Проектирование организационной структуры предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание

Цель организационной структуры состоит в том, чтобы решить стоящие перед организацией задачи, поэтому проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации, а её структура – обеспечивать реализацию стратегии организации. Кроме того, проектирование должно учитывать ситуацию, в которой находится организация и которая складывается из факторов внешней среды, технологии организации и её размера. Анализ этих факторов возможен на самых высоких уровнях управления, поэтому последовательность разработки организационной структуры имеет направление сверху вниз.

Содержание

Введение…………………………………………………………………
1. Виды организационных структур и особенности организационных структур машиностроительной отрасли…….
1.1 Факторы разработки и выбора организационных структур………………………………………………………………….
1.2 Особенности организационных структур машиностроительной отрасли……………………………………….
2. Разработка организационной структуры управления машиностроительного предприятия «Сибирь»…………………..
2.1 Характеристика машиностроительного предприятия «Сибирь»………………………………………………………………..
2.2 Анализ организационной структуры управления машиностроительного предприятия «Сибирь»………………….
2.3 Разработка организационной структуры управления машиностроительного предприятия «Сибирь»………………….
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………..
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 273.00 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации.

ФГОУ  СПО «Сибирский профессионольно-педагогический колледж» 

Курсовая  работа

Тема: «Проектирование  организационной структуры предприятия»

                                      

                                        

                                      Искаков Жаслан Темербекович

                                      Специальность 080501

                                      «Менеджмент»(по отраслям)

                                      2 курс, гр.Мк-220

                                      Руководитель

                                       Ступакова Екатерина Владимировна

                                      Преподаватель ФГОУ СПО

                                       «Сибирский профессионально-

                                      педагогический колледж»                                                                                                               

                                     Омск 2011 

 
 
 
 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………

1. Виды организационных структур и особенности организационных структур машиностроительной отрасли…….

     1.1 Факторы разработки  и выбора организационных структур………………………………………………………………….

     1.2 Особенности организационных структур машиностроительной отрасли……………………………………….

2. Разработка организационной структуры управления машиностроительного предприятия «Сибирь»…………………..

     2.1 Характеристика машиностроительного  предприятия «Сибирь»………………………………………………………………..

     2.2 Анализ организационной структуры управления машиностроительного предприятия «Сибирь»………………….

     2.3 Разработка организационной структуры управления машиностроительного предприятия «Сибирь»………………….

Заключение…………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………..

Приложения А………………………………………………………..

Приложение Б………………………………………………………...

Приложение В………………………………………………………..

Приложение Г………………………………………………………..

Введение

 

     Через преодоление сложных проблем  Россия осуществляет переход к рыночной экономике. Переход России на новую  систему хозяйствования, затронул предприятия всех форм собственности. Ранее руководители предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора. Большинство предпринимателей, руководителей и специалистов предприятий пока не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит потому, что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.

     На  производственном предприятии большое  значение играют: разработка организационной  структуры системы управления, подходы  к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации и т.д. Поэтому в настоящее время созданию и совершенствованию организационной структуры системы управления уделяется значительное внимание.

     Предметом исследования является организационная  структура, которая представляет собой логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенная в такой форме, которая позволила бы наиболее эффективно достигать целей организации.

Цель  организационной структуры состоит  в том, чтобы решить стоящие перед организацией задачи, поэтому проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации, а её структура – обеспечивать реализацию стратегии организации. Кроме того, проектирование должно учитывать ситуацию, в которой находится организация и которая складывается из факторов внешней среды, технологии организации и её размера. Анализ этих факторов возможен на самых высоких уровнях управления, поэтому последовательность разработки организационной структуры имеет направление сверху вниз.

     Цель курсового проекта состоит в том, чтобы построить организационную структуру управления машиностроительным предприятием, которая обеспечит внутренний рынок высококачественной продукцией по конкурентным ценам.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– определение  факторов проектирования и выбора определенной организационной структуры;

– формирование основных задач деятельности машиностроительного  предприятия, функционирующего в условиях ограниченного спроса на продукцию;

– составление штатного расписания руководителей, специалистов и служащих на основе выявленных видов деятельности предприятия;

– разработка матрицы функциональных связей с  расшифровкой всех функций и названий должностей и отделов;

– определение  статуса подразделений организации и связей между ними;

– проектирование рациональной организационной структуры;

– оценка взаимодействия внешних, внутренних и  специальных факторов, влияющих на эффективность организационной  структуры управления;

– расчет показателей эффективности состава и структуры связей;

– определение  важнейших выводов и рекомендаций, предложений по практическому использованию  разработанной организационной  структуры.

Курсовая  работа состоит из двух глав:

     1 глава

 
 
 

     2 глава «Разработка организационной структуры управления машиностроительного предприятия «Сибирь», в ней отражено характеристика предприятия, анализ организационной структуры управления и разработка организационной структуры управления.

     Объем курсовой работы составляет…. Страниц.

     Курсовая  работа содержит  … приложений. Список использованной литературы содержит …. источников.

     1. Виды организационных структур и особенности организационных структур машиностроительной отрасли

     1.1 Факторы разработки  и выбора  организационных структур

     Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев, ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной.

     Разработка  организационной структуры предприятия  – сложный и длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Одним из самых важных для предприятия этапов является выбор конкретного вида организационной структуры. К основным видам организационных структур относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная, штабная, проектная, матричная. «Наилучшая» структура – это та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей.

     Некоторая ориентация для смены типа организационной  структуры может осуществляться на основе метода типологии (Приложение А). Горизонтальная ось на рисунке  показывает вид основной ориентации организации: на решение внутренних проблем или адаптацию к изменениям внешней среды. Вертикальная ось – размер организации: малые или прочие предприятия. В результате позиционирования в соответствии с указанными параметрами конкретного субъекта хозяйствования в типологической схеме можно получить общие рекомендации по выбору типа организационной структуры, отраженной в приложении А. Например, крупные предприятия, ориентированные на решение проблем организации производственного процесса (в частности, промышленные предприятия, функционирующие в условиях административно-командной системы управления), эффективно работают при использовании линейно-функциональной структуры. В рассмотренной матрице учтены лишь два основных параметра, влияющие на решение выбора организационной структуры. В действительности диапазон факторов гораздо шире.

Объективные факторы и условия, влияющие на выбор  разнообразия организационных структур:

– размер деятельности предприятия (малое, среднее, крупное);

– специализация  на выпуске одного вида продукции  или широкой номенклатуры изделий различных отраслей;

– характер выпускаемой продукции (тип производства);

– сфера  деятельности предприятия (организация  на местный, национальный или внешний  рынок);

– масштабы заграничной деятельности и формы  её осуществления;

– вид  монополистического объединения (концерн, финансовая группа, холдинг).

     Помимо  перечисленных факторов, влияющих на выбор ограниченной структуры, можно  отметить динамизм внешней среды, технологию, отношение к организации руководителей  и сотрудников.

     Поскольку предназначение организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией целей, разработка структуры должно базироваться на стратегических планах организации и переменных внешней среды, в которой она осуществляет свои операции. Стратегия предопределяет структуру управления, которая должна соответствовать намеченным ею изменениям. Если организация приняла план инновационного пути развития, ей потребуется ввести гибкую структуру управления. Если же стратегия нацелена на максимальное сокращение затрат, ей в большей мере подойдет иерархическая структура. Исследования показывают, что стратегия предопределяет характер структуры, прежде всего, для организации в целом. На уровне подразделений и служб влияние стратегии на структуру ощущается в меньших размерах.

     Факторы могут в отдельности или в  комбинации влиять на решения по проектированию организации через те компоненты, которые заключены в каждом из них.

     Требования, принципы и факторы, определяющие организационные  структуры управления предприятием, рассмотрены в приложении Б.

На малых  предприятиях, где выполнение функций  требует ограниченного числа  работников, проблема определения структуры  не является столь острой по сравнению  с подбором руководителей с соответствующими знаниями, умениями, опытом, стилем работы, организационными способностями. Значительно сложнее дело обстоит на средних и крупных предприятиях, выпускающих широкую номенклатуру продукции. В этом случае возникает проблема выбора того или иного типа организационной структуры, адекватного реальным требованиям внешней и внутренней среды, задачам удовлетворения потребительского спроса, технологического и социального развития, достижения экономически эффективных результатов. Развитие организационных структур в настоящее время для этих предприятий связано с переходом к дивизионным, сетевым структурам, а также к структурам с использованием малых групп, стратегических центров прибыли, внутренних рынков. Это направление реализуется через создание в рамках крупных организаций (таких как, например, ОАО «ГАЗ») нововведенческих фирм, которые ориентированы на производство и самостоятельное продвижение на рынках новых изделий, технологий и действуют на принципах «рискового финансирования». Предприятия должны стремиться к сетевой структуре. Им необязательно иметь полный набор предпринимательской деятельности – от научных исследований и опытно-конструкторских подразделений до маркетинга и распределения. Часто целесообразно заключение договоров с другими организациями для выполнения определенных функций посредством перераспределения ресурсов или создание неформальных стратегических объединений. Главная цель объединения – приобретение дополнительных преимуществ в целях оттеснения конкурентов. Объединение происходит за счет исполнительной вертикали или горизонтальных связей, основывающихся на общности интересов.

Информация о работе Проектирование организационной структуры предприятия