Организация системы управления качеством в российских организациях на примере Авиакомпании «Трансаэро»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 07:50, дипломная работа

Описание

Целью дипломного проекта является оценка управления качеством авиакомпании «Трансаэро».

В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:

- рассмотрение теоретических основ управления качеством деятельности компании;

- проведение анализа управления качеством компании;

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления качеством продукции

1.1 Основные понятия и категории управления качеством

1.2 Основные этапы развития систем качества

1.3 Разработка системного подхода к управлению качеством продукции на отечественных предприятиях

1.4 Методы организации контроля качества продукции

Глава 2. Анализ организации управления качеством деятельности авиакомпании «Трансаэро».

2.1 Деятельность и основные направления авиакомпании «Трансаэро».

2.2 Исследование системы качества и проблемы авиакомпании.

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект.docx

— 81.38 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

на тему: «Организация системы управления качеством в российских организациях на примере Авиакомпании «Трансаэро»

 

 

 

 

Выполнил студент

по специальности 

 «Менеджмент  организации»

Бабаян С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012г. 
Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления качеством продукции

1.1 Основные понятия и  категории управления качеством

1.2 Основные этапы развития  систем качества

1.3 Разработка системного  подхода к управлению качеством  продукции на отечественных предприятиях

1.4 Методы организации  контроля качества продукции

Глава 2. Анализ организации  управления качеством деятельности авиакомпании «Трансаэро».

2.1 Деятельность и основные направления авиакомпании «Трансаэро».

2.2 Исследование системы  качества и проблемы авиакомпании.

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой  продукции или предоставляемой  услуги. Повышение качества выпускаемой  продукции расценивается в настоящее  время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции  во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Качество продукции относится  к числу важнейших критериев  функционирования предприятия в  условиях относительно насыщенного  рынка и преобладающей неценовой  конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно-технического прогресса  и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных  товаров и жизненный уровень  населения страны.

Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции  является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий  в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой  конкуренции и насыщенного рынка  именно высокое качество продукции  служит главным фактором успеха.

Качество выпускаемой  продукции по праву можно отнести  к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение  качества продукции определяет степень  выживаемости предприятия в условиях рынка, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Увеличение производства высококачественных изделий российскими  предприятиями в конечном итоге  должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности  российских товаров на внутреннем и  мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные  и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения  и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Сегодня в мире применяются  различные системы управления качества. Но для успешной деятельности в настоящее  время они должны обеспечивать возможность  реализации восьми ключевых принципов  системного управления качеством, освоенных  передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством  ИСО серии 9000.

Необходимо понимать, что  современная концепция управления качеством - это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном  управлении, в вооруженных силах  и других сферах.

Проблема качества на протяжении развития человечества занимает умы  людей разных профессий. Этой проблемой  занимались философы, экономисты, инженеры, социологи, политологи, биологи и  др. Проблема качества относится к  разряду глобальных проблем.

Актуальность выбранной  темы несомненна потому, что в России сейчас происходит рыночная реформа, а  одним из важнейших факторов роста  эффективности производства является улучшение качества выпускаемой  продукции.

Целью дипломного проекта  является оценка управления качеством  авиакомпании «Трансаэро».

В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие  задачи исследования:

- рассмотрение теоретических  основ управления качеством деятельности компании;

- проведение анализа управления  качеством компании;

Объектом исследования дипломного проекта является авиакомпания «Трансаэро», основное направление деятельности, это самые передовые мировые разработки в области управленческих технологий для более эффективного развития и совершенствования бизнеса авиаперевозок.

При написании дипломного проекта были использованы такие  методы исследования как анализ литературных источников российских экономистов  и управленцев Аристова О. В., Басовского Л. Е., Ильенковой С. Д., Мазур И. И., Шапиро В. И., Миронова М. Г. И др., касающихся систем управления качеством; статьи в экономических журналах; ресурсы интернетсайтов, посвященных управлению качеством; данные авиакомпании «Трансаэро».

Дипломный проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе рассматриваются  основные понятия и категории  управления качеством. Во второй главе  проведен анализ управления качеством  авиакомпании «Трансаэро».

Глава 1. Теоретические  основы управления качеством продукции

1.1 Основные понятия  и категории управления качеством

Несмотря на то, что история  исследования категории «качество» насчитывает не одну сотню лет, ученые и сегодня дискутируют по данному  вопросу в свете современного развития теории и практики управления. Американский специалист в области  управления качеством Дж. Харрингтон пишет по этому поводу, что «качество - вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества».

Существует несколько  подходов в определении понятия  «качество» - экономический, управленческий, социальный, личностный и др. Каждый из них основывается на общепризнанных определениях, но, вместе с тем содержит свое понимание категории «качество».

В экономике и управлении термин «качество» связан с осознанием и использованием продукции и  услуг. Качество предметов материального  мира выступает важным объектом исследования.

Восприятие качества каждым человеком во многом зависит от того, какую роль он играет в процессе производства и потребления. Уровень  осознания и понимания сущности категории «качество» обусловлен следующими факторами: мировоззренческими ориентирами  личности, ее нравственными ценностями; социальной основой. Т.е. условиями жизни и творчества человека в том обществе, в котором он живет; психологическим фактором - удовлетворенностью человека условиями жизни, творчества, конкретной деятельности; технологическим фактором, определяющим уровень развития материального производства, внедрения инноваций.

Анализ отечественной  научной литературы позволил выявить  более 100 различных формулировок, определяющих понятие «качество продукции».

По мнению Т. Салимовой, все многообразие существующих трактовок категории «качество» можно объединить в следующие группы.

1. Качество как абсолютная  оценка.

В таком значении качество выступает синонимом превосходства. У. Шухарт в 1931 г. определял качество как добротность, совершенство товара. Т.е. абсолютный, признаваемый всеми признак бескомпромиссного соответствия стандартам. Согласно такому подходу, качество нельзя измерить - оно является принадлежностью товара. Благодаря рекламе часто создается впечатление, что некоторые товары обладают абсолютным качеством, или совершенством.

Однако применение данного  подхода к опpeделению качества в менеджменте нецелесообразно, так как совершенство - категория абстрактная и субъективная, и его восприятие людьми может быть различным. Кроме того, абсолютное благо не подается измерению и оценке, не может выступать объектом управления.

2. Качество как свойство  продукции.

В этом случае качество представляет собой произвольную от какого-либо измеримого количественного параметра продукта. Оно тем выше, чем больше значение того или иного параметра. Однако, подобное определение слишком узко, так как сводит качество лишь к одной характеристике продукции, причем его системная сущность не учитывается.

3. Качество как соответствие  назначению.

Согласно данной трактовке  качество - это способность продукта или услуги выполнять свои функции. Американский ученый Дж. Джуран определяет качество изделия (услуги) как пригодность для использования. Несовершенство такого взгляда состоит в том, что он акцентирует внимание лишь на свойствах функционального назначения, не учитываются эргономические, эстетические, экологические и др. свойства.

4. Качество как соответствие  стоимости. 

Здесь качество представлено как соотношение полезности и  цены продукта. Например, известный  экономист Дж. Харрингтон определил  качество как удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе сможет позволить при возникновении  у него потребности. Поэтому, качественным является продукт, который соответствует  по своим полезным свойствам продуктам  конкурентов, но продается дешевле  или выше качеством по своим характеристикам, чем аналогичные товары, при равной цене. Производитель цель должен искать баланс между совершенствованием потребительских  свойств продукции и снижением издержек по ее производству и реализации.

5. Качество как соответствие  стандартам.

Данный подход был распространен  на протяжении ХХ в. В то время качество рассматривалось в как инженерно-техническая проблема. Предприятия стремились обеспечить соответствие характеристик выпускаемой продукции с требованиями стандартов. С возникновением и развитием системного подхода к управлению, а также с формированием «общества потребления» качество уже нельзя было рассматривать с таких позиций.

Качество продукции - совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции является основным фактором достижения ее конкурентоспособности.

Позиции ведущих зарубежных ученых по поводу сущности категории  «качество» представлены в таблице 1.

Таблица 1 Основные концепции понимания термина  «качество»

Автор

Концепция

 

В. Шухарт

различие между предметами;

 

К. Исикава

дифференциация по признаку «хороший - плохой» качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики.

 

Дж. Джуран

субъективную сторону (насколько  вещь хороша);

пригодность для использования (соответствие назначению);

субъективная сторона: качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель  должен узнать требования потребителя  и сделать свою продукцию такой, чтобы она соответствовала этим требованиям).

 

А. Фейгенбаум

качество изделия или  услуги можно определить как общую  совокупность их технических, технологических  и эксплуатационных характеристик, посредством которых изделие  или услуга будут отвечать требованиям  при их эксплуатации.

 

Дж. Харрингтон

· качество - удовлетворение ожиданий потребителя за цену, когда  у него возникает потребность;

· высокое качество - превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает.

 
     

Российские ученые и специалисты, занимающиеся проблемой качества, также  многократно обращались и продолжают обращаться к трактовке содержания этого понятия применительно  к различным объектам исследования.

Так, например, Ф. Татарский считает, что «качества вообще не бывает, а бывает оно только применительно к конкретным требованиям конкретных потребителей и оказывается, как правило, неким компромиссом между качеством и ценой».

Ряд авторов подчеркивают объективность понятия «качество». Так, Э. Вейцман, полемизируя с Ф. Татарским, предлагает методику количественной оценки качества. В качестве примера сравнивает качество авторучки и трактора. Он отмечает, что «качество потребительной стоимости - это своего рода уровень научно-технической гармонии, в ней заключенной».

В. Огвозадин связывает понятие качества с удовлетворением потребностей: «Качество - это совокупность объективно существующих свойств и характеристик продукции или услуги, уровень которых определяется сортностью или другими оценками качества, характеризующими потребительную стоимость продукции.

Информация о работе Организация системы управления качеством в российских организациях на примере Авиакомпании «Трансаэро»