Оценка конкурентоспособности строительного предприятия на примере ООО "Техносфера"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:10, дипломная работа

Описание

В условиях рыночной экономики значительно усложнилась деятельность всех экономических субъектов, в том числе и строительных предприятий. Конкуренция заставляет предприятия активно искать и разрабатывать новые стратегические подходы к решению проблемы повышения конкурентоспособности.
На современном этапе развития строительной отрасли повышение конкурентоспособности строительных организаций является актуальной проблемой, это объясняется тем, что государство, в целях формирования рынка доступного жилья, вводит комплекс мер по развитию жилищного кредитования с одновременным увеличением объемов строительства, что резко увеличивает спрос, а значит, появляются условия для конкурентной борьбы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Основы теории конкурентоспособности строительного предприятия 6
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 13
1.3. Анализ основных показателей конкурентоспособности предприятия20
ГЛАВА II. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ТЕХНОСФЕРА» 27
2.1 Краткая характеристика предприятия 27
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 32
2.3 Оценка конкурентоспособности строительного предприятия 74
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ТЕХНОСФЕРА» 82
3.1 План мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 83
3.2 Определение эффективности предложенных мероприятий 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 106

Работа состоит из  1 файл

Оценка конкурентоспособности строительного предприятия (на примере ООО ''Техносфера'').docx

— 2.08 Мб (Скачать документ)
  1. Конкурентоспособность страны
  2. Конкурентоспособность экономики
  3. Конкурентоспособность отрасли
  4. Конкурентоспособность фирмы
  5. Конкурентоспособность товара

Между этими уровнями экономической системы  происходит тесная взаимосвязь. Другими словами, категории конкурентоспособности товара, предприятия, региона являются взаимосвязанными, взаимозависимыми: конкурентоспособность фирмы является основой конкурентоспособности ее товаров, конкурентоспособность экономической среды региона является основой конкурентоспособности предприятий данного региона [36].

Конкурентная борьба всегда ведется  с целью достигнуть определенного  конкурентного преимущества, которое  позволит занять на рынке надежную конкурентную позицию.

В экономической  литературе конкурентные преимущества часто сравнивают с конкурентоспособностью, что, по мнению Г.Л. Азоева в работе [1] имеет под собой веские основания, так как смысл конкурентоспособности чаще всего трактуется как способность опережать соперников в достижении поставленных экономических целей. Но между этими понятиями имеется и причинно-следственное различие, так как конкурентоспособность есть результат, определяющий наличие конкурентных преимуществ, без которых невозможна сама конкурентоспособность.

Конкурентное  преимущество – это эксклюзивная ценность, которой обладает организация и которая дает ей превосходство перед конкурентами [26]. Конкурентные преимущества имеют различные формы проявления, которые можно сгруппировать в виде классификационной структуры (см. приложение 1).

Классификация конкурентных преимуществ по характеру  источника является наиболее важным критерием классификации. В этой группе содержатся десять основных видов  конкурентных преимуществ:

  1. Конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах. К ним относятся: экономический потенциал предприятия, стимулирующая политика правительства, факторы, стимулирующие спрос, опыт, масштаб производства, возможность изыскания источников финансирования.
  2. Конкурентные преимущества, основанные на нормативно-правовых актах действуют, опираясь на законы, постановления и другие нормативно-правовые документы.
  3. Конкурентные преимущества структурного характера определяются главным образом: высоким уровнем интеграции процесса производства и реализации в компании, что позволяет реализовать преимущества внутрикорпоративных связей в виде трансфертных внутренних цен, доступа к совокупным инвестиционным, сырьевым, производственным, инновационным и информационным ресурсам, общей сбытовой сети [1].
  4. Конкурентные преимущества, вызванные административными мерами, проявляются тогда, когда возникают ограничения со стороны органов государственной и муниципальной власти: в выдаче лицензий, патентов, при регистрации предприятий и т.п.
  5. Конкурентные преимущества, определяемые уровнем развития инфраструктуры рынка возникают по разным причинам: при развитии средств коммуникации, открытости трудовых рынков, инвестиционных товаров, развития служб по оказанию информационных, аудиторских и др. услуг и пр.
  6. Технические (технологические) конкурентные преимущества возникают при высоком уровне развития науки и техники, при использовании сырья, машин и оборудования с особыми техническими характеристиками в производстве товара и услуг.
  7. Конкурентные преимущества, основанные на информированности, возникают при наличии обширной и достоверной информации о покупателях, поставщиках, конкурентах и пр.
  8. Конкурентные преимущества, основанные на географических факторах, возникают у предприятий, имеющих выгодное географическое расположение.
  9. Конкурентные преимущества, основанные на демографических факторах, возрастают при положительном изменении спроса на продукцию, связанную с увеличением численности целевой группы населения, с миграцией, с изменением возрастного состава населения и пр.
  10. Конкурентные преимущества неправового характера возникают при использовании недобросовестной конкуренции, при неисполнении своих обязанностей представителями федеральных и местных органов власти, коррупции, действий криминальных структур и пр.

Следующим по важности критерием классификации  конкурентных преимуществ является инициатор, который определяет  возникновение  конкурентных преимуществ (факторы  и субъекты), к которым относятся:

    • конъюнктура рынка;
    • государственная политика в области регулирования конкуренции;
    • деятельность конкурентов и непосредственно предприятия;

Конкурентные преимущества могут  иметь разный уровень иерархии и  относиться к товару, предприятию, отрасли, экономике в целом, основываться на ценовых и неценовых факторах, быть долгосрочными, среднесрочными и  краткосрочными, устойчивыми и нестабильными, уникальными и имитируемыми и  т.д. [1]

 

    1. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

В настоящее  время существует тенденция увеличения конкуренции на строительном рынке. Это связано с появлением все  большего количества товаров-аналогов, которые оцениваются потребителем не только с точки зрения платежеспособности, но и по степени удовлетворения потребностей.

Тяжелой задачей в управлении строительным предприятием является  отслеживание и своевременная реакция на требования покупателей. Но для достижения высокой конкурентоспособности предприятию требуется не только знать потребности покупателя, но и изучить все возможные факторы, которые могут оказать прямое или косвенное влияние на деятельность организации, а также определить относительную важность этих факторов.

Фактор  конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности [14].

Изучение литературных источников показало, что авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий. Все эти факторы можно сгруппировать в таблицу (см. табл. 1.2).

По мнению М. Портера все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия необходимо разделять на несколько типов.

Во-первых, на основные и развитые. Основные (природные) факторы – это те, что появились вследствие влияния природы или стали результатом длительного исторического развития. К таким факторам относятся: географическое положение, климат, дороги, природные ресурсы. Как правило, стране такие факторы достаются задаром. Развитые (искусственные) факторы – это факторы, которые государство приобретает путем усиленных затрат. К ним относятся: квалифицированные кадры, высокотехнологичное производство, современная инфраструктура.

Во-вторых, на общие и специализированные. Общие факторы это те, которые применяются для производства различной продукции в широком спектре отраслей. К ним относятся: дебетный капитал, система автомобильных дорог, персонал с высшим образованием, технология получения электричества. Специализированные факторы – те, которые применяются для производства ограниченного вида товара или которые можно использовать в какой-то одной отрасли. К таким факторам относятся: узкоспециализированный персонал, венчурный капитал.

Также, как Р.А. Фатхутдинов многие авторы, изучающие конкурентоспособность, предлагают разделить все многообразие факторов на внешние и внутренние, которые могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения.

Внешние факторы – это организационные, экономические и социальные отношения, позволяющие выпускать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна в сравнении с товарами-конкурентами. Предприятие может осуществлять лишь косвенное воздействие на внешние факторы, т.к. они лежат за пределами ее влияния.

Таблица 1.2

Классификация факторов конкурентоспособности [15]

Признак классификации

Факторы

1. Сфера  действия

1.1. Макроэкономические

1.2. Мезоэкономические (отраслевые)

1.3. Микроэкономические

2. Происхождение

2.1. Основные (природные)

2.2. Развитые (искусственные)

3. Специализация

3.1. Общие

3.2. Специализированные

4. Этапы  обеспечения

4.1. Производственные

4.2. Сбытовые

4.3. Сервисные

4.4. Рыночные

5. Социально-экономическая  природа

5.1. Ресурсы

5.2. Инфраструктура

6. Интенсивность  воздействия

6.1. Малозначительные

6.2. Значительные

6.3. Очень значительные

7. Характер  воздействия

7.1. Положительные  (благоприятные)

7.2. Отрицательные  (неблагоприятные)


Всю внешнюю  среду организации принято подразделять на внешнюю среду прямого и  косвенного воздействия, а внешние  факторы, соответственно, на прямые и  косвенные.

Факторы прямого воздействия оказывают  непосредственное влияние на деятельность организации. К таким факторам относятся: потребители, поставщики, конкуренты, реализация законодательных актов, непосредственно влияющих на деятельность организации.

  1. Потребители. Из всего многообразия внешних факторов прямого воздействия именно потребители оказывают самое сильное влияние на деятельность предприятия. От покупательского спроса зависит, сможет ли фирма возместить затраты, получить выручку и, следовательно, повысить  конкурентоспособность предприятия в целом. Не меньшую роль в воздействии на товаропроизводителя играют всевозможные ассоциации и объединения потребителей, в чьей власти находится не только спрос, но и имидж фирм.
  2. Конкуренты. Не менее важную роль в деятельности фирмы играют конкуренты. Именно они определяют, какой товар и по какой цене можно реализовывать.

Фирмы конкурируют не только за рынки  сбыта, но также и за трудовые ресурсы, сырьевые рынки, право использовать и внедрять в производство современные достижения науки и техники.

  1. Поставщики. К поставщикам обычно относят:
    • поставщиков оборудования, сырья, материалов, комплектующих.

Такие поставщики влияют на фирму сроками поставки, качеством материалов, зависимостью от цен и пр.

    • поставщиков финансовых услуг и капитала.

Здесь отражается зависимость от взаиморасчетов с поставщиками, условий займов и  кредитов с банками, страховых услуг  и т.д.

    1. Законы и государственные органы.

Государство оказывает на предприятия  как прямое воздействие, посредством  определенных законодательных актов, так и косвенное, прежде всего  через налоговую систему, государственную собственность и бюджет. Так, например, понижение ставки налогов может положительно повлиять на развитие той отрасли, для которой они были снижены. И наоборот, высокие налоговые ставки сдерживают развитие предприятий, заставляют скрывать доходы. Таким образом, государство, посредством налогов, осуществляет управление развитием нужных направлений в экономике.

    1. Собственники, как и форма собственности, оказывают самое большое влияние на фирму.

Эффективность деятельности собственников  обуславливается тем, каким образом  организована и складывается их совместная деятельность в процессе исполнения своих прав и обязанностей, т.е. деятельности как собственников.

Внешние факторы косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на деятельность организации, но, тем не менее, сказываются на ней.

К таким факторам относятся:

    1. Экономическое окружение.

Этот фактор, прежде всего, характеризуется состоянием экономики и развития страны, так как они оказывают влияние на спрос ресурсов, товаров и услуг.

    1. Политическое окружение.

К факторам политического окружения  относят всевозможные факторы государственного и законодательного  уровня: налоговое, антимонопольное, патентное законодательство, денежно-кредитная политика и пр.

    1. Технологическое окружение.

Технологическое окружение одновременно выступает в роли внешнего и внутреннего фактора. В качестве внешнего фактора к технологическому окружению относят уровень научно-технического развития, а использование предприятиями достижений научно-технического прогресса с целью увеличения эффективности деятельности выступает как внутренний фактор.

    1. Социально-культурное окружение.

К факторам социально-культурного окружения  относят демографическое состояние  в стране, регионе, отношение предприятия  с местным населением и пр. Данный вид факторов формирует спрос  населения, имидж компании, уровень  заработной платы, трудовые отношения  и пр.

    1. Международное окружение.

В первую очередь факторы международного окружения оказывают влияние  на фирмы, осуществляющие свою деятельность на международном рынке. К таким факторам относят экономическую, политическую, маркетинговую, социокультурную, экологическую ситуацию в мире.

К внутренним факторам, влияющим на конкурентоспособность  предприятия, относятся:

    1. Конкурентоспособность производимой продукции.
    2. Качество продукции и услуг.
    3. Наличие эффективной маркетинговой стратегии.
    4. Уровень менеджмента и управление персоналом.
    5. Уровень эффективности организационной структуры и пр.

Предприятие может осуществлять прямое воздействие на внутренние факторы, т.е. непосредственно влиять на них.

В настоящее время большинство  сегментов рынка чрезмерно насыщены товарами, вследствие чего происходит усиление конкуренции между производителями. Товар – это ключевой элемент, который всегда был объектом конкурентной борьбы между товаропроизводителями.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности строительного предприятия на примере ООО "Техносфера"