Организация системы управления качеством в российских организациях на примере Авиакомпании «Трансаэро»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 07:50, дипломная работа

Описание

Целью дипломного проекта является оценка управления качеством авиакомпании «Трансаэро».

В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:

- рассмотрение теоретических основ управления качеством деятельности компании;

- проведение анализа управления качеством компании;

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления качеством продукции

1.1 Основные понятия и категории управления качеством

1.2 Основные этапы развития систем качества

1.3 Разработка системного подхода к управлению качеством продукции на отечественных предприятиях

1.4 Методы организации контроля качества продукции

Глава 2. Анализ организации управления качеством деятельности авиакомпании «Трансаэро».

2.1 Деятельность и основные направления авиакомпании «Трансаэро».

2.2 Исследование системы качества и проблемы авиакомпании.

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Дипломный проект.docx

— 81.38 Кб (Скачать документ)

4. Четвертая звезда

В 70-80 годы начался переход  от тотального управления качеством  к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия  новых международных стандартов на системы качества:

стандарты ИСО 9000 (1987 г.), оказавшие  весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества:

МС 9000 "Общее руководство  качеством и стандарты по обеспечению  качества";

МС 9001 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании";

МС 9002 "Системы качества, Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";

МС 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и  испытаниях";

МС 9004 "Общее руководство  качеством и элементы системы  качества. Руководящие указания", а также терминологический стандарт МС 8402.

В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила  в основном стандарт МС 9004-1,2,3,4, большее  внимание уделив в нем вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

5. Пятая звезда

В 90-е годы усилилось влияние  общества на предприятия, а предприятия  стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению  стандартов ИС014000, устанавливающих  требования к системам менеджмента  с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества. Усиливается внимание руководителей  пред-приятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

Так в автомобильной промышленности был сделан свой важный шаг.

Большая тройка американских автомобильных компаний разработала  в 1990 г. (1994 г. - вторая редакция) стандарт OS-9000 "Требования к системам качества". И хотя он базируется на стандарте  ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также  индивидуальными требованиями каждого  из членов Большой тройки и еще  пяти крупнейших производителей грузовиков. Внедрение стандартов ИСО 14000 и OS-9000, а также методов самооценки по моделям Европейской премии по качеству - это главное достижение этапа, характеризуемого пятой звездой.

1.3 Разработка  системного подхода к управлению  качеством продукции на отечественных  предприятиях

Движение за улучшение  качества продукции в России существовало с периода проведения индустриализации. С течением времени становилось  ясно, что устойчивого совершенствования  качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и  даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и  социальных мероприятий на научной  основе можно быстро и устойчиво  совершенствовать качество продукции. Классификация факторов, оказывающих влияние на качество продукции представлена в таблице 3.

Таблица 3 Классификация факторов, оказывающих влияние на качество продукции

ФАКТОРЫ

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ

 

* вид изготавливаемой  продукции и серийность ее  производства,

* состояние технической  документации,

* качество технологического  оборудования, оснастки, инструмента, 

* состояние испытательного  оборудования,

* качество средств измерения и контроля,

* качество исходных материалов, сырья, комплектующих изделий

* обеспеченность материалами,  сырьем и т д ;

* техническое обслуживание  оборудования, оснастки и т.п * планомерность и ритмичность работы,

* организация работ с  поставщиками,

* организация информационного  обеспечения, 

* научная организация  труда, культура производства,

* организация питания  и отдыха

* форма оплаты труда  и величина зарплаты,

* премирование за высококачественную  работу и продукцию, 

* удержание за брак;

* соотношение между КП, себестоимостью и ценой; 

* организация и проведение  хоз. расчета

* состояние воспитательной  работы,

* подбор, расстановка кадров  и перемещение кадров,

* организация учебы и  повышения квалификации,

* организация и проведение  соц соревнования,

* взаимоотношения в коллективе,

* жилищно-бытовые условия; * организация отдыха в нерабочее время

 
         

Факторы, влияющие на качество продукции, укрупненно могут быть представлены тремя блоками: качество производимой продукции зависит от внутренних (внутрифирменных) обстоятельств, человеческого  фактора и внешних условий.

Проследим шаг за шагом  последовательность воплощения системного подхода к организации работ  по улучшению качества продукции  в отечественной практике.

В сжатой форме отечественный  опыт управления качеством продукции  можно представить в виде таблицы 4.

Таблица 4 Эволюция систем качества

Название системы

Дата и место создания

Основная суть системы

Критерий управления

Объект управления

Область применения

 

1 БИП

1955г Саратов

Строгое выполнение технологических  операций

Единичный:

соответствие качества результата труда требованиям НТД Обобщенный: процент сдачи продукции с  первого предъявления

Качество труда индивидуального  исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных  исполнителей

Производство

 

2 СБТ

1961г Львов

Высокий уровень выполнения операций всеми работниками

Единичный: соответствие качества результата труда установленным требованиям.

Обобщенный: коэффициент  качества труда

Качество индивидуального  исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных  исполнителей

Любая стадия жизненного цикла  продукции

 

3 КАНАРСПИ

1958г

Горький

Высокий уровень конструкции  и технологической подготовки производства

Соответствие качества первых промышленных изделий установленным  требованиям

Качество изделия и  качество труда коллектива

Проектирование + технологическая  подготовка производства

 

4 НОРМ

1964г

Ярославль

Повышение технического уровня и качества изделий

Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании

Качество изделия и  качество труда коллектива

Весь жизненный цикл продукции

 

5 КСУКП

1975г Львов

Управление качеством  на базе стандартизации

Соответствие качества продукции  высшим достижениям науки и техники

Качество изделия и  качество труда коллектива

Весь жизненный цикл продукции

 

6 КСУКП и ЭИР кспэп

1980г Днепропетровск Краснодар

Управление качеством  продукции и эффективностью производства

Эффективность производства, достигаемая за счет повышения качества

Качество продукции, экономические  показатели предприятия

Весь жизненный цикл продукции

 
             
             

 

Условные обозначения  систем:

БИП - бездефектное изготовление продукции;

СБТ - система бездефектного труда;

КАНАРСПИ - качество, надежность, ресурс с первых изделий;

НОРМ - научная организация работ по повышению моторесурса двигателей;

КСУКП -- комплексная система управления качеством продукции;

КСУКП и ЭИР -- комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов;

КСПЭП -- комплексная система повышения эффективности производства.

Системы БИП, СБТ, КАПАРСПИИ  и НОРМ были разработаны и внедрены на отдельных предприятиях оборонной, автомобильной и других отраслей народного хозяйства (прежде всего  машиностроения). Системы КСУКП, КСПЭП  и КСУКПиЭИР были разработаны ВНИИ стандартизации.

1. В 1950-е годы получила  распространение саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (БИП)

Цель системы -- создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации.

Основным критерием, применяемым  для количественной оценки качества труда рабочего, явился процент сдачи  продукции с первого предъявления, который исчисляется как процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочим и предъявленных ОТК.

От процента сдачи продукции  с первого предъявления зависело по определенной шкале материальное и моральное стимулирование исполнителя.

Внедрение системы БИП  позволило:

- обеспечить строгое выполнение  технологических операций;

- повысить персональную  ответственность рабочих за качественные  результаты своего труда;

- более эффективно использовать  моральное и материальное поощрение  рабочих за качество их труда;

- создать предпосылки  для широкого развертывания движения  за повышение качества продукции.

Моральное стимулирование привело  к появлению званий «Мастер золотые  руки», «Отличник качества» и  др. Со временем изменились функции  ОТК -- контроль велся выборочно, а в основе стал самоконтроль. Именно последний выявил дефекты, не зависящие от рабочего, что привело к проведению среди руководства «Дней качества» и созданию постоянно действующих комиссий по качеству. На ряде предприятий процент сдачи с первого предъявления партий продукции был заменен на процент числа рабочих дней без брака от общего числа рабочих дней.

Вместе с тем система  БИП имела ограниченную сферу  действия, она распространялась только на рабочих цехов основного производства.

Система работала но принципу «есть дефект -- нет дефекта», не учитывая многообразие недостатков и различную степень их влияния на качество выпускаемой предприятием продукции.

В принципе БИП воплотилась  в зарубежных программах «ноль дефектов»  и сохранилась во всех отечественных. Более того, когда отмечалось десятилетие  КСУКП, то она была зарегистрирована только на 30 тыс. предприятиях, а БИП  к этому времени -- на 60 тыс.

Принцип БИП, распространенный затем на функциональные подразделения  завода и цеха, на НИИ и КБ, лег  в основу системы бездефектного  труда -- СБТ.

2. Львовский вариант саратовской системы -- система бездефектного труда (СБТ) впервые разработана и внедрена на Львовском заводе телеграфной аппаратуры и некоторых других предприятиях г. Львова в начале 60-х годов.

Цель системы -- обеспечить выпуск продукции отличного качества, высокой надежности и долговечности путем повышения ответственности и стимулирования каждого работника предприятия и производственных коллективов за результаты их труда.

Основным критерием, характеризующим  качество труда и определяющим размер материального поощрения, является коэффициент качества труда, который  вычисляется для каждого работника  предприятия, каждого коллектива за установленный промежуток времени (неделя, месяц, квартал) путем учета  количества и значимости допущенных производственных нарушений. В системе  устанавливается классификатор  основных видов производственных нарушений: каждому дефекту соответствует  определенный коэффициент снижения. Максимальная оценка качества труда  и максимальный размер премии устанавливаются  тем работникам и коллективам, которые  за отчетный период не имели ни одного нарушения.

Внедрение СБТ позволило:

- количественно оценить  качество труда каждого работника,  каждого коллектива;

- повысить заинтересованность  и ответственность каждого работника,  каждого коллектива за качество  своего труда;

- повысить трудовую и  производственную дисциплину всех  работников предприятия;

- вовлекать в соревнование  за повышение качества продукции  всех работников предприятия;

- сократить потери от  брака и рекламации, повысить  производительность труда.

Львовская СБТ, так же как  и саратовская система БИП, заключалась  в том, что она распространялась главным образом на стадию изготовления продукции. Известны попытки применения принципов бездефектного труда  в научно-исследовательских и  проектно-конструкторских организациях, однако широкое применение СБТ получила на промышленных предприятиях для оценки и стимулирования качества исполнительского (не творческого) труда.

Информация о работе Организация системы управления качеством в российских организациях на примере Авиакомпании «Трансаэро»