Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 07:50, дипломная работа
Целью дипломного проекта является оценка управления качеством авиакомпании «Трансаэро».
В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:
- рассмотрение теоретических основ управления качеством деятельности компании;
- проведение анализа управления качеством компании;
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления качеством продукции
1.1 Основные понятия и категории управления качеством
1.2 Основные этапы развития систем качества
1.3 Разработка системного подхода к управлению качеством продукции на отечественных предприятиях
1.4 Методы организации контроля качества продукции
Глава 2. Анализ организации управления качеством деятельности авиакомпании «Трансаэро».
2.1 Деятельность и основные направления авиакомпании «Трансаэро».
2.2 Исследование системы качества и проблемы авиакомпании.
Заключение
Список литературы
4. Четвертая звезда
В 70-80 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества:
стандарты ИСО 9000 (1987 г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества:
МС 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества";
МС 9001 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании";
МС 9002 "Системы качества, Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";
МС 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях";
МС 9004 "Общее руководство
качеством и элементы системы
качества. Руководящие указания",
а также терминологический
В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004-1,2,3,4, большее внимание уделив в нем вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.
5. Пятая звезда
В 90-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИС014000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.
Сертификация систем качества
на соответствие стандартам ИСО 14000 становится
не менее популярной, чем на соответствие
стандартам ИСО 9000. Существенно возросло
влияние гуманистической
Так в автомобильной промышленности был сделан свой важный шаг.
Большая тройка американских автомобильных компаний разработала в 1990 г. (1994 г. - вторая редакция) стандарт OS-9000 "Требования к системам качества". И хотя он базируется на стандарте ИСО 9001, его требования усилены отраслевыми (автомобилестроительными), а также индивидуальными требованиями каждого из членов Большой тройки и еще пяти крупнейших производителей грузовиков. Внедрение стандартов ИСО 14000 и OS-9000, а также методов самооценки по моделям Европейской премии по качеству - это главное достижение этапа, характеризуемого пятой звездой.
1.3 Разработка
системного подхода к
Движение за улучшение
качества продукции в России существовало
с периода проведения индустриализации.
С течением времени становилось
ясно, что устойчивого
Таблица 3 Классификация факторов, оказывающих влияние на качество продукции
ФАКТОРЫ |
||||
ТЕХНИЧЕСКИЕ |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ |
СОЦИАЛЬНЫЕ |
|
* вид изготавливаемой продукции и серийность ее производства, * состояние технической документации, * качество технологического оборудования, оснастки, инструмента, * состояние испытательного оборудования, * качество средств измерения и контроля, * качество исходных материалов, сырья, комплектующих изделий |
* обеспеченность материалами, сырьем и т д ; * техническое обслуживание оборудования, оснастки и т.п * планомерность и ритмичность работы, * организация работ с поставщиками, * организация информационного обеспечения, * научная организация труда, культура производства, * организация питания и отдыха |
* форма оплаты труда и величина зарплаты, * премирование за * удержание за брак; * соотношение между КП, себестоимостью и ценой; * организация и проведение хоз. расчета |
* состояние воспитательной работы, * подбор, расстановка кадров и перемещение кадров, * организация учебы и повышения квалификации, * организация и проведение соц соревнования, * взаимоотношения в коллективе, * жилищно-бытовые условия; * организация отдыха в нерабочее время |
|
Факторы, влияющие на качество продукции, укрупненно могут быть представлены тремя блоками: качество производимой продукции зависит от внутренних (внутрифирменных) обстоятельств, человеческого фактора и внешних условий.
Проследим шаг за шагом последовательность воплощения системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции в отечественной практике.
В сжатой форме отечественный опыт управления качеством продукции можно представить в виде таблицы 4.
Таблица 4 Эволюция систем качества
Название системы |
Дата и место создания |
Основная суть системы |
Критерий управления |
Объект управления |
Область применения |
|
1 БИП |
1955г Саратов |
Строгое выполнение технологических операций |
Единичный: соответствие качества результата
труда требованиям НТД |
Качество труда |
Производство |
|
2 СБТ |
1961г Львов |
Высокий уровень выполнения операций всеми работниками |
Единичный: соответствие качества результата труда установленным требованиям. Обобщенный: коэффициент качества труда |
Качество индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей |
Любая стадия жизненного цикла продукции |
|
3 КАНАРСПИ |
1958г Горький |
Высокий уровень конструкции и технологической подготовки производства |
Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям |
Качество изделия и качество труда коллектива |
Проектирование + технологическая подготовка производства |
|
4 НОРМ |
1964г Ярославль |
Повышение технического уровня и качества изделий |
Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании |
Качество изделия и качество труда коллектива |
Весь жизненный цикл продукции |
|
5 КСУКП |
1975г Львов |
Управление качеством на базе стандартизации |
Соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники |
Качество изделия и качество труда коллектива |
Весь жизненный цикл продукции |
|
6 КСУКП и ЭИР кспэп |
1980г Днепропетровск Краснодар |
Управление качеством продукции и эффективностью производства |
Эффективность производства, достигаемая за счет повышения качества |
Качество продукции, экономические показатели предприятия |
Весь жизненный цикл продукции |
|
Условные обозначения систем:
БИП - бездефектное изготовление продукции;
СБТ - система бездефектного труда;
КАНАРСПИ - качество, надежность, ресурс с первых изделий;
НОРМ - научная организация работ по повышению моторесурса двигателей;
КСУКП -- комплексная система управления качеством продукции;
КСУКП и ЭИР -- комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов;
КСПЭП -- комплексная система повышения эффективности производства.
Системы БИП, СБТ, КАПАРСПИИ и НОРМ были разработаны и внедрены на отдельных предприятиях оборонной, автомобильной и других отраслей народного хозяйства (прежде всего машиностроения). Системы КСУКП, КСПЭП и КСУКПиЭИР были разработаны ВНИИ стандартизации.
1. В 1950-е годы получила распространение саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (БИП)
Цель системы -- создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации.
Основным критерием, применяемым
для количественной оценки качества
труда рабочего, явился процент сдачи
продукции с первого
От процента сдачи продукции с первого предъявления зависело по определенной шкале материальное и моральное стимулирование исполнителя.
Внедрение системы БИП позволило:
- обеспечить строгое выполнение технологических операций;
- повысить персональную
ответственность рабочих за
- более эффективно использовать
моральное и материальное
- создать предпосылки
для широкого развертывания
Моральное стимулирование привело к появлению званий «Мастер золотые руки», «Отличник качества» и др. Со временем изменились функции ОТК -- контроль велся выборочно, а в основе стал самоконтроль. Именно последний выявил дефекты, не зависящие от рабочего, что привело к проведению среди руководства «Дней качества» и созданию постоянно действующих комиссий по качеству. На ряде предприятий процент сдачи с первого предъявления партий продукции был заменен на процент числа рабочих дней без брака от общего числа рабочих дней.
Вместе с тем система
БИП имела ограниченную сферу
действия, она распространялась только
на рабочих цехов основного
Система работала но принципу «есть дефект -- нет дефекта», не учитывая многообразие недостатков и различную степень их влияния на качество выпускаемой предприятием продукции.
В принципе БИП воплотилась в зарубежных программах «ноль дефектов» и сохранилась во всех отечественных. Более того, когда отмечалось десятилетие КСУКП, то она была зарегистрирована только на 30 тыс. предприятиях, а БИП к этому времени -- на 60 тыс.
Принцип БИП, распространенный затем на функциональные подразделения завода и цеха, на НИИ и КБ, лег в основу системы бездефектного труда -- СБТ.
2. Львовский вариант саратовской системы -- система бездефектного труда (СБТ) впервые разработана и внедрена на Львовском заводе телеграфной аппаратуры и некоторых других предприятиях г. Львова в начале 60-х годов.
Цель системы -- обеспечить выпуск продукции отличного качества, высокой надежности и долговечности путем повышения ответственности и стимулирования каждого работника предприятия и производственных коллективов за результаты их труда.
Основным критерием, характеризующим
качество труда и определяющим размер
материального поощрения, является
коэффициент качества труда, который
вычисляется для каждого
Внедрение СБТ позволило:
- количественно оценить
качество труда каждого
- повысить заинтересованность
и ответственность каждого
- повысить трудовую и
производственную дисциплину
- вовлекать в соревнование
за повышение качества
- сократить потери от брака и рекламации, повысить производительность труда.
Львовская СБТ, так же как
и саратовская система БИП, заключалась
в том, что она распространялась
главным образом на стадию изготовления
продукции. Известны попытки применения
принципов бездефектного труда
в научно-исследовательских и
проектно-конструкторских