Планирование деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание

Цель работы: проведение всестороннего анализа процесса планирования деятельности организации и разработка рекомендаций по совершенствованию системы планирования на примере кафе "Helena".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАИЯ………………………………………..4

1.1. Основные принципы планирования………………………………………...4

1.2. Предплановый прогноз ………………………………………………………5

1.3. Бюджетный и балансовый методы разработки планов…………………..9

1.4. Нормативный метод планирования……………………………………….11

1.5. Графические методы планирования………………………………………13

1.6. Математические методы планирования…………………………………16

ГЛАВА 2 ВИДЫ ПЛАНОВ……………………………………………………....17

2.1. Перспективные и стратегические планы………………………………....17

2.2. Целевые комплексные программы……………………………………...…20

2.3. Бизнес-план ………………………………………………...…...22

ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРИСТИКА КАФЕ "HELENA"………………………...…..26

3.1 Характеристика системы планирования кафе "Helena"…………...…...27

3.2 Анализ факторов внутренней среды кафе "Helena"……………………...27

3.3 Изучение факторов внешней среды кафе "Helena"……………………....30

3.4 SWOT-анализ как основа стратегического планирования ……………31

3.5 Рекомендации по совершенствованию системы планирования……...33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...38

ИНТЕРНЕТ……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 107.70 Кб (Скачать документ)
  1. определение потребностей в прогнозе, его цели;
  2. уточнение характеристик объекта прогнозирования;
  3. установление и анализ активных факторов прогнозного фона;
  4. формирование информационной базы;
  5. выбор моделей и методов прогноза;
  6. формулировка и оценка вариантов:
  1. разработка рекомендаций по принятию решений. Рассмотрим классификацию методов прогнозирования.

С точки  зрения сложности они бывают простыми и комплексными.

По характеру используемой информации их можно разделить на:

  • фактографические (базируются на сведениях о прошлом и настоящем объекта);
  • опережающие (основываются на анализе динамики открытий, изобретений, патентов).

По способу обработки и анализа прогнозной информации выделяют:

1) статистические методы:

  • построение и анализ динамических рядов (последовательного множества показателей во времени);
  • экстраполяция;
  • регрессионное моделирование (решение уравнений, позволяющих находить значения переменных и оценивать их влияние на искомую величину).

2) логические методы:

  • аналогия (установление подобия между объектами, позволяющего на основе знания поведения одного прогнозировать поведение другого);
  • построение параметрических рядов;
  • морфология (оценка вариантов сочетаний различных факторов);
  • матричные модели
  • причинно-следственный анализ

В настоящее  время существует более 150 методов  прогнозирования, но в целом они  крайне субъективны и ни один не универсален. Поэтому прогнозы дополняются определенными допущениями о том, что развитие ситуации будет происходить именно так, а не иначе. Когда материала для определенных выводов недостаточно, допущения используются в качестве самостоятельного инструмента прогнозирования. Прогнозирование может основываться как на использовании различных формализованных моделей (поисковое), так и на творческом предвидении. В основе поискового прогнозирования лежит изучение поведения объекта в настоящем и прошлом (ретроспекция) за период основания прогноза, т. е. промежутка времени, на базе которого строится упреждение. Это позволяет (при условии сохранения существующих тенденций) описать предполагаемую картину будущего состояния системы в рамках срока (горизонта) прогнозирования. При этом используются методы экстраполяции и математического моделирования, составляющие суть генетического подхода к прогнозированию.

Экстраполяция, или проекция в будущее, предполагает автоматическое перенесение в него существовавших в прошлом тенденций развития (темпов и направленности роста производства, доли фирмы на рынке и др.). Но такой метод пригоден только для стабильных условий, которые в течение срока действия прогноза меняться не должны, и требует изучения ситуации не менее чем за десятилетие. Если будущее ожидается не очень стабильным, но при этом причинно-следственные связи между событиями все же просматриваются, для прогнозирования используются сложные математические модели.

Подробное описание последовательных событий  с определенной степенью вероятности ведущих к предсказанному состоянию объекта или возможным последствиям сделанного выбора получило название прогнозного сценария. Сценарий исходит из гипотетического состояния объекта и четко сформулированных допущений. Он составляется от прошлого к будущему и от будущего к прошлому и показывает, как из существующей ситуации можно шаг за шагом перейти к желаемому состоянию объекта. Поэтому сценарий должен быть логичным и внутренне целостным.

Этапами составления сценария являются:

  1. структуризация информации;
  2. определение критических точек среды бизнеса;
  3. описание показателей желаемого состояния объекта;
  4. формулировка вариантов их достижения;

  5) сопоставление вариантов с намеченными показателями и их корректировка 
с учетом непредвиденных событий;

6) выбор окончательного варианта.

  Многовариантность прогнозов предполагает составление  двух-трех вариантов сценария:

  • оптимистичного, в надежде на благоприятные условия;
  • реалистичного, исходящего из средних условий;
  • пессимистичного, предполагающего, что дела у организации могут пойти совсем плохо.

Крайние варианты сценария задают рамки, в которых  допустимы отклонения в ходе реализации стратегии.

Наличие пакета сценариев служит основой  для творческих дискуссий, позволяющих их совершенствовать, а также дает возможность в ходе реализации плана переключаться с одного на другой, что уменьшает риск.

1.3. Бюджетный и балансовый методы разработки планов

Основная  цель планирования состоит в том, чтобы, насколько это возможно в  данных условиях, найти оптимальный  вариант решения задач, стоящих  перед организацией. Это не всегда удается, но стремиться к этому необходимо. Поиск такого варианта осуществляется путем итераций, т. е. последовательного перехода от одного планового решения к другому, чем-то улучшающему предыдущее. В настоящее время сложилось несколько способов составления планов (методов планирования): бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические и др.  

Бюджетный метод основывается на составлении отчетных и плановых бюджетов, т. е. таблиц, отражающих состояние или распределение имеющихся у организации ресурсов в соответствии со стоящими целями (в последующем могут уточняться и корректироваться). В организации могут составляться несколько видов бюджетов. Основной (общий) бюджет отражает движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибылей и убытков.

Составляются  также оперативные бюджеты:

  • производства;
  • продаж;
  • рабочей силы;
  • материальных запасов;
  • готовой продукции;
  • накладных, коммерческих, административных и иных расходов;
  • распределения прибыли (на инвестиции, дивиденды, налоги);
  • поступления наличности и проч.

В соответствии с различными сценариями развития, а также при неустойчивой конъюнктуре  можно разрабатывать «альтернативные» бюджеты. Бюджетный метод планирования (бюджетирование) обеспечивает:

  1. повышение эффективности работы организации за счет децентрализации управления, быстрого обнаружения и корректировки отклонений;
  2. оптимизацию распределения и расходования ресурсов, предупреждение бесхозяйственности;

3) надежный контроль и оценку их движения и издержек и т. п.

Но этот метод сложен, требует перестройки  системы управления, индивидуализации ответственности, больших затрат.

Балансовый  метод планирования основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация, и потребностей в них в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников, позволяющих покрыть дефицит (как на стороне, так и за счет рационализации внутренних процессов). Невозможность решить проблему дефицита принуждает фирму снижать потребление (либо также на основе его рационализации, либо путем механического сокращения с соответствующим уменьшением конечных результатов). Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема -расширения на их базе производства или избавления от излишков (последнее целесообразно даже в условиях инфляции, поскольку для хранения запасов приходится затрачивать значительные средства; кроме того, соответствующие объекты разрушаются, а также морально стареют и обесцениваются). Балансовый метод реализуется через составление системы балансов, которые бывают:

  • по содержанию: материально-вещественными, стоимостными и трудовыми;
  • по временному горизонту: отчетными, плановыми, прогнозными;
  • по целям: аналитическими и рабочими.

Баланс  представляет собой двустороннюю (в отличие от предыдущего случая) бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой — их распределение. (табл. 1.)

Таблица 1

        Плановый  баланс материальных ресурсов 

    Источники ресурсов
    Распределение ресурсов
Остаток на начало периода Текущее потребление
Внешнее поступление Реализация  на сторону
Внутренняя  экономия Резервы
Резервы Остаток на конец  периода
      Итого
      Итого
      Баланс
      Баланс

Источник: В.Р. Веснин. Менеджмент.

В основе баланса лежит балансовое уравнение, смысл которого заключается в том, что сумма остатка ресурсов на начало периода и их поступления из внутренних и внешних источников должна равняться сумме их расхода (текущего потребления и продажи на сторону) и остатка на конец периода.

В то же время достижение равенства как  такового между ресурсами и их распределением не является единственной целью составления балансов. Важную роль здесь играет оптимизация структуры, обеспечивающая наибольшую эффективность деятельности организации. В балансе ресурсы обычно даются с выделением основных поставщиков, что позволяет контролировать их движение. Распределяются же они с учетом того, чтобы обеспечить выполнение производственных планов, обязательств по экспорту, создать необходимые запасы, реализовать программы, связанные с развитием организации. Наряду с натурально-вещественными балансами в планировании широкое применение находят стоимостные, что объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, большинство организаций являются субъектами рыночных отношений, закупающими за деньги все необходимое для своей деятельности и реализующими за них основную часть продукции и услуг. Таким образом, потоки ресурсов и готовой продукции сразу же получают универсальное стоимостное выражение, наиболее удобное для составления планов. Во-вторых, некоторые ресурсы, например финансовые, вообще могут выражаться лишь в денежных единицах. В-третьих, обобщенные показатели, характеризующие потоки ресурсов и продукции, бывают только стоимостными, ибо до сих пор еще никто не научился складывать литры с килограммами. Примером стоимостного баланса является бухгалтерский, баланс ожидаемых прибылей и убытков, платежный и проч. 

Весьма  разнообразными по содержанию могут  быть и трудовые балансы. К ним относится, например, баланс рабочего времени, отражающий, с одной стороны, его ресурсы за период (обычно в нормо-часах), а с другой — распределение этого времени по различным видам работ. По понятным причинам такие балансы не могут предусматривать переходящие на следующий период запасы времени: последнее либо должно быть использовано, либо безвозвратно теряется.

1.4. Нормативный метод планирования

Нормативный метод планирования используется как самостоятельно, таки в качестве вспомогательного по отношению к балансовому. Его основой являются нормы и нормативы.

Под нормативом понимаются:

  • удельный расход элемента нормирования (ресурса) на единицу результата, являющийся составляющей частью нормы;
  • удельная величина технологических отходов и потерь;
  • удельные размеры отчислений и платежей.

В отличие  от нормы норматив может быть только индивидуализированным. Исходя из того, что именно нормируется, выделяют:

  1. норму выработки, или количество единиц продукции (реальных или условных), которое должно быть изготовлено за единицу времени в определенных условиях;
  2. норму обслуживания, т. е. количество единиц оборудования, рабочих мест, площадей и проч., которое должно обслуживаться одним работником (бригадой);
  3. норму времени, определяющую его необходимые затраты (в человеко-часах или человеко-минутах) на выпуск условного объема продукции, обслуживания единицы оборудования или осуществление операции (ее отдельных элементов) одним работником (группой) в наиболее благоприятных условиях;
  4. норму численности, определяемую количеством работников, необходимым для выполнения производственного задания (объема работы, обслуживания установленного оборудования).

По форме выражения нормы, используемые в планировании, могут быть натуральными, стоимостными и временными. Натуральные касаются обычно расхода материальных ресурсов (сырья, материалов, энергии ит. п.). Стоимостные нормы отражают затраты ресурсов в обобщенном виде или затраты, которые иначе как в денежной форме выразить нельзя, например амортизация; или чисто денежные расходы, скажем, расценки на изготовление единицы продукции. Нормы времени выражают его затраты на выполнение определенных действий: основных, обслуживающих, подготовительно-заключительных операций, технологических перерывов и т. п. 

Информация о работе Планирование деятельности организации