Основные направления совершенствования стиля руководства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ стилей руководства и поиск путей их совершенствования.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Изучение теоретического материала по теме «стили руководства».
2. Выявление критериев оценки эффективности труда руководителя и её влияние на результаты деятельности организации.
3. Влияние стиля руководства на эффективность деятельности предприятия
Объектом исследования работы стали управленческие отношения, взаимодействие руководителя с подчинёнными на примере деятельности конкретного предприятия.

Содержание

Введение
1 Стиль управления и его роль в деятельности предприятия
Роль руководителя в деятельности предприятия
Сущность и классификация стилей управления
2 Анализ стилей руководства на предприятии
2.1 Организационно – экономическая характеристика и анализ результатов торгово – хозяйственной деятельности «Магазин Патриот»
2.2 Анализ стиля управления предприятием
3. Основные направления совершенствования стиля руководства на предприятии
Заключение
Список использованных источников литератур

Работа состоит из  1 файл

стили.docx

— 91.07 Кб (Скачать документ)

 

2.2 Анализ стиля управления  предприятием

 

Каждый руководитель отличается собственным  индивидуальным стилем, индивидуальность стилей управления проявляется, прежде всего, в процессе общения руководителя с подчинёнными. Стиль Руководства  «Магазин Патриот» можно определить как демократичный. Подчинённым  предоставляется самостоятельность, соразмерно их квалификации и выполняемым  функциям, они широко привлекаются к подготовке и принятию решений. В «Магазин Патриот» поощряется инициатива и творческая активность. Руководитель «Магазин Патриот» с уважением относится  к сотрудникам, то есть общение на равных, старается помочь подчиненным  в возникающих вопросах, считается  с их мнением и советами.

Однако, на практике не встречается  стиля руководства в чистом виде, поэтому и для директора «Магазин Патриот» прослеживаются черты либерального и авторитарного стилей управления в зависимости от ситуации. В отношении  с подчинёнными можно было увидеть  черты либерального стиля - желание  всем помочь, понравиться, влияет на подчинённых  часто в форме просьб и путём удовлетворения их потребностей.

В последние годы, благодаря проводимым за рубежом опросам менеджеров удалось  выявить ряд характеристик, которыми необходимо обладать для ведения  дел в сфере бизнеса и менеджмента. Ими являются:

Широта взглядов и глобальный подход – характеристика, указывающая на важность наличия у руководителя широкого видения проблем, выходящих  за рамки задач фирмы. Данная особенность  менеджера предполагает преодоление  им узкого, технократического понимания  своих задач, формирование у него чувства ответственности не только за экономические, но и социальные, экологические, нравственные последствия  своей деятельности.

Долгосрочное предвидение –  противостоит скромности некоторых  руководителей ,что называется, зарываться в текущих проблемах и упускать из вида перспективу развития организации  в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, технологического прогресса открытия новых энергоносителей и т.д.

Решительность – твердость и  смелость в принятии решений. Очень  важная характеристика любого руководителя, так как отсутствие решительности, смелости может привести к тому, что решение будет принято  поздно или вообще не будет принято, что может сказаться отрицательно на предприятии.

Упорная работа и непрерывная учеба  – необходима, в связи с постоянным обновлением, пополнением законов, нормативных актов, с выходом  каких либо указов, приказов, постановлений  вышестоящих организаций.

Умение чётко формулировать  цели – один из способов повышения  мотивации людей к труду. Это  качество главным образом результат  самосовершенствования руководителя.

Готовность выслушивать мнения других, в особенности, когда эти  другие- подчинённые. Вместе с тем, демонстрация руководителем данного качества в отношении любого человека, включая подчинённого, означает удовлетворение важной социальной потребности последнего – потребности в уважении.

Беспристрастность, бескорыстие, лояльность. В беспристрастности руководителя кроется важный ресурс эффективности кадровой политики организации.

Способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью  правильной расстановки и справедливых санкций и создавать коллектив с гармоничной атмосферой в нём – «о качестве менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их в единое целое». А.Морита.

И, наконец, личное обаяние, и здоровье – у здорового человека, при  всем процессе больше шансов выглядеть  обаятельным человеком.

Умение правильно использовать своё время.

Директор «Магазин Патриот» обладает широтой взглядов и глобальным подходом к любому вопросу.

Однако директор не умеет четко  формулировать цели и задачи, стоящие  перед сотрудниками «Магазин Патриот». Ставя перед сотрудниками определённые задачи на аппаратных совещаниях, он часто  отклоняется от самой задачи, концентрирует  все внимание на важности её выполнения, а не на том, в чем состоит задача и как её выполнять это заставляет сотрудников повторно обращаться к  директору «Магазин Патриот» за уточнением задачи и снижает мотивацию к  труду.

Итак, определили стиль руководства  директора «Магазин Патриот», теперь попытаемся нарисовать его психологический  портрет.

Личность руководителя можно разложить  на три класса составляющих: биографии, характеристики, способности, черты  личности. В такой последовательности и рассмотрим каждый из названных  личностных «блоков».

Во-первых - это биографические характеристики, они включают в себя возраст, пол, социально-экономический статус и образование руководителя.

Директор «Магазин Патриот» немолодой  человек. В этом возрасте он имеет  уже достаточный опыт работы и  управления.

Очень важными характеристиками, как  для занятия менеджерской деятельностью, так и для успешного регулирования  в ней являются социальный статус и образование.

Директор «Магазин Патриот» вышел  из интеллигентной семьи, имеет высшее образование. Он постоянно стремиться пополнять свои знания по экономике  и менеджменту, изучая современную  литературу и посещая семинары.

Следующий блок личных качеств –  это способности. Они делятся  на общие и специальные.

К числу общих способностей относится  интеллект. Трудно дать оценку показателей  интеллекта директора, другое дело как  он используется в практической деятельности. Директор «Магазин Патриот» имеет большой  опыт работы и знаний своего дела, постоянно  пополняет их и применяет в  своей деятельности.

К специальным особенностям относятся  специальные умения, знания, компетентность, информированность. Директор «Магазин Патриот» в силу своего образования отлично разбирается в вопросах экономики, управления, формирования стратегии социально-экономического развития города, осуществлении прогнозно-аналитической деятельности, осуществлении кредитной политики, формирование доходной части бюджета города, в вопросах управления инвестиционными процессами в городе.

Для полноты психического портрета личности руководителя рассмотрим последний  личностный блок – черты личности руководителя. К их числу относится  доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надёжность в выполнении задания, независимость, общительность. Остановимся подробнее на каждой из этих перечисленных черт.

Первой является доминантность, что  в переводе с английского означает «господство», «преобладание», «влияние». Любому руководителю необходимо обладать этой чертой, иначе трудно представить, как можно эффективно управлять  людьми.

Данная черта характерна для  директора «Магазин Патриот». Это  человек, с богатым опытом работы, преклонного возраста, он стремится  к личной независимости, лидерству, ему присуще самоуважение, смелость, воля, неприятие слепого следования авторитетам.

Следующий в наборе личностных черт руководителя является уверенность  в себе. Директор «Магазин Патриот» уверен в себе, это проявляется, прежде всего, в том, что сотрудники «Магазин Патриот» уверены в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, является той «спиной», которая  вас прикроет. Это обеспечивает психологический  комфорт и повышает мотивацию  к выполнению задания.

Следующие две довольно- таки родственные  черты личности руководителя – эмоциональная  уравновешенность и стрессоустойчивость.

С эмоциональной уравновешенностью  довольно тесно соседствует стрессоустойчивость  личности. Хочется заметить, что  стрессоустойчивостью в наши дни не плохо бы обладать каждому человеку, а уж тем более руководителю.

Ещё одна рассматриваемая черта  личности руководителя – креативность, то есть способность к творческому  решению задач. Этой чертой обладает директор «Магазин Патриот», ему в  своей работе очень часто приходится сталкиваться с инновационной деятельностью, что требует от него проявления элементов  новизны, творчества, предрасположенности  влиянию времени. Он, так же, способен видеть элементы новизны, творчества в  деятельности других людей, в частности  подчинённых, и поддерживать их начинания.

Несомненно, важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации, в том числе при принятии ответственных решений, является самостоятельность. Как бы хороши ни были консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он должен принимать сам. И чем самостоятельнее ведёт себя руководитель в управленческом процессе, тем более проявляется его независимость, что не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег, если в нём содержится рациональное зерно.

Используя решетку GRID изучим опыт руководства и произведем анализ эффективности принятых менеджером управленческих решений. Действие руководителя осуществляются в двух основных измерениях (рис 3). Ось X – забота о производстве. Ось Y – забота о людях.

 

X


9


8

7

6


5

4

3

2

1


1 2 3 4 5 6 7 8 9Y

Рис.3 Таблица для определения типов управления.

 

Из таблице видно, что показатель 9.9 – высокий уровень заботы о  производстве синтезирован высоким  уровнем заботы о людях. В действиях  руководителя типа 9.9 преобладают демократические приемы и способы решения производственных и личных задач.

Если оценивать руководство  предприятия по приведенной схеме, то директор имеет показатель 3.9, что  характеризует его как человека, для которого основным является работа. Если же сравнивать его заместителя  по торговле, то он будет иметь показатель 6.5. Т. е. для этого человека основой  является нормальные взаимоотношения  в коллективе, которые приводят к  высокой производительности работников.

Одна из важнейших форм управленческой деятельности – это деловые совещания. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненным и руководителем, принимаются управленческие решения.

Совещание проходило в магазине перед рабочим днем. Повестка совещания  «Резервы увеличения товарооборота  и изучение спроса потребителей». На совещания присутствовали все работники  предприятия. Каждый высказывал свою точку  зрения указанных проблем и пути ее решения. Обсуждались вопросы и выявлялись причины по снижению покупательского спроса на товары.

По назначению совещание относилось к подведению итогов выборке выделенных фондов и оценивались его результаты. По периодичности к периодическим. По количеству участников: расширенное. По принадлежности к административным.

Совещание организовывалось следующим  образом: в начале подготовка (определялась целесообразность проведения совещания; состав участников; место проведения; подготовка участников совещания). Затем: проведение (продолжительность совещания; повестка дня; протокол совещания). В заключении принимались решения с последующим контролям за их выполнением.

На мой взгляд совещание проходило  в напряжённой ситуации т.к все  присутствующие находились в атмосфере  напряжения и недоброжелательности. Такое ощущение складывалось, что не решаются проблемы, а ищут виновных. Менеджер совещания обязан создавать деловую и в то же время раскрепощенную обстановку, в которой каждый чувствует себя раскованно. Задача совещания – решить проблему, а не найти виноватого. Поэтому свободное и откровенное изложение своих мыслей, а также непринуждённость сократят потери на совещании.

Ещё один момент такой, что не все  мнения учитываются. Нужно организовать порядок выступлений, при котором  очерёдность будет обратной авторитету и положению выступающего. Это связано с тем, что молодые сотрудники неохотно высказывают свою точку зрения, особенно тогда, когда она не совпадает с уже высказанным мнением руководителя более высокого ранга. Поэтому иногда неожиданные и нестандартные решения проблем, исходящие от молодых сотрудников, просто даже не обсуждаются. Взаимосвязь между людьми, предназначены для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы - это переговоры.

Переговоры проводятся следующим  образом: подготовка переговоров (это не только усвоение предмета переговоров, но и достаточное изучение проблемы, связанной с предметом контакта); проведение переговоров (это обмен мнениями);получение соглашений отвечающие интересам двух сторон); завершение переговоров (получение соглашений отвечающие интересам двух сторон); анализ итогов переговоров (это анализ результатов переговоров и принятие необходимых мер для их реализации).

 

Информация о работе Основные направления совершенствования стиля руководства на предприятии