Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:55, курс лекций
Все системы можно разделить на естественные(Создаются природой или обществом) и искусственные(созданные человеком). Система может включать большой перечень элементов и её можно разделить на ряд подсистем. Подсистема – это набор элементов, представляющих автономную внутри этой системы область, например, технологическая, экономическая, организационная, правовая подсистема.
2.Зависимость
цели от внешних и внутренних
факторов. Цели могут меняться
на основе противоречий между
внутренними и внешними
3.Возможность
сведения задачи
4.Зависимость
способа представления
5.Проявление в
структуре целей
31.Развитие организационно-
Научную основу становления и развития организационно управленческой мысли составляют образ жизни, система ценностей и смена парадигм социальных наук.
Образ жизни –это не только труд, общественная деятельность, семейно-бытовая сфера, досуг, но и упорядоченное взаимодействие людей, исполнение социальных ролей на основе их общественного статуса. Исполнение ролевых функций людьми в процессе их взаимодействия – жизненно необходимое условие самоорганизации общества, его функционирования как системы.
Под парадигмой понимается
признанные всеми научные достижения,
которые в течение
Образ жизни и смена парадигм социальных наук, являясь основой организаторской мысли, находятся во взаимодействии, синтезе и соразвитии.
Образ жизни и
система ценностей – это
Мир организационных идей складывался, формировался и развивался в течение тысячелетий. Он имеет свой специфический и довольно сложный путь, свою систему понятий, мнений, оценок, подходов, выдвинутых мыслителями различных эпох и народов.
Организация индустриальной цивилизации вызвала к жизни развитие разных школ теории организации, в основу которых закладывались производственные приоритеты. Однако кризис индустриальной системы подорвал веру в прочность основных положений господствовавшей парадигмы и подтолкнул научную мысль к активному поиску новых подходов, в которых на первое место выдвигается человек как основное звено самоорганизующейся цивилизации.
В итоге общенаучной революции в начале следующего века сформируется система взглядов, адекватных пост индустриальному обществу, в которой одно из ведущих мест будет принадлежать теории организации как всеобщей организационной науки. Закономерности такого развития организационно-управленческой мысли прослеживаются на протяжении смены этапов цивилизации.
Так, в эпоху
индустриализации возникли научные
школы административного
Наиболее революционным событием в развитии организационной мысли стало появление книги А. А. Богданова «Тектология: Всеобщая организационная наука», представившей целостную картину организации мироздания и заложившей основу становления новых научных направлений организационного толка, к которым относятся общая теория систем, кибернетика, теория катастроф, теория социального управления, социальная динамика, теория коэволюции и т.п.
Исходным пунктом
Теории Богданова являлась необходимость
подхода природных и
32.Сравнительная
характеристика типов
Структура системы – это строение, устройство системы, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением. Способствует сохранению устойчивого состояния системы и является показателем ее организованности.
Структуры разделяют на несколько типов:
1.Жесткие (механистические или бюрократические):
-линейная структура
-функциональная структура
-линейно-функциональная структура
2.Адаптивные (гибкие):
-матричная структура
-проектная структура.
Характеристика бюрократической структуры:
1.Четкое разделение
труда, что приводит к
2.Иерархичность
уровней управления, при которой
каждый нижестоящий уровень
3.Наличие взаимоувязанной
системы обобщенных формальных
правил и стандартов, обеспечивающей
однородность выполнения
4.Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняю свои должностные обязанности.
5.Осуществление
найма на работу в строгом
соответствии с техническими
и квалификационными
Таким образом, бюрократическая
организационная структура
Но есть и недостатки этой системы. Она утрачивает гибкость и не может быстро реагировать на изменения внешней среды.
Механистические
типы организационных структур, по
другому их называют жесткими –
это структуры, не обладающие способностью
реагировать на изменение ситуации
путем соответствующего изменения
организационной формы при
Адаптивнымиможно назвать структуры, которые приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самого предприятия. Эти структуры еще называются органическими или гибкими.
33.Понятие управления
в организации. Вертикальное и
горизонтальное разделение
Для того чтобы
организация могла добиться своих
целей, задачи должны быть скоординированы
по средствам вертикального
Управляемую деятельность Мильсберг описывает через 10 роле , эти роли реализуются в рамках трех категорий:
1.Межличностные роли (охватывают взаимодействие с людьми)
2.Информационные
роли (каждый руководитель является
пунктом сосредоточения
3.Роли по принятию
решений (работа по
Управление как
процесс рассматривается в
Основные функции управления:
1.Прогнозирование.
2.Нормирование.
3.Планирование.
4.Организация.
5.Учет.
6.Контроль.
7.Анализ.
8.Координация.
9.Регулирование.
10.Стимулирование.
Различают три уровня управления:
Руководители …… низового
среднего
высшего …… Звена
1.Младшие руководители
– руководят исполнителями (
2.Руководители
младших начальников (зав.
3.Руководители высшего звена – это первые и вторые лица в организации.
Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Горизонтальное разделение труда повышает производительность, но есть потребность в координации. Деятельность по координации представляет сущность управления. Координация труда – это и есть вертикальное разделение труда.
34.Понятие организационная
форма и организационная
37.Организованные
и неорганизованные системы
В организационных системах каждый член организации выполняющий строго определенную функцию. Согласованность действий достигается не стихийно, а поддерживается сознательно с помощью управления.
Организованные системы –это системы с управлением. Управление направлено на достижение желаемых результатов. Именно управление позволяет организации самоорганизовываться.
Самоорганизация– это процесс, совершаемый сам по себе за счет взаимодействия системы с внешней средой, но относительно независимо от неё. Самоорганизующаяся система обладает в общем случае двумя свойствами, возможностью изменения от неорганизованной к организованной и возможностью изменения организации от плохой к хорошей.
Саморегуляция – это достижение системой стабильного состояния, равновесия. Равновесие рассматривается как частный случай самоуправления.
Организация имеет несколько стилей управления:
Авторитарный:решение принимает руководитель, он же несет ответственность. При авторитарном стиле управления большинство подчиненных пассивно, инициатива отсутствует.
Демократический:решение принимают сообща, ответственность несет руководитель. Демократический стиль побуждает инициативу.
Попустительский стиль:при этом стиле все решения принимаются коллективом, в рамках общей цели. Руководитель при этом определяет цель, он лишь координирует действия если это необходимо.
* При всех стилях
управления ответственность
38.Типы системных представлений организации.
39.Этапы организационного
проектирования и их
Организационное
проектирование – это метод формальной
организации целостных
Разработка организационной системы – это многоплановый процесс с участием различных специалистов (по управленческим и технологическим вопросам, по системотехнике и информации, по финансам и экономике, по юридическим вопросам, маркетингу).
Процесс создания
организационной системы
4.Предпроектная –Проведение научно-исследовательских работ (НИР), разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на создание ОС;
5.Проектирование –Разработка технического и рабочего проектов с включением современных информационных технологий;
6.Ввод в эксплуатацию –Выполнение монтажно-наладочных работ, опытную эксплуатацию и приемно-сдаточные испытания ОС.
Перечисленные стадии включают набор конкретных работ:
1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
В общем, виде ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ включает описание реальной проблемной ситуации, ее оценку и разработку желательного состояния.
Применительно к
организационной системе
2. ВЫБОР ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Как правило, УКАЗЫВАЕТСЯ КОНКРЕТНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, улучшение деятельности которой является целью исследования.
Однако, проблема может быть сформулирована И БЕЗ ПРИВЯЗКИ К КОНКРЕТНОМУ ОБЪЕКТУ. Например, проектирование организационной структуры системы управления машиностроительным предприятием. Совершенствование системы управления гостинично-туристическим комплексом и т. д. Выбор объекта исследования - это дальнейшая работа по ограничению области исследования.
3. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ - это определение НАПРАВЛЕНИЯ исследования, выбор ФАКТОРОВ, на которых должно быть сосредоточено внимание разработчика проблемы. Можно сказать другими словами - это ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Разработка мероприятий, направленных на совершенствование работы организационных систем в своей основе опирается на общую методологию решения проблемы, которую можно выразить следующим образом:
Е = f(x. y),
где х, у - факторы, определяющие работу и характеристики исследуемой проблемы;
х - управляемые факторы;
у - неуправляемые факторы, т. е. вне нашего влияния.
ОТБИРАЮТСЯ только наиболее ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ, т. е. те, которые оказывают наибольшее влияние на проблему.
Исходя из вышесказанного, программу исследований можно представить как последовательность следующих этапов:
- определение факторов х и у => Е;
- отбор факторов наиболее значимых;
Информация о работе Понятие системы. Классы системы и их характеристики