Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:55, курс лекций
Все системы можно разделить на естественные(Создаются природой или обществом) и искусственные(созданные человеком). Система может включать большой перечень элементов и её можно разделить на ряд подсистем. Подсистема – это набор элементов, представляющих автономную внутри этой системы область, например, технологическая, экономическая, организационная, правовая подсистема.
9.Понятие рационализации.
Стандартизация как метод
К принципам рационализации относятся:
·Концептуализация
(выбор концепции повышения
·Алгоритмизация
(использование определенного
·Нормализация (нормализация условий, в которых существует и функционирует система)
·Систематизация
·Классификация
·Концентрация (основные
усилия должны быть сконцентрированы
на главном объекте, главной сфере
и главном направлении
·Выравнивание потенциала
·Ассоциация
·Специализация (сосредоточение на определенной области деятельности самой системы, её подсистем и элементов)
· Стандартизация
·Унификация
·Персонификация
·Регламентация.
Стандартизация
Научно обоснованная рационализация базируется на использовании системы стандартов, типовых видов организационных элементов. Стандартизация включает в себя разработку стандартов и формирование на их основе конкретных элементов конкретных организаций.
Разработка стандарта целесообразна при следующих обстоятельствах:
a.Если ярко выражена типичность соответствующих видов организационных элементов;
b.Если данные типы элементов имеют многократную повторяемость, что обеспечивает возможность многократного использования стандарта;
c.Если необходимо обеспечить единообразие по наиболее важным сторонам и свойствам данных видов организационных элементов;
d.Если необходима предварительная подготовленность к формированию соответствующих организационных элементов.
Стандарты устанавливаются субъектами управления и, как правило, на более высоком организационном уровне, чем осуществляется их использование конкретными исполнителями.
В ходе рационализации обеспечивается:
·Установление некоторых наиболее существенных и универсальных стандартов, определяющих общий уровень организованности;
·Формирование системы
постоянно действующей
Выделяются следующие объекты стандартизации:
1.Процессы (типовая
система реализации и система
ориентации исполнителей, примером
может послужить
2.Процедуры (процедуры юридических действий)
3.Результаты (требования
к получению определенного
4.Структуры (устанавливается
только в системах, обладающих
множеством однотипных
5.Системы обеспечения
деятельности (технические, материальные,
энергетические, организационные,
Стандартность не
абсолютна, а относительна. В каждом
стандартизированном элементе наряду
с теми свойствами и качествами,
которые зафиксированы в
10.Основные законы организации. Закон синергии.
Закон – это необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение между явлениями в природе и в обществе.
Существуют три группы законов: Специфические (частные); Общие (для больших групп явлений); Всеобщие (универсальные).
Классификация законов по Спиркину:
1.Сточки зрения сферы действия:
-общие
-универсальные
-частные
2.По внутреннему содержанию:
-законы строения
-законы функционирования
-законы развития
3.По форме проявления:
-динамические
-статические
-вероятностные.
Основные законы организации: Закон синергии; Закон самосохранения; Закон единства анализа и синтеза; Закон информированности и организованности; Закон развития или онтогенеза; Закон пропорциональности; Закон композиции.
Закон синергии:
Сущность:Сумма свойств элементов организации меньше суммы свойств самой организации.
Новые свойства организации
возникают на основе свойств элементов
системы и в результате их взаимодействия
и взаимосвязи эти свойства обеспечивают
синергетический эффект. Он может
быть положительный или
Формулировка: «Для любой системы (технической, биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором её потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т.д.) либо существенно меньше».
На практике эффект положительной и отрицательной синергии проявляется достаточно редко. Это объясняется очень редким сочетанием высочайшего управленческого профессионализма руководителя и длительного периода везения (удачи). Чаще можно наблюдать средние ситуации между эмерджентностью и синергией. Однако знание закона синергии может активизировать деятельность руководителя по поиску наилучшего набора ресурсов.
Результаты закона зависят от состояния трех сред:
-руководителя
-подчиненных
-внешней среды
по отношению к закону синергии…
11.Сравнительная
характеристика
Структура системы – это строение, устройство системы, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением. Способствует сохранению устойчивого состояния системы и является показателем её организованности.
Структуры разделяют на несколько типов:
1.Жесткие (механистические или бюрократические):
-линейная структура
-функциональная структура
-линейно-функциональная структура
2.Адаптивные (гибкие):
-матричная структура
-проектная структура.
Характеристика бюрократической структуры:
1.Четкое разделение
труда, что приводит к
2.Иерархичность
уровней управления, при которой
каждый нижестоящий уровень
3.Наличие взаимоувязанной
системы обобщенных формальных
правил и стандартов, обеспечивающей
однородность выполнения
4.Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняю свои должностные обязанности.
5.Осуществление
найма на работу в строгом
соответствии с техническими
и квалификационными
Таким образом, бюрократическая
организационная структура
Но есть и недостатки этой системы. Она утрачивает гибкость и не может быстро реагировать на изменения внешней среды.
Механистические
типы организационных структур, по
другому их называют жесткими –
это структуры, не обладающие способностью
реагировать на изменение ситуации
путем соответствующего изменения
организационной формы при
Адаптивными можно назвать структуры, которые приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самого предприятия. Эти структуры еще называются органическими или гибкими.
12.Понятие социальной
организации. Признаки и
Социальная организация представляет собой разнообразие общественных институтов, т.е. объединений людей, целенаправленно интегрирующих свою деятельность. Многообразие социальных организаций и специфика их поведения привели к возникновению прикладной теории организаций.
13.Состав элементов
социальной системы. Их
14.Модели, используемые
в процессе орг.
15.Основные закономерности организации. Их сущность.
Закономерность– это объективно-сущностная, повторяющаяся существенная взаимосвязь явлений в общественной жизни.
Можно сказать, что
закономерность связи может проявляться
необязательно, в какой-то неустановленной
форме носит вероятностный
Проявления закономерности
часто привязано к
Закономерность целостности –эта закономерность проявляется в системе через возникновение новых интегративных, возникающих, в результате взаимодействия элементов. Эта закономерность рассматривает две стороны закона целостности:
1.Свойство системы не является суммой элементов системы или её частей.
2.Свойство системы зависит от свойств элементов системы или её частей.
Существенным проявлением закономерности целостности являются проявления связи с взаимоотношениями системы, с внешней средой и отличие взаимодействий с отдельными элементами системы.
Закономерность развития связанности –Отражает постоянное развитие связи между элементами системы, но при этом, эти взаимосвязи обеспечивают целостность системы.
Закономерность развития организации –Проявляется в постоянных организационных отношениях в системе и является результатом действия закона «информированности организованности». Структура – взаимосвязь элементов в системе, характеризующая систему в статике.
Закономерность интегративности –Направлена во внутрь системы, касается её элементов. Термин интнгративность употребляется как синоним целостности, но он больше отражает, применяется к свойствам элементов системы, т.е. интерес обращается на внутренние факторы. Интегративными называются системно образующие элементы, которые являются неоднородными, конфликтующими между собой свойствами или элементами.
Закономерность коммуникативности –Особое единство со средой образует любая исследуемая система, представляющая собой элемент более высокого порядка. Элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, выступают как элементы более низкого порядка. Любая социальная система связана множеством коммуникаций с внешней средой, обеспечивает единство, рассматриваемой системы.
Иерархичность –Закономерность построения всего мира и любой системы. Особенности заключаются в том, что закономерность целостности проявляется на каждом уровне иерархии системы, при этом возникают новые свойства элементов системы, отсутствующие у элементов в изолированном виде.
Закономерность необходимости разнообразия (Эшби) –Чтобы создать сложную систему, организованную, способную справиться с решением поставленных проблем, обладающих известным разнообразием, нужно чтобы создаваемая система имела ещё большее разнообразие, чем разнообразие решаемых проблем.
Закономерность осуществимости и потенциальной эффективности организации –Эта закономерность связывает сложность структуры организации со сложностью её поведения как системы. Для использования этой закономерности разрабатываются количественные выражения надежности, помехоустойчивости, управляемости; объединяя эти качественные оценки можно получить оценку жизнеспособности и потенциальной эффективности организации.
Закономерность целеобразования –
1.Зависимость
представления о цели и
2.Зависимость
цели от внешних и внутренних
факторов. Цели могут меняться
на основе противоречий между
внутренними и внешними
3.Возможность
сведения задачи
4.Зависимость
способа представления
5.Проявление в
структуре целей
16.Адаптивные организационные структуры системы управления. Программно-целевая структура.
Адаптивными можно
назвать структуры, которые приспособлены
к быстрой смене внешних
Программно-целевые структуры управления. Такие структуры обеспечивают горизонтальную координацию деятельности органов управления в рамках линейно - функциональных и штабных оргструктур. Их особенность состоит в приоритете горизонтальных связей над вертикальными. Программно-целевая структура базируется на комплексном управлении всей системой, как единым объектом, ориентированным на отдельную цель, на решение нестандартной проблемы, затрагивающей все стороны производства. С помощью управления по целям решаются следующие задачи: увязка индивидуальных планов отдельных руководителей с общими целями организации; усовершенствование процедур оценки результатов выполнения задания; укрепление связей и улучшение взаимоотношений между руководителями и подчиненными; стимулирование повышения профессиональной квалификации и продвижения сотрудников по службе; улучшение мотивации и активизации работы подчиненных. Эта структура предполагает наличие звеньев управления, призванных формировать, координировать и регулировать все горизонтальные связи между элементами системы, относящиеся к определенной программе. Одной из разновидностей программно- целевой структуры является матричная структура.
Информация о работе Понятие системы. Классы системы и их характеристики