Оценка конкурентоспособности строительного предприятия на примере ООО "Техносфера"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:10, дипломная работа

Описание

В условиях рыночной экономики значительно усложнилась деятельность всех экономических субъектов, в том числе и строительных предприятий. Конкуренция заставляет предприятия активно искать и разрабатывать новые стратегические подходы к решению проблемы повышения конкурентоспособности.
На современном этапе развития строительной отрасли повышение конкурентоспособности строительных организаций является актуальной проблемой, это объясняется тем, что государство, в целях формирования рынка доступного жилья, вводит комплекс мер по развитию жилищного кредитования с одновременным увеличением объемов строительства, что резко увеличивает спрос, а значит, появляются условия для конкурентной борьбы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Основы теории конкурентоспособности строительного предприятия 6
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 13
1.3. Анализ основных показателей конкурентоспособности предприятия20
ГЛАВА II. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ТЕХНОСФЕРА» 27
2.1 Краткая характеристика предприятия 27
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 32
2.3 Оценка конкурентоспособности строительного предприятия 74
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ТЕХНОСФЕРА» 82
3.1 План мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 83
3.2 Определение эффективности предложенных мероприятий 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 106

Работа состоит из  1 файл

Оценка конкурентоспособности строительного предприятия (на примере ООО ''Техносфера'').docx

— 2.08 Мб (Скачать документ)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический  университет»

Кафедра экономики и менеджмента в  строительстве

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

Оценка  конкурентоспособности строительного  предприятия

(на  примере ООО «Техносфера»)

 

 

 

 

 

 

Проект выполнил

студент гр. 

 

Руководитель  проекта

к.э.н., ст. преподаватель                        

 

Допускается к защите

 

Заведующий  кафедрой

д.э.н., профессор       

 

 

 

 

 

Санкт - Петербург

2011 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6

1.1. Основы теории конкурентоспособности строительного предприятия 6

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 13

1.3. Анализ основных показателей конкурентоспособности предприятия20

ГЛАВА II. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «Техносфера» 27

2.1 Краткая характеристика предприятия 27

2.2 Анализ финансового состояния предприятия 32

2.3 Оценка конкурентоспособности строительного предприятия 74

ГЛАВА III.  Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Техносфера» 82

3.1 План мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 83

3.2 Определение эффективности предложенных мероприятий 83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 102

ПРИЛОЖЕНИЯ 106

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики значительно усложнилась деятельность всех экономических субъектов, в том числе и строительных предприятий. Конкуренция заставляет предприятия активно искать и разрабатывать новые стратегические подходы к решению проблемы повышения конкурентоспособности.

На современном  этапе развития строительной отрасли  повышение конкурентоспособности строительных организаций является актуальной проблемой, это объясняется тем, что государство, в целях формирования рынка доступного жилья, вводит  комплекс мер по развитию жилищного кредитования с одновременным увеличением объемов строительства, что резко увеличивает спрос, а значит, появляются условия для конкурентной борьбы.

Чтобы успешно конкурировать, предприятиям необходимо обновлять технологическое оборудование, усовершенствовать технологии производства, проводить маркетинговые исследования, изучать сильные и слабые стороны конкурентов, изучать внутренний и внешний рынок, выявлять свои возможности и, как итог, выпускать конкурентоспособную продукцию, позволяющую не только удержать позиции на рынке, но и занять большую его долю.

Но для  достижения всех этих задач предприятию необходимо наиболее полно удовлетворять требования потребителей, а достичь этого можно при производстве качественной, конкурентоспособной продукции, способной повысить финансовое благополучие производителя. Выпускаемая продукция должна проходить исследование конкурентоспособности не только на стадии разработки и создания товара, но и на стадии реализации.

Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов конкурентоспособности строительных организаций и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия, на примере ООО «Техносфера».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • изучить основы теории конкурентоспособности строительного предприятия, а также факторы, влияющие на его конкурентоспособность;
    • провести анализ основных показателей конкурентоспособности предприятия;
    • проанализировать конкурентоспособность предприятия ООО «Техносфера»;
    • разработать план мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Техносфера»;

Предметом исследования в данном дипломном  проекте является конкурентоспособность  строительного предприятия.

Объектом  исследования выбрано строительное предприятие ООО «Техносфера».

Источниками информации для исследования конкурентоспособности предприятия ООО «Техносфера» послужили бухгалтерский баланс за 2008-2010гг., организационная структура предприятия, штатное расписание предприятия на «01» января 2010г, статистические данные развития строительного рынка Санкт-Петербурга за 2008-2010 гг.

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, 4 приложений, списка использованных источников из 45 наименований. Дипломный проект содержит 6 рисунков, 41 таблицу и 2 схемы. Общий объем основного текста 97 страниц.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Основы теории конкурентоспособности строительного предприятия

А.Ю. Юданов в своей работе «Конкуренция: теория и практика» утверждает, что устоявшегося и общепризнанного во всем мире определения рыночной конкуренции нет. Так, одни авторы [1] понимают конкуренцию как соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Другие авторы [15] под конкуренцией понимают неотъемлемое свойство рынка, эффективность функционирования которого тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Согласно [20] конкуренция – (от лат. сoncurrere – сталкиваться) – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.

Наиболее  полное определение понятия конкуренции дал доктор экономических наук, профессор Р.А. Фатхутдинов, по его мнению конкуренция – процесс соперничества субъектов по поводу реализации ими своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке в конкретное время для одержания победы или достижения других целей в рамках законодательства либо в естественных условиях [28].

Конкуренция на строительном рынке возникает тогда, когда появляется большое количество товаров со схожими потребительскими свойствами. Суть ее заключается в стремлении предприятий удержать позиции на рынке, что достигается совершенствованием техники и технологии производства, применением научно-технических достижений и современных методов организации строительства, снижением затрат на его производство, что в совокупности позволяет повышать качество создаваемой продукции.

Фундаментом возникновения конкуренции  являются человеческие потребности, которые  могут быть удовлетворены с помощью определенных товаров и услуг. Именно за право удовлетворить нужды потребителей, соперничают товаропроизводители – такова центральная идея конкурентной борьбы.

Конкурентная борьба – способы поведения конкурирующих организаций на рынке с целью реализации ими конкурентных преимуществ [27].

Правильное  распознавание причин, которые позволяют быть впереди конкурентов, помогает правильно понимать механизм конкуренции. В качестве таких причин выделяют цену и неценовые факторы, а также виды конкуренции, соответствующие им.

Ценовая конкуренция – это вид конкурентной борьбы, в основе которой лежит снижение цен на товары или услуги. Такая форма конкуренции, как правило, применяется крупными фирмами, производящими товар, ориентированный на массовый спрос, а также фирмами, которые появляются на рынке с новыми товарами и которые пока не могут вести борьбу за потребителя в сфере неценовой конкуренции.

Выделяют  прямую ценовую конкуренцию, когда  фирма-изготовитель открыто сообщает о снижении цен на товар или  услугу и скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выводится новый  товар, потребительские свойства которого улучшены, а цена повышена незначительно.

Неценовая конкуренция – это вид конкурентной борьбы, в основе которой лежит качество продукции, технический уровень, долговечность, надежность, то есть факторы, не зависящие от цены.

При высоком  уровне развития рыночных отношений, как  правило, ведущую роль занимает неценовая  конкуренция. Она присуща большинству рынков экономически развитых стран. Российскому строительному рынку характерна ценовая конкуренция, связано это с низкой платежеспособностью потребителей, что позволяет фирмам вести конкурентную борьбу за счет снижения цен.

Также выделяют следующие виды конкуренции: совершенную, монополистическую, олигополистическую и чистую монополию (см. табл. 1.1).

Для совершенной  или чистой конкуренции характерно то, что в ней участвует большое число продавцов и покупателей в борьбе за одинаковый товар или услугу, в результате чего доля таких предприятий на рынке не велика, а значит, они не имеют возможности влиять на положение на рынке. На сегодняшний день такая конкуренция встречается по ограниченному кругу товаров и услуг.

Экономисты  называют такую конкуренцию совершенной  из-за того, что в ней отсутствуют  какие-либо ограничения и рыночное равновесие достигается выбором рыночной цены, которая удовлетворяет и продавцов и покупателей.

Монополистическая конкуренция является наиболее распространённой и возникает в том случае, если на рынке присутствует большое число  продавцов, которые предлагают схожие товары, отличающиеся некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность.

Олигополистическая конкуренция возникает тогда, когда на рынке преобладает и доминирует продукция нескольких крупных фирм, которые производят одинаковую или дифференцированную продукцию. Необходимость крупных инвестиций для развития производства делает доступ на этот рынок весьма сложным. На рынке такого типа фирмы вынуждены реагировать на каждое действие конкурентной фирмы таким же действием, либо расширением объема сопутствующих услуг за неизменную цену, но это не дает долговременного конкурентного преимущества.

Чистая  монополия – это редкое явление  и возникает она тогда, когда  на рынке присутствует одно предприятие-монополист, предлагающее продукцию или услугу, у которых нет близких заменителей, что позволяет устанавливать уровень продажной цены в соответствии с платежеспособным спросом. Чистые монополии, как правило, существуют при поддержке государства.

Таблица 1.1

Характеристика основных видов  конкуренции [17]

Параметры

Виды  конкуренции

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество предприятий, производящих продукт

Много независимых  предприятий; нет контроля над рынком

Много предприятий, производящих сходные товары и услуги

Несколько крупных предприятий, производящих товары и услуги

Один продукт и одно предприятие

Контроль над ценами

Контроля нет. Цены определяются рынком

Влияние ограниченно  возможностью замены

Существует  влияние «ценового лидера»

Практически полный контроль

Товарная дифференциация

Отсутствует. Продукты не различимы по свойству и качеству

Товары  и услуги дифференцированы для сегментов  рынка

Существенна для отдельных продуктов.

Мала для стандартизованных

Отсутствует

Уровень усилий для  входа на рынок

Относительно легкий вход и выход.

Относительно  легкий вход и выход.

Трудных вход, часто требующий больших инвестиций

Очень трудный  вход и выход


Конечная цель любого предприятия  – достижение определенных результатов  в конкурентной борьбе, базирующихся на закономерном итоге систематических и комплексных усилий, зависящих от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других предприятий. Таким образом, конкуренция является движущей силой развития объектов и субъектов рынка [30].

С развитием  конкуренции на всех рынках возрастает интерес к вопросам управления конкурентоспособностью предприятия.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей. Конкурентоспособность организации характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции [15]. 

Границы понятия конкурентоспособности  непрерывно расширяются, переходят  в итоге от конкурентоспособности  товара к конкурентоспособности  фирмы, отрасли и даже государства. В настоящее время конкурентоспособность формируется на следующих уровнях экономической системы (снизу вверх):

Информация о работе Оценка конкурентоспособности строительного предприятия на примере ООО "Техносфера"