Психологические аспекты кадровой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание

Научный подход к формированию систем управления человеческими ресурсами предполагает необходимость учета требований физиологии и психологии к рациональной организации трудовой деятельности работающих. Специалистам по управлению при решении многих задач потребуется знание основ физиологии и психологии труда, помощь в решении этих задач со стороны физиологов, психологов, гигенистов труда.
Целью данной работы является исследование теории формирования трудовых ресурсов на предприятии, разработка вопроса управления увольнением персонала, а также изучение и предложение мероприятий по закреплению персонала в организации.

Содержание

Введение. 3
1. Психологические аспекты кадровой работы
1.1 Теоретические аспекты формирования трудовых ресурсов организации. 5
1.2. Организация набора и отбора персонала. 5
1.3. Методы отбора. 15
1.4 Роль администрации в адаптации персонала.
2. Управление увольнением персонала.
2.1. Основания для увольнения работников, условия требования причины увольнения
2.2. Зарубежный опыт управления увольнениями и текучестью кадров.
3. Мероприятия по закреплению персонала в организации.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 91.67 Кб (Скачать документ)

8. Состоял ли членом  ВЛКСМ 8. Отсутствует

9. Образование 9. Образование (указывается, с какими результатами претендент окончил среднюю школу; тема дипломной работы в вузе (необходимо назвать фамилии двух-трех преподавателей вуза, которые могут дать личную рекомендацию кандидату); тема диссертации; организация, где проходила преддипломная практика)

10. Какими иностранными  языками владеет 10. Отсутствует

11. Ученые степени,  ученое звание 11. Сведения включены в п. 9

12. Какие имеет  труды, научные изобретения 12. Патенты (если есть)

13. Выполняемая работа  с начала трудовой деятельности 13. Печатная продукция. Список публикаций

14. Пребывание за  границей (утратил силу, можно заменить  следующим - "Работа за границей") 14. Список мест работы, опыт работы и основные выполняемые обязанности

15. Участие в выборных  органах 15. Общественная деятельность. Членство в профессиональных союзах

16. Правительственные  награды 16. Отсутствует

17. Имеет ли партвзыскания 17. Отсутствует

18. Отношение к  воинской службе 18. Военная служба

19. Семейное положение 19. Семейное положение

20. Домашний адрес 20. Координаты, по которым можно найти автора: адрес, телефон

Данные, которые желательно включить в личный листок 21. Состояние здоровья

1. Наличие соглашения  с предыдущим работодателем о  неразглашении конфиденциальной  информации 22.Внепрофессиональные навыки, повышение профессионального уровня

2. Согласие на  получение кадровиком характеристики  от предыдущего работодателя 23. Гражданство

3. Наличие родственников  в организации 24. Время, когда можно приступить к работе

4. Факты привлечения  к судебной ответственности 25. Устремление в карьере, должность, на которую претендует кандидат

5. Наличие водительских  прав 26. Вид работы: постоянная, временная, неполное рабочее время, сезонная

6. Уровень владения  машинописью, навыки стенографии,  работы с диктофоном, компьютером 27. Заработная плата — получаемая и желательная

      28. Причина поиска нового места  работы

      29. Профессиональные возможности

      30.Возможность  ездить в командировки 
 

На первый взгляд, подход к составлению обоих документов одинаков. В то же время в этих документах много различий из-за разности их функций. Личный листок по учету  кадров, помимо профессиональной характеристики, которая освещена в нем достаточно поверхностно, дает едва ли не в большей  степени политическую информацию о  человеке. Резюме, напротив, дает более  Полную информацию о профессиональных качествах претендента. Например, в  разделе о работе кандидату предлагается указать не только предыдущее место  работы, занимаемую им должность, специальность, квалификацию, но и круг выполняемых  обязанностей, а также решаемых им производственных задач. 

В пункте "Образование" требуется указать место прохождения  преддипломной практики и полученную специальность, тему Дипломной работы, диссертации и другие сведения, дающие возможно более полное представление  о профессиональной подготовленности кандидата. Кроме того, в резюме более  емко характеризуются ожидания претендента  относительно его будущей работы. 

Таким образом, можно  сделать следующий вывод: целесообразно  уделять самое серьезное внимание документам, которые Должны быть затребованы при приеме на работу. Требуется уточнить и обновить перечень документов, дополнить и уточнить их Содержание. Одновременно нуждаются в пересмотре правила внутреннего трудового распорядка, их содержание также должно быть Пересмотрено. 

Анализ документов, представленных претендентом, дает первое впечатление и представление  о нем как о человеке и профессионале. Если он проходит этот этап успешно, его  допускают к следующему — собеседованию. 

Собеседование —  это интервью с заданными, типовыми вопросами, ответы на которые требуют  от кадровой службы точной и профессиональной оценки. Формализация собеседования  позволяет повысить точность этого  метода, В ходе собеседования оцениваются  не только содержание ответов, но и  внешний вид человека, его поведение. Все оценки непременно фиксируются. 

Существует множество  рекомендаций по проведению собеседований. Вот наиболее перспективные из них. 

1. Постарайтесь установить взаимопонимание с собеседником, дайте ему возможность чувствовать себя свободно и непринужденно. 

2. По ходу собеседования  постоянно концентрируйте внимание  на соответствии человека требованиям  предполагаемых рабочего места рабочей функции, места работы. 

3. Не делайте для  себя поспешных выводов, пока  не получите всю информацию, —  лишь по окончании собеседования  можно составить впечатление  о собеседнике, а затем дать  аргументированную оценку. 

Чтобы получить наиболее полное представление о претенденте, нужно подготовить к собеседованию  блоки вопросов и ответов и  гибко использовать их в ходе разговора. 

Какими же качествами должен обладать претендент? 

Прежде всего —  это профессиональные качества: 

а) высокий уровень  квалификации по своей специальности; 

б) владение в достаточной  степени другими профессиями, специальностями, что позволит выполнять целый  комплекс работ; 

в) хорошее здоровье и физическая подготовка, позволяющие выполнять работу на высоком уровне; 

г) собранность, аккуратность, организованность, умение организовать свое рабочее место, профессионально  выполнять свои функции. 

Помимо профессиональных желательны также и высокие личные качества специалиста: 

-  находчивость, умение  найти выход из любой неблагоприятной  ситуации; 

-  терпеливость, способность  выполнять монотонную работу  в течение определенного времени; 

-  коммуникабельность, склонность к работе в коллективе; 

-  опрятность, чистоплотность; 

-  уравновешенность; 

-  деликатность; 

-  упорство в  достижении цели, активность, ориентированная  на получение желаемого результата; 

-  готовность помочь  коллегам по работе; 

-  вежливость; 

-  преданность  своим обязанностям, умение доводить  дело до конкретного результата. 

Из отрицательных  личных качеств наиболее нежелательны следующие: 

-  самомнение —  "Я все знаю"; 

-  нерешительность  при принятии решений; 

-  упрощенное отношение  к экономическому и политическому 

-  состоянию общества; 

-  отсутствие моральных  принципов, низкие Моральные качества; 

-  склонность к  пьянству, наркомании, токсикомании; 

-  неразборчивость  в отношениях с людьми; 

-  цинизм; 

-  узкий круг  интересов; 

-  неряшливость; 

-  робость; 

-  физические недостатки; 

-  недостаток учтивости; 

-  отсутствие чувства  юмора. 

К отрицательным  профессиональным характеристикам  относятся следующие: 

-  низкий уровень  квалификации; 

-  отсутствие подлинного  интереса к предлагаемой работе; 

-  отсутствие энтузиазма  по поводу будущей работы; 

-  заинтересованность  в будущей работе только из-за  высокой заработной платы; 

-  желание получить  только престижную работу; 

-  более высокая  квалификация, чем требуется для  поручаемой работы; 

-  невысокие деловые  качества; 

-  нежелание и  неумение находить контакты с  коллегами; 

-  некоммуникабельность; 

-  неумение работать  в коллективе. 

При беседе работник отдела персонала обычно подмечает  следующее: 

1) как претендент  выражает свои мысли, не страдает  ли косноязычием; 

2) как он одет  — неряшливость в одежде характеризует  человека отрицательно; 

3) соблюдает ли  он меру, используя парфюмерию, в  частности одеколон или духи, 

4) опрятен ли он; 

5) отводит ли он  при разговоре взгляд; 

6) небрежность при  пожатии руки; 

7) внимателен ли  он к предлагаемым вопросам; 

8) как он ведет  себя в искусственно созданных  экстремальных ситуациях; 

9) не имеет ли  он болезненный вид; 

10) осуждает ли  он своих прежних работодателей  и коллег по работе; 

11) проявляет или  не проявляет интереса к общим  целям фирмы; 

12) насколько тщательно  он составил документацию, заполнил  документы; 

13) пришел на собеседование  вовремя или опоздал без уважительной  причины; 

14) насколько уверенно  высказался по вопросам, которые Требуют профессиональных знаний; 

15) имеет ли он  жизненные планы и цели и  насколько они Серьезны и перспективны; 

16) отказывался ли  он от выполнения особых условий  предыдущего работодателя, например, от поездок в командировки, смены  места жительства в интересах  организации, от сверхурочной  работы, от предложения заменить  отсутствующего коллегу, от помощи  другим, от работы на любом  участке независимо от квалификации  и т. д. 

При отрицательном  результате собеседования, тем более если есть возможность выбора, претенденту следует отказать в работе. В то же время, если он устраивает по профессиональным качествам, его можно принять на работу, не игнорируя, однако, его отрицательные черты, которые были обнаружены во время собеседования и анализа документов. 

Практически все  перечисленные свойства, как положительные, так и отрицательные, можно легко  определить, задав ряд вопросов, правильно сгруппированных. Собеседование  с согласия поступающего на работу проводят столько раз, сколько это необходимо. Для претендентов на руководящую работу это могут быть серии интервью на протяжении одного-двух месяцев. 

Получить наиболее достоверную информацию о кандидате  можно, оценив его качества по десятибалльной системе (табл.2): 

Таблица 2 

Оценка качеств  кандидата на работу в организации№ п/п Качества работника Баллы

1. Внешние впечатления 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Способность выражать свои мысли 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Уверенность в себе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Целеустремленность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Готовность к повышению квалификации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Готовность помочь товарищу по работе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. И т. д. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 
 

Существует множество  видов эффективных способов испытаний, позволяющих проверить способности  претендента и с большей точностью  предсказать, как он будет выполнять  поручаемую ему работу, решать профессиональные задачи. 

Другая группа испытаний  направлена на оценку таких личных качеств претендента, как эмоциональная устойчивость, умственные способности, уверенность в себе, волевые качества и др. 

Информация о работе Психологические аспекты кадровой работы