Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:46, курсовая работа
Цель организационной структуры состоит в том, чтобы решить стоящие перед организацией задачи, поэтому проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации, а её структура – обеспечивать реализацию стратегии организации. Кроме того, проектирование должно учитывать ситуацию, в которой находится организация и которая складывается из факторов внешней среды, технологии организации и её размера. Анализ этих факторов возможен на самых высоких уровнях управления, поэтому последовательность разработки организационной структуры имеет направление сверху вниз.
Введение…………………………………………………………………
1. Виды организационных структур и особенности организационных структур машиностроительной отрасли…….
1.1 Факторы разработки и выбора организационных структур………………………………………………………………….
1.2 Особенности организационных структур машиностроительной отрасли……………………………………….
2. Разработка организационной структуры управления машиностроительного предприятия «Сибирь»…………………..
2.1 Характеристика машиностроительного предприятия «Сибирь»………………………………………………………………..
2.2 Анализ организационной структуры управления машиностроительного предприятия «Сибирь»………………….
2.3 Разработка организационной структуры управления машиностроительного предприятия «Сибирь»………………….
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………..
Приложения
Однако в выборе типа организационной структуры могут помочь следующие методы её диагностики и выбора:
– анкетирование;
– интервьюирование;
– сравнение;
– контрольные вопросы:
– конференции и комиссии;
– моделирование;
– деловые игры;
– балльный метод;
– типология;
– экспертный метод;
– метод активного социологического тестированного анализа и контроля;
– функционально-стоимостный анализ;
– коллективный блокнот.
Таким образом, решая вопрос о выборе организационной структуры, нужно заимствовать опыт преуспевающих фирм и приспосабливать к собственным условиям те или иные организационные решения, исходя при этом из характера производства, специфических условий, в которых функционирует данное предприятие, а также наличия соответствующего административного персонала.
1. 2 Особенности
организационных структур
Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, её «сердцевиной». Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. Современное машиностроение представлено собственно машиностроением и металлообработкой, которые включают несколько десятков отраслей и подотраслей. Наиболее сложной является структура машиностроения. Она включает такие важнейшие отрасли, как энергетическое машиностроение, электротехническая, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, ряд отдельных отраслей, выпускающих оборудование для добывающей и обрабатывающей промышленности, строительства, транспортное машиностроение, автомобильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и д. р.
Ассортимент
выпускаемой продукции
Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узко специализированы, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.
Среднее машиностроение размещается в разных районах, в том числе:
а) автомобилестроение:
– производство грузовых автомобилей большой грузоподъемности в городах Москва, Набережные Челны;
– производство грузовых автомобилей в средней и малой грузоподъемности в городах Нижний Новгород, Брянск, Миасс, Ульяновск;
– производство легковых автомобилей в городах Нижний Новгород, Москва, Тольятти, Ижевск, Серпухов;
б) станкостроение
размещается в районах с
в) тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти – на сырьевые базы (Волгоград, Челябинск, Владимир, Санкт-Петербург и д. р.).
Автомобильная промышленность – сильно развитая, типичная для среднего машиностроения отрасль. Автомобильная промышленность включает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях.
Сегодня многие российские машиностроительные предприятия сталкиваются с множеством проблем. В их числе роль высшего руководства компаний и его взаимоотношения с аукционерами; острая нехватка оборотных средств; устаревший ассортимент выпускаемой продукции; отсутствие информации о новых и потенциальных рынках сбыта; неразработанность маркетинговой стратегии компании и др. Одной из крупных проблем является неэффективность организационной структуры компаний, мало приспособленных для работы в условиях ранка.
Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяют разнообразие возможных видов организационных структур управления машиностроительных предприятий.
Линейный используется в системах управления производственными участками, отделами, цехами. Он не рассчитан на управление большим предприятием, так как не включает в себя научные и проектные организации, разветвленную систему связей с поставщиками и потребителями.
Функциональный
тип практически не используется
как единоличная
Смешанная структура (линейно-функциональная) является наиболее приемлемой. При ней функциональные подразделения действуют на правах штаба при линейных руководителях, помогая им в решении отдельных управляющих задач. Примером эталонной организационной структуры может стать система управления таким крупным машинным предприятием, как «АВТОВАЗ» (Приложение В)
2.Разработка организационной структуры управления машиностроительного предприятия «Сибирь»
2.1 Характеристика
машиностроительного
Основными экономическими целями функционирования машиностроительного предприятия «Сибирь» в рыночных условиях являются максимизация прибыли, повышение эффективности производства, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива.
Основные задачи функционирования ОАО «Сибирь»:
– изготовление машиностроительной продукции (автомобилей);
– торгово-закупочная, коммерческая деятельность;
– организация
новых производств путем
– организация сети структур по реализации и сбыту продукции, включая деятельность по поиску и приобретению сырья, средств производства, технологии для организации;
– осуществление редакционной, информационно-издательской и рекламной деятельности;
– содействие разработке и внедрению на предприятии передовых технологий, изобретений и открытий на основе отечественных и зарубежных патентов, лицензий «ноу-хау» с целью налаживания производства наукоемкой, научно-технической продукции;
– развитие материальной базы социальной сферы, строительство и эксплуатация спортивных, физкультурно-оздоровительных, медицинских, жилищно-бытовых объектов, предприятий и пунктов общественного питания и т.д.;
– реализация комплексной целевой программы социального развития;
Основными видами деятельности предприятия являются:
– маркетинговая;
– инновационная;
– производственная;
– экономическая;
– инвестиционно-финансовая;
– логистическая;
– сбытовая;
– кадровая;
– информационная.
Производственная деятельность является определяющей, так как основные цехи, потребляющие до 80 % всех инвестиций предприятия, осуществляют выпуск готовой продукции.
На предприятии
и в производственных подразделениях
протекает производственный процесс,
который характеризуется
Ключевые
этапы производственного
– получение и складирование заготовок;
– доставка заготовок к рабочим позициям;
– различные виды механической обработки;
– перемещение полуфабрикатов между рабочими позициями;
– контроль качества;
– хранение на складах;
– сборка изделий;
– испытание, регулировка;
– окраска, отделка, упаковка и отправка.
Производственный процесс протекает в цехах, на производственных участках и рабочих местах. Цехом называется основное производственное подразделение предприятия, выполняющее возложенную на него определенную часть производственного процесса. Состав цехов машиностроительного завода, порядок и формы их кооперирования по выполнению производственного процесса называют производственной структурой предприятия. При выборе и проектировании производственной структуры машиностроительного предприятия должно быть установлено деление предприятия на соответствующие структурные подразделения, определены формы их специализации и кооперирования. Производственная структура предприятия не может быть неизменной. Технический прогресс, развитие специализации и кооперирования предприятия может потребовать пересмотра производственной структуры, создания новых цехов, перепланировки площадей, изменения производственной мощности и др. Структура завода должна обеспечивать наиболее правильное сочетание во времени и пространстве всех звеньев производственного процесса. Производственная структура служит основой для построения организационной структуры.
В зависимости
от состава предприятия и этапов
производственного цикла
В зависимости
от размера производственной программы,
характера продукции, а также
технических и экономических
условий осуществления
Информация о работе Проектирование организационной структуры предприятия