Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 17:15, курсовая работа
Любые хозяйственные акты могут быть интерпретированы как отношения «поставщик – потребитель». Известно, что первопричиной всякой деятельности является стремление к удовлетворению потребностей. При этом в качестве потребителя человек в хозяйственной деятельности выступает дважды:
─ как покупатель соответствующей продукции;
─ как участник производства этой продукции, поскольку именно стремление к удовлетворению своих потребностей и заставляет человека трудиться.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Типы потребления и цели предприятия………………………………5
Осознание потребности……………………………………………...12
Информационный поиск……………………………………………..14
Глава 2. Теоретические подходы к формированию системы позаказного
планирования на предприятии……………………………………….19
Глава 3. Хозяйственная психология и выбор критерия эффективности……..33
Глава 4. Внутренняя организация и материальное стимулирование
производителя, как механизм формирования положительной
мотивации высокого качества обслуживания клиентов……………40
Заключение………………………………………………………………………43
Список литературы……………………………………………………………....45
Глава
3. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И ВЫБОР КРИТЕРИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Принятие любого, в том числе и хозяйственного решения с точки зрения механизма поведения человека, в первую очередь характеризуется как волевой акт выбора сути, направленности, силы и т.п. следующего за решением действия. Трактовка решения именно как волевого акта выбора свидетельствует о первенстве психологических механизмов, работающих в процессе подготовки и выбора решения независимо от специфики сферы деятельности, которая условно говоря, может играть в выборе роль сильного ограничения, но не способна повлиять на природу функционирования подсознательных и сознательных механизмов мышления.
В свою очередь, в основе объективных начал волевых психологических актов лежат психофизиологические и психохимические процессы, управляемые, несомненно, законами природы. По сути, они не имеют отличия от таких законов, как закон сохранения энергии, гравитации и т.п.
Говорят, что хозяйственные (экономические отношения) развиваются по своим объективным законам. Однако все они представляют из себя ни что иное, как облеченные в специфическую форму той или иной деятельности психологические механизмы с объективной природой и объективными понятиями рациональности как общей, так и специфической сферы деятельности, в т.ч. и деятельности хозяйственной
В силу сложности изучения естественной природы законов поведения, в этом вопросе достигнуты пока еще скромные результаты. Поэтому описывая их сущность будем использовать более корректную систему терминов - «постулаты» рационального поведения. Представляется, что при подходе к более частным вопросам поведения и описанию действия таких постулатов наиболее целесообразно опираться на хозяйственную (экономическую) сферу деятельности. Ее положительная особенность для изучения механизмов рационального поведения заключается в относительной простоте соизмерения состояний до и после принятия и реализации решений, и, следовательно для анализа того, как работают рациональные механизмы поведения.
Знания о том, как работают механизмы рационального хозяйственного поведения, имеют и сугубо прикладной характер. Они могут показать то, каковыми должны быть «правила игры» между хозяйствующими субъектами, также как изучение закона гравитации и ряда других позволяет создать оптимальную конструкцию ракеты-носителя. (Однако не всегда «правила игры» выбираются на основании рационального хозяйственного поведения, т.к. у субъектов могут быть прямо противоположные мотивы - но это исключение из правил).
Исходя из сказанного, можно построить укрупненную графическую модель взаимосвязи рассматриваемых факторов.
Рассмотрим характеристики основных постулатов рационального поведения. Представляется достаточно очевидным, что целенаправленная деятельность человека, независимо от используемых хозяйственно-правовых форм мотивирована (в т.ч. через стимулы) двумя супермотивами:
1. Приобретения (материальных, духовных благ, социального положения и т.п.);
2. Сохранения ( не потери) (материальных, духовных благ, социального положения и т.п.). Общепринято, что ресурсы относительно нужд, целей, потребностей всегда ограничены. Следовательно ряд из них должен распределяться на приобретение с последующей конкретизацией последовательности и количества чего-либо приобретаемого, а другие на сохранение (не потерю) чего-либо имеющегося во владении, пользовании и т.п. также с учетом распределения по объектам сохранения.
Очевидно,
что поведение, связанное с приобретением
строится на максимизации; поведение,
направленное на сохранение (не потери)
с минимизацией таких потерь и, наконец,
распределение ресурсов по супермотивам
и их элементов, строится на минимизации
удельных затрат, т.е. затрат на приобретение
и сохранение единицы чего-либо. Сказанное
можно проиллюстрировать схемой.
Можно выделить и показатель совокупных издержек: min (з+R), показывающий, что при минимизации «з» можно достичь максимизации «R» и наоборот. Это показатель потенциальных состояний. Тогда имеем: Мах П - максимум приобретений; Min R - минимум потерь; Min УЗ - минимум удельных затрат, Min (3+R) - минимум совокупных издержек.
Ясно, что одним из основных постулатов рационального поведения, которое обеспечивает главное в жизнедеятельности - развитие - является «Постулат максимизации полезности», он описывает всю вышеприведенную схему, т.к. полезность может выражаться и в достижении Мах Пив получении Min R и т.п., и, что немаловажно в оптимизации распределения Z3 niR
Другой постулат рационального поведения можно сформулировать как «Постулат условной детерминированности». Он «управляет» распределениями в условиях неопределенности (риска). Его суть заключается в том, что по мере обдумывания выбора и, естественно, с течением времени, происходит привыкание к рискованной ситуации на фоне возрастания интенсивности мотивов приобретения или сохранения. Их соотношение в случае изменяющейся доминанты в сторону увеличения роли супермотивов облегчает совершение волевых усилий выбора несмотря на то, что реально уровень риска не уменьшается.
Следующий из основных постулатов: «постулат быстрого и гибкого реагирования и критериально-ситуационной связанности». Суть его состоит в том, что человек как бы изначально (но, естественно, от простых к сложным задачам) умеет оценивать ситуацию быстро с точки зрения «Постулата максимальной полезности», рассматривая эту полезность с точки зрения приобретения или сохранения (не потери) и соответственно распределяя ресурсы так, что применяет в той или иной ситуации один из названных показателей. Этот показатель становится критерием рациональности (эффективности), и остальные начинают играть роль ограничений. При изменении ситуации (например, возрастании затрат на сохранение полностью исключающих приобретение, «работа» на Min R становится нерациональной) и осуществляется переход на Мах П. Этот показатель становится критерием, а остальные ограничениями.
Такой механизм в совокупности с другими постулатами обеспечивает быстрое и гибкое принятие решений (совершение действий) в условиях неопределенности и, к тому же, позволяет решать сложные многоэтапные, динамические задачи. Любое исследование природных механизмов поведения, в том числе и основ хозяйственной психологии должен, на наш взгляд, основываться на вышеприведенных подходах.
Не трудно заметить, что, рассматривая механизмы поведения, постоянно сталкиваешься с тем, что они направляют деятельность человека на рационализацию потребления. Рациональное потребление, таким образом, является объективной целью жизнедеятельности. Критерии рационального личного потребления следует рассматривать как основу механизма рационального хозяйствования. Они могут и должны являться критериями оценки эффективности результатов деятельности и, в то же время, критериями принятия текущих решений, позволяющих эту деятельность осуществлять рационально.
Таким образом может действовать и корпоративный субъект - потребитель, меняя критерии эффективности в зависимости от изменений ситуации и стараться требовать от обслуживающей его организации осуществления действий, приводящих к рациональному потреблению.
Но
для производителя и его
Следовательно, величина фактически складывающегося дохода у производителя как' потребителя должна корректироваться тем критерием, который задает внешний потребитель, т.е. критерий рационального потребления, задаваемый заказчиком должен лечь в основу системы экономического стимулирования исполнителя.
Поэтому
исполнитель и не способен одновременно
обслуживать нескольких заказчиков,
предъявляющих различные
Из
сказанного вытекает, что каждому
типу отношений в звене «
Ниже
представлена схема, иллюстрирующая данное
заключение. (Рис.5).
Стохастическое
Принципы осуществления
Целенаправленное
Из запаса
Max D
В запас
Инициативное Принципы осущществления Позаказное
Рис.5 Схема основных типов кооперации в звене «производитель - потребитель» Max D - максимизация дохода;
Min Z при
Р =const - минимизация затрат на известный,
постоянный результат; Min (Z+R) при
Р =const - минимизация совокупных издержек
на известный, постоянный результат; Min
R - минимизация потерь.
Глава
4. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
И МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ
ПРОИЗВОДИТЕЛЯ КАКМЕХАНИЗМ
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ ВЫСОКОГО
КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ
КЛИЕНТОВ
Допустим, что обслуживающая организация выбрала для себя тип специализации по форме обслуживания. Следующая ее задача на пути достижения высокого качества обслуживания - построение такой внутренней организации, при которой одно из подразделений являлось бы носителем специфического интереса (требований) потребителей, а другие являлись бы заинтересованными исполнителями заданий, сформированных на основе этих требований.
Такой подход наиболее актуален для фирм, работающих в сфере позаказного обслуживания не «в запас». Заметим, что все большее число фирм, стараясь снизить риски, характерные для работы в запас, в тех сферах деятельности, где это возможно, переходят на позаказную форму обслуживания клиентов.
Консультирование
многих фирм, работающих по заказам
потребителей, позволило сформировать
принципиальную организационную структуру
таких организаций и описать алгоритм
их деятельности на примере обслуживания
заказа, который характеризует последовательность
и содержание работ в базовой, принципиальной
организационной структуре. Принципиальная
модель цикла управления заказом представлена
на рис. 6, Укрупненная схема структуры
управления представлена на рис. 7, Схема
взаимодействий подразделений между собой
и с поставщиками и заказчиками представлена
на рис. 8.