Понятие системы. Классы системы и их характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:55, курс лекций

Описание

Все системы можно разделить на естественные(Создаются природой или обществом) и искусственные(созданные человеком). Система может включать большой перечень элементов и её можно разделить на ряд подсистем. Подсистема – это набор элементов, представляющих автономную внутри этой системы область, например, технологическая, экономическая, организационная, правовая подсистема.

Работа состоит из  1 файл

Теория организации.docx

— 84.01 Кб (Скачать документ)

2.Зависимость  цели от внешних и внутренних  факторов. Цели могут меняться  на основе противоречий между  внутренними и внешними факторами,  которые сами изменяются.

3.Возможность  сведения задачи формулирования  общей цели, задачи структуризации  целей на цели отдельных подсистем  организации.

4.Зависимость  способа представления структуры  целей от уровня познания организации.

5.Проявление в  структуре целей закономерностей  целостности.

 

31.Развитие организационно-управленческой  мысли. 

Научную основу становления  и развития организационно управленческой мысли составляют образ жизни, система  ценностей и смена парадигм социальных наук.

Образ жизни –это не только труд, общественная деятельность, семейно-бытовая сфера, досуг, но и упорядоченное взаимодействие людей, исполнение социальных ролей на основе их общественного статуса. Исполнение ролевых функций людьми в процессе их взаимодействия – жизненно необходимое условие самоорганизации общества, его функционирования как системы.

Под парадигмой понимается признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного  времени дают научному сообществу модель постановки проблем и организаций  их решения.

Образ жизни и  смена парадигм социальных наук, являясь  основой организаторской мысли, находятся во взаимодействии, синтезе  и соразвитии.

Образ жизни и  система ценностей – это последующие  звенья, которые являются организующими  составляющими общества, соединяющими его с индивидом и поэтому  становящимися главными механизмами  включения человека в систему  глобальной общественной организации.

Мир организационных  идей складывался, формировался и развивался в течение тысячелетий. Он имеет  свой специфический и довольно сложный  путь, свою систему понятий, мнений, оценок, подходов, выдвинутых мыслителями  различных эпох и народов.

Организация индустриальной цивилизации вызвала к жизни  развитие разных школ теории организации, в основу которых закладывались  производственные приоритеты. Однако кризис индустриальной системы подорвал веру в прочность основных положений  господствовавшей парадигмы и подтолкнул научную мысль к активному  поиску новых подходов, в которых  на первое место выдвигается человек  как основное звено самоорганизующейся цивилизации.

В итоге общенаучной  революции в начале следующего века сформируется система взглядов, адекватных пост индустриальному обществу, в  которой одно из ведущих мест будет  принадлежать теории организации как  всеобщей организационной науки. Закономерности такого развития организационно-управленческой мысли прослеживаются на протяжении смены этапов цивилизации.

Так, в эпоху  индустриализации возникли научные  школы административного управления (Тейлор, Гилберт, Файоль), приверженцы, которых развивали технико-технологические аспекты организации, мало задумываясь о социальной стороне управления. По мере исчерпания технократических резервов организации и управления все большее признание получают школы человеческих отношений (Мери Фоллет, Элтон Мэйо), в которых человеческий фактор выступает основным элементом эффективной организации. Их дальнейшем продолжением становится школа поведенческих наук, проповедующая различные аспекты социального взаимодействия в организациях.

 

Наиболее революционным  событием в развитии организационной  мысли стало появление книги  А. А. Богданова «Тектология: Всеобщая организационная наука», представившей целостную картину организации мироздания и заложившей основу становления новых научных направлений организационного толка, к которым относятся общая теория систем, кибернетика, теория катастроф, теория социального управления, социальная динамика, теория коэволюции и т.п.

Исходным пунктом  Теории Богданова являлась необходимость  подхода природных и общественных явлений с организационной точки  зрения. Тектология – это наука об организации и самоорганизации. Задачи: систематизировать организационный опыт. Основная идея Тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней от микромира до биологических и социальных систем. Богданов один из первых ввел понятие системности. Целое больше суммы своих частей. Богданов впервые использовал математические методы, при анализе организации и управлении ею.

32.Сравнительная  характеристика типов организационных  структур управления.

Структура системы  – это строение, устройство системы, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением. Способствует сохранению устойчивого  состояния системы и является показателем ее организованности.

Структуры разделяют  на несколько типов:

1.Жесткие (механистические  или бюрократические):

-линейная структура

-функциональная  структура

-линейно-функциональная  структура

2.Адаптивные (гибкие):

-матричная структура

-проектная структура.

 

 

 

Характеристика  бюрократической структуры:

1.Четкое разделение  труда, что приводит к появлению  высококвалифицированных специалистов  в каждой должности.

2.Иерархичность  уровней управления, при которой  каждый нижестоящий уровень контролируется  вышестоящим и подчиняется ему.

3.Наличие взаимоувязанной  системы обобщенных формальных  правил и стандартов, обеспечивающей  однородность выполнения сотрудниками  своих обязанностей и скоординированность различных задач.

4.Дух формальной  обезличенности, с которым официальные лица выполняю свои должностные обязанности.

5.Осуществление  найма на работу в строгом  соответствии с техническими  и квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных  увольнений.

Таким образом, бюрократическая  организационная структура характеризуется  высокой степенью разделения труда, развитой иерархией, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения  персонала, подбором кадров по их деловым  и профессиональным качествам.

Но есть и недостатки этой системы. Она утрачивает гибкость и не может быстро реагировать  на изменения внешней среды.

Механистические типы организационных структур, по другому их называют жесткими –  это структуры, не обладающие способностью реагировать на изменение ситуации путем соответствующего изменения  организационной формы при сохранении существующей качественной определенности и своего функционального назначения. При любых изменениях ситуации они строго сохраняют собственное строение, не меняют типы связей, соединений и свою конфигурацию. Такие структуры не обладают адаптивными возможностями, для них необходимы стабильность ситуации и постоянство среды.

Адаптивнымиможно назвать структуры, которые приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самого предприятия. Эти структуры еще называются органическими или гибкими.

33.Понятие управления  в организации. Вертикальное и  горизонтальное разделение труда. 

Для того чтобы  организация могла добиться своих  целей, задачи должны быть скоординированы  по средствам вертикального разделения труда, т.е. управления. Управление является неотъемлемой деятельностью любой  организации.

Управляемую деятельность Мильсберг описывает через 10 роле , эти роли реализуются в рамках трех категорий:

1.Межличностные  роли (охватывают взаимодействие  с людьми)

2.Информационные  роли (каждый руководитель является  пунктом сосредоточения информации)

3.Роли по принятию  решений (работа по распределению  ресурсов, поиск возможного развития  организаций, совершенствование  деятельностей)

Управление как  процесс рассматривается в менеджменте, и предполагается, что он расчленяется на разные функции.

Основные функции  управления:

 

1.Прогнозирование.

2.Нормирование.

3.Планирование.

4.Организация.

5.Учет.

6.Контроль.

7.Анализ.

8.Координация.

9.Регулирование.

10.Стимулирование.

 

Различают три  уровня управления:

Руководители  …… низового

среднего

высшего …… Звена

1.Младшие руководители  – руководят исполнителями (сержант,  мастер, зав. кафедрой).

2.Руководители  младших начальников (зав. отделом,  декан, директор филиала).

3.Руководители  высшего звена – это первые  и вторые лица в организации.

Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Горизонтальное  разделение труда повышает производительность, но есть потребность в координации. Деятельность по координации представляет сущность управления. Координация труда  – это и есть вертикальное разделение труда.

34.Понятие организационная  форма и организационная структура.  Иерархическая структура процесса  управления.35.Предварительное и  детальное исследование организации  при проектировании.36.Организационное  моделирование системы управления.

37.Организованные  и неорганизованные системы управления.

В организационных  системах каждый член организации выполняющий  строго определенную функцию. Согласованность  действий достигается не стихийно, а поддерживается сознательно с  помощью управления.

Организованные  системы –это системы с управлением. Управление направлено на достижение желаемых результатов. Именно управление позволяет организации самоорганизовываться.

Самоорганизация–  это процесс, совершаемый сам по себе за счет взаимодействия системы с внешней средой, но относительно независимо от неё. Самоорганизующаяся система обладает в общем случае двумя свойствами, возможностью изменения от неорганизованной к организованной и возможностью изменения организации от плохой к хорошей.

Саморегуляция – это достижение системой стабильного состояния, равновесия. Равновесие рассматривается как частный случай самоуправления.

Организация имеет  несколько стилей управления:

Авторитарный:решение принимает руководитель, он же несет ответственность. При авторитарном стиле управления большинство подчиненных пассивно, инициатива отсутствует.

Демократический:решение принимают сообща, ответственность несет руководитель. Демократический стиль побуждает инициативу.

Попустительский стиль:при этом стиле все решения принимаются коллективом, в рамках общей цели. Руководитель при этом определяет цель, он лишь координирует действия если это необходимо.

* При всех стилях  управления ответственность несет  руководитель.

38.Типы системных  представлений организации. 

39.Этапы организационного  проектирования и их содержание.

Организационное проектирование – это метод формальной организации целостных образований, как научно-практическое применение законов, закономерностей и принципов  организационной теории. Это создание общей структуры системы и  воспроизводство элементов и  отношений внутри неё, при реализации которых возникающая целостность  обладает высокой устойчивостью, надежностью  и экономичностью. В структурном  плане орг. проектирование направлено либо на создание новой системы, либо на частичное улучшение прежней, либо на её радикальное преобразование. Как процесс оно представляет собой взаимосвязанные этапы  по созданию проекта, которые могут  быть представлены тремя комплексами:Предпроектные работы, техническое и рабочее проектирование.

Разработка организационной  системы – это многоплановый  процесс с участием различных  специалистов (по управленческим и  технологическим вопросам, по системотехнике и информации, по финансам и экономике, по юридическим вопросам, маркетингу).

Процесс создания организационной системы включает в себя три стадии:

4.Предпроектная  –Проведение научно-исследовательских работ (НИР), разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на создание ОС;

5.Проектирование  –Разработка технического и рабочего проектов с включением современных информационных технологий;

6.Ввод в эксплуатацию  –Выполнение монтажно-наладочных работ, опытную эксплуатацию и приемно-сдаточные испытания ОС.

Перечисленные стадии включают набор конкретных работ:

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

В общем, виде ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ включает описание реальной проблемной ситуации, ее оценку и разработку желательного состояния.

Применительно к  организационной системе управления описание существующих систем управления И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. А для функционирующих организаций - необходимость проектирования новых.

2. ВЫБОР ОБЪЕКТА  ИССЛЕДОВАНИЯ.

Как правило, УКАЗЫВАЕТСЯ  КОНКРЕТНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, улучшение деятельности которой  является целью исследования.

Однако, проблема может быть сформулирована И БЕЗ ПРИВЯЗКИ К КОНКРЕТНОМУ ОБЪЕКТУ. Например, проектирование организационной структуры системы управления машиностроительным предприятием. Совершенствование системы управления гостинично-туристическим комплексом и т. д. Выбор объекта исследования - это дальнейшая работа по ограничению области исследования.

3. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ  ИССЛЕДОВАНИЯ

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ - это определение НАПРАВЛЕНИЯ  исследования, выбор ФАКТОРОВ, на которых  должно быть сосредоточено внимание разработчика проблемы. Можно сказать  другими словами - это ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Разработка мероприятий, направленных на совершенствование  работы организационных систем в  своей основе опирается на общую  методологию решения проблемы, которую  можно выразить следующим образом:

Е = f(x. y),

где х, у - факторы, определяющие работу и характеристики исследуемой проблемы;

х - управляемые факторы;

у - неуправляемые  факторы, т. е. вне нашего влияния.

ОТБИРАЮТСЯ только наиболее ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ, т. е. те, которые  оказывают наибольшее влияние на проблему.

Исходя из вышесказанного, программу исследований можно представить  как последовательность следующих  этапов:

- определение  факторов х и у => Е;

- отбор факторов  наиболее значимых;

Информация о работе Понятие системы. Классы системы и их характеристики