Основные направления совершенствования стиля руководства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ стилей руководства и поиск путей их совершенствования.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Изучение теоретического материала по теме «стили руководства».
2. Выявление критериев оценки эффективности труда руководителя и её влияние на результаты деятельности организации.
3. Влияние стиля руководства на эффективность деятельности предприятия
Объектом исследования работы стали управленческие отношения, взаимодействие руководителя с подчинёнными на примере деятельности конкретного предприятия.

Содержание

Введение
1 Стиль управления и его роль в деятельности предприятия
Роль руководителя в деятельности предприятия
Сущность и классификация стилей управления
2 Анализ стилей руководства на предприятии
2.1 Организационно – экономическая характеристика и анализ результатов торгово – хозяйственной деятельности «Магазин Патриот»
2.2 Анализ стиля управления предприятием
3. Основные направления совершенствования стиля руководства на предприятии
Заключение
Список использованных источников литератур

Работа состоит из  1 файл

стили.docx

— 91.07 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Стиль  управления и его роль в  деятельности предприятия

    1. Роль руководителя в деятельности предприятия
    2. Сущность и классификация стилей управления

2 Анализ  стилей руководства на предприятии

2.1 Организационно  – экономическая характеристика  и анализ результатов торгово  – хозяйственной деятельности  «Магазин Патриот»

2.2 Анализ  стиля управления предприятием

3. Основные  направления совершенствования  стиля руководства на предприятии

Заключение

Список  использованных источников литератур

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им, главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей  с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. ТЕЙЛОРА. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.

Вопрос выбора эффективного стиля  руководства особенно остро стал в последние годы. Возникшие на рубеже 70-80-х годов застойные явления  в общественном производстве самым  непосредственным образом были связаны  с серьезными изъянами в управлении и, прежде всего в работе с кадрами.

Сейчас создаются новые, исключительно благоприятные возможности для становления высокорезультативного стиля руководства, что до недавнего времени сдерживалось, в частности, слабостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.

Целью работы является анализ стилей руководства и поиск путей  их совершенствования.

Достижение поставленной цели требует решения следующих  задач:

1. Изучение теоретического  материала по теме «стили руководства».

2. Выявление критериев  оценки эффективности труда руководителя  и её влияние на результаты  деятельности организации.

3. Влияние стиля руководства  на эффективность деятельности  предприятия

Объектом исследования работы стали управленческие отношения, взаимодействие руководителя с подчинёнными на примере деятельности конкретного  предприятия.

Предметом исследования является теоретический и практический материал по теме, деятельность «Магазин Патриот».

Практическая значимость результатов исследования заключается  в том, что они позволяют оценить  стиль руководства и эффективность  управленческой деятельности, как с  психологической, так и социально-экономической  сторон, а также определить влияние  стиля руководства на эффективность  деятельности организации в целом.

Выбор стиля управления, который стоит осуществить, влияет не только на эффективность деятельности организации в целом, но и на социально-психологический  климат в коллективе. Изучение теоретического материала позволило определить особенность каждого стиля, выявить  их достоинства и недостатки, возможность  применения в том или ином случае.

 

1. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ И  ЕГО РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


 

1.1 Роль руководителя  в деятельности предприятия

 

Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от руководителя, от его способностей. Эффективность  управления – в широком смысле - соотношение результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на управление или полных затрат организаций, предприятий; в узком смысле - соотношение  результатов деятельности органов, подразделений, работников управления (количества принятых решений, расчетов и т.п.) и затрат на их достижение. [23]

Существует три вида эффективности:

Экономическая – соотношение экономических  результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на их достижение.

Социальная – соотношение социальных результатов деятельности организаций, предприятий и затрат на их достижение.

Социально-экономическая – соотношение  экономических и социальных результатов  деятельности организации, предприятий  и затрат на их достижение.

Основным показателем эффективности  труда руководителя как организатора и воспитателя является результаты труда коллектива в целом и  каждого члена в отдельности. Они измеряются различными производственно- экономическими показателями, на которые  сказывают влияние технические, экономические и организационные  решения. При характеристике эффективности работы руководителя нельзя ограничиваться только производственно- экономическими показателями труда. Нужно учитывать и тот комплекс показателей жизнедеятельности коллектива, на который оказывает влияние руководитель. Эти показатели выражаются через социально- психологические факторы. Таким образом, результатом эффективности работы руководителя являются производственно- экономические и социально- психологические показатели. [16]

К социально-психологическим показателям, характеризующим деятельность руководителя, можно отнести такие, как: совпадение формального и неформального лидера, сплоченность (психологическая совместимость) коллектива, психологический климат.

Эффективность управленческой деятельности зависит от способностей руководителя. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности – это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает  успешность выполнения некоторой деятельности.

Умение обеспечить положительную самоорганизацию управленческой системы. Руководителю предоставлено право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность этих решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителя. Сильный руководитель подбирает сильных подчинённых, слабый руководитель слабых. В первом случае можно говорить о положительной, а во втором – об отрицательной самоорганизации управленческой системы. Получается, что вред от слабого руководителя двойной: прямой – от малой эффективности его управленческой деятельности и косвенный, связанный с отрицательной самоорганизацией. Каждого руководителя и специалиста можно оценить по его деловым, профессиональным качествам только руководитель и специалист более высокой квалификации.

Умение улучшать функциональную расстановку  кадров. Сильный руководитель умеет  правильно оценить эффективность  деятельности подчинённых. Он старается  не привлекать слабых подчинённых к  решению сложных или важных вопросов, помогает им разобраться в «нестандартных»  ситуациях, опираясь на автократические  методы руководства.

Поскольку люди являются наиболее важным организационным ресурсом, руководитель организации должен уделять основную часть своего времени именно управлению людьми. К сожалению, так происходит далеко не во всех современных организациях. Это заметно снижает эффективность управления в организации в целом, поскольку руководители являются важнейшим инструментом претворения в жизнь методов управления, и недостаточное внимание с их стороны к этим вопросам трансформируются в низкое качество управления персоналом.

 

1.2 Сущность и классификация  стилей управления

 

Слово «стиль» греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а  позднее употреблялось в значении «почерк».

Одно из глубоких исследований стиля  в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее  определение : «стиль – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы  воздействия руководителя на коллектив».

В толковом словаре по управлению сказано «Стиль управления – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности».

Стиль руководства – это привычная  манера поведения руководителя по отношению  к подчинённым, чтобы оказать  на них влияние и побудить к  достижению стилей организации.

В современной литературе встречаются  множество определений стиля  управления. Есть в них что-нибудь общее? Общим в определениях стиля  управления является трактовка его  как способа воздействия руководителя на подчинённых. По этому, для нас  большой интерес представляют два  последних определения, так как  они более полно отражают понятие  стиля управления и охватывают содержание предыдущих определений.

Метод управления – это совокупность способов и приёмов целенаправленного воздействия руководителя на подчинённых и коллективы, обеспечивающих координацию их действия.

Здесь методы – это способы и  приёмы управления, существующие объективно, независимо от руководителя, обусловленные  достигнутым уровнем и потребностями  развития экономики. В отличие от этого, стиль руководства, хотя в  основе своей так же объективен, но всё же опосредуется индивидуальными  свойствами руководящего лица.

Стиль руководства является принадлежностью  любого аппарата управления. Различают  индивидуальный и общий стиль  руководства. Понятие стиля уместно  применить, прежде всего, применительно  к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстаёт как особая форма  сочетания производственной функции  руководителя с его функцией регулирования  личностных взаимоотношений между  членами подчинённого ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к  личности руководителя и оценивать  как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают  компоненты, формирующие присущий ему  стиль руководства. Компоненты эти  составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а между тем  стиль всегда имеет и общую  объективную основу.

К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:

  1. принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью;
  2. специфика психического склада руководителя (темперамент, характер);
  3. выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации;
  4. неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк»;
  5. индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя;
  6. уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.

Как видно, субъективные факторы зависят  от личности руководителя, а объективные  факторы формируются под влиянием окружающей среды. Объективно стиль  руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая как  закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

В общем, объективные слагаемые  стиля могут быть сведены к  следующим:

  1. Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры;
  2. Закономерности управления;
  3. Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности; [11, с. 96]
  4. Окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами);
  5. Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей);
  6. Уровень практики управления;
  7. Способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.

Указанные слагаемые стиля предопределяют особенности сочетания в деятельности руководителя производственной функции  и функции регулирования взаимоотношений  в коллективе, природу сложившихся  в ней традиций и приёмы общения, а тем самым и стиль работы.

Итак, стиль работы – это способ воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций. На стиль оказывают влияние личность руководителя, способы и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам.

Следующей важной задачей в теоретическом  описании стилей руководства является проблема их классификации.

Классификация (лат. Classic- разряд, facere- делать) особый случай применения логической операции деления объёма понятия, представляющий собой некоторую совокупность деления (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т.д.). Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности, обычно в качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов.

Информация о работе Основные направления совершенствования стиля руководства на предприятии