Психологические аспекты кадровой работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание

Научный подход к формированию систем управления человеческими ресурсами предполагает необходимость учета требований физиологии и психологии к рациональной организации трудовой деятельности работающих. Специалистам по управлению при решении многих задач потребуется знание основ физиологии и психологии труда, помощь в решении этих задач со стороны физиологов, психологов, гигенистов труда.
Целью данной работы является исследование теории формирования трудовых ресурсов на предприятии, разработка вопроса управления увольнением персонала, а также изучение и предложение мероприятий по закреплению персонала в организации.

Содержание

Введение. 3
1. Психологические аспекты кадровой работы
1.1 Теоретические аспекты формирования трудовых ресурсов организации. 5
1.2. Организация набора и отбора персонала. 5
1.3. Методы отбора. 15
1.4 Роль администрации в адаптации персонала.
2. Управление увольнением персонала.
2.1. Основания для увольнения работников, условия требования причины увольнения
2.2. Зарубежный опыт управления увольнениями и текучестью кадров.
3. Мероприятия по закреплению персонала в организации.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 91.67 Кб (Скачать документ)

Увольнение по этому  подпункту сходно с увольнением  по п. 7 ст. 33 КЗоТ РФ — основания для  увольнения одинаковые, поэтому особенностей в этом основании нет. 

Кроме перечисленных  общие основания для увольнения изложены в ст. 29 КЗоТ РФ. 

Правила расторжения  трудового договора по инициативе работника  изложены в ст. 31, 32 КЗоТ РФ. 

Статья 37 КЗоТ РФ устанавливает  правила расторжения трудового  договора (контракта) по требованию профсоюзного органа. 

В заключение следует  отметить следующие принципы, которыми целесообразно руководствоваться  при увольнениях: 

1. При увольнениях  нужно не забывать этические  правила. 

2. Увольнение должно  быть справедливым. 

3. При увольнении  ни в коем случае нельзя  порочить честь и достоинство граждан, допускать оскорбления. 

4. Увольняемым работникам  нужно всеми средствами, которые  есть в распоряжении отделов  персонала, постараться помочь  трудоустроиться. 

5. Увольнение должно  быть законным. 

6. Увольнение должно  быть целесообразным. 

7. При увольнении  нужно быть особенно внимательным  к человеку. 

Высвобождение персонала  независимо от причин высвобождения  должно быть экономически целесообразным и социально эффективным. При  высвобождении персонала рекомендуется  соблюдать следующие правила:  

1) сокращение должно  осуществляться с привязкой к  рабочим местам, то есть сокращение  должно коснуться тех работников, места которых сокращают;  

2) полезно избежать  дополнительных затрат при сокращении, за исключением предусмотренных  законодательством;  

3) после сокращения  не должно возникать последующих  затрат. 

На практике используют следующие варианты сокращения, широко рекомендуемые в различных учебниках:  

1) прекращение найма  на работу. Эта мера дает возможность  за счет собственной убыли  работников, а это примерно 5% общей  численности персонала, трудоустроить  высвобождающихся работников;  

2) перемещение на  другие свободные места излишней  рабочей силы;  

3) сокращение продолжительности  рабочего времени. В этом случае  излишняя численность будет ликвидирована  за счет того, что потребуется  большее количество работников. Существует несколько вариантов  такого сокращения. Это отмена  сверхурочных, перегрузки некоторых  работников, перевод части работников  на неполный рабочий день и  т. д.;  

4) отмена передачи  заказов в другие организации,  если эти заказы можно выполнить  собственными силами, без потери  связей, необходимых для организации;  

5) введение укороченной  рабочей недели. В Германии, например, продолжительность рабочей недели  за последние 5 лет была снижена  с 40 до 37,5 ч, а в некоторых  отраслях достигла 35,4. 

Практика показала, что 10% сокращения рабочего времени  не ведет к новому набору рабочей  силы. Оно в то же время приводит к уплотнению рабочего времени. Причем сокращение рабочего времени может  осуществляться как со снижением  оплаты труда, так и без него. Кроме  этих распространенных мероприятий  по сокращению персонала отдельные  фирмы проводят и другие, например:  

1) выплату денежных  компенсаций при увольнении, равных 7— 10 месячным зарплатам (в  зависимости от стажа работы  и других показателей, которые  устанавливает сама фирма);  

2) досрочный уход  на пенсию;  

3) помощь работнику  в подборе нового места работы  и др. 

3. Мероприятия по  закреплению персонала в организации  

Выработка и закрепление  необходимого для организации поведения  сотрудников через воздействие  на основные мотивы их деятельности основывается на удовлетворении потребностей сотрудников  через достижение ими целей организации  и включает в себя следующие мероприятия: 

-  выделение показателей  деятельности (результатов труда)  для каждой должностной позиции  и подразделения в целом;  

-  разработку системы  заработной платы и премиальных  (бонусов, опционов…) привязанной  к индивидуальным и коллективным  результатам труда, позволяющей  контролировать со стороны организации  результаты деятельности каждого  сотрудника и справедливо поощрять  и стимулировать производительный  труд сотрудников;  

 разработка системы  коллективных и индивидуальных  социальных льгот, дающей дополнительную  привлекательность компании на  рынке труда и повышающей удовлетворенность  персонала компании при невысоких  затратах.  

Организации имеют  постоянную потребность в обеспечении  высокой производительности труда  работников. Многие организации при  этом заботятся и об общем качестве трудовых ресурсов. Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако этого не достаточно. Руководство должно также проводить программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации. 

Следующим шагом  после того, как работник адаптировался  в коллективе и получил необходимую  подготовку для эффективного выполнения своей работы, будет определение  степени эффективности его труда. В этом заключается цель оценки результатов  деятельности, которую можно представить  себе как продолжение функции  контроля. Процесс контроля предусматривает  учреждение стандартов и измерение  результатов для определения  отклонения от установленных норм и  при необходимости принятие корректирующих мер. Аналогичным образом, оценка результатов  деятельности требует, чтобы руководители собирали информацию о том, насколько  эффективно каждый работник выполняет  делегированные ему обязанности. Сообщая  эти сведения своим подчиненным, руководитель информирует их о том, как хорошо они справляются со своей работой и дает им возможность исправить свое поведение, если оно не соответствует принятому. Вместе с тем, оценка результатов деятельности позволяет руководству определить наиболее выдающихся работников и реально поднять уровень их достижений, переводя их на более привлекательные должности. В основном, оценка результатов деятельности служит трем целям: административной, информационной и мотивационной. 

Многие руководители, встав перед необходимостью поиска кадров - особенно на ключевые руководящие  должности, - полагают, что привлечь высококвалифицированных специалистов можно только высокой зарплатой. Однако далеко не все компании имеют  возможность предложить кандидату  такой же уровень оплаты, как крупные  стабильные организации. Чем же еще  можно привлечь и оставит у себя в организации высококлассных специалистов? Здесь есть разные возможности. 

Возможность быстрого роста, продвижения по службе. Динамично  развивающиеся организации часто  дают уникальную возможность сделать  быструю карьеру (что предполагает последующий быстрый рост зарплаты).Возможность самостоятельной работы, без жесткого контроля со стороны руководства. Современные компании стремятся освободиться от жесткого бюрократического регулирования деятельности каждого работника, они гибки и мобильны. Путь от принятия решения до его реализации на практике быстр и короток. Возможность увидеть результаты своих действий и предложений является довольно сильным стимулом, особенно для молодых, амбициозных, ориентированных на развитие работников.  

Теплые, дружественные  отношения. Для многих людей высокую  привлекательность имеет климат командной работы (или дух «единой  семьи»), когда каждый работник понимает, каков его вклад в общее  дело, когда он видит, что успех  общего дела зависит от усилий всех работников. Дух взаимопомощи, взаимоподдержки, тесные дружеские взаимоотношения могут явиться важным аргументом в выборе места работы для потенциальных кандидатов. 

Вид и количество вознаграждений, предлагаемых организацией, имеют важное значение для оценки качества трудовой жизни. Исследования показывают, что вознаграждения влияют на решения людей о поступлении на работу, на прогулы, на решения о том, сколько они должны производить, когда и стоит ли вообще уйти из организации. Многими исследованиями установлено, что количество прогулов и текучесть кадров прямым образом связаны с удовлетворенностью получаемым вознаграждением. При хорошей работе, которая дает чувство удовлетворения, количество прогулов имеет тенденцию к снижению. Когда же работа неприятна, число прогулов значительно возрастает. 

Термин «заработная  плата» относится к денежному  вознаграждению, выплачиваемому организацией работнику за выполненную работу. Она «направлена на вознаграждение служащих за выполненную работу (реализованные  услуги) и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности». Организация не может набрать  и удержать рабочую силу, если она  не выплачивает вознаграждение по конкурентоспособным  ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе в данном месте. 

Разработка структуры  заработной платы является обязанностью отделов кадров или трудовых ресурсов. Структура заработной платы в  организации определяется с помощью  анализа обследования уровня заработной платы, условий на рынке труда, а  также производительности и прибыльности организации. Разработка структуры  вознаграждения административно-управленческого  персонала более сложна, поскольку  помимо самой зарплаты в нее часто  входят различные льготы, схемы участка  в прибылях и оплата акциями. 

Помимо заработной платы организация предоставляет  своим работникам различные дополнительные льготы, которые раньше называли «мелкими привилегиями». Однако, так как эти доплаты составляют значительную часть пакета вознаграждений, выплачиваемых организацией, сейчас их называют дополнительными льготами. Исследование 1986 г. показало, что усредненная стоимость таких дополнительных льгот составила 36,6% всей зарплаты. При пересчете в доллары, стоимость таких дополнительных льгот на одного служащего составила 7842 долл. Сегодня само собой разумеется, что такие льготы как оплаченные отпуска, оплата больничных, страхование здоровья и жизни, а также пенсионное обеспечение, являются составной частью любой постоянной работы. К прочим видам льгот относятся субсидируемые предприятием кафетерии, ссуды с пониженной процентной ставкой на обучение в колледжах детей сотрудников, детские учреждения, предоставление оплаченных юридических услуг, программы физического оздоровления, коллективные гаражи, оплаченные творческие отпуска после определенного количества лет работы. 

Традиционный подход к предоставлению дополнительных льгот  заключается в том, что одинаковые льготы имеют все работники одного уровня. Однако при этом не учитываются  различия между людьми. Исследования показывают, что не все служащие ценят такие льготы. Воспринимаемая ценность дополнительных льгот зависит  от таких факторов, как возраст, семейное положение, размер семьи и т.д. Так, например, люди с большими семьями  обычно весьма сильно озабочены размером льготного медицинского обслуживания и страхованием жизни, пожилые люди — льготами, предоставляемыми при  выходе на пенсию, молодые работники  — немедленным получением наличных денег. В свете вышеизложенного, некоторые организации разработали  систему, которую иногда называют «системой  вознаграждения по принципу кафетерия». Работнику разрешается самому выбрать  в установленных пределах тот  пакет льгот, который наиболее его  устраивает. Хотя такая система выбора вознаграждения по принципу «самообслуживания  в кафетерии» имеет явные достоинства, она не свободна и от некоторых  недостатков. Общая стоимость льгот  при этом повышается, поскольку влечет за собой дополнительные административные накладные расходы, а также потому, что некоторые льготы, например, страхование персонала, обходятся дешевле, если их приобретают в больших объемах. Другая проблема заключается в необходимости просвещения работников в вопросах наличного набора льгот и потенциального значения этих льгот для них в будущем и настоящем. 

Очевидно, что работник в зависимости от условий своего положения имеет разные потребности  в льготах. Такими условиями являются: возраст, состояние здоровья, семейное положение, размер семьи и т. д. 

В некоторых организациях в связи с этим работникам предоставляется  право самим выбрать из общего списка ограниченный набор услуг  в зависимости от своих потребностей. Это так называемая система вознаграждения по принципу кафетерия. 

В ряде компаний работникам каждые 9 лет разрешается брать  отпуск на 1 год с правом работы на стороне: стажировка в научном институте, поездка за границу, преподавание, консультации с сохранением полной заработной платы по основному месту работы. 

Гибкая система  предоставления льгот отвечает потребностям большинства работников в разных странах. 

Другая система  дополнительной оплаты труда включает: 

-  премии управленческому  персоналу; 

-  компенсационные  выплаты при выходе в отставку; 

Информация о работе Психологические аспекты кадровой работы