Основные направления повышения эффективности управления фирмой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2012 в 08:36, дипломная работа

Описание

Цель работы: разработка направлений повышения эффективности управления предприятием на примере ООО «Пластика».
Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
1. Раскрыть сущностную характеристику эффективного управления предприятием: понятие, признаки управленческой деятельности.
2. Выявить подходы и основные критерии эффективности управления предприятием.
3. Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Пластика».
4. Провести анализ эффективности управления предприятием на примере ООО «Пластика».
5. Разработать мероприятия по повышению эффективности управления предприятием на примере ООО «Пластика».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к эффективному управлению предприятием
1.1. Суть управленческой деятельности и общие факторы работы руководителей
1.2. Подходы к успешному управлению предприятием
1.3. Критерии и показатели эффективности управления
Глава 2. Анализ эффективности управления на ООО «ПЛАСТИКА»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ системы управления предприятием
2.3. Оценка эффективности управления предприятием
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности управления на ООО «Пластика»
3.1. Реформирование организационной структуры управления предприятием
3.2. Развитие системы автоматизации управления
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 854.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

 

 

 

 

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к эффективному управлению предприятием

1.1. Суть управленческой деятельности и общие факторы работы руководителей

1.2. Подходы к успешному управлению предприятием

1.3. Критерии и показатели эффективности управления

Глава 2. Анализ эффективности управления на ООО «ПЛАСТИКА»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Анализ системы управления предприятием

2.3. Оценка эффективности управления предприятием

Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности управления на ООО «Пластика»

3.1. Реформирование организационной структуры управления предприятием

3.2. Развитие системы автоматизации управления

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современные условия хозяйствования, характеризующиеся ориентацией экономики страны на рыночные отношения, требуют от руководства предприятий оперативного реагирования на изменение спроса, подчинения производства потребностям рынка. Необходимость реализации связанных с этим проблем требует решения комплекса задач, одной из которых является повышение эффективности управленческой деятельности.

Система управления предприятием решает достаточно широкий круг задач, связанный со стратегическими изменениями, организацией и обновлением производства, разработкой альтернативных стратегий развития и обеспечения конкурентоспособного хозяйствования, снижения издержек. Одновременно решаются проблемы совершенствования системы управления персоналом, маркетинговой деятельности и другие, обеспечивающие повышение эффективности деятельности предприятия в долгосрочной и краткосрочной перспективе.

Решение этих проблем требует, с одной стороны, ориентации мышления и поведения предпринимателей на будущее, его стратегической компетенции и осознания необходимости изменений, а с другой, — прагматического подхода, определяемого интеграционными процессами в деятельности предприятия и ориентации его на конкретный результат.

Актуальность работы определяется тем, что без качественно организованной системы управления ни одна организация не будет нормально функционировать, а без периодически проводимых мероприятий, направленных на повышение эффективности системы управления, даже конкурентоспособное и прибыльное в настоящий момент предприятие, в долгосрочной перспективе может проиграть своим конкурентам и оказаться убыточным.

Актуальность работы подтверждается еще и тем, что на данный момент в России наблюдается рост и развитие производства, это ведет за собой повышение требований к персоналу фирм и предприятий, к организации правильной политики в области управления предприятием, к большому спросу на менеджеров по управлению, и маленькому, по сравнению со спросом, предложению на рынке труда, специалистов высокого класса.

Степень проработанности проблемы. В течение продолжительного времени внимание исследователей привлекает проблематика совершенствования управления предприятиями и организациями, функционирующими в динамичной конкурентной среде. Значительный вклад в формирование данного научного направления внесли такие исследователи как Р.Акофф, П.Дракер, Г.Минтцберг Д.Нортон, Г.С.Поспелов и другие. Однако, не вызывает сомнений необходимость дальнейшего развития уже сформулированных положений, их обобщения и увязки с уже общепризнанными в научной практике методами и средствами решения практических задач.

Цель работы: разработка направлений повышения эффективности управления предприятием на примере ООО «Пластика».

Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:

1.        Раскрыть сущностную характеристику эффективного управления предприятием: понятие, признаки управленческой деятельности.

2.        Выявить подходы и основные критерии эффективности управления предприятием.

3.        Дать организационно-экономическую характеристику ООО «Пластика».

4.        Провести анализ эффективности управления предприятием на примере ООО «Пластика».

5.        Разработать мероприятия по повышению эффективности управления предприятием на примере ООО «Пластика».

Объект исследования: ООО «Пластика».

Предмет исследования: процесс управления предприятием.

При написании дипломной работы были использованы учебно-методические пособия отечественных авторов, представляющие развернутую методику анализа управления предприятием и позволяющие наиболее комплексно раскрыть основные теоретические положения по повышению ее эффективности. Кроме того, использовалась статистическая отчетность исследуемого предприятия, финансовая часть бизнес-плана, законодательные акты по исчислению и уплате налогов (НДС, косвенных налогов).

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения списка использованных источников и литературы, приложений. Первая глава теоретическая. Она раскрывает сущность управления предприятием, подходы к успешному управлению предприятием, показатели эффективности управления предприятием. Вторая глава практическая. В ней представлена краткая характеристика деятельности исследуемого объекта, анализируется состояние управления, выделяются соответствующие проблемы. И, наконец, третья глава проектная. В ней представлены конкретные практические предложения по повышению эффективности управления на анализируемом предприятии.

 

103

 



 

Глава 1. Теоретические подходы к эффективному управлению предприятием

 

1.1. Суть управленческой деятельности и общие факторы работы руководителей

 

Предприятие, как известно, представляет собой комплекс динамически взаимодействующих элементов разнообразной природы, то есть относиться к классу объектов, обозначаемых как сложные системы. Сложные системы характеризуются значительной неопределенностью как структурной, так и параметрической. Многообразие состояний таких систем требует значительных затрат на обеспечение эффективного управления в силу известного закона необходимого разнообразия. При этом возникает неизбежное противоречие между необходимостью создать условия для принятия своевременного и адекватного управленческого решения и ограниченностью ресурсов, которые могут быть направлены на подготовку решения и, в общем случае, на создание необходимой инфраструктуры, позволяющей сформировать такое решение.

Предприятие независимо от отраслевой принадлежности, номенклатуры производимой продукции и масштабов производства может быть представлено в различных аспектах. В зависимости от принятой за основу экономической парадигмы анализа и применяемого подхода к описанию предприятия аспекты могут варьироваться от анализа финансовой устойчивости предприятия до исследования экономических аспектов технологической базы производства. При этом главной задачей анализа является сохранение взаимосвязи и, если возможно, единства, а также полноты представления различных аспектов.

Одним из возможных представлений модели структуры сложной производственной системы является структура контура управления, который представляет собой набор функций и отношений.[1] Структурные элементы контура — это общие функции управления: учет и анализ; прогнозирование; планирование; принятие решения; реализация решения.

Приступая к рассмотрению сути управленческой деятельности и определению общих факторов в работе менеджеров, следует, прежде всего, определить, кто такие менеджеры. Менеджером будем называть члена организации, который объединяет и координирует работу других ее членов для достижения, желаемого результата. Это определение соответствует современному подходу к управленческой деятельности. Оно может быть отнесено к управлению организацией в целом, управлению конкретным подразделением или отдельным сотрудником в организации, определяя, прежде всего, ответственность менеджера за координацию деятельности коллектива или отдельного работника при решении конкретных задач для достижения целей организации. При этом следует иметь в виду, что менеджеры могут выполнять в организации и другую работу (иметь и другие обязанности) в дополнение к управленческим функциям.

Также как и организациям, менеджерам присущи общие характеристики. Однако общие характеристики руководителей всех организаций менее очевидны, чем различия в их работе. Но существуют, по крайней мере, несколько специфических характеристик управленческой деятельности, общих для всех руководителей, которые определяют отличительные особенности этой деятельности независимо от вида организации. Такими характеристиками являются: суть управленческой деятельности; роли руководителя; управленческие функции и уровни управления.

Управленческую деятельность можно представить как процесс координирования и целенаправленной интеграции деятельности других людей на обеспечение эффективности и результативности деятельности организации. Вопросы обеспечения эффективности и результативности деятельности организации и управления ею рассматриваются в других разделах книги. Целью рассмотрения в настоящей главе является содержание и общие (отличительные) характеристики управленческой деятельности.[2]

Описание содержания управленческой деятельности в целом представляет сложную задачу из-за ее большого разнообразия. Для обеспечения этой задачи можно воспользоваться выполненными исследованиями ряда авторов и специальными классификационными схемами для описания работы менеджеров. Для описания сути управленческой работы полезно также использовать известные подходы к этой деятельности с позиций определения функций и процессов управления, систем и способов управления в различных ситуациях, необходимых навыков управленческой деятельности.

Исследования управленческой деятельности показали, что эта деятельность по своей сути очень сильно отличается от неуправленческой работы. Американский исследователь Минцберг, выполнивший исследования по изучению труда руководителей высшего звена и обобщивший свои более ранние исследования, в качестве отличительной особенности труда руководителей отметил большое разнообразие конкретно выполняемой ими работы, на которую во многих случаях они затрачивали мало времени, а также необходимость и умение принимать решения по фрагментам проблем. Выводы американского ученого подтверждает практика менеджмента.

С учетом этого можно утверждать, что суть управленческой деятельности определяют: большое разнообразие конкретно выполняемой руководителем работы, ее кратковременность и фрагментарность. Именно эти качества (разнообразие, кратковременность и фрагментарность) являются отличительной характеристикой управленческой деятельности. Минцберг также определил роли руководителей, которые определяют их поведение в организации.

Роли руководителя являются набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретной организации и конкретной должности, которые должен играть руководитель в конкретной ситуации. При этом отдельная личность может влиять на характер исполнения конкретной роли, но не на ее содержание. Минцберг выделяет 10 ролей, которые выполняют руководители в различные периоды управления и в разной степени применительно к специфике и масштабам организации, а также занимаемой ими должности.[3] Эти роли объединены в три группы: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Все роли руководителя взаимосвязаны и взаимодействуют между собой для создания единого представления о его поведении в организации.

Межличностные роли, называемые также ролевыми установками, определяют поведение менеджера как главы (главного руководителя) и связующего звена при выполнении работы, связанной с людьми в организации и вне ее. Информационные роли (ролевые установки) всех менеджеров включают функции принимающего (приемника) и распределяющего (распределителя) информацию, связанные с получением, сбором и распространением информации, а также представителя организации при представлением ее во внешней среде. Роли (ролевые установки), связанные с принятием решений, определяют поведение менеджеров как предпринимателя, устраняющего нарушения в работе организации, распределителя ресурсов в организации для достижения ее целей и ведущего переговоры для достижения выгоды и устранения препятствий в достижении успеха организации. Примерное содержание ролей, выделенных Минцбергом, приведено в таблице 1.

Таблица 1.1

Роли руководителя (по определению Минцберга)

Роль

Описание

Характер деятельности

Межличностные роли

Главный руководитель

Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера

Церемониал, действия, обязываемые положением, ходатайства

Лидер

Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку и связанные с этим обязанности

Фактически все управленческие действия с участием подчиненных

Связующее звено

Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних кон тактов и источников информации, которые представляют ин формацию и оказывают услуги

Переписка, участие в со вещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами

Информация о работе Основные направления повышения эффективности управления фирмой