Пути согласования экономических интересов партнеров в системе поставщик-потребитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание

Любые хозяйственные акты могут быть интерпретированы как отношения «поставщик – потребитель». Известно, что первопричиной всякой деятельности является стремление к удовлетворению потребностей. При этом в качестве потребителя человек в хозяйственной деятельности выступает дважды:

─ как покупатель соответствующей продукции;

─ как участник производства этой продукции, поскольку именно стремление к удовлетворению своих потребностей и заставляет человека трудиться.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Типы потребления и цели предприятия………………………………5
Осознание потребности……………………………………………...12
Информационный поиск……………………………………………..14

Глава 2. Теоретические подходы к формированию системы позаказного

планирования на предприятии……………………………………….19

Глава 3. Хозяйственная психология и выбор критерия эффективности……..33

Глава 4. Внутренняя организация и материальное стимулирование

производителя, как механизм формирования положительной

мотивации высокого качества обслуживания клиентов……………40

Заключение………………………………………………………………………43

Список литературы……………………………………………………………....45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по андрееву.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 

                                      Курсовая работа

                            По дисциплине  Основы менеджмента

На  тему: Пути  согласования экономических интересов  партнеров в

                                  системе поставщик-потребитель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                         Выполнила студентка группы 3803

Машарыгина  А.А.

Проверил  Андреев В.Н. 
 
 
 

                                                 

                                              Санкт-Петербург

                                                     2008        

                                            СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Типы потребления и цели предприятия………………………………5

    1. Осознание потребности……………………………………………...12
    2. Информационный поиск……………………………………………..14

Глава 2. Теоретические  подходы к формированию системы позаказного   

                планирования на предприятии……………………………………….19

Глава 3. Хозяйственная психология и выбор  критерия эффективности……..33

Глава 4. Внутренняя организация и материальное стимулирование

               производителя, как механизм формирования  положительной 

               мотивации высокого качества  обслуживания клиентов……………40

Заключение………………………………………………………………………43

Список  литературы……………………………………………………………....45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            ВВЕДЕНИЕ 

    Любые хозяйственные акты могут быть интерпретированы как отношения «поставщик – потребитель». Известно, что первопричиной всякой деятельности является стремление к  удовлетворению потребностей. При этом в качестве потребителя человек в хозяйственной деятельности выступает дважды:

    ─ как покупатель соответствующей  продукции;

    ─ как участник производства этой продукции, поскольку именно стремление к удовлетворению своих потребностей и заставляет человека трудиться.

    Производство  и потребление – это неотъемлемая часть жизни и деятельности людей. Производство и потребление взаимосвязаны. Нельзя потреблять больше, чем произведено (не считая поставок по импорту ). Поэтому  можно сделать вывод, что производство является некоторым регулятором потребления продукции, товаров, благ и услуг.

    Существует  несколько основных принципов, позволяющих  формировать правильное представление  о поведении потребителей:

    ─ потребитель независим;

    ─ мотивация и поведение потребителя постигаются с помощью исследования;

    ─ поведение потребителей поддается  воздействию;

    ─ потребительское поведение социально  законно

        Сотрудники, работающие в организации, являются друг для друга внутренними потребителями, между служащими и руководителями существуют взаимоотношения «поставщик-потребитель».

    Хорошими  отношениями в системе «поставщик-потребитель» являются такие отношения, при которых  обе стороны стараются понять процессы работы друг друга. Такие взаимоотношения  дают возможность договориться о требованиях, отражающих как способности поставщика, так и потребности потребителя. Такие отношения должны быть основаны на взаимном уважении доверие и выгоде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. ТИПЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ  И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

    Двадцатый век по праву может быть назван веком непрерывной революции управления хозяйствованием. Все началась с формирования основ научного управления в трудах  Ф.У. Тейлора и А. Файоля, фордовского феномена, а затем получила свое продолжение в создании и становлении советской плановой системы, «революции менеджеров», тотальной компьютеризации, появлении программного - целевого  и матричного управления. Завершился ХХ век серьезными попытками глобального управления всей планетарной экономикой.

    Любая революция имеет свои причины. Почему же так часто меняются  формы и методы управления в ХХ веке? Ответ, скрывается в изменениях объекта управления системы хозяйствования. Под хозяйствованием  понимается гармоничное (согласованное) протекание  процессов производства и потребления  продукции и услуг. В этом контексте причину возникновения проблем управления следует искать в изменениях:

    ─ характера потребления продукции;

    ─ технологии и организации производства;

    ─ форм и методов согласования процессов  производства и потребления.

    Любые хозяйственные акты могут быть рассмотрены, как отношения «поставщик-потребитель» («П-П») (рис 1.), а хозяйствование возможно лишь в случае, когда отношения «П-П» организованы на основе принципы «суверенитета потребителя».  Под « суверенитетом потребителя» понимается такое положение, при котором необходимая для удовлетворения потребности продукция всегда поставляется поставщиком в нужном потребителю количестве, требуемого качества и в удобные для него сроки. Требование же соблюдения принципа «суверенитета потребителя» есть внутреннее объективное требование организации любой системы хозяйствования. Известно, что первопричиной всякой деятельности является стремление к удовлетворению потребностей. При этом в качестве потребителя человек хозяйственной деятельности выступает дважды: 
 

 

Рис1. Отношения  предприятия со средой хозяйствования 

    ● как покупатель соответствующей  продукции;

    ● как участник производства этой продукции, поскольку именно стремление к удовлетворению своих потребностей и заставляет человека трудиться.

    Под потребностями здесь понимается, что по собственной субъективной оценке необходимо человеку, вне зависимости  от того, какова природа (материальная, информационная или духовная) этой нужды. В соответствии с триединой природой человека, состоящего из тела, души и духа, потребности его также уместно делить на три группы: телесные (биологические), душевные (культурный, информационные) и духовные (личностные). К первой группе относятся потребности в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживание и т.п. Вторая группа включает в себя потребности в образовании, отдыхе, зрелищах, чтении, спорте, т.е. во всех формах общения между людьми. К духовным (личностным)  потребностям относятся потребности в уважении и самоуважении, проявляющиеся в отношении других людей и групп, а также некоторых ценностных установок, значимых для человека и его окружения.

    Указанные потребности различают также  и по способу (средствам) удовлетворения. Физиологические и информационные потребности удовлетворяются в основном за счет результатов участия человека в хозяйственной деятельности (заработной платы, предпринимательского дохода и т.п.). Личностные же потребности могут удовлетворяться за счет результатов хозяйствования, приобретения товаров первой необходимости (одежда, бытовые приборы, продукты питания), а так же очень важно общественно значимая деятельность, например, как посещение музеев, театров, библиотек, выставок и других подобных мест.

    В удовлетворении этих потребностей существует определенная иерархия. В-первую очередь удовлетворяются насущные нужды, такие как питание, одежда и прочее, а уж затем удовлетворяются потребности, которые принципе не имеют особой значимости.

    Своеобразная  ограниченность самого объема физиологических  и информационных потребностей человека ведет к тому, что с ростом дохода и, следовательно, уровня удовлетворения этих потребностей возрастает значимость личностных потребностей. По мере роста дохода все в большей и большей степени поведение человека определяет стремление к удовлетворению именно личностных потребностей. А поскольку последние удовлетворяются за счет дохода лишь частично, да и то преимущественно на начальной стадии, стимулирующая роль дохода падает. Все более значимым для работника становится самовыражение в процессе производственно – хозяйственной деятельности.

    В условиях рафинированного потребления  приобретаемая вещь удовлетворяет  уже не только насущную нужду в  том или ином благе, но и служит средством самовыражения. Владение или даже факт приобретения вещи должны свидетельствовать о некотором социальном статусе владельца. Конечно, такое свидетельство несет на себе не только статусная вещь, т.е. вещь, которая у основной массы значимых для владельца людей уже заранее увязана с принадлежностью к соответствующему кругу (сословию, профессии, виду деятельности, уровню благосостояния, группе и т.п.) и определенным положением в нем.

    Статусной вещь становится в результате действия многих различных факторов. Но самым главным фактором является целенаправленная рекламная деятельность производителей и продавцов  данной продукции. Чем лучше, надежнее свидетельство вещи о статусе владельца, тем выше ее цена и больше для прибыли в ней.

    Особенность удовлетворения потребности в самовыражении  через владение вещью заключается в том, что оно достигается через реакцию окружения владельце. Поэтому статусная значимость вещь прямо связана с наличием людей, желающих иметь данную вещь, силой этого желания и количеством желающих. Чем больше число людей желает, но не может приобрести эту вещь, чем сильнее это желание, тем больше статусная значимость вещи, лучше удовлетворяется потребность в самовыражении владельца и выше ее цена. Отсюда неизбежно вытекает необходимость массовой, тотальной рекламы. При этом речь не идет о доведении информации о вещи потенциальному потребителю. Цель – возбудить массовое, желательно всеобщее вожделение к владению вещью, в том числе и у людей, которые никогда, ни при каких обстоятельствах не смогут ее владеть.

    Статусная значимость вещи в период жизненного цикла изделия не остается постоянной. В момент ее выпуска она наибольшая, далее начинает снижаться и где-то к концу цикла сходит на нет.  Аналогично ведет себе и ее цена. Таким образом, по-настоящему хорошую прибыль изделие приносит только в первой половине своего жизненного цикла. Поэтому в динамично развивающихся отраслях производитель-разработчик ограничивается производством изделия лишь в первой половине, а часто даже одной трети жизненного цикла, заменяя его затем новым изделием (моделью). При этом право производства и продажи заменяемого изделия вместе с правом использования торговой марки обычно передается за соответствующую долю дохода более мелкими фирмами, не имеющими возможности самостоятельно разработать, организовать производство и послепродажное обслуживание изделия данного уровня сложности (система франчайзинга). В результате фирма-разработчик ничего не потеряет, имея достаточный доход от фирм-стателлитов, но приобретает дополнительный доход за счет высокой прибыльности нового изделия, вытекающей из его статусной значимости. Ясно, что ускорение процесса сменяемости выпускаемых изделий держится на стимулировании искусственного спроса. Это возможно лишь при условии постоянного и непрерывного увеличения доли духовных и личностных потребностей, удовлетворяемых через механизм «купли-продажи».

    Гармонизация  отношений «поставщик-потребитель», в силу принципа суверенитета потребителя  являющаяся обязанностью производителя  продукции (услуг), осуществляется двумя  разными путями, применение которых  зависит от характера потребления. При «бедном» типе потребления, когда произведенная продукция, идет на удовлетворение насущных нужды, а замена изделий, используемых потребителем, производится лишь в связи с их физическим износом, настройка отношений «П-П» осуществляется относительно просто. Потребитель хорошо знает свою потребность и свои возможные затраты на ее удовлетворении. Производителю также  не составляет труда все это установить. Остается при определенном, по сути фиксированном по параметрам качества, количества и цены уровне организовать производство с наименьшими затратами.

    В условиях рафинированного потребления  средство удовлетворения потребности  служит как для удовлетворения насущных нужд, так и потребности в самовыражении, а замена изделия, находящегося в эксплуатации, происходит в связи с моральным, а не физическим износом.

    При этом у потребителя существует достаточно высокая степень неопределенности относительно конкретной вещной формы  удовлетворения  своей потребности. Сказанное связано со спецификой потребности в самовыражении, которая удовлетворяется не непосредственно самим потребляемым предметом, а реакцией на этот предмет окружающих. Иными словами, сам предмет потребления удовлетворяет лишь насущную нужду. Потребность же в самовыражении удовлетворяется этим предметом лишь постольку , поскольку у лиц, мнение которых значимо для потребителя, эта вещь является символом  определенного, желанного для потребителя статуса. Отождествление соответствующего статуса с предметом потребления осуществляется посредством рекламы, поэтому конкретная вещная форма удовлетворения рафинированных потребностей становится зависимой от нее и превращается в объект управления со стороны производителя. Следовательно, в условиях рафинированного потребления наиболее значимой становится обратная традиционная связь «П-П». Не потребитель диктует поставщику конкретную форму удовлетворения потребностей, а производитель через массированную рекламу убеждает потребителя в том, что изготавливаемое им изделие во мнении окружающих наилучшим образом символизирует желанный для него статус, формируя, таким образом, спрос на свою продукцию.

Информация о работе Пути согласования экономических интересов партнеров в системе поставщик-потребитель