Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:42, курсовая работа
Целью исследования является анализ мотивации трудовой деятельности и разработка путей совершенствования системы мотивации персонала в современных условиях.
Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи:
-изучить теоретические основы системы мотивации деятельности фирмы;
- сделать анализ мотивации трудовой деятельности на предприятии;
- разработать пути совершенствования системы мотивации труда на предприятии ОАО «Ил».
Введение ………………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы системы мотивации деятельности фирмы………………..4
1.1 Сущность системы мотивации трудовой деятельности………………………4
1.2 Характеристика основных теорий мотивации……………….……………….6
2. Анализ мотивации трудовой деятельности на предприятии ОАО «ИЛ»………17
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «ИЛ»…………………………….17
2.2 Анализ оплаты труда персонала на предприятии ОАО «Ил» ………………21
3.Совершенствование оплаты труда персонала на предприятии ОАО «Ил»……..38
Заключение …………………………………………………………………………....39
Список литературы……………………………………………………………….…...40
Приложение……………………………………………………………………………41
Согласно Герцбергу,
при отсутствии или
Теория потребностей МакКлелланда. МакКлелланда считал, что определенные типы человеческих потребностей формируются в течение жизни индивида под влиянием обстоятельств, обучения и опыта. К ним он отнес потребность власти, успеха и причастности.
Потребность власти
выражается как желание
Потребность успеха
также находится где-то между
потребностью в уважении и
потребностью в самовыражении.
Она проявляется в стремлении
человека выполнить сложные
Процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на поведении людей с учетом их восприятия и познания. Подход к мотивации с точки зрения процесса предполагает, что человеческим поведением можно управлять, перестраивая среду или процесс, в котором работник трудится. Наиболее известными процессуальными теориями являются: теория предпочтения и ожидания В. Врума, теория справедливости С. Адамса, модель Портера-Лоулера.
Теория мотивации В. Врума. Большинство современных процессуальных теорий мотивации рассматривают мотивацию как процесс управления выбором. Такое определение мотивации впервые дал Виктор Врум. Он утверждал, что люди постоянно находятся в состоянии мотивации. Таким образом, согласно Вруму, для того, чтобы быть успешным менеджером, необходимо показывать подчинённым, что направление их усилий на достижение целей организации приведёт к скорейшему достижению их личных целей. Согласно теории ожидания Врума, подчинённые работают наиболее продуктивно, когда они уверены, что оправдаются их ожидания в трёх областях (рис.2).
Рис.2. Модель мотивации по В. Вруму.
Итак, мотивационная теория ожиданий рассматривает два типа ожиданий индивида, влияющих на эффективность его деятельности:
-первый тип ожиданий связан с вопросом: обеспечат ли прилагаемые усилия высокий уровень исполнения рабочих заданий? Для того чтобы ожидания оправдались, индивид должен обладать соответствующими способностями, опытом аналогичной деятельности, а также необходимыми инструментами, оборудованием и возможностями для выполнения работы. В приведенном примере со студентом, ожидание этого типа будет достаточно велико, если он будет уверен, что усиленная подготовка позволит ему получить на последнем экзамене оценку “отлично”. Если же студент считает, что он не имеет ни соответствующих способностей, ни возможностей для подготовки, он вряд ли будет стремиться к отличной оценке;
-второй тип ожиданий связан с ответом на вопрос: приведет ли эффективная деятельность к желанным результатам? Например, человек хочет получить какую-то связанную с его работой выгоду. Для того чтобы получить желаемое вознаграждение, он должен добиться определенного уровня исполнения рабочих заданий. Если это ожидание велико, индивид будет мотивирован к упорному труду. Если же он уверен, что работа пусть до “седьмого пота” не позволит ему заполучить желаемые выгоды, мотивация будет гораздо ниже.
На степень мотивированности
влияет также ценность или привлекательность
для индивида полученных результатов.
Если результаты, которых можно добиться
хорошей работой и
Теория справедливости С. Адамса постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Эта теория базируется на утверждении, что при определении фокуса своего целенаправленного поведения служащие учитывают две фундаментальные оценки:
1. «Что я даю организации?» этот вклад включает в себя усилия, опыт, образование, навыки и подготовку.
2. «Какое вознаграждение
я получу, особенно по сравнению
с вознаграждением других
При проведении этих двух оценок,
человек в уме выводит
Теория справедливости, возможно, самая лёгкая для восприятия из всех мотивационных моделей, и она обладает наибольшей ценностью для менеджера, который хочет понять мотивацию своих подчинённых. Старое выражение «Обманул меня раз - позор тебе, обманул меня дважды - позор мне!» особенно хорошо подходит к отношениям между менеджером и служащими.
Вот несколько ключевых моментов, которые должен помнить каждый менеджер о теории справедливости:
-Проблемы с подчинёнными возникают тогда, когда они чувствуют, что с ними несправедливо обошлись.
-Очень трудно сказать, как подчинённые воспринимают зависимость между тем, что они вкладывают в свою работу и тем, что они получают от неё. Поэтому менеджеры должны систематически наблюдать за тем, считают ли их подчинённые, что к ним относятся справедливо.
-Стандарты менеджеров для измерения вклада подчинённых в общую работу и для определения подходящего уровня их награды должны быть известны всем ещё до того, как работа началась, и должны быть представлены в как можно более ясной и понятной форме.
-Служащих больше всего интересует не абсолютный уровень их награды, а по сравнению со своими коллегами.
Если вклад превышает
вознаграждение, человек чувствует
не удовлетворённость, злость и считает,
что с ним поступили
Комплексная процессуальная теория мотивации, известная как модель Портера - Лоулера, построена на основных элементах теории ожидания и теории справедливости. Двое исследователей Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали модель, включив в нее пять переменных величин:
- затраченные усилия;
- восприятие;
- полученные результаты;
- вознаграждение;
- уровень удовлетворенности.
Содержание модели Портера - Лоулера сводится к следующему: чтобы достичь определенных результатов и получить достойное вознаграждение, человек затрачивает усилия, зависящие от его способностей, опыта и квалификации. При этом размер усилий определяется ценностью вознаграждения. Значительное влияние на результаты оказывает осознание человеком своей роли в процессе труда. Так же как и в теории постановки целей, вознаграждения могут быть внутренними (чувство удовлетворения о выполненной работы, чувство компетентности и самоутверждения) и внешние (повышение оплаты труда, премия, благодарность руководителя, продвижение по службе). Восприятие вознаграждения определяет уровень удовлетворенности, который, в свою очередь, будет влиять на поведение человека в будущем.
Портер и Лоулер на основе анализа предложенной модели сделали вывод о том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это заключение коренным образом отличатся от тех позиций, на которых стояли представители ранних теорий человеческих отношений, которые считали, что удовлетворенные работники дают лучшие результаты.
Заслуга Портера и Лоулера заключается в том, что их теория внесла основной вклад в понимание мотивации.
Несмотря на использование теорий труда, созданных в основном зарубежными учеными, подходы к мотивации в России и за рубежом сильно отличаются. В какой-то степени необходимо опираться на основные постулаты, используемые в процессуальных и содержательных теориях, перерабатывая информацию применительно к российскому менталитету и используя мотиваторы, которые работают на практике и влияют на эффективность труда.
Так теория мотивации А. Маслоу, является скорее теоретической моделью, нежели практической, т.к. достаточно сложно найти человека, потребности которого по степени значимости выстраиваются в стройную систему соподчинения. Условия, которые мотивируют одних, могут быть нейтральными или незначимыми для других. Однако предпринимаются попытки доработать данную концепцию и использовать ее в качестве основной схемы для создания действенного и эффективного практического руководства по разработке и применению мотивационной политики в компании.
В связи с российскими
особенностями, возникают трудности
в применении двухфакторной модели
мотивации Герцберга, поскольку
гигиенические факторы часто
выступают для сотрудников
Трудность в применении трехфакторной
теории Макклелланда заключается в
поиске методов, при помощи которых
можно выявить ведущие
Наиболее применимы в
российской практике процессуальные теории
мотивации, естественно, при соблюдении
соответствующих условий
Применяя концепцию
Комплексная теория мотивации предполагает,
что удовлетворенность
2.Анализ мотивации
трудовой деятельности на
Информация о работе Мотивация трудовой деятельности на предприятии ОАО «ИЛ»