Организация профориентации в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:30, реферат

Описание

Данный раздел предполагает изучение нескольких описанных ниже тем. Он раскрывает значимость профессиональной ориентации для общества на современном этапе, прослеживает закономерности развития профориентации в различные периоды существования общества, раскрывает содержание профориентации населения в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ; рассматривает культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения.

Работа состоит из  1 файл

саша.docx

— 45.71 Кб (Скачать документ)

Организация профориентации в современных условиях.

Данный раздел предполагает изучение нескольких описанных ниже тем. Он раскрывает значимость профессиональной ориентации для общества на современном  этапе, прослеживает закономерности развития профориентации в различные периоды  существования общества, раскрывает содержание профориентации населения в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ; рассматривает культурно-исторический смысл возникновения проблемы профессионального самоопределения.

 

Роль и место  профориентации в современном мире

Профессиональная ориентация — это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда (Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации от 27 сентября 1996 г.). 
          Профессиональная ориентация — это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах. 
         Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию: 
              а) соответствующую его интересам и способностям; 

              б) приносящую удовлетворение от работы;

              в) приносящую пользу обществу.

 

 
         Правильный выбор профессии в 2—2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10—15 % увеличивает производительность труда и в 1,5—2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

В настоящее время подчеркивается, что правильный выбор профессии  и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения  жизненных планов человека, но и  с точки зрения развития общества в целом. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой  стихийно и случайно, молодым людям  оказывается достаточная помощь. 
         В обществе профориентационную работу осуществляют:

а) специальные службы;

б) учебные заведения;

в) профессиональные центры и консультации.

Профессиональное самоопределение  длится в течение всей жизни: человек  выбирает профессию, проходя стадии фантазии, проб, выборов, их реализации, затем вступает в профессию, позднее  меняет порой саму профессию или  специальности внутри неё, в зависимости  от изменений в мире профессии, от изменений в самом себе, от отношения  к труду. 
          Профессиональное развитие человека — это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на эти выборы могут оказывать влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека.

Выделяют следующие типы профессиональной ориентации: 
            а) образование, получение и обновление знаний;

   б) реализация своих физических качеств и практического интеллекта;

   в) ориентация на досуговую деятельность;

   г) высокие требования к материальным условиям жизни;

   д) ориентация на материальную обеспеченность.

Профессиональная ориентация является одним из средств повышения  адаптивности и конкурентоспособности  граждан. Она определяется направленностью  на формирование соответствия профессиональных притязаний человека и ситуации на рынке труда, активизацию возможностей человека по обеспечению индивидуальной занятости, формирование мотивации  к профессиональному обучению как  средству повышения гарантии занятости. Профессиональная ориентация — одна из функций центров занятости, основной элемент политики занятости. 
         Обычно структуры профориентации имеют четко выраженную ориентацию на обеспечение выбора образовательного или профессионального пути. Но более предпочтителен акцент на образование, ориентирование в сферах профессиональной трудовой деятельности, социального и личностного развития в рамках единой системы профориентации. Такой комплексный подход особенно актуален для условий социальной и экономической нестабильности, когда профессиональную ориентацию нельзя выделить из социального ориентирования. В то же время, основным элементом профессионального ориентирования является ориентация на профессиональное обучение во всех формах. 
         Рыночные отношения формируют новые требования к работнику. Привычные ценностно-нормативные стереотипы в сфере занятости ориентировали на стабильность, неизменность, гарантированность.  
В современных условиях одним из главных факторов, определяющих комплекс социально-экономических условий осуществления трудовой деятельности, становится негарантированная занятость. 
         Динамичность сферы трудовой деятельности определяется рядом дополнительных факторов:

а) появление новых рыночных профессий, связанных с необходимостью обеспечения специфических процессов и решения специфических задач (менеджмент, маркетинг, реклама, страхование, налоговые агентства, социальные службы, информационные системы);

б) появление новых специализаций, форм профессиональной деятельности в рамках уже существующих профессий (бухгалтер-аудитор, бухгалтер-оператор ПЭВМ, профконсультант);

в) появление новых видов деятельности, имеющих профессиональный характер, но не предъявляющих жестких требований к уровню профессиональной подготовки (малый бизнес, посредническая и торговая деятельность);

г) институализация различных видов занятости в форме индивидуальной деятельности (услуги, мелкотоварное производство сельско-хозяйственной продукции, товаров народного потребления, торговля и др.).

Таким образом, в рыночных условиях становится актуальным возрастание  потенциала трудовой мобильности, под  которой понимается изменение трудового  статуса (переход из состояния занятости  в состояние незанятости, смена  профессий и т.д.).

  1. Можно выделить основные особенности современного рынка труда: 
    Содержание труда (управление сложными техническими системами, что требует принятия решений в условиях проблемных, а также критических ситуаций);
  2. Характер труда (высокая степень интеллектуальной нагрузки, когда трудовые операции перемещаются на уровень внутренних психических процессов); 
    Режим труда (повышенная напряженность, обусловленная ответственностью за успешность трудового процесса, когда значительно возрастает цена ошибок).

 

Социальная политика РФ  в области профессиональной ориентации населения

Основные направления  социальной политики, обеспечивающей повышение качества рабочей силы на рынке труда:

 

  1. уделять особое внимание повышению качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложений на рынке труда;
  2. постоянно корректировать объемы и профили подготовки кадров в образовательных учреждениях, снижать риск безработицы;
  3. содействовать предприятиям в подготовке и повышении квалификации персонала на производстве;
  4. обеспечивать выделение работодателям необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую подготовку высвобождающихся работников для новых сфер приложения труда;
  5. обеспечивать развитие и совершенствование гибкой, ориентированной на трудоустройство, системы профессионального переобучения безработных граждан и незанятого населения, адекватную потребностям рыночной экономики;
  6. развивать систему непрерывного образования, включая обучение на рабочем месте, развитие возможностей самообучения;
  7. развивать систему профориентации и психологической поддержки населения;
  8. уделять особое внимание сохранению эффективно работающих специалистов и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, осуществлять поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;
  9. в соответствии с программой структурной перестройки экономики предусматривать меры по переподготовке и трудоустройству высвобождаемых работников;
  10. содействовать трудоустройству слабо защищенных слоев населения;
  11. расширять масштабы помощи людям, оставшимся без работы.

 

Законодательной базой являются следующие правовые документы:

  1. Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.), где говорится, что каждый человек имеет право на самореализацию, на труд и на обучение.
  2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.), где ст. 3, 4, 15, 28—31 декларируют свободу и равноправие детей в выборе своего пути в мир взрослых: обучение, образование, профессиональный курс.
  3. Конституция РФ в ст. 37 отмечает: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".
  4. В 1933 г. в РФ была принята программа "Дети России", направленная в том числе и на развитие творческих способностей детей, что и ложится в основу определения профессиональной стези.
  5. Федеральный закон "Об образовании" (1992 г.) содержит основные принципы и положения, на основе которых будет строиться стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в стране во всех аспектах: образовательном, воспитательном, профессионально ориентированном. Так, в ст.21—23 дана трактовка традиционно существующих начал профессиональной подготовки и начального профессионального образования, которое имеет целью подготовку и ознакомление учащихся школ с различными профессиями для дальнейшей ориентации подростка в спектре профессий.

Значительное влияние  в социально-трудовой сфере оказали  решения, принятые в 1993—1997 гг. Президентом  и Правительством РФ. Одними из важнейших  следствий принятых решений стали:

  1. государственное признание необходимости развития общенациональной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения России, утвержденной Министерством труда РФ;
  2. официальное закрепление статуса и форм профессиональной консультативной помощи населению России, утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27 сентября 1996 г., в котором впервые юридически определены виды и формы профориентационной деятельности, виды и формы психологической поддержки населения страны, субъекты этих видов деятельности, минимальные гарантии государства гражданам России в этой сфере образовательных и социальных услуг;
  3. разработка общих принципов организации такого рода работ, определенных первичными нормативными документами, разработанными в Министерстве образования РФ, в Федеральной службе занятости.

Следует отметить, что впервые  после печально известного постановления  Совнаркома СССР 1936 г. "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" в середине 1995 г. принято специальное постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения", в котором идет речь о стратегии создания общенациональной психологической службы, о развитии психологической службы в России.

На основе данного постановления 27 сентября 1996 года было принято "Положение  о профессиональной ориентации и  психологической поддержке населения  в Российской Федерации". Оно содержит описание понятия профессиональной ориентации, ее направления, цели и  методы.  
          Наряду с профессиональной ориентацией рассматривается понятие "психологическая поддержка". Это система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.

В данном документе охарактеризовано понятие государственной системы  профессиональной ориентации и психологической  поддержки населения, описаны особенности  управления государственной системы, компенсации в области психологической  поддержки, работа психологических  служб в образовательных учреждениях  в соответствии с нормативными документами. Данный законодательный акт содержит описание объединений профориентационной направленности, некоторые аспекты профессиональной деятельности психологов, социологов и специалистов по социальной работе. В документе перечислены основные социальные гарантии в области профессиональной ориентации. Следует отметить, что многие понятия мы рассматриваем так, как они представлены в данном документе. Они более широко описаны нами в первом, втором и третьем пунктах выпускной квалификационной работы, по этой причине мы не приводим их вторично.

Таким образом, можно сделать  вывод, что профессиональная ориентация достаточно широко представлена в законодательстве РФ, однако, состояние и функционирование данной системы в стране оставляет  желать лучшего. 
         Кроме того, сегодня проблема профориентации приобретает особый вес, так как условия жесткой конкуренции на рынке труда затрудняют адаптацию подростков в обществе. И здесь грамотная профориентационная работа специалистов может сыграть свою позитивную роль в воспитании молодого поколения профессионалов различных профилей.

Информация о работе Организация профориентации в современных условиях