Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа
Научный подход к формированию систем управления человеческими ресурсами предполагает необходимость учета требований физиологии и психологии к рациональной организации трудовой деятельности работающих. Специалистам по управлению при решении многих задач потребуется знание основ физиологии и психологии труда, помощь в решении этих задач со стороны физиологов, психологов, гигенистов труда.
Целью данной работы является исследование теории формирования трудовых ресурсов на предприятии, разработка вопроса управления увольнением персонала, а также изучение и предложение мероприятий по закреплению персонала в организации.
Введение. 3
1. Психологические аспекты кадровой работы
1.1 Теоретические аспекты формирования трудовых ресурсов организации. 5
1.2. Организация набора и отбора персонала. 5
1.3. Методы отбора. 15
1.4 Роль администрации в адаптации персонала.
2. Управление увольнением персонала.
2.1. Основания для увольнения работников, условия требования причины увольнения
2.2. Зарубежный опыт управления увольнениями и текучестью кадров.
3. Мероприятия по закреплению персонала в организации.
Заключение.
8. Состоял ли членом ВЛКСМ 8. Отсутствует
9. Образование 9. Образование (указывается, с какими результатами претендент окончил среднюю школу; тема дипломной работы в вузе (необходимо назвать фамилии двух-трех преподавателей вуза, которые могут дать личную рекомендацию кандидату); тема диссертации; организация, где проходила преддипломная практика)
10. Какими иностранными языками владеет 10. Отсутствует
11. Ученые степени, ученое звание 11. Сведения включены в п. 9
12. Какие имеет труды, научные изобретения 12. Патенты (если есть)
13. Выполняемая работа
с начала трудовой
14. Пребывание за границей (утратил силу, можно заменить следующим - "Работа за границей") 14. Список мест работы, опыт работы и основные выполняемые обязанности
15. Участие в выборных органах 15. Общественная деятельность. Членство в профессиональных союзах
16. Правительственные награды 16. Отсутствует
17. Имеет ли партвзыскания 17. Отсутствует
18. Отношение к воинской службе 18. Военная служба
19. Семейное положение 19. Семейное положение
20. Домашний адрес 20. Координаты, по которым можно найти автора: адрес, телефон
Данные, которые желательно включить в личный листок 21. Состояние здоровья
1. Наличие соглашения
с предыдущим работодателем о
неразглашении
2. Согласие на
получение кадровиком
3. Наличие родственников в организации 24. Время, когда можно приступить к работе
4. Факты привлечения к судебной ответственности 25. Устремление в карьере, должность, на которую претендует кандидат
5. Наличие водительских прав 26. Вид работы: постоянная, временная, неполное рабочее время, сезонная
6. Уровень владения
машинописью, навыки
28. Причина поиска нового места работы
29. Профессиональные возможности
30.Возможность
ездить в командировки
На первый взгляд,
подход к составлению обоих документов
одинаков. В то же время в этих
документах много различий из-за разности
их функций. Личный листок по учету
кадров, помимо профессиональной характеристики,
которая освещена в нем достаточно
поверхностно, дает едва ли не в большей
степени политическую информацию о
человеке. Резюме, напротив, дает более
Полную информацию о профессиональных
качествах претендента. Например, в
разделе о работе кандидату предлагается
указать не только предыдущее место
работы, занимаемую им должность, специальность,
квалификацию, но и круг выполняемых
обязанностей, а также решаемых им
производственных задач.
В пункте "Образование"
требуется указать место
Таким образом, можно
сделать следующий вывод: целесообразно
уделять самое серьезное
Анализ документов,
представленных претендентом, дает первое
впечатление и представление
о нем как о человеке и профессионале.
Если он проходит этот этап успешно, его
допускают к следующему — собеседованию.
Собеседование —
это интервью с заданными, типовыми
вопросами, ответы на которые требуют
от кадровой службы точной и профессиональной
оценки. Формализация собеседования
позволяет повысить точность этого
метода, В ходе собеседования оцениваются
не только содержание ответов, но и
внешний вид человека, его поведение.
Все оценки непременно фиксируются.
Существует множество
рекомендаций по проведению собеседований.
Вот наиболее перспективные из них.
1. Постарайтесь установить
взаимопонимание с собеседником, дайте
ему возможность чувствовать себя свободно
и непринужденно.
2. По ходу собеседования
постоянно концентрируйте
3. Не делайте для
себя поспешных выводов, пока
не получите всю информацию, —
лишь по окончании
Чтобы получить наиболее
полное представление о претенденте,
нужно подготовить к
Какими же качествами
должен обладать претендент?
Прежде всего —
это профессиональные качества:
а) высокий уровень
квалификации по своей специальности;
б) владение в достаточной
степени другими профессиями, специальностями,
что позволит выполнять целый
комплекс работ;
в) хорошее здоровье
и физическая подготовка, позволяющие
выполнять работу на высоком уровне;
г) собранность, аккуратность,
организованность, умение организовать
свое рабочее место, профессионально
выполнять свои функции.
Помимо профессиональных
желательны также и высокие личные качества
специалиста:
- находчивость, умение
найти выход из любой
- терпеливость, способность
выполнять монотонную работу
в течение определенного
- коммуникабельность,
склонность к работе в
- опрятность, чистоплотность;
- уравновешенность;
- деликатность;
- упорство в
достижении цели, активность, ориентированная
на получение желаемого
- готовность помочь
коллегам по работе;
- вежливость;
- преданность
своим обязанностям, умение доводить
дело до конкретного
Из отрицательных
личных качеств наиболее нежелательны
следующие:
- самомнение —
"Я все знаю";
- нерешительность
при принятии решений;
- упрощенное отношение
к экономическому и
- состоянию общества;
- отсутствие моральных
принципов, низкие Моральные
- склонность к
пьянству, наркомании, токсикомании;
- неразборчивость
в отношениях с людьми;
- цинизм;
- узкий круг
интересов;
- неряшливость;
- робость;
- физические недостатки;
- недостаток учтивости;
- отсутствие чувства
юмора.
К отрицательным
профессиональным характеристикам
относятся следующие:
- низкий уровень
квалификации;
- отсутствие подлинного
интереса к предлагаемой
- отсутствие энтузиазма
по поводу будущей работы;
- заинтересованность
в будущей работе только из-за
высокой заработной платы;
- желание получить
только престижную работу;
- более высокая
квалификация, чем требуется для
поручаемой работы;
- невысокие деловые
качества;
- нежелание и
неумение находить контакты с
коллегами;
- некоммуникабельность;
- неумение работать
в коллективе.
При беседе работник
отдела персонала обычно подмечает
следующее:
1) как претендент
выражает свои мысли, не
2) как он одет
— неряшливость в одежде
3) соблюдает ли
он меру, используя парфюмерию, в
частности одеколон или духи,
4) опрятен ли он;
5) отводит ли он
при разговоре взгляд;
6) небрежность при
пожатии руки;
7) внимателен ли
он к предлагаемым вопросам;
8) как он ведет
себя в искусственно созданных
экстремальных ситуациях;
9) не имеет ли
он болезненный вид;
10) осуждает ли
он своих прежних
11) проявляет или
не проявляет интереса к общим
целям фирмы;
12) насколько тщательно
он составил документацию, заполнил
документы;
13) пришел на собеседование
вовремя или опоздал без
14) насколько уверенно
высказался по вопросам, которые
Требуют профессиональных знаний;
15) имеет ли он
жизненные планы и цели и
насколько они Серьезны и
16) отказывался ли
он от выполнения особых
При отрицательном
результате собеседования, тем более
если есть возможность выбора, претенденту
следует отказать в работе. В то же время,
если он устраивает по профессиональным
качествам, его можно принять на работу,
не игнорируя, однако, его отрицательные
черты, которые были обнаружены во время
собеседования и анализа документов.
Практически все
перечисленные свойства, как положительные,
так и отрицательные, можно легко
определить, задав ряд вопросов,
правильно сгруппированных. Собеседование
с согласия поступающего на работу
проводят столько раз, сколько это необходимо.
Для претендентов на руководящую работу
это могут быть серии интервью на протяжении
одного-двух месяцев.
Получить наиболее
достоверную информацию о кандидате
можно, оценив его качества по десятибалльной
системе (табл.2):
Таблица 2
Оценка качеств кандидата на работу в организации№ п/п Качества работника Баллы
1. Внешние впечатления 1 2 3 4 5 6 7 8 9
2. Способность выражать свои мысли 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Уверенность в себе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Целеустремленность 1 2 3 4
5. Готовность к повышению
квалификации 1 2 3 4 5 6 7 8
6. Готовность помочь товарищу по работе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7. И т. д. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Существует множество
видов эффективных способов испытаний,
позволяющих проверить
Другая группа испытаний
направлена на оценку таких личных
качеств претендента, как эмоциональная
устойчивость, умственные способности,
уверенность в себе, волевые качества
и др.