Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:55, курс лекций
Все системы можно разделить на естественные(Создаются природой или обществом) и искусственные(созданные человеком). Система может включать большой перечень элементов и её можно разделить на ряд подсистем. Подсистема – это набор элементов, представляющих автономную внутри этой системы область, например, технологическая, экономическая, организационная, правовая подсистема.
- построение модели Е =f(x, y);
- выработка проектных решений;
- разработка нормативно-
40.Характеристика свойств системы.
Система –это 2 и более взаимодействующих элемента, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование.
К изучению системы подходят как из вне, так и изнутри. Если изнутри, то исследуются и изучаются ее элементы и связи между ними. Если из вне, то система изучается как единое целое, как она взаимодействует с другими системами.аКакие свойства системы проявляются в этом взаимодействии.
Для любой системы характерноединство, цельность, общее свойство и отношениес другими объектами,общие закономерности поведения и развития.
Любая система это структурная организация, наличие составных частей, определенным образом взаимодействующих между собой.
Любую систему можно представить в качестве элемента другой, более сложной, системы, если абстрагироваться от её строения.
С другой стороны, любой элемент системы можно представить в качестве системы, если принять во внимание части из которых он состоит.
41.Нормативное
обеспечение организационного
В информационном
аспекте ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ:
- изучая документы о системе,
- наблюдая за ее работой,
- путем опроса участников системы.
Наиболее важным
источником выступает НОРМАТИВНО-
Нормативно-методическая документация, таким образом, ВЫСТУПАЕТ КАК: один из источников информации о системе, используется в качестве организационного инструментария, представляет собой конечный результат оргпроектирования,
-средство регламентации
отношений и действий
Состав НМД
ОБУСЛАВЛИВАЕТСЯ типом
СОСТАВ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (НМД):
- схема организационной структуры системы управления,
- положения о подразделениях,
- штатное расписание и должностные инструкции,
- методические
указания и инструкции по
-и др. организационные регламенты
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ подразделяются на ОБЩИЙ для организации и ПЕРСОНАЛЬНЫЕ для исполнителей.
В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕГЛАМЕНТАХ отражаются следующие ОГАНИЗАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ системы:
-целевое назначение,
-конечные результаты,
-функциональные обязанности,
-состав,-организационная структура,
-целевое назначение
структурных элементов,
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ требует предварительного изучения теоретических основ оргпроектирования таких как:
- проектирование
состава целей, их экспертную
и функциональную
- понятие объемной классификации функций;
- понятие о
стандартной информационной
- технологии подготовки управленческих решений;
- понятие о
процедурах принятия
- возможности
реализации методик
ПОНЯТИЕ СТАНДАРТНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ (СИМ)
СИМ реализует ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПОРЯДОК в создании технологии ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ:
ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ РЕШЕНИЙ РАСЧЛЕНЯЕТСЯ на отдельные элементы регулярно повторяющиеся при подготовке различных решений, проводится их оценка и проектирование, а затем, объединяя их создаются четкие технологии, обеспечивающие экономичность, оперативность при подготовке решений.
СИМ создана на базе модели ДЕЙЧА сложных организаций. Используется для организации процесса подготовки управленческих решений в сложных организациях, в частности, на промышленных предприятиях.
42.Смысловые нагрузки термина организация.
Организация –это объединение людей совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
Организация как состояние:организованность, внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие автономных частей целого, обусловлено его внутренним строением.
Организация как процесс:создание новых и качественное совершенствование ранее созданных и функционирующих систем любого типа по средствам образования и совершенствования взаимосвязей между частями целого.
Организация как одна из функций управления.
Организация как теория:формирование организационных отношений, следствий из них, а также категорий понятий в этой области.
* Все термины
организации и смысловые
43.Элементы социально-
В любой организации выделяются 5 внутренних переменных:
1.Цели.
2.Структура.
3.Задачи.
4.Технология.
5.Люди.
Цель –Конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремиться добиться организация.
Структура –это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей в организации.
Задачи –это предписанная работа или серия работ, которая должна быть выполнена определенным способом в заранее установленные сроки.
Задачи организации традиционно делятся на три категории:
1.Работа с людьми.
2.Работа с предметами.
3.Работа с информацией.
Технология –это любое средство, с помощью которого входящие в организацию элементы (ресурсы) преобразуются в выходящие результаты навыки, знания, продукт, прибыль.
Люди –центральный фактор в любой модели управления.
44.Закономерности
организации: иерархичность,
Закономерность –это объективно сущностная, повторяющаяся существенная взаимосвязь явлений в общественной жизни.
Закон необходимое, а закономерность вероятное.
Можно сказать, что
закономерность связи может проявляться
необязательно, в какой-то неустановленной
форме носит вероятностный
Проявления закономерности
часто привязано к
Иерархичность –Закономерность построения всего мира и любой системы. Особенности заключаются в том, что закономерность целостности проявляется на каждом уровне иерархии системы, при этом возникают новые свойства элементов системы, отсутствующие у элементов в изолированном виде.
Закономерность интегративности –Направлена во внутрь системы, касается её элементов. Термин интнгративность употребляется как синоним целостности, но он больше отражает, применяется к свойствам элементов системы, т.е. интерес обращается на внутренние факторы. Интегративными называются системно образующие элементы, которые являются неоднородными, конфликтующими между собой свойствами или элементами.
Закономерность целостности –эта закономерность проявляется в системе через возникновение новых интегративных, возникающих, в результате взаимодействия элементов. Эта закономерность рассматривает две стороны закона целостности:
1.Свойство системы не является суммой элементов системы или её частей.
2.Свойство системы зависит от свойств элементов системы или её частей.
Существенным проявлением закономерности целостности являются проявления связи с взаимоотношениями системы, с внешней средой и отличие взаимодействий с отдельными элементами системы.
45.Управление в организации.
Под «управлением» в широком смысле слова понимается «элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей».
Связь в системе управления – это то, что объединяет субъект и объект управления в единое целое. Ее следует рассматривать как источник информации для выработки управляющего воздействия. Через каналы связи движутся потоки информации, напитывающиеся все подсистемы организации и обеспечивающие достижение ее целей.
Соотношение между
понятиямиорганизацияиуправлени
1.Управление, а
точнее, управляющая система уже
сама по себе ест организация,
некое единое, упорядоченное целое,
состоящее из различных
2.Управление можно
рассматривать как необходимую
и важнейшую часть большинства
биологических, экономических,
3.Организация
как процесс по упорядочению
в организованных системах
Управление с одной стороны есть организация, а с другой часть организации, а сама организация является частью управления. В ней отражается системное и функциональное единство организации как состояния и процесса.
46.Механистические
организационные структуры.
Структура системы – это строение, устройство системы, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением. Способствует сохранению устойчивого состояния системы и является показателем её организованности.
Структуры разделяют на несколько типов:
3.Жесткие (механистические или бюрократические):
-линейная структура
-функциональная структура
-линейно-функциональная структура
4.Адаптивные (гибкие):
-матричная структура
-проектная структура.
Характеристика механистической (бюрократической) структуры:
6.Четкое разделение
труда, что приводит к
7.Иерархичность
уровней управления, при которой
каждый нижестоящий уровень
8.Наличие взаимоувязанной
системы обобщенных формальных
правил и стандартов, обеспечивающей
однородность выполнения
9.Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняю свои должностные обязанности.
10.Осуществление
найма на работу в строгом
соответствии с техническими
и квалификационными
Таким образом, бюрократическая
организационная структура
Но есть и недостатки этой системы. Она утрачивает гибкость и не может быстро реагировать на изменения внешней среды.
Механистические
типы организационных структур, по
другому их называют жесткими –
это структуры, не обладающие способностью
реагировать на изменение ситуации
путем соответствующего изменения
организационной формы при
Функциональную организационную структуруиногда называют традиционной и классической. Это процесс деления предприятия на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые он выполняет.
Функциональные связи по выполнению работ по подразделениям. Имеется ввиду установление специальных заданий, выполнение функций, методическое руководство, внутри функциональный контроль.
При такой структуре один исполнитель получает задания от нескольких руководителей.
Преимущества функциональной структуры.
·Стимулирует деловую и профессиональную специализацию.
·Уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях.
·Улучшает координацию в функциональных областях.
Недостатки функциональной структуры.
·Отделы могут
быть более заинтересованы в реализации
целей и задач своих
·На крупном предприятии цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.
47.Рационализация.
Общие методы упорядочения в
процессе рационализации
К принципам рационализации относятся:
·Концептуализация
(выбор концепции повышения
Информация о работе Понятие системы. Классы системы и их характеристики