Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:21, отчет по практике
Целью практики является ознакомление с различными аспектами организационно-правовой и управленческой деятельности ОАО «М.Видео».
Главная задача практики состоит в закреплении и углублении теоретических знаний с позиций практического применения по таким управленческим дисциплинам, как «Основы менеджмента», «Теория организации», «Исследование систем управления», «Организационное поведение», «Управленческие решения».
Введение ……………………………………………………………………3
Организационно-правовая концепция организации …………………4
1.1. Организационно-правовая форма ……………………………...4
1.2. Анализ видов деятельности организации ……………………….9
Социально-экономическая система управления ……………………19
Организационная структура управления ……………………………21
Тип организационной структуры управления………………..21
Принципы построения организационной структуры управления ……………………………………………………...24
Функции менеджмента ……………………………………………….25
Методы управления …………………………………………………..39
Мотивация трудовой деятельности персонала организации ………43
Стили руководства ……………………………………………………54
Заключение ……………………………………………………………….60
Список литературы …………………………………………………62
Приложения ………………………………………………………………63
№ п.п. |
Вопросы |
Количество ответов в процентах |
1 |
Ценности труда: |
|
2 |
Мотивы труда: |
8,0 |
Итак, на первом месте – выполнение работы как средства существования; второй приоритет получила в коллективе такая ценность работы, как средство общения с коллегами, что говорит о существенном значении социально – психологической составляющей работы.
Второй
приоритет получила такая ценность
в труде, как уверенность в
завтрашнем дне. Это обусловлено, по-видимому,
увеличивающейся в стране безработицей
и боязнью потерять работу. Третий
приоритет получил критерий –
работа, как основная ценность жизни
– 15,8 %. Это очень важный критерий,
который определяет внутреннюю мотивацию
работы, наиболее сильную и эффективную.
Если он низок, то этот критерий становится
показателем трудовой пассивности,
результатом отчужденности
Работа в нашей стране во многом потеряла престиж, перестала быть социально значимой. Вместе с тем, рыночные условия поднимают престиж труда, особенно на тех предприятиях, которые эффективно работают. И здесь следует помнить, что если в плановой экономике престиж труда упал до 10%, то теперь он составляет 15,8%. Представляется, что при хорошей адаптации компании «М.видео» к рынку (это можно уже констатировать как факт), более зрелой государственной политики и эффективной системе управления престиж труда будет возрастать.
Четвертый
приоритет был отдан
Ценности труда обуславливают и его соответствующие мотивы. Так, с ценностью труда как средства существования (69,5%) тесно связан мотив вознаграждения соразмерно труду (51,6%), который в целом по магазину ООО «М.видео Менеджмент» получил первый приоритет. Материальная заинтересованность, безусловно, является одним из основных общечеловеческих стимулов трудовой активности, однако срабатывает он далеко не всегда. Отдельные работники магазина ставят в разряд первостепенных ценностей – нужность и важность работы, возможности роста.
И здесь следует помнить, что удовлетворенность работников заработной платой зависит не столько от ее размеров, сколько от социальной справедливости в оплате труда. Но как раз в этом вопросе некоторые работники магазина ООО «М.видео Менеджмент» имеют претензии к администрации. На вопрос: «Считаете ли Вы, что существующая система оплаты труда справедлива?» 31% респондентов ответили: «Нет». Аналогичный ответ последовал и на другой вопрос: «Считаете ли Вы, что существующая система оплаты труда отражает весь объем выполненных работ, их сложность и качество?» 27% респондентов также ответили: «Нет».
Важным
фактором мотивации является
сознание нужности и важности
выполняемой работы. Он получил
второй приоритет. Это говорит
о важности социально–
Таблица 8
Значимость работы и требования
к ее организации
Вопросы |
В |
С |
Н |
И* |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Масштабы выполняемой работы: |
|||||
– принимает участие в решении задач организации; |
67 |
60 |
52 |
42 |
43,7 |
– принимает ли участие в решении задач секции; |
40 |
38 |
33 |
32 |
34,2 |
– выполняет лишь прямые обязанности. |
0,0 |
10 |
15 |
10 |
13,2 |
Гордитесь ли Вы своей работой? |
|||||
– да; |
100 |
40 |
36 |
35 |
45,7 |
– нет. |
0,0 |
60 |
65 |
64 |
54,3 |
Как правильно организовать работу? |
|||||
– чтобы требовала разнообразных навыков; |
67 |
10 |
7 |
15 |
14,5 |
– чтобы была простой в исполнении; |
0 |
20 |
11 |
13 |
20,2 |
– чтобы требовала самому принимать решения; |
63 |
0 |
21 |
17 |
22,9 |
– чтобы не требовала принятия самостоятельных решений; |
0 |
0 |
0 |
1 |
0,8 |
– чтобы был простой и доверительный контакт с руководителем; |
0 |
20 |
25 |
13 |
18,2 |
– чтобы не требовала контакта с руководителем; |
0 |
20 |
0 |
3 |
1,5 |
– чтобы обеспечивала возможность непрерывного обучения; |
0,0 |
5,6 |
2,6 |
12 |
9 |
– чтобы хватало имеющихся знаний; |
0,0 |
2,2 |
2,6 |
4,0 |
2,2 |
– чтобы была полезна и сама приносила удовольствие. |
50,0 |
32,6 |
44,7 |
40,0 |
45,5 |
* – представлены по уровням управления: В – высший, С – средний, Н – низовой, И – исполнитель. |
Степень участия в решении задач организации в целом (то есть наиболее важных) составляет 43,7%. При этом отчетливо просматривается закономерное снижение уровня участия в решении задач всей организации от высших к низшему звену управления и далее к исполнителям. Обратная закономерность просматривается в решении задач своих отделов. И, наконец, некоторая часть работников выполняет лишь прямые обязанности. Таких работников в среднем 13,2% и тоже прослеживается их увеличение от высшего звена управления к низшему и исполнителям.
Значимость работы характеризует и чувство гордости за свою работу (в среднем 45,7%). Среди управленцев магазина ООО «М.видео Менеджмент» рост чувства гордости прослеживается в направлении к высшему звену. Низкий уровень этого показателя, как правило, связан со сложностью финансово–экономического положения.
Очень тесно со значимостью работы связаны качество и уровень организации работы в восприятии самих руководителей и специалистов. С целью выявления такой оценки респондентам было предложено ответить на четыре противоположных вопроса (см. табл. 9).
Первая
пара вопросов: что лучше, чтобы работа
требовала разнообразных
Вторая пара вопросов: какой работе отдается предпочтение - требующей или не требующей принятия самостоятельных решений. Опрос показал, что значительное предпочтение отдается работе, требующей самостоятельных решений (22,9%). Заведующие секциями магазина ООО «М.Видео Менеджмент» хотят сами принимать решения и нести ответственность за них. Это очень важно знать и учитывать руководству компании.
Таблица 9
Развернутое содержание оцениваемых показателей
№ |
Оцениваемые показатели |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1. |
Требования к состоянию |
– умение переносить |
2. |
Требования в области |
– четкая способность к наблюдению, способность различать запахи и вкусы, т.е. хорошее состояние органов чувств, умение визуально определить вес и качество товара. |
3. |
Требования к знаниям и |
– умение хорошо |
4. |
Требования психологически – эмоционального характера |
– умение быть одинаково
внимательным в течение |
5. |
Требования к характеру |
– спокойный доброжелательный
характер, готовность к общению
с огромным количеством людей
разных типов, вежливость, стремление
к сохранению порядка, чистоты
на рабочем месте, наличие |
Третья пара вопросов касается взаимоотношений с руководителями. Респондентам предлагается выбрать работу, которая требует простого контакта с руководителями либо не требует такого контакта. Руководители и специалисты отдали предпочтение первому варианту 18,2%. Потребность в доверительном контакте с руководителем связана не только с ожиданием помощи и поддержки руководителя, но и с оценкой качества выполняемой работы.
Четвертая пара вопросов характеризует связь работы с обучением и повышением квалификации или же не требующую дополнительных знаний. Руководители среднего звена магазина и исполнители отдали предпочтение первому варианту в соответствии 5,6-12%. Здесь действует мотив содержательности работы, требующей непрерывного повышения знаний и роста самого работника.
Девятый вопрос касался полезности работы и высокой содержательности, чтобы она приносила удовлетворение работнику. Такое требование поддержали 45,5% опрошенных работников магазина ООО «М.видео Менеджмент».
Таким образом,
если рассмотреть пять направлений
совершенствования
1. Работа
должна быть значимой и
2. Позволять
сотруднику самостоятельно
3.Осуществить
обеспечение простого и
4. Требовать
разнообразных знаний и
Следующим этапом социологического исследования был анализ мотивов труда, определяемых руководителем. Где с третьего по шестой приоритеты отданы мотивам труда, так или иначе связанным с руководителем торговой организации. Третий приоритет отдан высокому доверию руководителя (29,2%); четвертый – четко поставленным целям (23,2%); пятый – возможности роста (21,8%) и шестой – возможности учиться и совершенствоваться (11,6%).
Взаимодействие с руководителем имеет для подчиненного очень важное значение. Вовлеченность личности в работу всегда опосредовано тем, как руководитель относится к работникам. Если он видит в них только исполнителей, подчеркивая при этом, что они обязаны подчиняться его распоряжениям, и мало считается с их мнением, то они быстро охладевают к работе. Если же он видит в них партнеров по совместной работе и подчеркивает при этом важность личного вклада каждого в эту работу и проявляет постоянное внимание к мнениям, то работники отвечают заинтересованностью в выполнении работ. Что по этому направлению показало наше исследование, представлено в табл. 10.
Таблица 10
Взаимоотношения с руководителем (в % к числу опрошенных)
№ |
Вопросы |
Средний бал ответа |
1. |
Устраивают ли Вас отношения с начальником: |
|
– да; |
89 | |
– нет. |
11 | |
2. |
Что Вас не устраивает в начальнике: |
|
– недостаточный уровень |
3,1 | |
– нет взаимопонимания; |
5,3 | |
– жесткий контроль со стороны начальника; |
12,3 | |
– нет доверия к подчиненным; |
20,1 | |
– не умеет слушать; |
9,5 | |
– не умеет учитывать интересы подчиненных; |
18,6 | |
– не рассматривает вопросы карьеры; |
14,6 | |
– не рассматривает вопросы |
15,1 | |
3. |
Ваши беседы с руководителем проходят: |
|
– по плану; |
54,2 | |
– случайно. |
76,2 | |
4. |
Вопросы, обсуждаемые с руководителем: |
|
– производственные; |
76,5 | |
– стратегия развития; |
24,0 | |
– планы Вашей работы; |
31,3 | |
– оценку Вашей деятельности; |
15,8 | |
– Ваши личные планы; |
10,1 | |
– Вашу карьеру. |
3,9 | |
– социальную поддержку. |
12,5 | |
5. |
Правильно ли оценивает руководитель Ваш вклад в работу: |
|
– да; |
39,7 | |
– нет; |
14,0 | |
– затрудняюсь ответить. |
52,8 | |
6. |
Гордитесь ли Вы своим руководителем: |
|
– да; |
86,74 | |
– нет. |
13,26 |