Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 07:50, дипломная работа
Целью дипломного проекта является оценка управления качеством авиакомпании «Трансаэро».
В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:
- рассмотрение теоретических основ управления качеством деятельности компании;
- проведение анализа управления качеством компании;
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления качеством продукции
1.1 Основные понятия и категории управления качеством
1.2 Основные этапы развития систем качества
1.3 Разработка системного подхода к управлению качеством продукции на отечественных предприятиях
1.4 Методы организации контроля качества продукции
Глава 2. Анализ организации управления качеством деятельности авиакомпании «Трансаэро».
2.1 Деятельность и основные направления авиакомпании «Трансаэро».
2.2 Исследование системы качества и проблемы авиакомпании.
Заключение
Список литературы
Л. Гоберман, В. Гоберман предлагают ввести понятие «синтезированное качество», как «установленную совокупность потребительских полезностей продукции, возникающую в результате взаимодействия потребителя и производителя и способную удовлетворять социально-экономические потребности в течение регламентированного срока действия (службы) и в соответствии с функциональным назначением продукции».
Определение категории «качества» с помощью таких понятий, как ожидания и запросы потребителей, неслучайно, более того - закономерна. «Общество потребления» сформировалось к середине XX в. Главным объектом такого общества становится потребитель, а основные характеристики сводятся к следующему:
- развитие свободной торговли,
международного рынка товаров
и услуг. Потребитель может
приобретать товар,
- развитие систем
- достаточно высокий уровень
самосознания потребителей, которые
согласны платить за качества
и готовы в целях его
Названные факторы обусловили появление нового понимания рассматриваемой категории, в соответствии с которым качество - эта та, что пожелают потребители результата в деятельности организации. Согласно данному подходу организация должна фокусировать свою деятельность на удовлетворении требований потребителей.
Качество оценивается только потребителем и потому должна быть поставлена в зависимость от его нужд и пожеланий. Это означает, что потребитель становится участником процесса, осуществляемых производителем, заинтересован в конечном результате деятельности организации и оценивает его. Популярность такого подхода выросла с появлением Международных стандартов ИСО серии 9000.
В стандартах ИСО 1987 г. содержалось определение: «качество - совокупность свойств объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». Под объектом понималась деятельность или процесс, продукция, организация, система или отдельное лицо.
В МС ИСО серии 9000 2000 г. дана
уже новая трактовка категории
«качество». В соответствии с ней
качество характеризуется как степень,
с которой совокупность собственных
характеристик объекта
Таким образом, концепция, на
которой базируется содержании стандартов,
основана на том, что качество любого
объекта в организации
Подобная постановка вопроса представляется вполне естественной, так как для потребителя в первую очередь важно насколько объект удовлетворяет его потребности. Основные понятия, характеризующие качество, представлены в таблице 2.
Таблица 2 Основные понятия, характеризующие качество
Понятие |
Определение |
|
Требование |
Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным, для потребителя в первую очередь важно насколько объект удовлетворяет его потребности. |
|
Градация |
Класс, сорт, категория или
разряд, присвоенные различным |
|
Возможности |
Способности организации, системы или процесса производить продукцию, отвечающую предъявляемым к ней требованиям. |
|
Качество |
Степень, с которой совокупность
собственных характеристик |
|
Удовлетворенность потребителей |
Восприятие потребителями степени выполнения их требований. |
|
Для руководства предприятия очень важно осознать различные способы, которыми качество товаров или услуг может воздействовать на организацию, и учитывать их при разработке и выполнении программы по гарантии качества. Некоторые из основных видов воздействия качества на организацию:
- полное разорение предприятия;
- обязательства;
- производительность;
- затраты и цены.
Слабые проекты или дефектные товары и услуги могут привести к потере бизнеса. Отсутствие должного внимания к качеству может нанести ущерб имиджу коммерческой организации и привести к уменьшению ее доли на рынке, или же оно может привести к усиленной критике и/или контролю за деятельностью правительственного учреждения или некоммерческой организации.
Рассмотрение качества с
точки зрения удовлетворения запросов
и нужд потребителей явилось важным
переходным шагом от технократического
подхода при исследовании сущности
данной категории к ее социально-управленческой
парадигме. Как следствие, наступил
переход от теории, методологии и
практики контроля и обеспечения
качества к менеджменту качества,
менеджмент качества - это не ограниченная
рамками производственного
Соответственно и категория «качество» в современном менеджменте носит многоаспектный характер. Он применяется не только по отношению к продукции или услугам, но и ко всем процессам, осуществляемым в организации (процессам жизненного цикла продукции, управленческим процессам управления ресурсами, процессам измерения, анализа и улучшения). Эта категория отражает не только организация, но и полученные результаты, а также деятельность, приведшую к ним. Качество становится стратегией развития любой организации.
Стратегия, ориентированная на качество во всех его проявлениях, предполагает выработку и реализацию подходов, нацеленных на достижение баланca интересов производителей, потребителей, партнеров, собственников, персонала организации, а также общества в целом. Реализация такой стратегии может осуществляться на базе определенных основополагающих принципов менеджмента качества. Важнейшими из них по-прежнему остаются лидерство руководства и последовательность в достижении целей, управление с использованием процессного подхода на основе реальной информации, ориентация на потребителя, развитие партнерства, вовлечение персонала в совершенствование работы организации, непрерывная познавательная деятельность и внедрение инноваций, социальная ответственность, четкая ориентация на результаты.
Таким образом, качество в
современном менеджменте
1.2 Основные этапы развития систем качества
Для графической иллюстрации основных этапов развития систем качества нами использована фигура, хорошо известная в российском производстве - "Знак качества". Контур этой фигуры, который, как известно, называется "Пентагон", заполним пятиконечной звездой и то, что получилось, назовем “Звездой качества" . «Звезда качества» представлена.
В основание звезды качества положим ту или иную систему управления качеством, соответствующую определенной концепции. Будем предполагать, что система эта документирована и охватывает организационную структуру управления предприятием, а также систему управления процессами создания продукции. Последнее очень важно подчеркнуть: мы рассматриваем организацию и как функциональную структуру, и как совокупность процессов. Развитие организационных схем управления качеством и основных функций менеджера по качеству в ХХ веке.
Хорошо известно, что в России организационные структуры управления, как правило, имеют иерархический характер, где управление происходит сверху вниз. Однако иерархические организационные структуры с вертикальной системой отношений "начальник - подчиненный (исполнитель)" плохо соответствуют целям управления качеством. Не случайно некоторые специалисты называют такие системы кладбищем, ибо прямоугольники, очень напоминают надгробные плиты.
Показаны основные организационные системы управления качеством, которые применялись в XX веке. Эти системы препятствуют развитию горизонтальных процессов управления, в то время как реальные процессы создания изделий (продукции) носят явно выраженный горизонтальный характер.
Современная философия управления
качеством уделяет большое
Организационные системы управления качеством, построенные на предприятиях, могут в разной степени охватывать горизонтальное управление, в том числе управление процессами, и вертикальное управление снизу вверх. Но очень важно сразу понять необходимость учета этих направлений менеджмента.
На "Звезде качества" изображены две верхние границы - ее "крыша". Левая плоскость "крыши" - это система мотивации качественной работы, правая - система обучения персонала. Левая боковая грань изображает систему взаимоотношений с поставщиками, правая боковая грань - систему взаимоотношений с потребителями. В центре звезды показываем, какие цели преследуют и, в случае успеха, достигают создаваемые системы, а внизу указываем время, когда та или иная система была четко сформулирована в документах и/или книгах, статьях (для конкретной системы качества).
Итак, для того, чтобы та или иная спроектированная и документированная система качества, включающая управление процессами, заработала, нужно:
а) использовать средства мотивации для персонала;
б) обучать его как по профессиональным вопросам, ток и по вопросам менеджмента качества;
в) выстроить правильные отношения с потребителями;
г) научиться так управлять поставщиками, чтобы вовремя получать от них необходимую продукцию заранее установленного качества.
Как-то спросили японского проф. X. Цубаки: “В чем секрет успехов Японии в области качества - в использовании статистических методов, методов Тагути, кружков качества или чего-то еще? " Он ответил: "Все, что вы перечислили, играет свою роль, но, пожалуй, самое главное - это прекрасно поставленная система обучения персонала как внутри, так и вне предприятия, а также особая система мотивации".
При этом он посетовал, что сейчас, в связи с ослаблением в Японии системы пожизненного найма, возникли определенные проблемы с обучением. Ведь предприниматели рассматривают обучение как инвестиции в .персонал и потому не хотят вкладывать их в тех, кто может уйти от них.
В истории развития документированных систем качества, мотивации, обучения и партнерских отношений можно выделить пять этапов и представить их в виде пяти звезд качества. Пять звезд качества.
1. Первая звезда соответствует начальным этапам системного подхода, когда появилась первая система - система Тейлора (1905 г). Она устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границы допусков, - проходные и непроходные калибры.
2. Вторая звезда
Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица), однако производство -- это процессы. И вскоре стало ясно, что управлять надо процессами.
3. Третья звезда
В 50-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством - TQC. [8]. Ее автором был американский ученый А. Фейгенбаум. Системы TQC развивались в Японии с большим акцентом на применение статистических методов и вовлечение персонала в работу кружков качества. Сами японцы долгое время подчеркивали, что они используют подход TQSC, где S - Statistical (статистический).
На этом этапе, обозначенном третьей звездой, появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества.