Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:42, курсовая работа
Целью исследования является анализ мотивации трудовой деятельности и разработка путей совершенствования системы мотивации персонала в современных условиях.
Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи:
-изучить теоретические основы системы мотивации деятельности фирмы;
- сделать анализ мотивации трудовой деятельности на предприятии;
- разработать пути совершенствования системы мотивации труда на предприятии ОАО «Ил».
Введение ………………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы системы мотивации деятельности фирмы………………..4
1.1 Сущность системы мотивации трудовой деятельности………………………4
1.2 Характеристика основных теорий мотивации……………….……………….6
2. Анализ мотивации трудовой деятельности на предприятии ОАО «ИЛ»………17
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «ИЛ»…………………………….17
2.2 Анализ оплаты труда персонала на предприятии ОАО «Ил» ………………21
3.Совершенствование оплаты труда персонала на предприятии ОАО «Ил»……..38
Заключение …………………………………………………………………………....39
Список литературы……………………………………………………………….…...40
Приложение……………………………………………………………………………41
Филиал ФГОУ ВПО «Московский государственный университет
культуры и искусств» в городе Жуковском
Кафедра экономики и менеджмента
Мотивация трудовой деятельности
на предприятии ОАО «ИЛ»
Курсовая работа
По дисциплине «Мотивация трудовой деятельности»
Специальность 080507 «Менеджмент организации»
Исполнитель: Тинькова Ю.С.
г. Жуковский
2011
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
1.Теоретические основы системы мотивации деятельности фирмы………………..4
1.1 Сущность системы
мотивации трудовой деятельности………………………4
1.2 Характеристика
основных теорий мотивации……………….……………….6
2. Анализ мотивации трудовой деятельности на предприятии ОАО «ИЛ»………17
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «ИЛ»…………………………….17
2.2 Анализ оплаты труда персонала на предприятии ОАО «Ил» ………………21
3.Совершенствование оплаты
труда персонала на
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Особенностью управления
персоналом при переходе к рынку
является возрастающая роль личности
работника. Соответственно и меняется
соотношение стимулов и потребностей,
на которые может опереться
Рассматриваемая проблема особенно актуальна в настоящее время для предприятия ОАО «Ил», которое в условиях низко платежеспособного спроса в последнее десятилетие утратило значительную часть своего кадрового потенциала, особенно среди рабочих профессий и специалистов.
Важнейшим элементом стимулирования
труда в условиях развития рыночных
отношений в России является заработная
плата, которая служит одним из средств
удовлетворения разнообразных потребностей
человека. Именно поэтому совершенствование
организации оплаты труда, разработка
новых подходов к оплате труда, увязанных
с условиями конкретного
Целью исследования является анализ мотивации трудовой деятельности и разработка путей совершенствования системы мотивации персонала в современных условиях.
Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи:
-изучить теоретические основы системы мотивации деятельности фирмы;
- сделать анализ мотивации трудовой деятельности на предприятии;
- разработать пути совершенствования системы мотивации труда на предприятии ОАО «Ил».
1. Теоретические
основы системы мотивации
1.1. Сущность системы
мотивации трудовой
Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей.
В управлении персоналом мотивация
рассматривается как процессы активизации
мотивов работников и создания стимулов
для их побуждения к эффективному
труду. В связи с этим как синонимичные
термину «мотивация»
Мотив - это совокупность внутренних побуждений к активности, основанных, в основном, на осознаваемых или неосознаваемых потребностях, на интересе, на представлениях о ценностях, это побуждение человека к действию, направленному на достижение необходимой цели.
Цели - это желаемый продукт деятельности.
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Как правило, человек совершает действия под воздействием ряда мотивов, представляющих собой их диспозицию. Диспозиция мотивов и ведущий мотив непостоянны, на их сущность влияет внешняя среда и особенности личности. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действие, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.1
Люди, трудящиеся в современных организациях, обычно гораздо более образованны и обеспечены, чем в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия.
Сущность мотивации
В процессе мотивации выделяют четыре основных этапа:
1. Возникновение потребности.
2. Разработка стратегии и поиск путей удовлетворения потребностей.
3. Определение тактики
деятельности и поэтапное
4. Удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.
В основе теоретических подходов
к мотивации лежат
Потребности - нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы. Потребности - источник активности человека, причина его целенаправленных действий.
Стимулы - побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов:
1. Принуждение. В предприятиях
общественного питания
2. Материальное поощрение. Применение материально-денежных стимулов позволяет регулировать поведение объектов управления на основе использования различных выплат и санкций. В системе стимулирования труда ведущее место занимает заработная плата.
3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты, доски почета, почетные звания, ученые степени, дипломы, публикации в прессе, правительственные награды и др. Среди них можно выделить социальные, моральные, творческие, социально-психологические.
4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Это самый сильный стимул, однако он проявляется только у наиболее развитых членов общества. Например, написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, получение второго образования.
1.2 Характеристика основных теорий мотивации
Теория мотивации стала активно разрабатываться в XX веке, хотя многие мотивы, стимулы и потребности были известны с древних времен.
Теория мотивации - система научных исследований причин, побуждающих человека к трудовой деятельности. Теории мотивации основываются на выявлении таких внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей действовать определенным образом.
В настоящее время многогранность и неоднозначность процесса мотивации находит отражение в ряде мотивационных теорий, которые условно можно разбить на две группы: содержательные (анализ потребностей основного фактора, определяющего мотивацию) и процессуальные (учет поведенческих аспектов мотивационного процесса, определяемых конкретной ситуацией) теории мотивации.
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. Наиболее известными содержательными теориями являются: иерархия потребностей Абрахама Маслоу, двухфакторная теория Фредерика Герцберга и теория мотивации Дэвида Мак-Клелланда.
Теория иерархии потребностей А. Маслоу. А. Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим. Каждый человек в одно и то же время имеет потребности всех пяти типов, но сила каждой потребности в какое-то конкретное время зависит от личностных приоритетов человека. В зависимости от этих приоритетов выстраивается иерархия потребностей (рис. 1).
Рис. 1 Иерархия потребностей по Маслоу
1. Физиологические потребности.
Состоят из основных, первичных
потребностей человека, иногда даже
неосознанных. Иногда в работах
современных исследователей их
называют биологическими
2. Потребность в безопасности.
Как только физиологические
3. Социальные потребности.
Когда достигнуто
4. Потребности в уважении.
Эти потребности могут
5. Потребности в самореализации
и в самовыражении. Когда
Считается, что потребности
нижних уровней должны быть
удовлетворены в первую
Двухфакторная теория Герцберга. Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанной на потребностях. На основании опроса работников разных фирм он выяснял, когда они чувствуют удовлетворение от выполнения служебных обязанностей, а когда наоборот – работать им не хочется. Герцберг пришел к выводу, что мотивация к труду формируется под влиянием двух типов факторов – гигиенических и мотивации.3
Гигиенические факторы
связаны с окружающей средой,
в которой осуществляется
Информация о работе Мотивация трудовой деятельности на предприятии ОАО «ИЛ»