Оценка конкурентоспособности строительного предприятия на примере ООО "Техносфера"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:10, дипломная работа

Описание

В условиях рыночной экономики значительно усложнилась деятельность всех экономических субъектов, в том числе и строительных предприятий. Конкуренция заставляет предприятия активно искать и разрабатывать новые стратегические подходы к решению проблемы повышения конкурентоспособности.
На современном этапе развития строительной отрасли повышение конкурентоспособности строительных организаций является актуальной проблемой, это объясняется тем, что государство, в целях формирования рынка доступного жилья, вводит комплекс мер по развитию жилищного кредитования с одновременным увеличением объемов строительства, что резко увеличивает спрос, а значит, появляются условия для конкурентной борьбы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Основы теории конкурентоспособности строительного предприятия 6
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 13
1.3. Анализ основных показателей конкурентоспособности предприятия20
ГЛАВА II. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ТЕХНОСФЕРА» 27
2.1 Краткая характеристика предприятия 27
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 32
2.3 Оценка конкурентоспособности строительного предприятия 74
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ТЕХНОСФЕРА» 82
3.1 План мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 83
3.2 Определение эффективности предложенных мероприятий 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 106

Работа состоит из  1 файл

Оценка конкурентоспособности строительного предприятия (на примере ООО ''Техносфера'').docx

— 2.08 Мб (Скачать документ)

Под конкурентоспособностью товара подразумевается  оцененное потребителем превосходство  его по качеству и цене над аналогами  в определенный момент времени, в  конкретном сегменте рынка достигнутое  без ущерба производителю [35].

Главной задачей любого производителя  является обеспечение конкурентоспособности  товара, так как если он не конкурентоспособен, то есть не отвечает по качеству и цене требованиям потребителей, то никакие  дополнительные меры не смогут улучшить его положение на рынке. Именно поэтому  важной функцией производителя является обеспечить конкурентоспособность  выпускаемого товара.

Важно помнить, что конкурентоспособность  товара во многом зависит от качества его изготовления, а значит качество – это еще один важный фактор, который оказывает сильное влияние на конкурентоспособность предприятия в целом. Качество продукции отражает такие свойства как надежность, долговечность, простота использования, послегарантийное обслуживание и такие не менее важные свойства как соответствие ГОСТ, стандартам, наличие сертификатов и пр.

Под  качеством  продукции  понимают  целостную  совокупность  ее потребительских  свойств,   обуславливающих   степень   пригодности   данной продукции  удовлетворять  определенные  потребности  в  соответствии  с   ее назначением  в  фиксированных  условиях  потребления [8].

Качество продукции закладывается  на этапе его разработки и обеспечивается на этапе производства. Оно представляет собой относительное понятие, которое  основано на сравнении показателей  качества оцениваемой продукции  и аналогичного продукта конкурента.

Для того, чтобы начать производить  какую-либо продукцию, необходимо изучить  потребности рынка, что обеспечивает стратегический маркетинг.

Стратегический маркетинг по существу представляет собой постоянный и  систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных  товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающими  их от товаров-конкурентов и таким образом создающими изготовителю устойчивое конкурентное преимущество [13].

Важным элементом стратегического  маркетинга является потребность. Потребитель  не столько нуждается в товаре, сколько решает с его помощью  возникающие проблемы, т.е. платит за удовлетворение потребности, а не за товар. Поэтому оценивают эффективность  стратегического маркетинга с помощью  единственного критерия – удовлетворенность  потребителя.

Постоянно развивающийся рынок требует  все более высокого уровня конкурентоспособности предприятия, которая во многом зависит от эффективности менеджмента. Перед руководителями, специалистами и менеджерами постоянно возникают все новые и новые вопросы в управлении предприятием, решение которых в короткий срок позволит обеспечить эффективное и быстрое развитие предприятия.

По данным мировых исследований: развитие рынков и технологий настолько  стремительно, что каждые пять лет  количество информации удваивается. Компания, в современных условиях, не может  достичь новых результатов, отработав  один раз и навсегда политику своих  действий [40].

Поэтому конкурентное преимущество фирмы заключается  в постоянном и систематическом  обучении персонала. Это в конечном итоге обеспечивает постоянное обновление методов работы и повышение эффективности  деятельности. Обучение ведет к усовершенствованию предприятия.

Управление  персоналом приобретает все большее значение как фактор повышения конкурентоспособности и успешного, перспективного развития предприятия [45].

Не  менее важную роль в борьбе за конкурентоспособность  предприятия играет уровень эффективности его организационной структуры.

Организационная структура – логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей [16].

Оценка эффективности организационной структуры не может быть произведена по какому-то одному показателю, так как с одной стороны, необходимо учитывать обеспечивается ли достижение структурой организации поставленных перед ней производственно-хозяйственных целей, с другой – насколько ее функционирование и внутреннее построение адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.

При сравнении разнообразных вариантов организационных структур конечным критерием эффективности будет наиболее устойчивое и полное достижение целей, поставленных перед организацией.

Из всего этого следует, что  оптимизация организационной структуры – это приведение структуры предприятия, его взаимодействий с рынком и внутренних взаимодействий в состояние, способствующее максимально эффективному достижению целей предприятия в рамках принятых стратегий [41].

В данной работе были рассмотрены лишь факторы, оказывающие наиболее сильное воздействие  на деятельность предприятия. Классификаций факторов существует огромное количество, и все их многообразие показывает, как остра проблема повышения конкурентоспособности предприятия и удержания его позиций на рынке.

    1. Анализ основных показателей конкурентоспособности предприятия

Невозможно провести оценку деятельности организации и ее экономической  эффективности по какому-то одному показателю. Разнообразие показателей обусловливается большим количеством свойств и признаков всевозможных видов производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности фирм, но ни один из них не может использоваться в качестве универсального показателя, по которому с уверенностью можно было бы судить о высоких достижениях или провалах в деятельности фирмы. Поэтому на практике применяют систему показателей, основанных на данных бухгалтерской и статистической отчетности предприятия.

К показателям использования основных фондов относятся: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность труда и рентабельность фондов.

Фондоотдача – это показатель эффективности использования основных фондов, рассчитывается как отношение годового выпуска продукции к среднегодовой стоимости основных средств. Фондоотдача показывает, какой объем СМР выполнен в денежном выражении в расчете на один рубль стоимости основных средств. Фондоотдача является важным показателем эффективности использования основных производственных фондов.

Фондоемкость – это показатель, обратный фондоотдаче, показывает сколько основных средств в денежном выражении приходится на один рубль стоимости выполненной продукции.

Эффективность использования основных фондов характеризуется повышением фондоотдачи и, соответственно, снижением  фондоемкости, что приводит к  экономии капитальных вложений и повышению конкурентоспособности предприятия.

Фондовооруженность труда – это отношение стоимости основных средств к численности работников, характеризует уровень обеспеченности работников средствами производства. Важным показателем повышения производительности труда и эффективности использования основных средств является рост фондовооруженности.

Увеличение размеров выпуска производства в более короткие сроки без привлечения дополнительных капитальных вложений свидетельствует о повышении уровня эффективности использования основных производственных фондов.

Рентабельность фондов (фондорентабельность) – определяется отношением прибыли к стоимости основных средств, характеризует величину прибыли, приходящейся на один рубль фондов.

К показателям использования оборотных  средств относятся:

    1. коэффициент оборачиваемости
    2. длительность одного оборота
    3. материалоемкость продукции
    4. материалоотдача продукции

Коэффициент оборачиваемости является важнейшим показателем эффективности использования оборотных средств на предприятии, он представляет собой отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости оборотного капитала. Этот коэффициент показывает количество оборотов, совершенное оборотными средствами за рассматриваемый период.

Эффективность использования оборотных  средств будет тем выше, чем  выше будет коэффициент оборачиваемости, так как будет больше производиться продукции на один рубль оборотных средств.

Длительность оборота рассчитывается как отношение продолжительности календарного периода к коэффициенту оборачиваемости за определенный период.

Если наблюдается снижение продолжительности  кругооборота, то происходит высвобождение  части оборотных средств из оборота. При увеличении продолжительности кругооборота происходит обратное,  появляется необходимость в дополнительных средствах.

Для обеспечения бесперебойной  работы организации необходимо полностью  покрывать потребность в материальных ресурсах источниками покрытия. Они могут быть внешними, поступающими от поставщиков, и внутренними, появляющимися в результате применения достижений научно-технического прогресса, сокращения отходов производства, применения вторичного сырья.

Для характеристики эффективности  использования материальных ресурсов применяют показатели материалоемкость и материалоотдача продукции.

Материалоемкость продукции, или удельный расход материала на продукцию – это отношение стоимости затраченных материальных ресурсов или материальных затрат к стоимости выполненной продукции. Этот показатель указывает какое количество материальных затрат нужно произвести для изготовления единицы продукции.

Материалоотдача продукции – это обратный показатель материалоемкости, который рассчитывается как отношение объема выпущенной продукции в денежном выражении на сумму материальных затрат. Материалоотдача показывает, сколько выпущено продукции с каждого рубля израсходованных материальных ресурсов, то есть характеризует отдачу материалов.

Эффективное управление деятельностью  строительного предприятия основывается на знании текущей экономической  ситуации, тенденции в изменении  основных производственно-экономических  показателей, на комплексном анализе  использования производственных (трудовых, материальных, основных производственных фондов) и финансовых ресурсов. Задачами экономического анализа является систематическое  изучение влияние отдельных факторов на ход строительной деятельности и  оценка ее результатов, выявление неиспользованных резервов и предупреждение потерь в  строительстве, анализ и оценка эффективности инвестиционных решений [7].

При оценке финансового состояния  предприятия проводят анализ таких наиболее важных показателей, как:

    • анализ финансовой устойчивости предприятия;
    • анализ платежеспособности;
    • анализ ликвидности баланса;

Существует два источника финансирования деятельности предприятия: внутренний (собственный капитал) и внешний (заемный и привлеченный капитал). При внутреннем финансировании в качестве источников выступают собственные средства и чаще всего амортизационные отчисления и чистая прибыль.

К заемным источникам финансирования относятся кредиты, займы, лизинг, т.е. средства, которые предоставляются предприятию сторонними организациями на условии возвратности и платности.

Для анализа финансовой устойчивости предприятия используют различные коэффициенты, основными из которых являются:

    • коэффициент соотношения заемных и собственных средств;
    • коэффициент прогноза банкротства;
    • коэффициент автономии;
    • коэффициент имущества производственного назначения;
    • коэффициент маневренности собственных средств;
    • коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов;
    • коэффициент обеспеченности оборотного капитала собственными источниками финансирования.

Все вышеуказанные коэффициенты, их характеристики, формулы расчета и рекомендуемые критерии представлены в приложении 2.

Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия дает необходимую  информацию для принятия решения  о рациональности привлечения дополнительных заемных средств.

Платежеспособность – это способность  предприятия имеющимися денежными средствами погашать свои обязательства. Выделяют следующие виды платежеспособности: текущую, сложившуюся на данный момент времени и перспективную, которая ожидается в дальнейшем.

Текущая платежеспособность характеризует  наличие у предприятия денежных средств, в количестве, обеспечивающем незамедлительное погашение задолженности.

Перспективная платежеспособность характеризует  способность предприятия погашать задолженность в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, что гарантируется договоренностью по обязательствам и платежным средствам в течение прогнозного периода.

Платежеспособность предприятия  может быть проанализирована с помощью  показателей ликвидности.

Ликвидность баланса – характеризует степень покрытия обязательств предприятия активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения платежных обязательств [7].

Ликвидность баланса характеризует  степень платежеспособности организации. Основным показателем ликвидности  является формальное превышение стоимости  оборотных активов над краткосрочными пассивами и чем больше это превышение, тем благополучнее финансовое состояние предприятия.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности строительного предприятия на примере ООО "Техносфера"