разработке систем экономического
стимулирования по группам персонала.
Из него видно, что, например, система
вознаграждения за сверхурочную работу
обладает значительно большей
Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъёмов производительности труда. В конечном итоге происходит определённое наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не может привести к долговечному подъёму производительности труда.