Понятие системы. Классы системы и их характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:55, курс лекций

Описание

Все системы можно разделить на естественные(Создаются природой или обществом) и искусственные(созданные человеком). Система может включать большой перечень элементов и её можно разделить на ряд подсистем. Подсистема – это набор элементов, представляющих автономную внутри этой системы область, например, технологическая, экономическая, организационная, правовая подсистема.

Работа состоит из  1 файл

Теория организации.docx

— 84.01 Кб (Скачать документ)

 

Программно-целевая(матричная) оргструктура управления.

ПРЕИМУЩЕСТВАНЕДОСТАТКИ + возможность быстро реагировать  и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям - сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, приоритетов заданий и распределением времени их выполнения

+ повышение творческой  активности административно-управленческого  персонала за счет формирования  программных подразделений, активно  взаимодействующих с функциональными  структурами

- присутствие  «духа нездорового соперничества»  между руководителями программ

+ рациональное  использование кадров за счет  специализации различных видов  трудовой деятельности

- необходимость  постоянного контроля за «соотношением» сил между задачами управления по целям

+ увеличение мотивации  деятельности за счет децентрализации  управления и усиления демократических  принципов руководства

- трудность в  приобретении навыков, не обходимых  для работы по новой программе

+ усиление контроля  над решением отдельных задач  проекта

+ сокращение нагрузки  на руководителей высокого уровня  за счет делегирования определен

+ повышение личной  ответственности за выполнение

 

17.Предмет, объекты,  методология теории организации. 

Предметом теории организации является организационные взаимоотношения и взаимосвязи между организационными объектами, как по горизонтали, так и по вертикали.

Объектом теории организации является, организации, предприятие, фирма, учебные заведения и т.п.

Методология теории организации основывается на использовании таких методов, как системное проектирование, системный анализ, системный подход, моделирование.

Системный анализ. Методологическое исследование наблюдаемых  свойств и отношений в объектах, с помощью представления этих объектов как целенаправленных систем.

Существует понятие  системный подход, системное мышление, специфический подход мыслить. Любое  принимаемое решение должно соответствовать  целям системы.

Теория организации  формирует систему научных знаний в области анализа и синтеза  социальных организаций. Это формирование научных знаний обеспечивается:

1.За счет сбора  фактов, явлений, прогнозов, различных  сведений.

2.За счет создания  понятийного аппарата: категории,  термины их взаимосвязь.

3.За счет нахождения  зависимости между изменяемыми  параметрами, формирование законов  и закономерностей.

4.За счет привлечения  знаний сопутствующих наук, для  рассмотрения положения своих  собственных проблем.

18.Сущность структурного  подхода при построении орг.  структур системы управления.

Структура системы  –это строение, устройство системы, определенное составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением. Способствует сохранению устойчивого состояния системы и является показателем её организованности.

При структурном подходе рассматривается состав системы и взаимосвязь; описывается статика системы. Структурный подход обычно применяется при изучении действующих систем, где проще выявить подсистемы или элементы, а затем определить процессы и их взаимосвязь. Основными частями системы при структурном подходе являются: - подсистемы (элементы) – связи между подсистемами –

При структурном  подходе в процессе анализа изучения системы какой-либо целью, систему  разделяют на подсистемы, при этом, определяется какие подсистемы каждого уровня образуют подсистемы более высокого уровня.

Организационная структура управления, как правило, представляется схемой и текстовым  описанием. Она отражает статическое  положение системы управления, положение  подразделений, должностей и характер связей между ними.

 

19.Классификация  законов по Спиркину. Их взаимодействие и проявление.

Закон – это  необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение между  явлениями в природе и в  обществе.

Существуют три  группы законов:

·Специфические (частные);

·Общие (для больших групп явлений);

·Всеобщие (универсальные).

Классификация законов по Спиркину:

1.Сточки зрения  сферы действия:

-общие

-универсальные

-частные

2.По внутреннему  содержанию:

-законы строения

-законы функционирования

-законы развития

3.По форме проявления:

-динамические

-статические

-вероятностные.

Основные законы организации:

1.Закон синергии;

2.Закон самосохранения;

3.Закон единства  анализа и синтеза;

4.Закон информированности  и организованности;

5.Закон развития  или онтогенеза;

6.Закон пропорциональности;

7.Закон композиции.

20.Организация  как процесс создания и совершенствования  системы. 

Организация –  это объединение людей, совместно  реализующих программу или цель, и действующих на основе определенных правил и процедур.

Организация как  процесс- создание новых и качественное совершенствование ранее созданных и функционирующих систем любого типа, по средствам образования и совершенствования взаимосвязей между частями целого.

Организация как  процесс регулируется законами о  труде, процессуальным и трудовым кодексами.

 

21.Линейно-функциональная  структура управления.

Линейно-функциональная структура управления – отличается большим многообразием связей. Характерна для предприятий большого размера, это самый распространенный вид структуры. Не соблюдается принцип единоначалия…В условиях крупных многопрофильных и многофункциональных организаций такие структуры затрудняют координацию деятельности всех линейных и функциональных подразделений и могут создавать перегрузки руководителей организаций, замыкающих на себе все основные управленческие функции.

Достоинства линейно-функциональной структуры –сочетание четкости руководства с наличием широко развернутой системы функционального управления. Примером являются многие средние и крупные промышленные предприятия.

 

22.Основные законы  организации. Закон развития, закон  композиции.

Закон – это  необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение между  явлениями в природе и в  обществе.

Существуют три  группы законов:

·Специфические (частные);

·Общие (для больших групп явлений);

·Всеобщие (универсальные).

Классификация законов по Спиркину:

1.Сточки зрения  сферы действия:

-общие

-универсальные

-частные

2.По внутреннему  содержанию:

-законы строения

-законы функционирования

-законы развития

3.По форме проявления:

-динамические

-статические

-вероятностные.

Основные законы организации:

1.Закон синергии;

2.Закон самосохранения;

3.Закон единства  анализа и синтеза;

4.Закон информированности  и организованности;

5.Закон развития  или онтогенеза;

6.Закон пропорциональности;

7.Закон композиции.

Закон развития:«Каждая система (социальная или биологическая) стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла».

По другому этот закон называют законом онтогенеза, он предопределяет, что каждая организация проходит в своем развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание.

Онтогенез – термин, характеризующий совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни.

Закон композиции отражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера.

Действие закона композиции распространяется на системы, которые можно назвать целенаправленными. Целенаправленной системе небезразлично, в каком состоянии она находится.

«Каждая система (биологическая или социальная) стремиться приобрести, создать или сохранить  в своей структуре все необходимые  ресурсы (композицию), находящиеся в  заданной соотносительности или  заданном подчинении».

 

23.Содержание этапов  организационного проектирования.

Организационное проектирование – это метод формальной организации целостных образований, как научно-практическое применение законов, закономерностей и принципов  организационной теории. Это создание общей структуры системы и  воспроизводство элементов и  отношений внутри неё, при реализации которых возникающая целостность  обладает высокой устойчивостью, надежностью  и экономичностью. В структурном  плане орг. проектирование направлено либо на создание новой системы, либо на частичное улучшение прежней, либо на её радикальное преобразование. Как процесс оно представляет собой взаимосвязанные этапы  по созданию проекта, которые могут  быть представлены тремя комплексами: Предпроектные работы, техническое и рабочее проектирование.

Разработка организационной  системы – это многоплановый  процесс с участием различных  специалистов (по управленческим и  технологическим вопросам, по системотехнике и информации, по финансам и экономике, по юридическим вопросам, маркетингу).

Процесс создания организационной системы включает в себя три стадии:

1.Предпроектная  –Проведение научно-исследовательских работ (НИР), разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ) на создание ОС;

2.Проектирование  –Разработка технического и рабочего проектов с включением современных информационных технологий;

3.Ввод в эксплуатацию  –Выполнение монтажно-наладочных работ, опытную эксплуатацию и приемно-сдаточные испытания ОС.

Перечисленные стадии включают набор конкретных работ:

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

В общем, виде ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ включает описание реальной проблемной ситуации, ее оценку и разработку желательного состояния.

Применительно к  организационной системе управления описание существующих систем управления И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. А для функционирующих организаций - необходимость проектирования новых.

2. ВЫБОР ОБЪЕКТА  ИССЛЕДОВАНИЯ.

Как правило, УКАЗЫВАЕТСЯ  КОНКРЕТНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, улучшение деятельности которой  является целью исследования.

Однако, проблема может быть сформулирована И БЕЗ ПРИВЯЗКИ К КОНКРЕТНОМУ ОБЪЕКТУ. Например, проектирование организационной структуры системы управления машиностроительным предприятием. Совершенствование системы управления гостинично-туристическим комплексом и т. д.

Выбор объекта  исследования - это дальнейшая работа по ограничению области исследования.

3. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ  ИССЛЕДОВАНИЯ

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ - это определение НАПРАВЛЕНИЯ  исследования, выбор ФАКТОРОВ, на которых  должно быть сосредоточено внимание разработчика проблемы. Можно сказать  другими словами - это ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Разработка мероприятий, направленных на совершенствование  работы организационных систем в  своей основе опирается на общую  методологию решения проблемы, которую  можно выразить следующим образом:

Е = f(x. y),

где х, у - факторы, определяющие работу и характеристики исследуемой проблемы;

х - управляемые факторы;

у - неуправляемые  факторы, т. е. вне нашего влияния.

ОТБИРАЮТСЯ только наиболее ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ, т. е. те, которые  оказывают наибольшее влияние на проблему.

Исходя из вышесказанного, программу исследований можно представить  как последовательность следующих  этапов:

- определение  факторов х и у => Е;

- отбор факторов  наиболее значимых;

- построение модели Е =f(x, y);

- выработка проектных  решений;

- разработка нормативно-методической документами

 

24.Орг. структуры  конгломератного типа. Матрично-штабная  орг. структура системы управления.

Орг. структуры  конгломератного типа– это еще один подход к созданию адаптивных организационных структур, он связан с появлением организации типа конгломерата. Это не какая-то установившаяся и упорядоченная структура, скорее вся организация приобретает форму, которая лучше всего подходит для данной конкретной ситуации. Так, в одном отделении предприятия может использоваться продуктовая структура, в другом – функциональная структура, а в третьем – проектная или матричная.

Руководство высшего  звена корпорации отвечает за долгосрочное планирование, разработку политики, а  также за координацию и контроль действий в рамках всего предприятия. Эту центральную группу окружает ряд предприятий, которые, как правило, являются либо независимыми экономическими единицами, либо фактически независимыми. Они почти полностью автономны  в отношении оперативных решений, подчинены основной компании в основном в вопросах финансов. Ожидается, что  они достигнут намеченных показателей  прибыльности и удержат затраты  в пределах, установленных для  всего конгломерата руководством высшего  звена.

Некоторые крупные  конгломераты развивались в основном за счет поглощений и слияний, а не за счет внутреннего расширения и  роста. В результате их деятельность часто оказывалась слишком диверсифицированной, чтобы её можно было уместить в  рамках какой-либо системы или структуры. Поэтому руководство конгломерата дает возможность руководству каждого  входящего в его состав предприятия  выбрать ту структуру управления, которая ему более всего подходит.

Еще одна причина, по которой предприятия, входящие в  состав конгломерата, сохраняют свои собственные организационные структуры, состоит в том, что при этом можно очень быстро свертывать и  развертывать деловую активность в  различных областях с минимальным  нарушением сложившихся связей. Между  отдельными предприятиями, входящими  в состав конгломерата, почти не существует взаимозависимости. Конгломерат  может продать любое предприятие, входящие в его состав, из-за его  неудовлетворительной деятельности и  купить предприятие, , отличающееся хорошими экономическими перспективами, и эти все изменения вряд ли даже будут замечены другими подразделениями конгломерата.

Эти возможности  сделали конгломераты очень популярными  среди предпринимателей в наукоемких отраслях, где быстро надо переходить к новым видам продукции и  столь же быстро прекращать выпуск устаревших.

Информация о работе Понятие системы. Классы системы и их характеристики