Оценка финансового состояния ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание

Цель бакалаврской работы – дать оценку финансовой устойчивости ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации», разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности кредитной организации путём повышения эффективности её деятельности.

Работа состоит из  1 файл

диплом готовый.doc

— 995.00 Кб (Скачать документ)

2.3 Пути повышения эффективности деятельности

ОАО «Сбербанк России» 

     Основой задачей ОАО «Сбербанк России» в ближайшее время будет переход от стратегии экстенсивного роста к стратегии интенсивного развития. Приоритет будет отдан повышению эффективности использования имеющихся ресурсов, активизации накопленных «резервов роста».

      Поиск путей повышения эффективности  деятельности банка лежит в плоскости  изучения мировых тенденций развития банковского бизнеса и обоснованного  преломления их на российскую действительность. Можно выделить следующие мировые тенденции: использование современных информационных технологий, развитие традиционных и внедрение новых способов и приемов взаимодействия с клиентами и оказания им банковских услуг (расширение сети супермаркет - банков, установка киосков-автоматов мультимедиа, использование глобальной сети Интернет), внедрение системы бережливого производства.

       «Банкам необходимо отучить клиентов  от банковских служащих, чтобы увеличить прибыль» – это наиболее распространенное мнение среди банкиров. Банки США получают 80% своих доходов за счет 20% клиентов, а более 60% клиентов почти не приносят дохода, поэтому при работе с такими клиентами банки стремятся использовать более дешевые методы обслуживания

     Трансформация банковских филиальных сетей в высококомпьтеризированные дифференцированные системы продажи денежно-кредитных продуктов позволила банкам США: передать управленческие функции филиалов административным центрам; сократить занимаемые площади в 6 раз, количество персонала в 2 раза, расходы на содержание на 25%, увеличить прибыль на 32%.

Во Франции  за счет внедрения обслуживания клиентов по телефону (около 15 млн. человек) удалось  сократить число банковских филиалов на 20%.

     Делом первостепенной важности для банков является сохранение и приобретение клиентов. По расчетам западных аналитиков сохранение имеющихся клиентов составляет лишь 25% стоимости приобретения новых. По данным опросов, 78% клиентов отказываются от услуг банка преимущественно из-за неудовлетворительных расценок и низкого качества предлагаемых услуг. Предложение западными кредитными институтами банковских продуктов в режиме on line с использованием различных технических устройств и телекоммуникационных линий связи позволяет им сохранять свой имидж и популярность.

     Исходя  из мировых тенденций, современного состояния банковской системы России и политики Правительства РФ и Банка России по ее реформированию, а также с учетом стратегических целей и задач и показателей деятельности ОАО «Сбербанк России» можно предложить к реализации следующие проекты для повышения эффективности его деятельности:

  1. Для успешной конкуренции ОАО «Сбербанк России» может предложить своим клиентам качественно новый уровень сервиса – удобный механизм работы со счетами, предоставляющий клиентам возможности самостоятельного осуществления максимального количества операций при использовании банковских карт. Сейчас банк предлагает своим клиентам банковские карты:
  • расчетную – позволяет держателю распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете в пределах расходного лимита, установленного банком, для оплаты товаров и услуг и получения наличных денежных средств;
  • кредитную – позволяет держателю, осуществлять операции в размере предоставленной банком кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного банком, для оплаты товаров и услуг и получения наличных.

     ОАО «Сбербанк России» может предложить клиенту комбинированную (универсальную) банковскую карту, которая будет предоставлять клиенту доступ к его расчетному счету, но при недостатке средств на счете у клиента будет возможность воспользоваться кредитом (овердрафтом) в пределах установленного банком кредитного лимита. Такой проект можно реализовать для владельцев зарплатных карт предприятий, регулярно осуществляющих выплату зарплаты своим работникам. Можно предусмотреть дифференцированные условия (разные лимиты и скидки), в зависимости от цели кредита (недостаток средств на счете при покупке товаров через электронные терминалы магазинов или в случае простого снятия средств в банкомате), среднего размера остатка средств за месяц (предоставление кредита в большем размере).

     Другая  перспективная услуга для ОАО  «Сбербанк России» - закрепление за банковской картой не одного счета в строго определенной валюте, а нескольких счетов в разных валютах, заявленных самим клиентом. Привязка карточки к пространству корреспондирующих личных счетов и установление приоритетов обращения к тому или иному счету делает этот продукт привлекательным и экономичным для клиентов, поскольку нет необходимости открывать несколько карт в разных валютах и проводить конвертацию.

     Привлекательности банковских карточных продуктов  ОАО «Сбербанк России» можно увеличить путем предоставления по карточкам дополнительных услуг небанковского характера: страхование рисков, связанных с работой карточки (утрата или несанкционированное использование карточки); телекоммуникационные услуги; страхование здоровья и жизни держателя карточки при выезде за рубеж и в России; страхование различных рисков при путешествиях (утрата багажа и денежных средств); дисконтные программы и акции.

     Следует отметить, что развитие карточных  проектов в настоящее время благоприятно, поскольку по сравнению с другими  странами, данная сфера развита мало. ЦБ РФ будет поддерживать инициативу кредитных организаций, которые предоставляют услуги с использованием платежных карт и тем самым способствуют распространению их в России [16].

     2. Как было отмечено выше, одной из основных мировых тенденций является активное внедрение в деятельность банковских учреждений современных информационных технологий..

     ОАО «Сбербанк России » своевременно начал осваивать современные технологии, проводя взвешенную техническую политику, рассматривая их как стратегически важный элемент развития. На сегодняшний день банк имеет современное программное обеспечение и техническую базу для поддержки банковской деятельности, что, с одной стороны, уже позволило банку достигнуть определенных положительных результатов и не требует от банка значительных затрат в этой сфере, с другой стороны.

     В современных условиях глобальной компьютеризации, появления «домашних» компьютеров, работающих в сети Интернет, организация собственных и аренда банками сайтов становится важным элементом работы банка. ЦБ РФ были разработаны рекомендации по организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет, где были выделены два вида WEB-сайтов по функциональному назначению: информационные и операционные [14].

     3. Повышение активности ОАО «Сбербанк России» в секторе обслуживания частных лиц может выразиться в привлечении в круг клиентов банка молодого, технически ориентированного поколения (в первую очередь учащейся молодежи), что в долгосрочной перспективе принесет свои плоды. В круг интересов современной молодежи попадают все технические новинки: компьютеры, глобальная сеть Интернет, мобильные телефоны, пластиковые карты, «электронные деньги». Студенты государственных учебных заведений, получающие стипендию в банкоматах, в будущем пойдут в тот банк, опыт работы с которыми они имеют (стереотип мышления). Следует отметить, что значительная часть студентов работает и, следовательно, имеет дополнительный доход, помимо стипендии.

     «Молодежная политика» может включать: специальные  депозиты для студентов с повышенной процентной ставкой, кредиты с более низкой процентной ставкой (например, на приобретение мобильных телефонов, компьютеров, оплату обучения).

     Наиболее  востребованными для молодежи могут  быть универсальные (комбинированные) карты, гарантами по которым могут выступить как ВУЗ, так и родители (в случае линкования).

     4. Внедрение системы «Лин» как резерва повышения эффективности деятельности Сбербанка.

     Герман  Греф  в интервью газете «Ведомости» заявил: «Главная задача, которую мы ставим перед собой — стать за пять лет одним из ведущих банков в мире, как с точки зрения показателей финансовой эффективности, так и с точки зрения качества предоставляемых нашим клиентам услуг»

     Но  возникает вопрос « Как же этого  добиться?, Как конкурировать с  ведущими банками США, Франции и  прочих развитых стран?»

     Конечно же по средствам комплексной перестройки процессов и систем, их перевода на новую «промышленную» основу и никак иначе.

     Этого можно добиться по средствам реализации корпоративной лин-программы, то есть  комплексного повышения эффективности банковской деятельности, включая оптимизацию деятельности административно-управленческого аппарата, повышение операционной эффективности в структурных подразделениях головного банка, операционных управлениях, филиалах, дополнительных офисах, пунктах клиентского обслуживания.

     Программа позволит успешно в короткие сроки добиться повышения рентабельности и роста конкурентоспособности на рынке.

     Основной  акцент программы - на неинвестиционные источники роста эффективности за счет: .

  • Поэтапного обучения, адаптации и освоения системы Лин.
  • Вовлечения всего персонала (из разных подразделений и филиалов) в процесс непрерывных улучшений.
  • Выявление скрытых резервов и устранения «узких мест». 

     Главная особенность этой системы — включение всех сотрудников компании в процесс бережливого производства. Это лозунг «каждодневное улучшение», так называемый «кайдзен»: каждый день сотрудник что-то делает лучше, эффективнее, и это отражается на его производительности труда, а потому поощряется.

     Данный  процесс практически не известен в России и именно в этом кроется причина отставания многих наших банков от  западных.

     Интересные  цифры по lean production приводят деловые новости «Слон.ру»:

«По исследованию Leancor 2009 года, из российских компаний 68% вообще ничего не знают о «лин», 2% знакомы с «лин» и на теории, и на практике. При этом в развитых странах около 50% применяют «лин». В США опыт внедрения «лин» таков: экономия – $1,44 млрд, рост продаж – $10,5 млрд, создано рабочих мест 16 740, сохранено 35 845.»

     Отсюда  и вытекает ответ на вопрос, поставленный в начале главы. Именно поэтому не приходится удивляться, почему у нас с западными банками такая разница в производительности труда.

     Внедрение «Лин» необходимо начать с выбора приоритетных направлений по улучшению банковских процессов в розничном рынке услуг. Для Сберегательного банка таковыми являются: замена сберкнижек, выплата компенсаций, обмен валюты. По расчетам аналитиков, среднее время выполнения этих операций в результате оптимизации сможет сократиться на 45-80%.

     Самый главный  проблемой Сбербанка  являются  очереди, особенно в дни выплаты пенсий и зарплат. А в результате этих мер очереди в офисах могут сократиться на 25-50%.

     Зарубежным  банкам при реализации  бизнес-стратегия  для банка на три года с  привлечением внешних консультантов удалось:

  • На 30 % сокращено время обслуживания клиентов.
  • На 40% сокращено количество передач «из рук в руки» в процессе выдачи ссуд.
  • На 80% повышена производительность труда.
  • На 15% сократилось количество случаев отсутствия наличности.
  • На 25% уменьшен уровень запаса наличных.
  • На 10% сокращена потребность в персонале.
  • На 24% повышена з/п работникам РКО.

     Таким образом, по подсчётам зарубежных аналитиков, система бережливого производств позволяет без особых дополнительных затрат почти в 1,5 раза  повысить производительность труда, на 80% сократить время операций. Она позволяет делать больше с меньшими затратами, в то же время приближаясь к тому, чтобы предоставить потребителю именно то, что ему нужно.

     По  подсчётам российских предприятий  затраты на внедрение лин-лаборатории  находятся в пределах 20-30 тысяч $, их основу составляет оплата труда внешним консультантам.

Информация о работе Оценка финансового состояния ОАО «Сбербанк России»